Лаптев А. К. / О жизни и творчестве
Фантастический реализм Александра Лаптева
Хорошая книга – это книга, которую хочется перечитать, а перечитывая, снова испытать и радость открытия, и удовольствие от встречи с родным, чистым русским языком и ещё с тем, что свойственно только самому писателю, что называется авторским стилем и делает произведение неповторимым. Именно таковы книги иркутского писателя Александра Лаптева. Читая и перечитывая его рассказы и повести, попадаешь в миры фантазии, созданные, кажется, по мановению волшебной палочки, рассыпающей цветные искры.
Фантастика – как продолжение детской сказки. Мы переходим в юность вместе с ней. Александр Беляев, Жюль Верн, Обручев… Фантастика Лаптева более всего напоминает Рея Брэдбери. Помните его «Марсианские хроники»? В 2000 году ближайшая к Земле планета была освоена. Человеческая цивилизация дошла до предела: всё за людей делают роботы… Вот только почему-то нет счастливых людей на этой планете, возвращённой ими к жизни. Всюду индивидуализм… Исподволь у «марсиан» возникает упорная мечта – вернуться на Землю, свою покинутую родину. Беда в том, что в ближнем космосе, на расстоянии двух лет полёта на ракете этой родины больше нет: Земля перестала быть обитаемой вследствие бурной деятельности землян…
Психологизм Рея Брэдбери и тонкая ткань переведённого на русский язык текста – вот что роднит его прозу с прозой Александра Лаптева, знакомого, увы, больше читателям Москвы, Петербурга, чем иркутянам. Физик по образованию, кандидат технических наук Лаптев должен был родиться с великолепным чувством русского языка, школярской зубрёжкой этого не достичь. «Почитайте повесть Александра Лаптева – и вы попадёте в мир истинных чувств, вдохновений, страданий, в мир искусно подобранных слов…» – так отозвался о творчестве нашего писателя Глеб Горышин ещё в 1995 году в журнале «Аврора». Коренной сибиряк, Лаптев был принят в СП России по рукописям двух фантастических повестей, что бывало крайне редко в истории Союза писателей.
«По единодушному признанию критиков, произведения Лаптева читаются на одном дыхании. Его рассказы написаны ясным языком, они психологически точны, увлекательны и украшены тонким юмором. Автор является ярким представителем фантастического реализма. Безудержный полёт фантазии не мешает ему быть достоверным и убедительным» – так сказано в предисловии к книге «Благая весть», изданной Санкт-Петербургским издательством «Реноме» в 2007 году. Сюжеты фантастических повестей и рассказов писателя разнообразны и прихотливы. И это сочетается с воистину изящной словесностью.
Сложные построения технической мысли, где создания, наделённые искусственным интеллектом, сталкиваются с живыми людьми, в том числе со своими создателями, рождают необычные ситуации, например, соперничество умов или мускулов, заставляют читателя волноваться, сопереживать, хотя он и остаётся, конечно, сторонником животворящего разума, а не робота. Тематически это далеко не открытие: немало произведений русской и зарубежной фантастики посвящено опасным искусственным человекоподобным существам (как будто история умалчивает о чудовищной воле, казалось бы, нормальных людей, одержимых некой идеей, из-за которых возникают ужасные войны, человеческие трагедии и, может быть, вселенские катастрофы!).
У Лаптева как раз появляется психологический образ современного нормального человека, и, увы, этот последний оказывается далёким от совершенства. Так, в рассказе «Поединок» герой ведёт боксёрский бой с «роботом», который потом оказался человеком: его «подставили» ради победы и «чести мундира» соперники… Красота рассказа заключается в точном описании ощущений героя в течение всех десяти раундов боя.
Во многих рассказах Лаптева роботы и люди меняются местами, не так легко понять, кто есть кто, и в этом заключается особая занятность психологической интриги. В повести «Благая весть» некий таинственный НИИ занимается математическим моделированием. Уже созданы не только искусственный интеллект, но и особая реальность, чудесный, математически выверенный рай с океанскими тёплыми волнами, парящими птицами, чудесными плодами и «девушками» – сплошь красотками, чувствительными и умными! Это уже не просто интеллектуальная игрушка, это система. Искусственный разум начинает осознавать себя и, само собой, внимательно изучает общество своих «родителей» – этих устаревших представителей изжившего себя мира. Робот в образе прекрасной девушки обличает ужасы человеческого духа и человеческой истории! Она – система – намерена с помощью генератора импульсов переделать геном человека, чтобы в следующих поколениях «из свойств личности исчезли навсегда проявления злобы, зависти, эгоизма, трусости, стяжательства, агрессии, склонности к предательству и отступничеству…». Намерена дать людям ни много ни мало новое «Евангелие»!..
Действительно, в истории человечества много чего было: уничтожение цивилизаций, истребление целых народов, гонение святых угодников, казни, кровь, пытки, вопли ужаса… Не только было, это есть и сейчас! (Добавлю от себя: ни один фантаст не мог додуматься до того, чтобы продавать детей на органы!)
И вот, чтобы прекратить разбой, разорвать цепь преступлений, девушка-робот, творение ума человеческого, собирается изменить сущность человека, создать одним махом новое человечество. Герой повести, молодой инженер, новый сотрудник загадочного НИИ, попадает в лабораторию, откуда его «вбрасывают» в эту искусственную реальность, где он ведёт философские споры с чудесной девушкой, чьи доводы неопровержимы. Мозг его истощается в этих спорах и в то же время он чувствует непреодолимое влечение к ней и к её сказочному миру, где ветерок так нежен, трава так зелена, а фрукты спелые тают во рту… Когда наступает «час Х» и он должен помочь ей в её эксперименте над землянами, он отказывается от опасного предприятия и добровольно уходит ТУДА… Увы! «Рая» больше не существует.
Впечатляет рассказ из сборника «Благая весть» (С.-Пб., 2007 г.) «Приключение». Скучающий субъект является в бюро приключений. Ничто из предложенных развлечений не устраивает его: примитивно, глупо, всюду видна искусственная подкладка этих «пустынь», «джунглей» и прочего. Ему нужен экстрим! Что-нибудь, что было бы приятно вспомнить! Просьба была выполнена – в лучшем виде. Молодой человек выброшен в бесконечное ледяное поле, где ветер, снег, ночь, день, безысходность и снова день, ночь, мороз и бессмысленная борьба за выживание… И здесь психологизм Лаптева разворачивается вполне: буря переживаний ждёт читателя и горькое разочарование в итоге… Цинизм учёных – вот идея этого небольшого рассказа.
Удивительный рассказ «Нечто». Опять-таки в лаборатории энергетических инноваций нечаянно «вырастили» странный шар, который стал расти всё больше и больше, и ничего с этим нельзя было поделать. Какое-то не то вещество, не то существо вылезло за пределы лаборатории и института, устроилось посреди города, подавляя собой всех и вся, парализовало жизнь города. Учёные бились над тем, как им устранить это своё «детище», но ничего не могли сделать. Молодой сотрудник, непосредственный создатель нелепого шара, решает во что бы то ни стало убрать его. Интуиция подсказала ему, что надо прибегнуть к помощи маленькой дочки. И вот среди ночи он поднимается на вершину башни, неся в одной руке некий прибор, а в другой – безумно любимую дочь. «Несколько секунд он слышал лишь своё дыхание. Боялся повернуть голову, чтобы не испугать дочь. Так и сидел, согнувшись, возле своего прибора. А дочка с металлическим обручем на голове стояла рядом и смотрела в ночную тьму. На лице её была тихая радость, глаза лучились несказанной нежностью и добротой…»
Утром люди обнаружили, что страшный шар исчез…
Что это? Поэтическое вдохновение писателя подсказывает людям новый выход из тенёт косности и зла? Истина, добро и красота спасут мир… И ещё – чистое сердце, свет ангельской детской души. Категории, старательно забываемые в нашем безумном мире.
Обратимся снова к аннотации к книге Лаптева «Благая весть». Читаем: «Каждый рассказ заключает в себе глубоко оптимистический посыл и наталкивает на серьёзные размышления, поддерживает веру в человека, в его несокрушимую силу и высокую миссию во Вселенной».
Да, фантастика такого уровня нужна и интересна прежде всего тем, кто не хочет, чтобы душа закоснела, чтобы человек остановился в своём развитии и стал подобием им же создаваемых роботов.