Молчанов-Сибирский И. И. / О жизни и творчестве
Детская тема в творчестве И. И. Молчанова-Сибирского
И. Молчанов-Сибирский любил детей мужественной, стеснительной, деликатно проявляющейся, но безмерной любовью. Имя поэта навсегда связано со знаменитой историей возникновения и творческой деятельностью «Базы курносых» – с интереснейшим почином, который получил высокую оценку М. Горького. Но многим ли известно, что это начинание не было случайным, что оно было связано с самыми сокровенными чувствами и мыслями И. Молчанова-Сибирского?
Когда, в связи с предстоящей годовщиной 40-летия Советской власти, возник замысел создать хотя бы в самом кратком виде историю литературного движения в Иркутской области, замысел, кстати говоря, осуществленный еще при жизни и при непосредственной помощи поэта, мы обратились к нему с просьбой подробно рассказать о жизни и творческой работе «Базы курносых». Он ответил:
- Уже вcё рассказано и опубликовано. Но, может быть, не лишним будет сказать, что идея организации «Базы» была подсказана М. Горьким, хотя он об этом вначале и не подозревал. Его мысли о коллективном труде писателей побудили меня создать литературный кружок в шестой фабрично-заводской десятилетней школе Иркутска.
- А почему именно в школе? Почему именно пионерский?
- Вот это действительно важный вопрос. Почему? Во-первых, потому, что художественные таланты нужно развивать с детства. А, во-вторых, потому... (поэт стеснительно улыбнулся) потому, что дети – моя слабость. Всю жизнь я к ним неравнодушен... Даже когда сам был ребенком, мне всегда хотелось чем-то помочь, что-то сделать для ребят, которые были меньше меня...
- Что же сделал поэт для ребят шестой школы? Почему взыскательный, требовательный к людям родоначальник советской литературы подарил сибиряку экземпляр последнего издания книги «В людях» с дарственной надписью «Дяде Ване Молчанову-Сибирскому. М. Горький. Хорошее дело делаете, дядя!?» Потому, что «далеко в стране Иркутской» был проявлен прекрасный почин в создании новых форм художественного воспитания детей — форм коллективного творчества. Организатор литературного кружка в школе ФЗД отказался от традиционных приемов. Вместо чтения лекций и докладов по вопросам искусства, вместо разбора литературных опытов начинающих авторов, он воодушевил пионеров на создание коллективных произведений.
- Сейчас все это кажется простым и легким, – вспоминал И. Молчанов-Сибирский. – А вот попробуйте собрать в единый коллектив всех этих буйных мальчишек и девчонок с различными характерами и разными мечтами. Больше того – сумейте помочь их творческим начинаниям без навязчивых подсказок, без дидактических поучений. Главной своей задачей я считал – направить внимание пионеров на изображение реального опыта их собственной, пусть еще не длинной, но уже богатой событиями жизни.
- Книга «База курносых» была задорной, оригинальной, но именно реалистичной. В ней пионеры рассказывали о школьных и лагерных делах, о своих экскурсиях в Кузбасс и Новосибирск. А добывав на первом съезде советских писателей, и, встретившись с М. Горьким, они написали новую книгу «В гостях у Горького».
Нельзя полнее и лучше оценить творческий опыт иркутских школьников, чем это сделал сам виднейший советский писатель в статье «Мальчики и девочки»: «Я уверен, что мы научимся очень хорошо трудиться, если поймем значение коллективной работы познания, а также изображения крайне сложных явлений нашей жизни, изучая эти явления коллективно при наличии искренней, дружеской взаимопомощи и затем организуя приобретенный опыт индивидуально в образах, картинах, в романах, рассказах».
Но вполне естественно, что, будучи поэтом, И. Молчанов-Сибирский не только стремился пробуждать художественные таланты детей, «о и сам писал для них, иначе говоря, непосредственно участвовал в развитии эстетических вкусов маленьких читателей. Детская тема занимает в его творчестве едва ли не равное место наряду с произведениями для взрослых. Им написано 20 больших и малых книг. Среди них такие, как «Милая картошка» (Иркутск, 1933 г.), «Лисенок Тумай» (там же, 1934 г.), «Таежная тропинка» (там же, 1948 г.), «Костер» (Чита, 1949 г.), «Здравствуй, лагерь!» (Новосибирск, 1951 г.), «Зорька» (Красноярск, 1951 г.), «Таежница» (Москва-Ленинград, 1954 г.), «Зеленая иголка» (Иркутск, 1957 г.). Наконец, в 1959 г. в Иркутске посмертно издан большой сборник стихов «Родная моя Сибирь», включающий 77 произведений поэта, написанных в разные годы.
И. Молчанов-Сибирский писал о детях и для детей, упорно стремясь к осуществлению своей общей поэтической цели – изображению человека-труженика, человека, врастающего в коммунизм. И, разумеется, детская тема повертывалась у него своей особенной стороной. В каждом из произведений настойчиво звучит главная идея: великий героизм наших современников должен быть унаследован, должен получить свое дальнейшее развитие в характерах будущих героев.
У И. Молчанова-Сибирского есть книжки, рассчитанные на малышей. Но среди них поэт выбирает себе определенный круг читателей – 5-6-летних дошколят, интересующихся уже не только картинками и краткими подписями под ними, а широким миром, окружающим их. Они не только ищут в этом мире яркие краски и острые впечатления, но уже пытаются его понять, вмешаться и что-то сделать.
Разумеется, поэт хорошо понимает психику своего читателя и всегда стремится удовлетворить его жажду к живым впечатлениям, показать ему природу во всей ее живописной радостной красоте. В стихотворении «Лето», как и во многих других, мир Сибири открывается в своем ярком цветении. Жадные, ищущие плаза ребят из детского сада, приехавших на дачу, во всей непосредственности видят огромные богатства. Тут и удививший всех бурундук, разлинованный как тетрадь, и ослепительные жарки, и косяки малявок в горной широкой, но не глубокой реке, и такие «всамделишные» колокольчики, которые вот-вот зазвенят на ветру.
Но уже здесь отчетливо проявляется «педагогический» замысел писателя: пусть ребенок играет и веселится, но пусть одновременно расширяется его познание о мире, пусть в сердца и души детей навсегда западут эти впечатления о великих просторах, о цветах и зверях, о бурных реках и тайте.
Многочисленные стихи о зверях и птицах писались И. Мо л ч а нов ы м-С и б и р с к им уже не только для того, чтобы расширить познавательный кругозор детей, но и для того, чтобы, используя их влечение и любовь ко всему живому, упрочить становление морали человека нашего общества. Из стихотворений этого рода можно выделить как характерное «Я – за маленьких». Приключения и беды маленького зверька – повод для высказывания мыслей большого значения. Поселился во дворе щенок, и стали его обижать и старый большой гусак, и Котофеич-Котофей, и горлан-петух. Плохо пришлось бы беззащитной собачонке, но:
Вдруг... во двор вошла Катюша.
Вмиг порядок навела, –
Прут взяла с завалинки,
Сразу всех разогнала:
– Я всегда за маленьких!
Спокойно, но веско, без нарочитых поучений, но очень доказательно дан детям предметный урок: будь справедливым, защищай своих маленьких друзей.
Поэт знает, что уже в этом дошкольном возрасте дети мечтают о том, кем они станут в будущем, и он предлагает им обширное поле для деятельности. Герои стихотворения «Мы мечтаем» имеют самые серьезные намерения: один через десять лет будет капитаном, другой – летчиком, третий – пограничником, четвертый – садоводом. Но важно не только то, что поэт выставляет образцы для подражания, но и то, что стихи остаются детскими, раскрывающими непосредственность и наивность маленьких героев. Будущий капитан хочет управлять лишь непременно большим, двухтрубным пароходом – на меньшее он не согласен. Другой, избравший профессию пограничника, хочет стоять в дозоре и ловить шпионов только со своим Трезоркой.
Однако стихи для дошкольников занимают в творчестве И. Молчанова-Сибирского сравнительно небольшое место. Каждый писатель, создающий произведения о детях и для детей, ищет своего конкретного читателя, ибо, избирая, сказалось бы более узкую область деятельности, чем литература «вообще», художник сталкивается с дополнительными трудностями: нельзя одинаково писать для дошкольника-малыша и подростка-школьника, чьи запросы и интересы, в свою очередь, отличаются от стремлений юношества. «Дядя Ваня» интересовался больше всего подростками, о них он думал прежде всего, создавая свои произведения. Объяснял он это тем, что все дети хороши, а самые «занятные» из них, развивающиеся из несмышленышей, переходящие в тот счастливый возраст, когда детская наивность соединена со всепоглощающей жадностью к познанию мира.
Какие же новые страницы в творчестве И. Молчанова-Сибирского открывают его стихи для детей-подростков? Метод у поэта тот же самый, что и у всех других больших и значительных писателей – он ведет с детьми серьезный разговор обо всем, что интересует и взрослых, относится к маленькому читателю со всей требовательностью, без какого бы то ни было «подыгрывания» и упрощенчества, без нарочитой наивности. Вот почему содержание произведений поэта в детском мире такое же, как и в общем направлении его творчества: выдвигаются те же задачи, изучаются те же характеры, хотя художник, как увидим дальше, сознает и подчеркивает различные условия для их формирования. Что же касается художественной формы стихов, то в ней действительно проявляется своеобразие, рассчитанное на детское восприятие, та дополнительная «простота» и «легкость», которые удовлетворяют потребность именно маленьких читателей.
В самом большом поэтическом сборнике И. Молчанова-Сибирского «Зарницы» есть специальный цикл «Маленькие друзья». Все 22 стихотворения в нем, обращенные к детям, в той или иной форме, иногда от лица автора, чаще от лица героев утверждают великое значение труда в формировании человека. Та великая истина, которая была заключена в ленинской речи на III съезде комсомола, легла в основу главного педагогического принципа поэта: не игра в труд, не забава, а пусть небольшая, но всегда ощутимая практическая польза составляет основу жизни ребенка в советской стране.
Как завет отцов и матерей сыновьям и дочерям, как требование самого художника к своим подрастающим друзьям, звучит эта идея в заглавном стихотворении цикла «Из путевого дневника». Проходят школьники по солнечной дороге, и перед ними расстилается яркий современный пейзаж: они видят огромный шагающий экскаватор, серебряной молнией промелькнувший в небе самолет, необъятные поля золотом наливающейся пшеницы. «Широка сторонушка любимая», всюду видят детские глаза приметы гигантских усилий своих отцов. И главное их стремление, – заветная мечта, – стать работниками, помогающими своей стране:
Смотрим все мы жадными глазами
И любуемся огромной силищей,
Машинистами мы стали б сами,
Поскорей бы нам идти в училище...
Поэтическо-педагогическая идея И. Молчанова-Сибирского совершенно верна: и учеба есть труд, и в ней может и должно проявиться пламенное стремление подростка быть полезным социалистическому обществу. Очень важно, чтобы дети именно в таком плане представляли себе свои школьные занятия, чтобы поэзия труда освещала им нелегкий путь к знаниям. Поэт со всей серьезностью говорит об этом своим читателям. Как и полагается большому поэту, он, великолепно зная ребячью психологию, вполне согласен с малышами, что они вот сейчас, в пору, когда сидят за партами и увлечены своими затеями, уже имеют право на большие «звания». Ни тени усмешки, лишь легкая улыбка заметна в его стихах «В этот день». Первого сентября гостеприимно распахнула школа свои двери. В ослепительно яркий сибирский осенний день, когда падают схваченные морозом золотые листья, хотя еще тепло и в синем небе нет ни тучки, идут школьники на занятия. Все для них важно, все полно значения. Каждый из них садится за парту с сознанием, что он – участник строительства в своей стране:
Стройки всей страны на наших картах
По одной программе: миру – мир.
Рядышком сидят на школьных партах
Рыбовод, строитель, командир.
Покорители стихий, природы,
Недр земли, морского дна,
С новым радостным учебным годом
Поздравляет школьников страна.
Та доля умной поучительности, которая неизбежно заключена в хороших стихах для детей, проявляется у И. Молчанова-Сибирского очень естественно, без натуги. Силой поэтического доказательства он возвышает значимость хорошей школьной отметки до уровня всякого важного «взрослого» дела. Сибирские мальчуганы встречают и провожают дальше гостей из Кореи, едущих на фестиваль в Москву (стихотворение «Подарок»). Что есть самого дорогого у подростка Сережи, чем он может гордиться? Есть у него заветная тетрадка. «Восемь в ней пятерок, восемь, нет четверки ни одной». Вот этот подарок и оказался самым дорогим для труженика-корейца, гордящегося тем, что ребята советской страны своим трудом укрепляют содружество социалистического лагеря. Да, в этом нет никакой натяжки: табель с отметками – такой же важный подарок, как и все другие. Труд школьника вновь окружен ореолом высокой значимости.
В других стихотворениях поэт стремится показать, как быстро сказываются результаты «упорного школьного труда». Тот, кто учит детей, – большой человек, не случайно его ждет высокая награда. И в стихотворении «Орден Ленина» дан образ учительницы, чей героизм был отмечен указом правительства, чья слава родилась здесь, в обыкновенной школе. Тот, кто учится, – тоже имеет значительный вес в обществе. И в стихотворении «Радость» нам открывается взволнованность и радость школьницы. Ее труд не прошел даром, ее приняли в пионерский отряд за то, что она училась, как подобает человеку, достойному тех, кто ее воспитал. Тот, кому трудно учиться, – не пропадет среди своих друзей. И в стихотворении «Пионеры помогли» рассказано о том, как героически потрудился весь класс, чтобы помочь отстающей в учебе Марусе.
Дети верят стихам И. Молчанова-Сибирского, верят не только потому, что он раскрыл им общественное значение труда в школе, труда – учебы, но и потому, что он их (поэтически убедил: учеба очень быстро, тут же в школе, или где-то неподалеку от нее, приносит советскому обществу свою практическую пользу. По-хорошему хитрый «дядя Ваня» очень хорошо знал, как нужно воздействовать на ребят, как преодолеть в их душе недоверие, что они могут действительно сделать что-то реальное, для каждого взрослого значимое и серьезное. Он в живых, убедительных картинах показал, как много может сделать подросток для общей пользы.
Вот ребята устроили в школе «живой уголок». Они радуются, наслаждаясь яркими цветами, возней и забавами птиц и маленьких зверюшек. Но им безмерно дорог труд, заботы и волнения, вложенные в общее дело. Тут уже не только забавы, а серьезное дело (стихотворение «Живой уголок»). Радостна, отрадна забота, когда дети выполняют «всамделишные» поручения. Это они создали пришкольный огород и вырастили великолепный урожай: «Капуста здесь на диво и тыквы весом в пуд». И все это создано руками, трудом предприимчивых мичуринцев. И то, что они работали вместе, сделали что-то нужное, полезное, справедливо рождает в их сердцах чувство удовлетворения и гордости (стихотворение «Огород»).
В трех главах произведения «Школьные садоводы» поэт не только учит детвору трудиться. Серьезность и требовательность И. Молчанова-Сибирского проявляется в том, что он неустанно подчеркивает: если школьник захочет, он, подобно взрослым, может стать преобразователем сибирской природы, украсить суровую землю цветами и деревьями. В этом смысле стихи о том, как Коля, Сеня и Миша сажали на школьном участке яблони, груши, кусты крыжовника, поэт считал лично для себя и для других очень важными. И не случайно стихотворение «Школьные садоводы» имеет свою сложную и интересную историю.
– Три года в нашу эпоху – срок очень большой, – рассказывал Иван Иванович. – За тысячу дней можно организовать межпланетное путешествие, написать двухтомный роман, совершить переворот в промышленности. А я три года делал и переделывал своих «Школьных садоводов». Худо ли, хорошо ли сделал, только очень обрадовали меня мои читатели – письмами засыпали. Один требует – «Дядя Ваня», давай посадочный материал» (так и написал в ученых выражениях); другой просит прислать книжку про садоводство; третий советуется насчет удобрений; четвертый жалуется, что у них при школе только кусачая крапива растет, а на мичуринцев никто не обращает должного внимания... Значит, кто-то читал мои стихи, кому-то они понадобились...»
Да, именно понадобились, потому что в них очень доходчиво и очень образно детские дела возвышены, – как они этого и заслуживают, – до уровня всей великой созидательной работы в нашей стране. Они увлекательны, эти дела, но они и суровы, и трудны, ибо требуют не игры, а каждодневных усилий: маленькое семечко надо не только посадить, но и «холить», нужно спасать молодые вишни и яблони от града, нужно, чтобы декабрьские трескучие морозы не погубили замечательный забайкальский абрикос. – Работай неустанно! – призывает поэт. – Ищи красоту жизни в труде, в нем самом находи радость и награду! Вот тогда, пробившись через все и всяческие препятствия далеко не ласковой природы, загорятся на солнце плоды яблони, получившей название «Сибирская заря», тогда пойдут в рост груши, вишни и ранет. И для тех, кто не боится трудностей, кто нашел свою радость в поисках, кто преодолевал неудачи и добивался победы, открыта широкая дорога к самому разнообразному и увлекательнейшему творчеству. Автор не боится «дидактического» вывода, потому что он не навязан ребенку, а естественно включает в себя совершенно реальную перспективу развития маленького человека – в большого:
...Подрастем немного мы –
Переделаем природу,
Переделаем погоду.
Важно только доказать подростку, что нельзя разделять дела на «малые» и «большие» – все важно, когда растет, созревает человек. Куда бы он ни обратился, повсюду найдется, где приложить свои силы. Герои стихотворения «Пионерский мост» были в походе и увидели непорядок: не велика водная преграда, а мостика нет. Пусть будет удобно и хорошо людям, которым приходится ходить этой дорогой. На работу выделено первое звено, запела свою песню пила, застучал топор, и теперь «хоть легок, хоть и прост, все-таки надежен мост». Бурятский мальчик, изображенный в стихотворении «Маленький Балдоржи», вместе с другими пионерами ловит в степи зубастых урху – сусликов. Он – деловит, озабочен, старателен, полон достоинства: как же, он очищает поля от вредителей, помотает выращивать урожай хлебов. Казалось бы, между занятиями дошкольника Балдоржи и тем, что он будет совершать в будущем, – дистанция огромного размера. Но поэт не боится соединять воедино «маленькое» и «большое». Здесь, в степи, в будничном, практическом деле формируется характер человека – «будущего героя и большевика».
В стихотворении «Поднимается погода» мы ясно видим, как подростки учатся сноровке, сообразительности, мужеству, – тем качествам, которые непременно присущи советским людям-сибирякам. Как это нередко бывает, внезапно разыгралась на Байкале буря, заставшая в открытом море пионеров. Но «смелых буре не спугнуть». Знают ребята свое дело, спокойны гребцы, «ловко правит рулевой». Лодка придет к месту своего назначения.
За человека волевого, мужественного, честного и деятельного борется в своих произведениях И. Молчанов-Сибирский. Труд может быть разный, но без участия в том или ином творчестве людей советского общества не может сформироваться будущий герой нашей современности. Его представления о чести, товариществе, дружбе, об ответственности перед государством, его эстетические запросы и потребности – все рождается в труде. Это было доказано поэтом, когда он в стихотворениях для «взрослых» знакомил нас с геологами и солдатами, рыбаками и академиками. А в стихах для детей он ставил своей целью показать, как должен формироваться и как формируется такой герой.
Однако любой педагог имеет право задать вопрос: «Все это очень хорошо, а чем же стихи для «маленьких» отличаются от стихов для «больших»? Должна же быть какая-то разница?». Бесспорно. И она есть в произведениях И. Молчанова-Сибирского. И речь идет не только об особенностях формы, о чем разговор будет ниже, но и об особой трактовке содержания.
В том-то и состоит главное достоинство детских произведений И. Молчанова-Сибирского, что он прекрасно знает и учитывает особенности детской психологии – особую остроту восприятия мира у своих маленьких читателей, напряженную взволнованность их души, яркость их эстетических ощущений и представлений. Когда пионеры в стихотворении «Из путевого дневника» говорят о том, что «смотрим все мы жадными глазами», мы понимаем, что эта «жадность» особого рода, что она скрывает за собой всепоглощающий детский интерес к миру, человеческому обществу, к его делам и заботам. Когда стихотворение «В этот день» знакомит нас с «шумной веселой гурьбой школьников», мы понимаем, что жизнерадостность, влечение к яркой красоте – неотъемлемое свойство их характеров.
В стихах И. Молчанова-Сибирского тема труда романтизируется не внешне, не за счет высоких фраз о его значении, а во имя утверждения радости, счастья, как боевого мироощущения, рождающегося в детских заботах и делах. Уже в тех произведениях, которые нами использованы раньше, можно видеть, как рождается и развивается у подростков полнокровное эстетическое чувство, находящее себе почву в школьных пионерских делах, в сознании, что «маленькие» помогают «большим», что они, эти «маленькие» – активные участники жизни. Бурную радость переживает весь школьный коллектив, потому что награждена орденом любимая учительница. Легко дышит и весело смеется «весь класс», когда он «вытянул» плохо учившуюся Марусю. Природа втройне хороша, солнце светит еще ослепительнее, сороки трещат еще веселее, когда сумеешь переломить себя и, преодолев соблазны, сделаешь уроки. А стихотворение «Впервые на экзамены» прямо включает природу в круг детских забот. «Смотрите, – как бы говорит поэт, – если вы, ребята, хорошо потрудились, выполнили свой общественный долг, то поэзия мира, его красота откроются вам во всей широте и блеске». Ребенок одухотворяет природу, и она, как живое существо, отзывается на все хорошее, благородное. Вот почему стихотворение «Впервые на экзамены» придает высокое поэтическое значение тому факту, что четвертый класс должен серьезно отчитаться в своих знаниях. Но раз ребята понимали, что дело – не шутка и славно трудились целый год, то наградой дли них служит не только радость учителей и родителей, но и ощущение своей близости к великому радостному миру природы своей страны:
Им яблоня поклонится,
Приветит ясный день,
Как друг, к плечу притронется
Душистая сирень...
Сосна кивает веткою
И тянется к окну...
Хорошими отметками
Встречают все весну!
Глубокое понимание детской психологии проявляется у И. Молчанова-Сибирского и в том, что, отлично владея методом ненавязчивого, очень живого, естественного поучения, он понимает: его читатель нуждается и в таком отдыхе, когда не думает ни о своих больших обязанностях, ни о своей большой ответственности, когда он со всем пылом горячего сердца радуется, развлекается. В эти минуты и часы ему будет очень приятно прочесть стихи о беззаботной юной поре, о безотчетном чувстве прекрасного, переполняющего душу. Нам хочется подчеркнуть, что в стихотворениях «Что случилось?», «Осенний поход» и в других великолепно выражено чувство молодости, той ее поры, когда душа открыта всем впечатлениям, когда мир отражается в ней во всем своем радужном блеске. И хотя в таких поэтических миниатюрах нет непосредственной связи с большими детскими делами и заботами, мы понимаем, что ощущение полноты жизни героев поэта – примечательная и необходимая черта их характеров.
Вон кусты стоят густы –
Ягоды спелехоньки,
Туески из бересты
К вечеру полнехоньки...
Голубицы мы поели –
Потому и посинели.
Так в стихотворении «Что случилось?» мы видим и нашу тайгу, и ребят со всей свежестью и наивностью радостного сердца, любующихся природой. Если богатства мира воспринимаются открытой, жадной к впечатлениям душой, она сама становится богаче.
Пейзаж в стихах И. Молчанова-Сибирского «для взрослых» полон чертами и приметами Сибири. Его пейзаж в детских произведениях точно так же помогает понять человека наших родных мест, на этот раз человека «маленького». В произведении «Осенний поход» мы читаем: для тех, кому Сибирь незнакомая сторона, ее дремучие леса представляются «хвойной суровой тайгой». А для юных жителей, казалось бы, дикой и холодной стороны, все дорого, прекрасно. Здесь его родные места, и полон уюта этот великолепный мир в любую пору, и в предзимнюю пору тоже, когда «к опушкам осень ластится в позолоченном платьице»:
Легко в распадке дышится.
«Ау» повсюду слышится.
Могучие, спокойные,
Шумят деревья хвойные,
Глядятся в небо чистое
Богатыри ветвистые.
Широта кругозора поэта, творившего для детей и сумевшего так много сказать им и о великом значении труда, и о красоте мира, учившего своих читателей без нарочитых поучений, проникшего в их своеобразный эстетический мир, включает в себя и верное понимание формы детских произведений.
Очень легко сказать, что эти произведения написаны просто, с таким использованием средств поэтической речи, когда каждое из них доступно пониманию любого ребенка. Но ведь и для взрослых поэт писал тоже просто. Где же та мера, какой можно измерить два различных метода изображения и два разных вида простоты?
Все удачные стихи И. Молчанова-Сибирского образны, однако приемы, с помощью которых эта образность достигается, не одни и те же, и качество образов не одно и то же. У нас создалось такое представление о различии формы у поэта в стихах для «больших» и в стихах для «маленьких»: в первом случае поэт, как правило, стремится к метафоричности и одновременно к такой краткости выражений, которая представляет возможность читателю многое додумывать, домысливать. Во втором случае поэт сознательно предпочитает идти по пути простых сравнений и, если использует метафоры, то всегда не сложные. При этом принцип поэтической экономии соблюдается только в такой мере, которая не мешает полноте выражения мыслей и чувств. Подростка нельзя заставлять многое додумывать – смысл произведения должен быть раскрыт ему исчерпывающе. Такие утверждения требуют примеров, и мы на них сошлемся.
Стихотворение для «взрослых» «На рубеже»:
Струится пар над взрытыми нолями,
И зеленеет весело сосна,
Ручьями, как бойцы клинками,
Звенит в таежных зарослях весна,
На перерез с холма на буераки
В раскатах грома, в молниях – в грозе
Идет, как танк на рубеже атаки,
Тяжелый трактор с маркой ЧТЗ.
Отрывок из стихотворения для «маленьких» «Осенний поход»:
Таежными тропинками
С тяжелыми корзинками
Бредут гурьбой искатели
По золотистой скатерти.
А речка беспокойная
Взрывает берега...
Прощай до лета, хвойная,
Сибирская тайга!
Несмотря на кажущуюся простоту, стихотворение «На рубеже» является очень сложным. Из этого, разумеется, не следует, что его не может прочесть подросток, и все же оно рассчитано не на него. Очень ясен и доступен пониманию каждого пейзаж: «струится пар над взрытыми полями, и зеленеет весело сосна». Столь же понятны и образные сравнения: звон ручья – звон клинков, могучий, тяжелый танк-трактор с маркой ЧТЗ. Однако, вряд ли школьник, прочитавший это произведение и даже уверенный в том, что все для него понятно, разберется во всей глубине его содержания.
Как и многие другие стихотворения И. И. Молчапова-Сибирского «На рубеже» имеет философский подтекст широкого значения. За зримой картиной весны и идущего в «атаку» трактора неизбежно следуют размышления читателя, к которым подвел его поэт. Да, действительно, – думаем мы, – есть большое сходство между танком и трактором, между военной битвой на рубежах Родины и мирной битвой за хлеб. И то, что идет на пахоту тяжелый трактор «в раскатах грома, в молниях – в грозе», еще больше сливает вместе впечатление о военных походах и этом мирном-весеннем сражении за хлеб. Как же высоко звучит тема поэта, если: он сумел показать нам великое значение нашего созидательного труда, приравненного к исполнению воинского долга!
Мы не исчерпали впечатлений, чувств и мыслей, возникающих в итоге знакомства со стихотворением «На рубеже». Мы можем, например, сказать еще о том, что, развертывай свою тему, воплощая ее в образной картине, поэт сумел мирный пейзаж, весь пронизанный ярким весенним светом, наполнить одновременно батальными деталями, помогающими нам реально представить себе, что трактору действительно предстоит взять очень важные рубежи. Как грозное напоминание о боях слышим мы звуки торжествующей весны: «ручьями, как борцы клинками, звенит в таежных зарослях весна». Такое же впечатление вызывают и те подробности, которые изображают идущий на поля трактор «в раскатах грома, в молниях – в грозе».
Как видим, смысловой философский – подтекст стихотворения «На рубеже» – весьма значителен, хотя перед нами только восемь строк. Концентрация содержания, экономия в использовании образных средств языка в данном случае совершенно уместны: читателю есть над чем подумать; но философское направление его размышлений определено смыслом, назначением очень сжатого поэтического текста. Метафоричность произведения очень глубока, ибо сравнение трактора с танком – лишь толчок для далеко идущих других, обобщающих сравнений.
Совершенно иные приемы использованы в стихотворении «Осенний поход».
Прежде всего бросается в глаза распространенность содержания. Стихотворение «На рубеже» мы – привели полностью, а из стихотворения «Осенний поход» – небольшой отрывок (лишь третью часть). Вполне понятно, что и здесь есть своя концентрация содержания, и здесь поэт обязан быть экономным. Однако интересующее нас сейчас стихотворение все же остается более объемным. Объясняется это именно тем, что поэт учитывает своеобразие детского восприятия и совершенно справедливо не хочет его отягощать подтекстом, который он почти всегда предлагает взрослым. Но для того, чтобы не было подтекста, ребятам нужно нарисовать полную картину осеннего похода, исключающую какие бы то ни было недомолвки.
И вот, вместо далеко идущего сложного метафорического сравнения, перед нами текст, который последовательно рассказывает о том, как отправились школьники в поход; какие деревья видели, какие ягоды и грибы собирали. Поэт не избегает поэтических сравнений и метафор, но в стихотворении для детей они всегда отобраны так, чтобы каждая из них усваивалась быстро, рождала немедленный отклик в сердцах маленьких читателей. Вначале может показаться сложным сопоставление: пожелтевшая трава, багряные листья на ней – золотистая скатерть. Но такое впечатление может возникнуть только из приведенного восьмистишия. А в полном тексте стихотворения мы предварительно читаем о том, что «к опушкам осень ластится в позолоченном платьице». И каждому школьнику не трудно отгадать «загадку»: речь идет о листопаде. По ассоциации с этим «золотистым платьицем» легко усваивается и образное впечатление о «золотистой скатерти». Другой образ в приведенном отрывке – «А речка беспокойная взрывает берега» – столь же понятен. А затем мы отсылаем читателя к полному тексту стихотворения, и он может убедиться, что каждая строчка в нем ставит своей целью все показать и рассказать, что автор не прибегает ни к подтексту, ни к сложным метафорам. Такой прием характерен и для других детских произведений поэта.
Вполне уместна оговорка: мы сравниваем два различных способа художественного изображения не для того, чтобы установить преимущества одного из них. Оба они хороши для достижения конкретной цели – один для взрослых, а другой – для детей. Нам важно лишь показать, что поэт нашел для маленьких читателей форму, отвечающую своеобразию, особенностям их эстетических запросов.
В стихотворении «Тропинка лесная» есть две строчки, которые очень метко характеризуют отношение И. Молчанова-Сибирского к детям: «Мне думы ребячьи понятны, их жаркие чувства близки...» Понимая всю сложность детского поэтического жанра, он ставил перед собой большие творческие задачи, искал смелых решений:
...мне б стихи такие делать,
Чтоб горели словно огоньки,
Чтоб в сердца они вселяли смелость,
Как пожатье дружеской руки.
Чтобы самым верным другом стали,
Ясным светом зажигали взор,
Чтоб всегда и всюду вызывали
На большой душевный разговор.
(Стихотворение «Маячник»).
Стихи И. Молчанова-Сибирского – самого близкого друга детей – полностью отвечают всем этим нелегким требованиям. Искренность и простота, образность и увлекательность, глубокое идейно-познавательное содержание – вот что дорого нам в его произведениях, прочно вошедших в сокровищницу литературы для маленьких читателей.