а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш э ю я

Сергеев М. Д. / О жизни и творчестве

Методика ознакомления детей с произведениями 
Марка Сергеева в детском саду

 

«Каждый день я себя начиняю. Я сегодня другой, чем вчера» – так писал Марк Давидович, делясь с читателями мыслью о том, что человек меняется постоянно от того, что все время что-то или кого-то встречает на своем жизненном пути. А встречается человеку многое, в том числе и замечательные книги, страницы которых становятся настоящими учителями, дающими добрые жизненные уроки читающим. И в славном ряду книг-учителей одно из почетных мест занимают произведения иркутского писателя Марка Сергеева, написавшего удивительно добрые книги для детей. 
В каждой из этих книг поэт и прозаик не устает говорить о важности нравственных начал в человеке: совести, доброте и сочувствии, а еще – об уважительном отношении к прошлому и настоящему своего края, своей страны. Марк Давидович много ездил, встречался с самыми разными людьми, но больше всего любил общаться с детьми на мероприятиях, посвященных детской книге. И, как вспоминают современники Марка Сергеева, своим гражданским долгом он считал пропаганду хорошей книги, вдумчивого чтения и культуры в целом. 
Для детей Марк Сергеев написал почти четыре десятка книг, среди которых есть волшебные сказки, очерки, стихи и познавательные рассказы. В каждой их строчке чувствуется жизнелюбие Марка Сергеева, восхищение разнообразием мира со всеми его красками, звуками, событиями. Вот с этим прекрасным миром, отраженным в произведениях Марка Давидовича, и может познакомить детей воспитатель детского сада. Поделюсь своим опытом.
При проведении литературно-игрового занятия по произведениям Марка Сергеева я использую такие формы работы, как громкое чтение, беседа, ролевая игра, путешествие по карте, эмоциональный этюд, обзор книг с выставки, например таких, как «В чудесном доме», «Как краски пошли гулять», «Забавные сказки», «Книга веселого дятла». На стену вывешиваю большую физическую карту России с флажками, указывающими Москву, Иркутск, Сахалин.
Демонстрируя книги Марка Сергеева, я зачитываю строчки из его произведений и задаю детям вопросы.
– Ребята, автор этой книги (показываю книжку «В чудесном доме») – Марк Давидович Сергеев – написал о нашем доме, о России. Вот послушайте, что он пишет:
 

Когда поутру я встаю
И собираю книжки – 
В Москве еще спокойно спят 
Девчонки и мальчишки.
Когда я в школу прихожу,
И бодрый, и веселый – 
На Сахалине, может быть, 
Уже идут из школы.
В Иркутск давно пришла весна –
А где-то вьюга злее,
На Крайнем Севере зима –
На юге хлеб посеян.
И если дождь у нас пойдет –
Зарядит на полгода,
То все равно, хоть где-нибудь,
Хорошая погода.
И радуга горит огнем –
Светла и невесома…
Мы домом Родину зовем –
Просторней нету дома.
 

После прочтения отрывка я информирую ребят, что если ехать на поезде от Москвы до Сахалина, то это займет неделю, и где-то на середине этой дороги находится Иркутск. На карте показываю три точки путешествия и задаю вопросы:

– Ребята, мы прочитали всего 20 строчек, а что вы из них узнали о нашей стране, о России? (Дети с помощью педагога должны прийти к ответам, что страна большая, погода разная из-за больших расстояний и что Марк Сергеев с любовью пишет о России, гордится ее просторами.)

– Мы совершим еще одно путешествие – от Байкала до океана, услышим «забавные сказки» и сделаем «глоток океана». В сказке с таким названием – «Глоток океана» – автор рассказывает о том, как маленький беленький нерпенок не слушался маму и уплывал без разрешения играть с омульком, которого однажды спас из рыболовной сети. Когда пришла весна и белая шерстка у малыша должна была стать серебристо-серой, этого не произошло, потому что нерпенок заболел, и никто не знал, что же делать. И только старый таймень назвал единственное лекарство, которое может помочь: нерпенок должен был выпить глоток соленой воды из океана, а не чистой байкальской. Выяснилось, что папа стар и у него нет сил доплыть до океана, вот тогда омулек и решил добыть глоток океана сам.

Зачитываю отрывок:

Но верный,
храбрый омулек
готовился к дороге.
Он про запас еды припас,
из дома вышел тихо:
он выбрал час,
когда как раз
дремала омулиха.
Он дружбу понимал всерьез
и для спасенья друга
готов был ринуться в мороз,
пройти жару и вьюгу.
Пусть будут сети на пути
и щуки-великаны,
но только б другу принести
глоточек океана.

 

Омулек из Байкала попал в Ангару, по ней доплыл до плотины, преодолевая все трудности, даже от хищной рыбы ушел, а вот перед высокой бетонной громадиной гидроэлектростанции заплакал, не зная, как ее преодолеть.

– Как вы думаете, ребята, нашелся кто-нибудь, кто помог омульку? (Ответы детей.)

Да, ему помог башенный кран. Услышав плач, он перенес рыбку на тучу и отправил ее к океану, где омулек и набрал соленой воды, а потом на той же туче вернулся в Байкал.

Зачитываю отрывок:

И белая фляга  
из чистого льда     
в глубины Байкала нырнула.
В той фляге – вода,
живая вода, 
полна океанского гула.
Полярные ветры, 
полярные льды, 
сиянья полярного полосы –
все спрятано
в этом глоточке воды,
добытой у самого полюса.
В глоточке соленой,
в глоточке зеленой,
в глоточке студеной 
целебной воды. 
 

Предлагаю по ролям (папа и мама нерпенка, он сам, старый таймень и омулек) проиграть встречу в конце сказки:
– Ребята, представьте себя в роли одного из героев сказки и подумайте, что бы вы сказали в данной ситуации на его месте. (Дети участвуют в инсценировке.)
– Так чему же учит эта сказка Марка Сергеева? (В ответах должно прозвучать: сказка учит дружбе, взаимопомощи, отзывчивости…) 
В своих книгах писатель делится восхищением перед чудесами природы, он создает волшебный, радостный мир, населенный животными и растениями. Давайте откроем «Книгу веселого дятла» и узнаем, какой видит поэт обычную полевую ромашку:
 

В небе ветер ходит тяжко,   
ветер просто одичал.  
Словно желтую ромашку,  
ветер солнце раскачал.
В облаках кружил летучих,   
оборвал у солнца лучик, 
отскочил в один прыжок,
Как он пальцы не обжег!
Падал лучик из-за тучек,
проносился как стрела.
Где земли коснулся лучик –
Там ромашка расцвела.
 

– Ребята, какое настроение вызвало у вас это стихотворение? Как его можно показать? (Дети демонстрируют радость, живость, веселье с помощью мимики, жестов, движений.)
– У Марка Сергеева есть еще одна сказка о нашем разноцветном мире, называется она «Как краски пошли гулять». Жил-был художник, и у него служили три краски – синяя, красная и желтая. Однажды он уснул в своем кресле и увидел сон, что краски эти от него сбежали и пошли гулять по свету. (Далее читаю сказку со слов «Так шагали-гуляли подруги без цели…» и до конца.)
– Итак, ребята, сейчас мы с вами представим путешествие этих трех красок, для чего возьмем только три карандаша: синий, красный и желтый – и будем ими рисовать все, что упоминалось в сказке: речку, тучи, солнце, лес, цветы, радугу. Рисуйте так, как представляете, как вам хочется. (Ребята рисуют разноцветный мир сказки, можно использовать фоновое музыкальное сопровождение, а в конце работы оформить выставку рисунков.)
– Какой мир, ребята, у нас получился? Вам понравилось путешествовать с красками? А хорошо ли поступали краски, когда хвастались на весь мир, что они самые важные? А вы можете назвать главные краски в вашей жизни? Что, по-вашему, надо делать в нашем мире, чтобы всем было хорошо в нем жить? (Дети могут ответить, что надо помогать друг другу, не обижать и не хвастаться, радовать друг друга, чтобы мир не тускнел, а был ярким и разноцветным.)  
– Ребята, мы с вами только четыре книжки Марка Сергеева упомянули на нашем занятии, и в основном главными героями в них были не люди, а животные, растения или предметы – краски. Всех этих героев поэт оживил, наделил способностью думать и действовать, а главное – помогать друг другу. Можем мы сказать, что автор всех книжек, которые стоят на нашей выставке, подарил нам частичку добра, поделился своей радостью? (Ответы детей.) 
Занятие можно закончить небольшим заключением о том, что Марк Сергеев писал книги для людей разного возраста, есть у него книги для школьников и взрослых. И когда ребята пойдут в школу, то смогут прочитать о путешествии стеклянной бутылки в сказочной повести «Капелька по капельке», узнают из других книжек, зачем им надо пощупать уши и как с помощью волшебной калоши целый класс учеников вдруг стал невидимым. Ребята постарше познакомятся с историей Иркутска, который сначала был небольшой деревянной крепостью – острогом, а потом из года в год он менялся и постепенно превратился в тот город на Ангаре, который Марк Сергеев называл «любимый Иркутск – середина Земли». 
Оценку мероприятия детьми в конце занятия провожу в виде игрового момента, используя три кружочка – желтого, красного и синего цвета. Если ребенку было хорошо на занятии, комфортно, то он должен показать желтый кружок, если что-то смущало и вызывало затруднение – красный, а если было скучно и неинтересно, то синий.