Сергеев М. Д. / О жизни и творчестве
Рабецкая, З. И. Краеведческая деятельность М. Сергеева
Мало кто из жителей Иркутска и Иркутской области не слышал о прозаике и поэте Марке Давидовиче Сергееве. Его стихи звучали на радио и телевидении, по его сценариям ставили спектакли, его книги читали дети и взрослые, песни, написанные на его слова, стали любимыми. И это потому, что все это создавал не только талантливый человек, но и человек, влюбленный в свой край, краевед с большой буквы.
Краевед – это особая миссия. Им может быть историк, филолог, инженер, бухгалтер, ученый, фермер, бизнесмен, т. е. каждый, кто любит свой край, свою малую родину. Но чтобы стать краеведом, нужно не просто любить свой край, но и хорошо его знать, знать его историю и географию, природу и культуру, традиции и обряды, изучать их для того, чтобы приумножить природные, духовные и интеллектуальные богатства своей малой родины. Краеведом становится тот, кто делится своими знаниями, чувствами, мыслями, кто «заражает» окружающих своей любовью и украшает своим трудом ту землю, на которой живет. Таким краеведом и был Марк Сергеев.
Почетный гражданин г. Иркутска, лауреат молодежной премии им. Уткина, член Союза писателей, Союза кинематографистов России - таковы общественные обязанности этого обаятельного человека, который был ответственным за все, что происходило в культурной жизни города и области.
В Российском фонде культуры Марк Сергеев входил в правление и президиум, где заседал вместе с главным краеведом страны С.О. Шмидтом. Их сближала подвижническая деятельность в области краеведения, глубокие знания прошлого своего края и горячее желание использовать в современной жизни все лучшее и ценное из этого прошлого. «Беспредельно влюбленный в свой край» – так писала о нем литературовед Е.Г. Слабковская в послесловии к повести «Несчастью верная сестра» [1, 375]1. И как действительно влюбленный, он делает все для того, чтобы передать свою любовь другим, живущим здесь, чтобы они увидели этот край его глазами.
Краеведческая направленность присуща всем темам его творчества, посвященным Сибири, А. С. Пушкину и декабристам. В своих первых выступлениях на иркутском телевидении в начале 60-х годов ХХ века он вел литературно-документальный цикл «С Иркутском связанные судьбы». Каждая телепрограмма с участием М. Сергеева знакомила зрителей с учеными, декабристами, революционерами, писателями, журналистами, которые в разное время трудились на иркутской земле. Он не только рассказывал о них, но и раскрывал механизм поиска документов о людях, живших здесь в разные исторические периоды.
Во время подготовки к 150-летию со дня восстания на Сенатской площади в Иркутске была издана книга «Своей судьбой гордимся мы: декабристы в Сибири», составителем которой был Марк Давидович. Когда начинаешь ее читать, то понимаешь, что он «составитель» особый. В книге семь авторов: Н. В. Басаргин (1799 – 1861), А. П. Беляев (1803 – 1887), М. А. Бестужев (1800 – 1871), И. И. Горбачевский (1800 – 1869), И. Д. Якушкин (1793 – 1857), П. Е. Анненкова (1800 – 1876), М. Н. Волконская (1805 – 1863), которые оставили свои записки и воспоминания. И о каждом из них составитель написал биографическую справку, причем такую, в которой отразил не только биографические данные, но и показал личность автора, его взгляды, позиции, оценки по самым важным аспектам общественно-политической жизни того времени. Вот как он пишет о Н. В. Басаргине: «Благородство натуры, выразившееся в том, как оценивает Басаргин свою судьбу и судьбы товарищей, доброжелательная объективность, без малейшей степени риторики, чистый, простой и в то же самое время подлинно литературный язык делают «Записки» Басаргина своеобразной повестью, лаконичной и пространной, повестью о высоте духа человеческого, о верном товариществе и возвышенном достоинстве» [2, 18].
О Бестужеве он замечает: «Мужественно держался он на Сенатской, отважно на допросах, смело и гордо в Сибири» [2, 144]. О «Записках княгини М. Н. Волконской», которые впервые были опубликованы в 1904 году, и об их авторе М. Сергеев сказал так: «Написанные взволнованно, с блеском несомненной одаренности, которую чувствовал в Волконской Пушкин, ее воспоминания – явление не только мемуарной, но и художественной литературы» [2, 301].
Каждый биографический очерк – это исторический портрет участника событий, который был создан на основе изучения эпистолярного наследия декабристов и их жен, архивных документов и воспоминаний современников. В послесловии к книге Марк Сергеев, объясняя ее структуру, отмечает: «Материалы в книге расположены антологически: глубокий сосредоточенный слог Н. В. Басаргина сменяет эмоциональное повествование П. А. Беляева. Следом идут записки М. Бестужева, сумевшего до старости сохранить юношеский задор, дерзость, резкость суждений, за ним – щепетильный И. И. Горбаческий, со скрупулезностью ученого собравший и сопоставивший известные ему факты о черниговцах. Затем мы слышим ровный обстоятельный голос И. Д. Якушкина, последовательно и взволнованно рассказывает он обо всем, что произошло. Романтические мемуары француженки Полины Анненковой, лаконичные, но высокохудожественные записки княгини М. Н. Волконской – маленький шедевр мемуарной литературы – завершают книгу» [2, 338]. Сделать такие меткие оценки мог только тот, кто хорошо знал не только документы, но и все, что написано о них. Будучи мастером художественного слова, Марк Сергеев создает художественный образ каждого участника событий.
Вслед за этим изданием вышла книга Марка Давидовича о женах декабристов «Подвиг любви бескорыстной» (1978), содержащая пять литературных портретов: Е. Трубецкой, М. Волконской, А. Муравьевой, Н. Фонвизиной, П. Анненковой. За каждым портретом – большой труд художника слова, который опирается на широкий круг источников, очень разных по стилю, характеру, содержанию, оценкам. И в каждом из них нужно найти то главное, что высветило бы личность его героинь. И это ему удалось. Очень незаметно он говорит об этих источниках: «Строки письма Василия Петровича…», «Сохранилось воспоминание…» [3, 126], «Письма Елизаветы Петровны…» [3, 129]. Так, в каждой новелле не просто дан портрет, но и указано, на каких источниках он создан. Именно поэтому возрастают убедительность образа и доверие к каждому слову писателя.
Марк Сергеев разыскивал новые документы в архивах и библиотеках не только Иркутска, Красноярска, Санкт-Петербурга, Москвы, но и Парижа. В национальной библиотеке Франции он впервые прочитал письмо М. Н. Волконской, в котором она сообщала родственникам Е. И. Трубецкой о последних днях ее жизни.
Творчество Марка Сергеева проникнуто ощущением единства истории и современности. В прошлом он находил таких людей, которые для современного читателя становились образцом подлинной духовности, высокой гражданственности.
В 1963 году была опубликована книга Марка Сергеева «Фантазии на Ангаре», посвященная строителям Братской ГЭС - героям стройки: проектировщикам, бурильщикам, экскаваторщикам. «Так рождались на стройке герои, - писал Марк Давидович. – Герои, о которых, впрочем, говорили только один день, ибо назавтра появлялись новые…» [17].
Марк Сергеев – автор сценариев и текстов 60 документальных фильмов. Из них наиболее запомнились зрителям такие, как «Покорители Ангары», «Братская ГЭС», «Слово об Иване» (о И. И. Наймушине, начальнике строительства Братской ГЭС), «За баргузинским соболем» (фильм демонстрировался в ста странах), «Под знаком сигмы», «Искусство страны Олонхо», «Круг сансара», фильмы о Байкале и об Иркутске. Один из первых фильмов об Иркутске, «Середина земли», вышел на экраны в 1962 году, и с тех пор это название стало синонимом города. Каждый текст фильма или сценария – это поэтический рассказ о современниках, которые творят историю, оставляя на иркутской земле следы своего труда, а поэтическое слово М. Сергеева помогает читателю и зрителю это осознать.
М. Сергеев воспел в своих стихах озеро Байкал, бухту Песчаную, остров Ольхон, реку Ангару и вместе с ними – окружающую природу, непроходимую сибирскую тайгу и неприступные Саянские горы.
В Саянах, зеленых Саянах,
В тайге, что по плечи в туманах,
Кукушка сидит на березе,
Роняет кукушкины слезы.
Или же отрывок из стихотворения «Деревня Матера»:
Материк. Тайга с валежником,
Гордых рек лихой разбег,
Та земля, где стать художником
Может каждый человек.
Такие строки мог написать только тот, кто видел тайгу не на снимке, а шагал через буреломы, встречал восход и провожал закат, кто восхищался ее богатством и глубоко скорбел, когда она горела.
Большое место в поэзии Марка Сергеева отведено Байкалу. Из биографии поэта известно, что он прошел с рюкзаком за спиной по всему байкальскому берегу. Свои впечатления он отразил в стихах:
Синеокая дышит природа,
За волной нагоняет волну,
И лежит голубая громада
Все семьсот километров в длину [8, 343].
В стихах Марка Давидовича есть все, что должен знать краевед о Байкале. Мы узнаём и о том, какова протяженность озера: «Все семьсот километров в длину», и о его животном мире: «Одари меня, море, рыбкой, / Дай ты мне поймать голомянку» [8, 245], и о байкальских ветрах:
Баргузин зовется ветром смелых –
На руку погодка рыболовам.
После баргузина, есть примета,
Каждый возвращается с уловом [8, 415].
В названиях его стихов широко представлена география Иркутской области. Вот некоторые из них: «Ангарск», «В лесу близ деревни Урик», «Залари», «Когда загорелась тайга» (Братск), «Лосята» (Усть-Илимск), «Над Братским морем», «Ночь в Хайте», «Песня о Жигалово», «Песня о Киренске», «Байкальский тракт», «Деревня Матера», «Река Уда»… Список этих «географических названий» стихов можно продолжить.
Больше всего поэтических слов посвящено Иркутску. Город представлен в разные времена года, то ранним утром, то в час пик, то в далеком прошлом, то в мечтах о его будущем. Глубину своей любви к Иркутску поэт отразил в стихотворении, которое, положенное на музыку, стало любимой песней иркутян:
Пусть есть города и красивей, и выше,
Но где бы пути иркутян не легли,
Они тебя видят, они тебя слышат,
Любимый Иркутск – середина земли.
Музыку к ним написала композитор Е. Туманян, удачно уловив лирический настрой поэтических строк М. Сергеева.
Современники и друзья поэта отмечали его любовь к городу. Так, кинорежиссер Т. Коржановский считал, что Марк Сергеев – это часть души Иркутска: «…наверное, очень большая часть этой души была в Марке. Он своей жизнью лелеял и пестовал эту любовь к Иркутску и передавал ее всем нам». Он шел по своему городу, «как по своему дому», любовно замечая, как хорошеет Иркутск, как далеко раскинул он свои окраины [9].
В 1986 году отмечалось 300-летие со дня присвоения Иркутску статуса города. М. Сергеев, конечно же, не мог остаться в стороне от этого события. Имея опыт составителя юбилейных книг, он подготовил объемное издание «Иркутск – три века: страницы жизни». Трудно представить, что это сделано одним человеком, о котором в библиографическом описании скромно написано: составитель М. Сергеев. По структуре и содержанию книга необычна. Она вобрала в себя материалы предшествующих юбилеев, но наиболее полно в ней представлена история города в ХХ столетии, со всеми достижениями, просчетами и проблемами.
Книга открывается поэтичным вступлением «Середина земли». В нем М. Сергеев образно пишет: «…время отсчитало триста лет с момента присвоения Иркутскому острогу статуса города, и мы, стоя на этой временнóй вершине, оглядываемся в прошлое и смотрим в будущее, дабы яснее представить себе, какие вехи в общероссийской истории оставил город наш, чем приумножил богатства натуральные и духовные, чем порадовал мир, чем был жив до нас и чем живет сейчас, чем надеется жить завтра» [4, 3].
Историческому очерку Ф. А. Кудрявцева «Начало Иркутска» предшествует поэтическое слово писателя-краеведа - стихотворение «Иркутский острог»:
…Ни знатных зодчих, ни прорабов,
ни удалых грузовиков,
весь мир – боярский сын Похабов
да сотня дюжих казаков.
Яков Похабов действительно доносил енисейскому воеводе о том, что «в нынешнем 169 (1661) году июля в шестой день против Иркута реки на Верхоленской стороне государев новый острог служилыми людьми ставлю…». И далее составитель включает документы из «Описи» 1684 года, из «Счетного списка», которые языком своего времени раскрывают историю первого столетия Иркутска.
Историю второго столетия города Марк Сергеев открывает стихотворением, которое посвящает Михаилу Ломоносову. В нем поэт видит связь не только во времени, но и в пространстве между гением науки и теми, кто открывал необозримые сибирские просторы:
…Напрасно строгая природа
От нас скрывает место входа
С брегов вечерних на восток.
Я вижу – умными очами:
Колумб российский между льдами
Спешит и презирает рок.
В сборник включены материалы, посвященные основателю Русской Америки Г. И. Шелихову, «путешествию» в Сибирь А. Радищева. Представлены строки его писем к графу Воронцову, в которых он делился мыслями о Сибири, Иркутске и далеком Илимске, где отбывал ссылку.
Иллюстрации, карты, документы Сибирского приказа, копии фрагментов рукописей – все это помогает воспроизвести историю той эпохи. Раздел, посвященный ХVIII столетию, составитель завершает стихотворением «Александр Радищев», которое заканчивается словами:
Крутой мороз.
Но Ангара не стала –
лишь белый пар от вздувшейся реки.
Встречай, Иркутск, бунтующего сына,
предрекшего иные времена.
Идет шуга. Но то не просто льдины –
то с глаз людских спадает пелена.
ХIХ век представлен в книге наиболее полно: страницы летописи, фрагменты из «Записок иркутского жителя» писателя И. Т. Калашникова, из писем М. М. Сперанского, из книги Б. Г. Кубалова «Декабристы в Восточной Сибири», опубликованной в Иркутске в 1925 году, из «Воспоминаний сибиряка о декабристах» Н. А. Белоголового, изданных в Москве в 1897 году.
Завершается материал о декабристах стихотворением Марка Сергеева, посвященным Михаилу Лунину:
И пусть лишили вы его чинов и звания,
стал выше вас он в этой каторжной норе…
Сейчас в конверт он запечатает воззвание
и назовет его «Послание к сестре».
Историю Иркутска второй половины ХIХ столетия составитель показывает через призму появившейся в городе печати. М. Сергеев включил в этот раздел фрагменты писем П. А. Кропоткина, которые были отправлены из Восточной Сибири, материалы, рассказывающие о пожаре 1879 года в Иркутске. Словами писателя В. Г. Короленко рассказано о событиях в иркутской тюрьме (отрывок из книги В.Г. Короленко «История моего современника» [5]. Завершают раздел мемуарные источники эпохи – «Сибирские письма» В. А. Обручева и письма А. П. Чехова матери. Все эти материалы, письма, заметки, фрагменты, иллюстрации надо было найти, прочитать, продумать, как их представить читателю, найти в них то, что отражает историю Иркутска. Эта кропотливая работа отвечала только духу краеведа, влюбленного в свой город.
«Двадцатый век лежал еще в пеленках» - таким поэтическим названием открывает раздел о новом столетии М. Сергеев. Содержание материалов, отражающих историю Иркутска первых 20 лет ХХ столетия, весьма разнообразно: стихотворение М. Скуратова «Иркутск. Начало ХХ века», документы о появлении иркутской социал-демократии, политических заключенных. Материалы раздела показывают остроту борьбы за советскую власть в Иркутской губернии и Иркутске. Письма, воспоминания, в частности воспоминания Я. Б. Шумяцкого «Октябрь в Иркутске», П. П. Постышева «Это было в 1917 - 1918 гг.», А. А. Ширямова «Восстание в Иркутске», фрагменты из книги Н. и В. Дворяновых «В тылу Колчака» [6] представляют сложную картину гражданской войны, развернувшейся по всей стране. В условиях советского времени составитель не мог представить в сборнике документы, рассказывающие о тех, кто сражался по другую сторону баррикад.
Стихотворение Иосифа Уткина «Комсомольская песня», первая строка которого «Мальчишку шлепнули в Иркутске» является основанием для включения в краеведческий сборник, показывает глубину любви к своему краю, родине, земле участников гражданской войны:
И он погиб, судьбу приемля,
Как подобает молодым:
Лицом вперед,
Обнявши землю,
Которой мы не отдадим!
Сочетание в сборнике краеведческих документов разных жанров облегчает читателю восприятие суровых событий тех лет.
«И мы растем, как вырастает идущий к пристани корабль» - такой поэтической строкой из стихотворения И. Уткина «Молодежи» открывает М. Сергеев период иркутской истории с 1920 по 1939 год. В этом разделе - фрагменты из местных и центральных газет, рассказывающие о борьбе с неграмотностью, впечатления, наблюдения и воспоминания А.В. Луначарского, посетившего Иркутск и рассказавшего об этом в книге «Месяц в Сибири» [7]. Большое место занимают материалы об участии иркутских летчиков в спасении челюскинцев.
Особо в книге выделены годы Великой Отечественной войны. Названием раздела, посвященного этому времени, стала строка «Сибирь стояла под Москвою» из стихотворения В. Федорова. В разделе представлены официальные документы, отрывки из воспоминаний, из исторических монографий, в нем звучат слова участников войны и стихи иркутских поэтов И. Молчанова-Сибирского, И. Луговского.
«Пришло дыхание второе» - так назвал М. Сергеев заключительный раздел юбилейной книги. Размах индустриального строительства на иркутской земле поразил воображение всех, кто был к этому причастен. Показать героический труд сибиряков, любовь к родному городу помогали писатели и художники Ю. Левитанский, Ф. Таурин, А. Твардовский, Б. Полевой, В. Распутин, А. Вампилов, С. Иоффе и др. Свои же мысли и чувства, гордость за сибиряков, покорителей не только земного пространства, но и земного притяжения, М. Сергеев выразил в стихотворении «Его позывные - "Байкал"»:
И вот – оторвался от леса, от скал,
В пространство межзвездное хлынув,
И вот – на орбиту выходит «Байкал»,
Земляк наш товарищ Волынов.
Пройдет еще столетие, и краевед-любитель будет искать в этой книге не только имена тех, кто оставил след в иркутской истории, но и дух эпохи, черты времени. И главное, что он почувствует, это любовь к своему краю, его истории, культуре автора-составителя, поэта и прозаика Марка Сергеева.
Краеведческая деятельность Марка Сергеева была направлена на сохранение историко-культурного наследия, на его приумножение и более широкое использование с просветительскими целями. Трудно измерить, сколько он приложил сил для создания Музея декабристов. Следующим архиважным делом для него стало открытие Музея истории города Иркутска. Как член Иркутского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) он содействует сохранению исторических памятников города и области. В одном из стихотворений он обращается ко всем нам с призывом сохранить прошлое во имя будущего:
Летят веселые балясы
Белесой сажей в дымоход.
Неужто силы не достало
Не обрывать искусства нить
И рядом с камнем и металлом
Резьбу по дереву хранить,
Чтоб жил из древности идущий
Зов красоты и мастерства,
Чтоб не родился там, в грядущем,
Иван, не помнящий родства!
Марк Сергеев откликался на все события в краеведческой жизни области. В 1986 году в Железногорске впервые проводились Радищевские чтения. Туда, на встречу с северянами, вместе с писателем В. Утковым и ученым-пушкиноведом Г. Богачом приехал Марк Давидович. Радищевские чтения продолжались в деревнях и селах района: в Коршунихе, Видиме, Новой Игирме. И везде писатель вел разговор о Радищеве, его интересах и устремлениях, читал свои стихи, посвященные этому замечательному человеку, еще 200 лет назад предвещавшему Сибири большое будущее.
В своих произведениях для детей М. Сергеев удивительно умело и занимательно знакомил юных читателей с историей края, его знаменитыми современниками. Об этом убедительно свидетельствует одна из его первых детских книг «Капелька по капельке», написанная в 1962 году [11].
Герой этой книги Коля Силантьев пишет сочинение «За баргузинским соболем», в котором рассказывает о сибирской тайге, о том, как появился Баргузинский заповедник, каковы достоинства баргузинского соболя и почему надо охранять природу. Историю и географию области объединяют письма-капельки, которые пишут ребята из разных уголков нашего края - с Ушканьих островов, где любит отдыхать байкальская нерпа, с острова Ольхон, откуда написал бригадир рыболовецкой бригады, и из многих других мест.
В занимательной форме писатель рассказывает о древнейшем периоде истории Прибайкалья, когда еще водились мамонты, и откуда в Байкале появилась нерпа-тюлень. Из второй капельки читатели узнают об острове Ольхон и о ветрах Байкала – сарме, баргузине, ангаре, смерче. Третья капелька – это рассказ о том, чем занимаются люди, живущие на побережье Байкала. Они сплавляют лес по воде в виде крупных плотов, которые называются сигарами. Одно из писем рассказывало о Горячинском курорте, о том, как его нашли, почему так назвали, какие болезни там лечат. В пятом письме речь идет о Большереченском рыбзаводе, где разводят омулей, о байкальском осетре, которому нужна пресная вода, и поэтому он может жить в новых морях, созданных при строительстве ГЭС.
Далее следует капелька-рассказ о городе на берегу Байкала – Слюдянке. Окружен город цепью гор, состоящих из белого мрамора, из которого в начале ХХ века сделали железнодорожный вокзал на станции Слюдянка. И стоит этот единственный в мире мраморный вокзал более ста лет и не собирается стариться. Завершает знакомство с Байкалом и Прибайкальем седьмая капелька-рассказ о Лимнологическом институте, о том, как ученые создавали препарат для борьбы с сибирским шелкопрядом.
После знакомства с Байкалом автор ведет читателей к Ангаре. Восьмая капелька-рассказ – это поэтическое изложение легенды об Ангаре, Енисее и седом Байкале, который наказал свою своевольную дочь, бросив ей вдогонку огромную каменную глыбу, названную людьми Шаманским камнем. Этот камень стал священным для коренных жителей Прибайкалья.
Капелька девятая рассказывает о покорителях Ангары, а десятая посвящена истории Иркутска. С далекой иркутской стороной были связаны судьбы Радищева, Чернышевского, Шелихова. Просто и образно рассказано об установлении советской власти в городе, о Белом доме и о том, как школьники и И. И. Молчанов-Сибирский встречались с А. М. Горьким, как создавали книгу «База курносых». Капелька одиннадцатая повествует о начале, в 1948 году, строительства Ангарска, о деревне Мальта и экспедиции археолога М. Герасимова, который вел там раскопки. Двенадцатая капелька посвящена Черембассу, как называли раньше Черемховский угольный бассейн. Тринадцатая капелька привела детей в Балаганск, который в связи с созданием Братского моря «переехал» на новое место. Вместе с сибирским ученым А. П. Окладниковым они побывали на ангарских каменных островах, где первобытные охотники оставили свою каменную книгу из рисунков. Такие «писаницы» на скалах встречаются не только на Ангаре, но и на Лене.
Капелька четырнадцатая воспроизводит страницы дневника, где рассказано о Падунском пороге, где в 1954 году стали строить ГЭС и город Братск. Особенно интересно написано о перекрытии Ангары у Падуна, которое происходило 18 июня 1959 года. Ребята узнали о том, что по верху плотины идут поезда, а сбоку, вдоль нее, проложена автомобильная дорога. И сделали все это люди совсем недавно, всего пятьдесят лет назад.
Попрощавшись с Ангарой, бутылка с письмом ученика 5 класса Коли Силантьева направилась на Енисей, о чем рассказали шесть капелек-рассказов. Путь бутылки лежал к океану. Это путешествие происходило в 1962 - 1963 годах. 75 тысяч детей (таков тираж книги), прочитав это произведение, совершили путешествие в историю своего края. В настоящее время эта книга стала библиографической редкостью. Много нового и интересного появилось с тех пор на карте Иркутской области, но рассказать об этом в увлекательной форме, как это сделал знаток своего края Марк Сергеев, пока никто не сумел.
Краеведческую направленность имеет и детский журнал «Сибирячок», в создании которого принимал активное участие М. Сергеев. Об этом писала главный редактор журнала С. Асламова: «Много сердца и души отдал Марк Давидович нашему журналу. Для него «Сибирячок» был прекрасной планетой детства, где всю свою фантазию, все знания родного края, все давние задумки он воплощал в журнале» [12, 27].
Марк Сергеев написал для журнала значительную долю произведений на краеведческую тему. В 1999 году в его сороковом номере появилась рубрика «Пенаты», в которой печатались материалы о малой родине, затем - рубрика «Гербы сибирских городов», где в стихотворной форме поэт рассказывал о каждом гербе.
Увлекательна и рубрика «Устное народное творчество». Поэт наполняет ее фольклором Сибири: сказками русскими, бурятскими, тофаларскими и др. В разделе «Краеведение» школьники находили материал для уроков биологии, географии, литературы, истории. Экологический раздел журнала полон поэтическими призывами М. Сергеева беречь природу, животный мир, Байкал. Даже литературные игры журнала были направлены на то, чтобы вызвать у детей живой интерес к природе и истории родного края. Первый маршрут проходил по берегу Байкала. Боцмана по имени Сарма хорошо знали и помнили читатели «Сибирячка» 90-х годов.
Марк Сергеев мечтал написать для школьников книгу об истории Иркутска. Об этом он писал редактору В. Семеновой: «Выполняя Вашу просьбу, оставляю план книги (книг) в первом наброске… пометки на полях дают возможность, наряду с собственной историей города, дать понятия об исторических науках, приобщить ребят к летописанию и т. д. Так же, как описание вооружения, одежды, бытовых предметов, вынесенное на оборки или подсечки, вернет много старинных слов в ребячий обиход.
Лучше издавать, на мой взгляд, отдельными выпусками, большим форматом – два выигрыша: 1) во времени, так как не надо ждать окончания работы над всем томом; 2) позволяет дать побольше иллюстраций, не стесненных объемом».
Когда разбирали его домашний архив, то нашли наброски книги «Повесть о граде Иркутском». Рукой М. Сергеева был составлен ее проспект:
-
Что было, когда Иркутска не было.
-
Иркутский острог.
-
Град Иркутский.
-
Центр обширной и богатой губернии.
-
Эта часть посвящена Иркутску XVIII в.
- Воевода Шишкин. Первое каменное здание в городе.
- Приказная изба.
- Торговля с Китаем. Посольство в Китай.
- Главный город в провинции.
- Ученые экспедиции…
- Камчатские экспедиции В. Беринга.
- Первые историки Сибири.
- Жертвы Бирона в Иркутске.
- Преосвященный Софроний.
- Следователь Крылов. Иркутское лихолетье.
- «Занесенные ветром» - японские моряки – экипажи кораблей, прибитых к берегам Сибири. Дайкокуя Кодаю. Памятник ему в Иркутске.
- Эрик Лаксман. Освоение иркутскими купцами Тихого океана (Г. Шелихов, И. Баранов, Н. Резанов. Объем этой части 10–12 печатных листов, 3 листа иллюстраций, виды Иркутска, портреты Кульчицкого, Неруновича…).
Таковы были планы и наброски, которым не суждено было сбыться. Поражают не только глубокие краеведческие знания, но и забота о методике: рисунки на полях, вынести устаревшие слова, названия, особенно сибирские, дать яркими красками; и в то же время забота о простоте и доступности изложения. Он планировал, по словам Н. Куликаускене, дать понятия об археологии, палеонтологии, этнографии, палеографии, приобщить ребят к летописанию, ввести в обиход забытые сибирские слова и выражения [13, 240].
М. Сергеев дружил с детскими библиотеками города и области, заботился, чтобы детские книги иркутских писателей поступали в библиотеки, чтобы дети не просто читали их произведения, но и знали, что их авторы живут в одном городе с ними. Именно поэтому он поддерживал конкурсы среди детей на лучшую иллюстрацию к сочинениям писателей-иркутян. Трепетно вчитывался он в отзывы школьников о произведениях иркутских писателей, которые приходили на конкурс, проводимый Иркутской областной детской библиотекой. Марк Давидович стремился к тому, чтобы дети читали книгу осмысленно, творчески передавали ее содержание с помощью рисунка или отзыва.
Не удалось писателю завершить работу над энциклопедическим словарем «Иркутск». Он был научным руководителем авторского коллектива этого издания. Почти полторы тысячи статей, написанных историками, краеведами, были им прочитаны и отрецензированы. Более пяти лет он посвятил этой работе.
На презентации книги Марка Сергеева «Над облаками – облака…» поэт Анатолий Кобенков рассказывал, что в домашнем архиве Марка Давидовича он нашел папку с надписью «Исследовательские работы, материалы к энциклопедии об Иркутске» [14]. И если собрать воедино все, что было написано писателем об Иркутске (какой материал собран, подобран, опубликован в газетах, журналах и книгах), то можно считать, что он уже начал создавать эту энциклопедию, проявляя умение исследователя-историка, любовь краеведа и образное слово поэта.
О чем мечтал Марк Сергеев как краевед? Он мечтал о восстановлении в Иркутске Московских ворот - архитектурного памятника ХIХ века, об открытии в областном центре литературного музея. По его инициативе в Областном краеведческом музее был выделен литературный фонд. Первые книги в нем были из личной библиотеки Марка Давидовича - «Молодая проза Сибири», рукопись книги «Несчастью верная сестра» и др. В беседе с журналистом А. Семеновым М. Сергеев говорил о необходимости закладки второй очереди мемориала, об открытии памятника в честь установления дружественных связей с Японией, об издании серии «Замечательные люди Сибири», в которой он хотел представить своих современников [15].
Сегодня нет в рядах иркутских краеведов Марка Давидовича Сергеева, но есть фонд его имени, который все любовно называют Сергеевский. От имени фонда в день рождения поэта вручают премию «Интеллигент провинции». Хочется верить, что эта премия будет предназначаться таким же подвижникам-краеведам, каким был Марк Сергеев.
Литература
1. Сергеев М. Д. Несчастью верная сестра : повесть. – Иркутск, 1978.
2. Сергеев М. Д. Своей судьбой гордимся мы : Декабристы в Сибири. – Иркутск, 1973.
3. Сергеев М. Д. Подвиг любви бескорыстной. – Иркутск, 1978.
4. Иркутск – три века: страницы жизни / сост. М. Д. Сергеев. – Иркутск, 1986.
5. Короленко В. Г. История моего современника. – М., 1948.
6. Дворянов Н. В тылу Колчака / Н. Дворянов, В. Дворянов. – М., 1966.
7. Луначарский А. В. Месяц в Сибири. – М., 1929.
8. Сергеев М. Д. Каждый день начинать себя снова : стихи. – Иркутск, 1996.
9. Коржановский Т. Г. Он шел по своему городу… // Советская молодежь. – 1997. – 17 июня.
10. Куклин В. Радищевские чтения // Маяк коммунизма. – 1986. – 13 марта.
11. Сергеев М. Капелька по капельке. – Иркутск, 1965.
12. Из орешка он родился... Марк Сергеев и «Сибирячок» / Ирк. обл. дет. б-ка им. Марка Сергеева ; сост. Л.Н. Молина. – Иркутск, 2001.
13. «Он между нами жил…» : вспоминая Марка Сергеева. – Иркутск, 2001.
14. Сергеев М. «Над облаками – облака…» : из записных книжек разных лет / сост. О.А. Гантваргер. – Иркутск, 1998.
15. Времен связующая нить / беседа журналиста А. Семенова с писателем М. Д. Сергеевым // Вост.-Сиб. правда. – 1994. – 16 ноября.
16. Знамя. – 1963. – № 11.