Михасенко Г. П. / Произведения
Непостижимая тайна таланта
Гулял молодой папа с дочкой где-то за городом. Благо, для Братска тех лет «за городом» – это было близко, рядом, пере¬шагнул железобетонный бордюр шоссе – вот и «за городом», в лесу, на поляне. Правда, на сей раз папа с дочкой ушли подальше и попали в район какой-то окрестной деревушки, ибо даль¬нейшая сцена не могла произойти в непосредственной близости от Братска, этой вечной строительной площадки.
А произошло вот что: папа увидел вдали, на лугу, пасущуюся живность. Сам удивлённый и обрадованный, отвыкший от таких видов, он подхватил дочку на руки, и состоялся примерно такой вот разговор:
— Дочка, смотри: кто там пасётся на лугу?
– Где?
— Во-он, подальше! Далеко-далеко!.. Ну, кто там пасётся? Подсказать?.. Ко...
– Козы?
– Нет, не козы! Ко…
– Кони?
– Нет, не кони!.. Ко…
– Коровы!
– Правильно, коровы!
И молодой папа, а мы смеем уточнить – молодой поэт – понял, что не только наткнулся на тему для стихотворения, но и почти сочинил его. К вечеру нашлись и последние заключительные строчки...
В 1965 году стихотворение «Кто пасётся на лугу?» было опубликовано в многотиражке «Братскгэсстроя» «Огни Ангары». Спустя какие-то дни номер этот попал в Москву и каким-то чудом оказался на столе у Александры Пахмутовой, которую стихотворение вмиг очаровало. Вскоре родилась песенка, ставшая лауреатом международного конкурса детской песни в Софии, широко звучавшая по радио и послужившая основой для мультфильма. Так нежданно-негаданно родился детский поэт Юрий Черных. И с тех пор пошли, пошли стихи. С первых сво¬их строк Черных оказался привязанным к миру детства, пошли стихи для всех детей, стихи всеобщего, так сказать, отцовства, ибо детский поэт – это всегда вселенский универсальный роди¬тель-воспитатель...
С Юрием Черных произошла удивительная штука: у него не было периода ученичества, что так свойственно обычно начинающим поэтам. Он сразу возник как уже сложившийся поэт. Поэт до сих пор помнит свои младенческие стихи:
По дороге быстро
Едет паровоз,
Он немецких фрицев
В армию повёз.
Это было летом
В самый жаркий день.
Паровоз нечаянно
Налетел на пень.
Паровоз подпрыгнул,
А потом упал.
Вывалились немцы,
За ними генерал.
Талант был, есть и вечно останется непостижимой тайной, ключом к которой владеет лишь сама природа. Поэт безупречно владеет стихотворной формой, и если уж наткнулся на удачную мысль, то, будьте уверены, стихи напишутся. Ему одинаково удачно удаются и короткие стихи, и подлиннее. Вот как он обыгрывает русскую народную поговорку «Без труда не вынешь и рыбку из пруда»:
Утка может без труда
Вынуть рыбку из пруда:
Шею в воду окунёт –
Вот тебе и окунёк!
Всего четыре строчки! А больше и не надо для этой крошечной мысли.
А вот целая поэма, с героями, с характерами, насквозь сказочная и в то же время обыденно-реальная – «На Кудыкиной горе». На глазах маленького читателя развернулась целая драма, во всех деталях понятная ребёнку. Его рифмы всегда богато полнозвучны, что детям очень нравится. Своей чёткостью и ритмом стихи Юрия Черных напоминают ребячьи считалки, под них можно прыгать и маршировать.
У Черных нет пустых, описательных стихов, стихи его всегда конкретны. Есть живая сценка, сама по себе несущая чувство и мысль. Его стихи полны озорства, игры, забав. Это может быть игра ума, игра со словами родного языка. Вот, например, мини-атюрка «Колючая встреча»:
Ёжик ёжится у ёлки –
Укололся об иголки.
Ёлка ёжится, дрожа –
Укололась об ежа.
Вроде бы ничего особенного, пустячок, подумаешь – встреча двух колючих существ, но для ребёнка такие пустячки полны смысла и интереса, это расширяет его представление о мире, углубляет его. А вот игра с многозначностью слова «косой», целое стихотворение построено на одной рифме, но не кажется ни назойливым, ни скучным – «Встреча на косе»:
Шёл по берегу Косой
Травянистою косой.
Видит: девица с косой
Машет острою косой.
А в стихотворении «Волчьи пасти» не просто хи-хи да ха-ха, здесь сквозь непринуждённость и удальство так и брызжут ис¬кры мировой схватки добрых и злых сил, выраженных в понят¬ных ребёнку обличьях. Это высокое искусство.
И ещё одно качество: его хочется без конца цитировать и ци¬тировать. Это свойство большой поэзии. Ну просто невозможно не привести стихотворение «Хотите – проверьте», где в при¬вычных, знакомых понятиях расширяются представления ре¬бёнка о мире! Талант!
Хотите – поверьте,
Хотите – проверьте,
Но белки, однако, умеют летать.
Обычные белки летать не умеют,
Но белки-летяги умеют летать!
И, наконец, ещё одна миниатюра – «Встреча у катка»:
— Мужичок с ноготок,
Ты куда?
— На каток!
— А зачем?
— Покататься, вестимо!
— А на чём?
— На коньке.
На коньке-горбунке!
И степенно
Прошествовал мимо.
Очаровательная сценка, имеющая, кроме всего прочего, особый интерес. В ней поэт ненавязчиво подсказывает нам истоки своего творчества – русская классическая поэзия: Некрасов, Ершов – без прямого, разумеется, заимствования и подражания. Взят жизнеутверждающий дух нашей классики!
Красное знамя (г. Братск). – 1991. – 10 апр