а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш э ю я

Сергеев М. Д. / О жизни и творчестве

Калейдоскоп контрастов в творчестве Марка Сергеева

Литература Восточной Сибири – это наш проводник к истокам, это «память сердца» сибиряков. С 2017 по 2019 год наша школа являлась пилотной площадкой по реализации программы «Литературная Сибирь». Программа ориентирована на региональный компонент литературного образования, направлена на изучение творчества писателей-сибиряков, призвана обеспечить усвоение основных принципов литературно-художественного развития родного края на значительном отрезке времени: от фольклора народов, проживающих в Приангарье, до произведений современных писателей. Программа расширяет и дополняет знания учащихся о литературном процессе, дает представление о жизни народов региона как в прошлом, так и в настоящее время.
Основными критериями отбора художественных произведений сибирских писателей для изучения являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям.
Изучение произведений писателей Восточной Сибири направлено на воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.
На уроках решаются задачи литературного образования, важнейшей из которых является чтение и изучение текстов, имеющих художественно-эстетическую ценность. Произведения сибирских писателей изучаются в контексте понимания литературы как искусства слова.
На одном из уроков, где мы с ребятами знакомились с биографией и творчеством Марка Сергеева, читали и анализировали художественные произведения с привлечением базовых литературоведческих понятий, прозвучало стихотворение Марка Давидовича «Весь мир состоял из контрастов»: 
 

Весь мир состоял из контрастов –
Из радости, из беды,
Из слов «до свиданья» и «здравствуй»,
Пожаров и стылой воды.
Вода запрещала горенья,
На пламени билась вода.
Года обнажали коренья,
Скрывая в песке города.
И вечность таилась в минуте, 
Я выбрал подальше маршруты.
Я сразу стал ближе к тебе.
 

Ребят удивило, что в таком небольшом по объему стихотворении столько ярких противопоставлений: «радость» – «беда», «до свиданья» – «здравствуй», «дальше» – «ближе» и т. д. Туяне Кукшиновой стало интересно, в скольких еще произведениях Марка Сергеева используется антитеза, и мы решили исследовать поэтическое творчество поэта на наличие противопоставлений. Так появилась исследовательская работа. Ученица расширила и систематизировала свои знания об антитезе. Получилось небольшое теоретическое вступление к исследовательской работе «Противопоставления в языке и литературе».
Антитеза (греч. antithesis – противоположение) – фигура контраста, прием противопоставления понятий, явлений, образов и т. д. Лексической основой антитезы являются антонимы, которые характеризуют разные объекты при их контрастном противопоставлении: «Да здравствует солнце! Да скроется тьма!» (А. С. Пушкин); «И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови» (М. Ю. Лермонтов).
 

Способы усиления антитезы:
1. Разного рода повторы, например корневые, основанные на однокоренных антонимах: «Здоровому и нездоровье зд`орово, нездоровому и нездоровье незд`орово» (пословица).  
2. Синтаксический параллелизм (повтор конструкции): «Познай, где свет, – поймешь, где тьма» (А. Блок).
3. Парономазия (использование фонетического или семантического подобия употребляемых слов, в данном случае антонимов): «Умный научит, дурак наскучит» (пословица). 
Если в основе антитезы лежит одна пара антонимов, такая антитеза называется простой. Она часто встречается в названиях художественных произведений: «Война и мир» Л. Н. Толстого, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, «Толстый и тонкий» А. П. Чехова, «Живые и мертвые» К. Симонова. Две антономические пары или более организуют сложную антитезу:

Ты учитель, я – ученик; ты – писец, я – начальник;
Ты – актер, я – зритель: свищу – и ты сходишь со сцены. 
                                                                                   (Демосфен)

Такую сложную антитезу называют аллойозис (аллойоза). В сочетании с синтаксическим параллелизмом аллойозис дает вид антитезы, названный мукабалой: «Не бойся врага умного, бойся друга глупого» (пословица).

Для практической части нам нужно было познакомиться со стихотворениями поэта из сборников «Шпалы», «Подарю тебе город», «Вступление в осень», «Иней», «Резьба» и выделить антитезу. Проанализировав стихотворения Марка Сергеева, мы заметили, что у поэта чаще встречается простая (одночленная) антитеза, реже – сложная.

Пример простой антитезы:

Пусть придёт презренье и прозренье,  
Дни вместят посевы и жнивьё.

Пример сложной антитезы:
Воде меня не переспорить,
Озлюсь – и мир переверну,
Чтоб снизу – небо,
Сверху – море
И звёзды –
Рыбами по дну.
 

Антитеза в стихотворениях М. Сергеева придает особую значительность каждому из названых предметов, что усиливает выразительность речи. Кроме того, противопоставление в таких случаях принимает на себя логическое ударение, выделяя смысловые центры фразы: 

Мы шумели лесами.
Теперь мы лежим под колесами,
Над крутыми откосами,
Под снегопадом и росами.
Нам знакомы деревни, 
Мы входим в столицу устало.
Это так нелегко:
Поездов бесконечные рейсы
И в жару – не напейся,
В мороз – у тепла не согрейся.
(«Шпалы»)

Антитеза привлекается поэтом не только для выражения контраста. Противопоставления показывают широту пространственных и временных границ: 
…Его трепала в небе непогода,
Его бросало,
Над землей кружило…
(«Баллада о самолетах»)

…И под небом, иссеченным бурями,
Там, где тучи нахмурили лбы,
Он один себе плыл, покуривал,
Дым выталкивал из трубы.
Резал ветер над рябью нервною,
Разговаривая с рекой.
И казалось ему, наверное, – 
Он один на земле такой.
(«Буксир»)
И снова я в крапивном мире,
В зеленой щедрости земной.
И потолок в моей квартире
Украшен люстрою-луной.
А на стене белесоватой,
В добротных рамах из осин,
Висят рассветы и закаты,
И звезды, вкрапленные в синь. 
(«И снова я в крапивном мире…»)
 

Антитеза у Марка Сергеева показывает и полноту отражения явлений, фактов действительности: 

…И если в час беды
О нас ты вспомнишь,
твой горн
тревожно протрубит
подъем,
то мы придем,
горнист,
к тебе на помощь,
живые или мертвые – 
придем.
(«Баллада о тополях»)

Бывают разные усталости,
Неповторимые, как дни.
Спроси у юности, у старости,
Потом ответы их сравни.
Усталость после гонки бешеной,
От разговора сгоряча,
Усталость тайная, что взвешена
Лишь глазом опытным врача.
Усталостью большой и малой 
За радость платим, за беду…
(«Стихи об усталости»)

Противопоставлениями Марк Сергеев передает смену картин, наблюдаемых в жизни, чередование действий, событий:
Радужные дуги
плывут, соединяясь в миражи,
когда меня земля, как в центрифуге,
сквозь радости и горести кружит…
(«Поэзия»)

Я оживляю камень, из него
Я кружева вяжу, леплю карнизы.
я поднимаю солнечные фризы,
рождаю тонких линий торжество.
Они – пунктир, они – вот-вот порвутся,
Но в них начало судеб, в них – итог,
В них есть закономерность революций,
Паденье и рождение эпох…
(«Архитектура»)

Умы – невеждам подражают,
И, вероятно, потому
Нас по одежке провожают
И не встречают по уму.
(«Мир сложен…»)

Как трудно быть рядом
И все-таки быть вдалеке.
(«Размолвка»)

И всё моложе мы,
И ты молчишь, согрета,
Среди кругов зимы
Встречая бабье лето. 
(«Осенние этюды»)

Прочитав множество стихотворений Марка Сергеева, мы выделили наиболее часто встречающиеся противопоставления:
– радость – боль, радость – горесть, радость – беда;
– небо – земля;
– здравствуй – прощай, до свидания – здравствуй;
– полночь – рассвет, рассветы – закаты;
– материк – океан, небо – море;
– деревня – столица, города – деревни;
– зима – лето, зима – весна.
Проанализировав 154 стихотворения поэта из сборников «Шпалы», «Подарю тебе город», «Вступление в осень», «Иней», «Резьба», мы отметили 49 стихотворений с антитезой. Такая работа способствует выработке умения использовать знания внешкольной программы, самостоятельного поиска и анализа, что может способствовать положительному воздействию на повышение речевой культуры школьников.
Собранный материал (реферативный, исследовательский) может быть использован как дополнительный источник информации на факультативных занятиях по литературе и во внеклассной работе, а также для самообразования школьников. Кроме того, аналитический материал будет полезен классным руководителям.