Сергеев М. Д. / О жизни и творчестве
Читательский клуб «Совики»: опыт приобщения детей к чтению в школьной библиотеке
Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима, но сегодня ситуация выглядит иначе. В эпоху высоких технологий читать уже не считается престижным. Дети потеряли интерес к чтению, которое им заменили цифровые устройства. Мы наблюдаем изменение характера чтения – преобладание «делового» над «свободным», растет число учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе. В настоящее время нет официального урока внеклассного чтения, работа с книгой введена в структуру уроков литературного чтения.
Многие родители не знают, что читают их дети, в подавляющем большинстве не выписывают им периодические издания. Сами же школьники предпочитают покупать сканворды, комиксы. А ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека. Как же сделать так, чтобы дети полюбили читать, как увлечь их этим занятием – эти вопросы волнуют и педагогов, и большинство родителей.
Для решения данной проблемы в нашей библиотеке был создан читательский клуб «Совики». Его цель – приобщение детей к систематическому чтению, формирование читательской компетентности детей через совместную деятельность с библиотекарем. Основные задачи клуба:
– учить детей смысловому чтению;
– развивать способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
– учить понимать образный язык художественного произведения, развивать образное мышление через чтение вслух;
– расширять кругозор детей через чтение книг разных жанров и тематики, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
– обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
– формировать навыки рефлексивного (вдумчивого) чтения (выполнение заданий по тексту произведений);
– способствовать созданию привлекательного имиджа «человека читающего».
Клуб «Совики» был создан на базе школы № 19 в информационно-библиотечном центре для учеников 1–4-х классов. Сначала мы проводили тематические занятия (с чтением небольших по объему произведений соответствующей тематики), посвященные Новому году, народным праздникам, юбилеям книг и писателей, обучали смысловому чтению. Дети рисовали и играли в настольные игры, где на карточках размещены мини-тексты, которые нужно пересказать. На следующем этапе мы знакомили детей с длинными художественными произведениями, такими как «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова, «Витя Малеев в школе и дома» Н. Носова и т. д.
В 2021 году основное внимание в работе клуба мы решили уделить региональному компоненту через знакомство ребят с произведениями иркутских авторов Марка Сергеева, Валентина Распутина, Валерия Хайрюзова, Семена Устинова, Софьи Бунтовской, Майи Тропиной и др.
Хочется остановиться более подробно на творчестве Марка Сергеева. Сейчас дети в основном читают произведения современных авторов, и это неплохо. Но есть литература, проверенная временем, любимая разными поколениями читателей. И чтобы помочь ребенку с выбором такой литературы, на помощь приходит библиотека. Книг таких писателей, как Марк Сергеев, попросту нет на полках в книжных магазинах, а ведь его рассказы, стихи и сказки просто изумительные. Такая литература стала раритетной, и каждый библиотекарь бережно хранит эти издания.
Очень хочется познакомить школьников с книгами нашего замечательного земляка, и мы это делаем на наших занятиях. Любимые герои наших читателей – это, конечно, бурундук и музыкант, байкальская нерпа и мальчик Петя из «Таежных каникул». Ребята с удовольствием слушают рассказы, отвечают на вопросы и выполняют задания. В планах снять буктрейлер или небольшой видеообзор по книгам Марка Сергеева.
Занятие проходит в «мягкой зоне», дети сидят на диванах или за столом. Во время того, как педагог читает произведения, ученики могут рисовать или раскрашивать. Рисунок выполняется по заданию в зависимости от произведения. В прошлом году удалось собрать целую коллекцию и сделать небольшую выставку рисунков по прочитанным произведениям. Раскраски подбираются вместе с детьми по теме произведения. Например, при чтении сказки «Глоток океана» ребята раскрашивают нерп и рыбок, слушая рассказ о геологах «Таежные каникулы», раскрашивают горные пейзажи, лесные опушки, людей у костра и оленьи упряжки.
Анализируя деятельность читательского клуба, мы заметили, что дети стали прочитывать больше книг за год. Они приобретают навыки вести дискуссию, отстаивать свое мнение. Школьники стали больше общаться, а общение по интересам, как известно, укрепляет отношения между людьми, учатся работать в команде. Мы надеемся, что занятия в клубе помогут ребятам стать более чуткими к
собеседникам, научат уважать чужое мнение, даже если оно не совпадает с их собственным.