Горбунов А. К. / О жизни и творчестве
Сокровища царя Баргузина
Олег Быков
«Жил на крутом берегу Лены добрый дедушка Север. Никого у него, кроме солнечных зайчиков, не было. И когда они убегали ночевать в дремучие леса, в избушке становилось темно, а дедушке Северу тоскливо». Так начинается сказка «Северное сияние», вошедшая в новую книгу Анатолия Горбунова, поэта-сибиряка, известного нам и своей колоритной, яркой по языку прозой.
Некоторые из его рассказов, лирических миниатюр в разное время публиковались и на страницах «Восточно-Сибирской правды». Искренние, незамысловатые истории, в основном рыбацкие байки, чистые, акварельного звучания пейзажные зарисовки, как бы перекликающиеся с его поэтическим творчеством, светлый юмор - всё это не могло не привлечь читательское внимание. Не случайно каждая публикация талантливого автора вызывает живой отклик читателей - и искушённых в литературе, и совсем юных. Ещё одним свидетельством незаурядного дарования нашего земляка стал выход его новой книги сказок и рассказов для детей «Серебряное эхо».
Мы прямо-таки купаемся в волнах безудержной фантазии автора, в море причудливых созвучий и красок, а подчас и неожиданных сюжетных поворотов. Ну кого не удивит и не позабавит чудесное превращение озорных и ласковых солнечных зайчиков в очаровательных ребятишек - пригожих и нарядных - девочку и мальчика. На радость добрейшим дедушке Северу и бабушке Капустнице. Пока детки уплетают румяные пироги с капустой, дедушка из двух половинок радуги-дуги салазки смастерил, а бабушка к ним из лунного света верёвочку свила. То-то забава для детей - с горки волшебной на волшебных салазках прокатиться.
Не перестаёшь удивляться умению писателя связать сказочный сюжет с деталями и фактами, всем нам хорошо знакомыми. Так, действие сказки «Северное сияние» происходит на крутом берегу красавицы Лены, кстати, оттуда родом и сам сказочник. Не удивительно, что и образы, с такой любовью им созданные, нам близки и понятны. Тема чудесных и счастливых превращений звучит в сказке «Тайга». Здесь и дети царя Баргузина - дочка Сарма, сыновья Култук и Баргузин, названный так в честь отца. Здесь и мальчик-богатырь, наречённый Байкалом, который растёт не по дням и часам, а по секундам. Здесь и ревнивая супруга Баргузина царица Селенга, и коварная разлучница красавица Тайга. Словом, в сказку мы входим как в хорошо знакомый дом, и тем занимательней волшебные коллизии, возникающие по ходу сказочного действа.
Экзотически живописна вереница героев сказок - это смекалистый и ловкий сирота Февралько, живущий у истока реки Тунгуски; небесная исследовательница, прибывшая на землю на летающей тарелке в безлюдное место, чтобы набрать для анализа родниковой воды, но, увы, попавшая в грозу и потерпевшая аварию («Тунгусский метеорит»). Это трудолюбивые и сообразительные рыжие муравьи («Лесные мужички»); дочка бедной вдовы - аккуратная и бойкая Припевочка, благодаря доброте и мастерству которой превращается в стройного парня аппетитная постряпушка в виде румяного молодца; смышлёная и отзывчивая на чужую боль девочка Маруся обнаруживает в себе редкий дар целительницы, поднимает на ноги, казалось бы, безнадёжно больных людей, а лекарства ей поставляет сама природа - это целебные настои, дикий мёд и свежая омулёвая уха...
Солнечным, тёплым колоритом насыщены и рассказы, представленные в книге. Они незатейливы и в то же время исполнены житейской мудрости и глубины. Подкупает знание детской психологии, умение разглядеть в картинах природы элементы добра и целесообразности. Вот парнишка Гоша из рассказа «Снегири». Живёт он на лесном кордоне, далеко-далеко от села. Отец - егерь: за диким зверьём присматривает. Мать по хозяйству хлопочет. «Нет у мальчонки ни братика, ни сестрицы, но ему всё одно не скучно. Весной ручейки отводил из ограды, за бурундуками наблюдал, летом сено с отцом косил, хитрых гольянов в речке удил, осенью шиповник и бруснику с матерью собирал, за поздними стрекозами гонялся», а вот и зима пришла... О, это же настоящее открытие мира!
«Будем наблюдать, в этом всё» - так когда-то определил своё творческое кредо Гюстав Флобер. Этому принципу следует и рассказчик Горбунов. Он наблюдает, и вместе с ним мы открываем вечные и незыблемые законы природы - всё, что составляет её великую тайну и неповторимое очарование. Рассказ «Серебряные трубы» я отнёс бы к вершинным достижениям творчества Горбунова-рассказчика. Разбитое на маленькие главки повествование несёт в себе элементы исповеди, это глубоко лиричный экскурс в наше с вами отношение к природе, нашу сопричастность к её проявлениям, в том числе и сугубо драматическим. «Незаметно к озеру подкралась на лысых ивовых лапках осень. Облохматила продолговатые пуховые шишки на рогозе, осыпала белые лепестки с перелойки, перепугала ранними седыми утренниками не только луговых птах, но и жителей рабочего посёлка...»
В родные края приехал один из героев рассказа - Юрша. А нынче - Юрий Васильевич Журавлёв. На берегу озера грустно стоит седой парнишка в синей аэрофлотовской форме... Высокий, по нынешним меркам, начальник заглянул на денёк-другой погостить к старенькой матери, вот и решил наведаться на берег своего детства, где когда-то с сестрёнкой слушали серебряные трубы - переливчатые песни журавлей. Но увы... Не слышно курлыканья былых обитателей, лишь ветерок треплет сухие камышинки и стелется над болотом сизый дымок - горит торф... Где же вы, журавли? Нет ответа...
«Любовь к Родине, - читаем в рассказе «Гуси-лебеди», - приходит к нам однажды и навсегда. Она приходит через светлую печаль расставания с синеглазым летом, через мудрость первых недетских слёз.
Текут и текут в дальние дали быстрые реки, проплывают над отчими уремами дымы русских селений, безвозвратно мелькают века, поколения сменяются поколениями, а гуси-лебеди улетают и возвращаются». Возвращаются!