а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш э ю я
Звукозапись
Экранизация
Литературные вечера
Автограф

Киселев В. В. / О жизни и творчестве

Подарю тебе тайгу!

По-разному складывается творческая судьба писателя, но рано или поздно его первая профессия, его рабочая специальность проступает за строками стихов или прозы, настойчиво просится в книгу. Даже если эта книга – фантастический роман. Лесная профессия Виктора Киселёва не просто вошла в его стихи и прозу, а стала в них полновластной хозяйкой.
С самых первых строк до возраста зрелости писателя волнуют хвойный настой тайги, люди, связанные с судьбой «зелёного щита державы», события, заботы и тревоги, всё это отливается в строки, и не случайно одна из первых книг поэта названа «Любовь моя – тайга», а только что вышедший в серии «Сибирская лира» сборник – «Шестой океан».
Виктору Киселёву – шестьдесят лет. Он родился в Иркутске 13 января 1918 года, потом судьба его забросила на русский Север, в Архангельск.
Там получил он профессию инженера лесного хозяйства, там начал работать на лесосплаве, потом в лесном отделе обкома партии, там опубликовал свои первые стихи в газете «Правда Севера» и в альманахе «Север». Оттуда привёз он в родной Иркутск первые строки, пахнущие смолой и ветром.
В 1950 году вернулся молодой поэт в родные края, с тех пор его рабочая судьба связана с управлением Восточно-Сибирской железной дороги, а его творческая судьба – с жизнью лесорубов и лесосплавщиков Сибири. В книгах стихов «Хороший обычай», «Лес идёт», в романе «Большая вода» и многочисленных очерках и зарисовках, опубликованных в наших газетах, воспевает он тружеников тайги, её нетленную красоту, её просторы, наполненные птичьим гомоном, овеянные романтикой, далёкие и близкие, зовущие.
Но как бы ни был привязан писатель к своей биографии, наступает час, когда сердце его требует новых песен, новых тем, новых открытий. И таким поворотом в судьбе Виктора Киселева стала работа писателей-иркутян над коллективным сборником «На могиле трёх шаманов».
Двадцать лет назад писателей пригласили к себе в областное управление милиции его руководители, познакомили со следователями, постовыми, сотрудниками разных отделов, а также и с делами давно минувших дней, и с материалами следствия, которое велось в те самые дни, когда состоялась эта знаменательная встреча.
Помню, как все мы загорелись, вдохновлённые героическими судьбами сотрудников милиции, напряжением поиска, творческой мыслью следователей, повседневными делами органов внутренних дел.
И появилась книга с завлекательным названием «На могиле трёх шаманов», очерки и рассказы в которую написали и Франц Таурин, и Валентин Огневский, и Валентина Марина, и автор этой статьи.
Теперь, через двадцать лет, видна и некоторая наивность неопытных авторов, и желание покруче завернуть сюжет, хотя сам материал давал повод для социальных раздумий. Но сейчас, на расстоянии, видна и важность этого почина, и вся искренность, с которой писатели отделись работе.
Однако если для всех участников сборника милицейская тема так и осталась пробой пара в новом жанре, то для Виктора Киселёва она стала одной из линий творчества. Книга вышла в 1956 году, а через четыре года появляется приключенческая повесть «Золотой водопад», затем «Не сотвори себе кумира», «Кордойская быль». Литературный уровень этих книг различен, но приверженность к социально-нравственным проблемам, которые помогает раскрыть приключенческий жанр, остаётся.
Виктор Киселёв становится связным писательской организации в содружестве с милицией, в совместной работе над коллективными книгами «500 минут розыска» и другими.
Не случайно он награждён самой почётной наградой милиции. Виктор Киселёв вступил в возраст зрелости, а зрелость писателя – это повышенная ответственность, большая требовательность к себе и к своей работе. Надеемся, что юбилей, который мы сегодня отмечаем, станет вехой в жизни и творчестве писателя, поможет ему радовать читателя новыми, ещё более интересными и зрелыми книгами.