Сергеев М. Д. / О жизни и творчестве
«НЕ СРАВНИВАЙ СУДЬБУ
С РЕКОЙ...»
Имя поэта Марка Сергеева, автора и ведущего популярной в 70-80 годы телепрограммы под рубрикой «С Иркутском связанные судьбы», теперь само вписалось в нее: мало кто из деятелей культуры настолько крепко связан с жизнью своего города.
Его отзывчивость была поистине безграничной, ни одно крупное культурное на-чинание не обходилось без его горячего участия, будь то разработка престижных из-дательских серий «Полярная звезда», «Литературные памятники Сибири», открытие новой библиотеки – Гуманитарного центра им. Семьи Полевых, создание детского журнала «Сибирячок». Спектакли по пьесам М. Сергеева шли в драмтеатре, документальные фильмы Восточно-Сибирской студии кинохроники содержали в титрах его имя, по радио звучали (и до сих пор звучат) его песни об Иркутске.
Заслуги перед городом Почетного гражданина Иркутска Марка Сергеева можно перечислять и перечислять, но не будем забывать, что он был – прежде всего – писателем.
Среди его книг, а их насчитывается более пятидесяти, сказки для детей, очерки о декабристах и первопроходцах Сибири, о Пушкине и Ганнибале и, конечно, стихи.
Поэтические сборники (напомним их): «Первопроходцы», «Шпалы», «Баллада о тополях», «Стихотворения», «Связь времен», «Вечерние птицы» и др. выходили в сибирских и столичных издательствах, и в каждом из них свое неизбежное отражение нашли иркутские и байкальские пейзажи, наблюдения, переживания сибиряка.
К 80-летию со дня рождения поэта Иркутский фонд культуры, основателем которого в 1987 году являлся и работу которого возглавлял в течение десяти лет, вплоть до своего ухода из жизни, Марк Сергеев, подготовил к изданию книгу его избранных стихотворений «Звуки Земли». Составитель сборника заслуженный работник культуры РФ Лина Иоффе, по просьбе редакции нашего журнала передала подборку стихов для публикации. В предисловии, написанном давним другом Марка Сергеева, известным поэтом Ильей Фоняковым, есть слова, которые уместно привести и нам. «Марк Сергеев многое успел сделать на этом свете. И все же главное, что осталось после него, – это его лирика. Она создаёт ощущение присутствия поэта среди нас. С ним можно посоветоваться. С ним можно иногда поспорить. И вновь получить от него поддержку в трудную минуту. А можно и просто порадоваться талантливым, искренним, выстраданным стихам...»
Что мы знаем друг о друге, чтоб друг друга осуждать? Чьи известны нам недуги, чья печаль и благодать?
Среди суетного быта, где запрет для тишины, чья душа для нас открыта до глубинной глубины?
И к себе с какого краю подступиться иногда?
Я и сам себя не знаю, вот в чем дело, господа!
Чем выше в гору – тем Байкал видней.
Вдали вода прозрачность потеряла
и кажется мерцанием металла,
что выплавлен из наших дум и дней.
Чем выше в гору – тем видней окрест,
всю суетливость погасили воды,
возник мираж простора и свободы,
как испытанье, как особый жест.
Душа, трудись, душа, ищи ответ –
уступы круты, кислород разрежен, –
но если мы наросты не разрежем, –
то счастья нет нам и спасенья нет.
Чем выше в гору – тем все реже лес.
И глаз с тебя природа не спускает,
и чистота святая возникает
от близости Байкала и небес.
Не сравнивай судьбу – с рекой,
жизнь – с перепутанной дорогой,
дом – с конурой или берлогой,
и с непогодой – непокой.
Сравни судьбу с другой судьбой,
что, всем иным на удивленье,
спасла реку от обмеленья,
рискуя дерзостно собой.
И с жизнью жизнь соотнеси,
с той, что, не ведая дороги,
шла сквозь житейские отроги
по знакам, что на небеси.
Еще сравни ты с домом дом,
с тем, где открыты окна в вечность,
где поселилась человечность,
где все идет своим ладом.
И с непокоем непокой
сравни, чтоб тут же обнаружить,
как этот мир легко разрушить
своею собственной рукой.
Все тяжелей моя строка,
все неуступчивей поступки,
толочь себя как воду в ступке
честь, ей-же-ей, не велика.
Все тяжелее улетать,
Все беспощадней оставаться,
прощаться, но не расставаться
и звезды с неба не хватать.
Все тяжелей моя вина
Пред временем и пред тобою.
Между подъемом и отбоем
я весь натянут как струна.
К строке прилипло слово «суета»,
не потому, что мной оно любимо,
а потому, что жизнь все мимо, мимо,
увы, не та, что грезилась, не та.
Все отгорело на моем лугу,
и дни, как фотографии, контрастны,
и семь цветов, как прежде,
мне подвластны, а радуги составить не могу.
Четверг явил такую милость:
полдня с небес вода лилась,
а пожеланье не свершилось,
поговорка не сбылась.
Когда высокое светило
на землю бросило цветы,
ты, не прощаясь, уходила,
и знаю, не вернешься ты.
Ты будешь близко, будешь рядом,
но силы нет в твоем огне,
и ты ни словом и ни взглядом
уже не ринешься ко мне.
Мне не вернуть твои заботы,
не взять над отчужденьем
верх ни после солнышка в субботу,
ни после дождичка в четверг.
Снегопад, снегокрут, снеговей,
февраля запоздалое эхо,
ни удачи тебе, ни успеха –
нам давай что-нибудь поновей.
Снеговей, снегопад, снегокрут,
перехлест заблудившейся вьюги,
бесполезны, бесплодны потуги,
слышишь: вешние птицы поют?!
Снегокрут, снеговей, снегопад,
что ж ты так задержался позорно?
Все твои серебристые зерна
На весенней улыбке сгорят.
Давайте проживем хотя бы год –
загадывать на дольше безнадежно, –
давайте проживем хотя бы год
неотразимо и неосторожно.
Чтоб сердце обрывалось до высот,
чтоб искренность и правда – на пределе.
Давайте проживем хотя бы год,
как будто он последний в самом деле.
Как мелки станут клятвы и грехи,
как сладки станут травы и дождинки,
как много разлетится шелухи,
и счастье заблестит посерединке.