а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш э ю я

Волкова С. Л. / Произведения

Очки с одним стёклышком

Сказка

Обыкновенный ученик обыкновенной школы Веня Коромыслов нашёл на тротуаре очки:

«Такие очки никому не нужны, в них все­го одно стёклышко. А мне они для чего-ни­будь да сгодятся».

Веня нацепил очки на нос, и сразу у него перед глазами вырос фонарный столб. Веня очень удивился:

«Откуда взялся столб? Он всегда стоял в конце улицы».

На столбе было приклеено объявление, и он прочитал его до единой буковки. Вот ка­кие дальнозоркие это были очки! Объявле­ние было такое: «Нашол сабаку. Вирну за вазнаграждение».

Ужас! Сколько ошибок! возмутился Веня, хотя прежде ни своих, ни чужих оши­бок он как-то не замечал.

Немедленно он свернул к магазину «Пи- ши-читай», купил там красный фломастер и исправил в объявлении все ошибки до од­ной. Потом снова вернулся в магазин и пос­тучал к директору:

«У вас вывеска неправильная: «Пиши-читай» нельзя писать вместе».

«Как это неправильная! – рассердился директор. – Ты мимо магазина не прошёл? Не прошёл. Значит, правильная!».

Но вывеску всё же обещал сменить.

В школе, на диктанте, Веня опять наце­пил очки с одним стёклышком, и они стали вылавливать ошибки так же ловко, как вы­лавливает кот рыбку из аквариума.

Передавая тетрадку с диктантом учите­лю, Веня обернулся и увидел, как второгод­ник Усов на задней парте выводит на бу­мажном голубе: «Венька – очкарик».

С Усовым пришлось подраться, но очков Веня не снял, и скоро его тетради, как лет­ние поляны земляникой, запестрели пятёр­ками.

Было отчего задрать нос!

И однажды Веня его задрал так высоко, что сквозь свои очки разглядел на вечернем небе все звёзды до одной. Одна была сов­сем особенная. Она была похожа скорей на девочку, чем на звезду: синие глаза и при­чёска серебряный хвост. «Я комета, – ска­зала девчонка. Все звёзды, точно куры, к своим гнёздам приклеены. Ты, я вижу, тоже сиднем сидишь. А я путешествую».

Вене такой разговор не очень-то понра­вился.

– Зато я не делаю ошибок, – надулся он.

– А что такое ошибки?

– Ты не знаешь, что такое ошибки? – об­радовался Веня. Значит, ты не умеешь чи­тать, писать и считать.

– Не умею, – созналась девочка Комета. А зачем это мне?

– Ты можешь сосчитать всё, что тебе нужно, прочитать книгу, написать письмо.

– Это мне может пригодиться, – заинте­ресовалась Комета. – Ведь я иногда по сто лет не вижу людей. До планеты комет ле­теть далеко, мне иногда бывает очень скучно.

– А что это за планета такая? – заинтере­совался Веня.

Девочка тряхнула своим серебряным хвостом:

– Научишь читать и писать, тогда рас­скажу.

Учить девочку Комету было нелёгким делом, но Вене помогали очки. Ни одна ошибка ученицы не ускользала от них. Ошибок было видимо-невидимо, и все раз­ные. Были Ашибки совсем глупые, те, что случаются только по рассеянности. Они так и сыпались со страниц, недоумённо мор­гая, вечно с разинутыми ртами. В черниль­ных зарослях таились Ошипки. Эти были самые зловредные они царапались, куса­лись, шипели, как рассерженные кошки, и ни за что не хотели исправляться. Труднее всего было бороться с Обшипками. Они с кулаками доказывали, что они правильные.

Но Веня в очках с одним стёклышком и с красным фломастером в руках без труда повергал в бегство Ашибки, безжалостно расправлялся с цеплючими Ошипками и в открытом бою побеждал отряды драчливых Обшибок. Всего за одну осень девочка Ко­мета научилась всему, что знал Веня.

– Я очень благодарна тебе, – сказала она. Скоро мне опять улетать, и если ты мне позволишь, я возьму в дорогу какую-ни­будь книжку. Не беспокойся, я её верну. Я решила лететь по другому маршруту, не на планету комет.

– Но ты ведь так и не рассказала о ней.

– Там очень красиво, – начала рассказы­вать девочка. Песок золотой, в море пла­вают золотые рыбы. А в раковинах прячутся золотые жемчужины.

– И ты раздумала туда лететь?

Голос у девочки Кометы дрогнул.

– Но оттуда я прилечу только через сто лет.

– Через сто лет? Не может этого быть. Наверно, ты, как всегда, что-то напутала. Вот атлас звёздного неба, покажи мне свою планету. А теперь давай подсчитаем.

Он написал много цифр столбиком и в строчку, делил, умножал и снова делил и на­конец показал листок Комете.

– Ты, конечно, ошиблась! Тебе лететь не сто лет, а всего каких-нибудь двадцать. Двад­цать лет, и ты снова здесь. И не забудь для меня с планеты комет золотую жемчужину.

– Хорошо, – опустила глаза девочка Ко­мета, – а ты дай мне листок бумаги, чтобы я написала письмо. Ведь двадцать лет – это тоже долго.

– Ерунда, – отмахнулся Веня, – двадцать лет быстро пройдут.

Двадцать лет и правда прошли очень быстро. В такой же тёплый и синий, как тог­да, сентябрьский вечер взрослый Веня Ко­ромыслов открыл окно. На подоконник упа­ло письмо.

«Очки с одним стёклышком ошиблись, прочитал он, я не долетела до планеты ко­мет. Не такие эти очки и волшебные. Конеч­но, я ведь видела, кто их потерял – это учи­тельница из дома через дорогу. Очень жал­ко, что я не смогу подарить тебе золотую жемчужину».

Взрослый Веня Коромыслов прочитал письмо и подумал о том, что двадцать лет – это вовсе не такие уж и пустяки. И о том, что если бы он знал, где сейчас Комета, он бы тоже отправил ей письмо и написал в нём: «Возвращайся».

А потом взрослый Веня Коромыслов по­ложил очки с одним стёклышком в футляр и постучал в дом напротив. Ему открыла учи­тельница.

– Спасибо, – сказал он ей. Вот ваши оч­ки. Они мне очень помогли, исправили мно­го ошибок. Но большую ошибку почему-то не разглядели.

– Так всегда бывает с большими ошибка­ми, – грустно сказала учительница, – в са­мые лучшие очки их не разглядеть, и испра­вить всего труднее