
Волкова С. Л. / Произведения
Субботние человечки
Размышление после спектакля
Огненный парик, оранжевый костюмчик – забавное существо прыгает по сцене, дурачит взрослых, ставит с ног на голову их знаменитую логику и хвалёный опыт и, самое удивительное, оказывается умудрённей их сердцем и добрее умом.
Это не девочка, это не мальчик, это Субастик – сказочный герой пьесы Островского по сказочной повести Пауля Маара.
Полтора часа он чудесит на сцене нашего ТЮЗа. Сочиняет дразнилки и перевёртыши, произносит по-взрослому умные и печальные монологи. Он ест цветы и бумагу и устраивает незадавшуюся жизнь тех, с кем оказался рядом.
Он несносен и очарователен, этот малыш, явившийся холостяку господину Пепперминту в одну из его одиноких суббот.
Он сродни Карлсону и Пеппи Длинныйчулок. Как и они, Субастик – добрый дух сказки и детства, явившийся, как спасение, в тесноте, маете, однообразии и бессмыслице городской жизни.
Появление чудесного малыша «высвечивает» всех взрослых героев пьесы.
Как робок и забит господин Пелперминт, до чего чванится в своей пустопорожней деятельности чиновник Тузенкуп, какое ужасное воплощение школьной муштры и скуки являет собой учитель Стуккенкрик! А госпожа Брюкман, квартирная хозяйка Пелперминта! Это же просто чудовище!
Но не торопитесь с выводами. Умные и добрые сказочники никогда не малюют своих героев одной краской. Этот дух мудрой сказки очень хорошо почувствовал и тонко передал режиссёр спектакля...
Как ни напрашивается господин Тузенкуп на рифму «глуп», а госпожа Брюкман на кличку Хрюкмак, актёры ищут, упорно ищут в своих героях непогибшее.
До чего же легко сбить с толку учителя Стуккенкрика! Он мгновенно теряется перед непредсказуемостью слов и поступков Субастика. И ясно видно: его стук и крик – только бессилие перед живостью и сообразительностью своих учеников. Он и чиновник Тузенкуп (обе эти роли ярко сыграны актёром Ройзеном) – невольники, пленники той клетки, которую соорудили для них город, государство, страх.
Назойливая, мелочная придира Брюкман, отчего она такая? Детям вовсе не хочется разбираться в этом. И взрослым в голову не придёт разгадывать странности её поведения. Скорее всего, на агрессию они ответят агрессией. Где же выход из замкнутого круга недоверия и раздражительности?
Для того, чтобы его показать, и выходит на сцену Субастик с его несложной мудростью. Все очень просто: постарайтесь только понять друг друга, постарайтесь быть справедливыми к себе и другим.
Не так-то это просто, оказывается. Вот ведь как трудно госпоже Брюкман стать вежливой, предупредительной и внимательной. Сначала кажется, что она это делает вопреки своей воле. Но потом... потом. На наших глазах происходит чудо превращения придиры и злюки в обходительнейшую, обаятельнейшую из дам. И превращение это – не механическое. Актриса Казимирская играет так, что даже маленькому зрителю понятно: это не колдовство, квартирную хозяйку не подменили. Это она же, только лучшая. Она может быть такой. Она и будет такой, если этого от неё ждут.
Чистый сердцем и зоркий Субастик не зря не сводит глаз со взрослых. Он воспитывает их.
Это он учит своего робкого, загнанного жизнью в угол «папочку» уважать себя. И возвращённое чувство достоинства охраняет его от «железной» Брюкман крепче, чем дверь, в которую она постоянно ломится. Человечность – изнанка всех чудес, которые совершает Субастик.
Но, оказывается, не безграничны его возможности творить чудеса. Он может их совершить ровно столько, сколько зелёных крапинок у него на щеках.
И вот они исчезают. Но Субастик успел уже сделать самое главное – подсказать взрослым, как вырваться из круга пустоты и одиночества.
Он даже смог (последняя крапинка оставалась!) подарить «папочке» машину для исполнения желаний. У машины, правда, не оказалось той красной кнопочки, на которую нужно нажать, чтобы она заработала.
Но наивный Пелперминт верит, что и кнопочка появится, и субботний человечек вернётся...
«Ты придёшь, ты вернёшься, Субастик!» – как заклинание твердит он.
«Да!» – одним вздохом подхватывает зал.
Где те озорные ребятишки, которым, кажется, подавай на сцене одни лишь пинки да погони? Ещё одно не включённое в сюжет пьесы чудо совершил Субастик: просветление, очищение душ. Всего за полчаса отнюдь не сахарные мальчишки, владельцы рогаток и посетители «видаков», почувствовали себя заодно с создателями спектакля. Они вышли из зала другими.
А взрослые? Увы, взрослых зрителей в этот день можно было пересчитать по пальцам.
Где вы, родители? Ведь сегодня суббота – день вашего собственного Субастика, сына или дочки.
Да, да, все они Субастики – наши дети, сваливающиеся на нас в конце недели со своими проблемами, озорством и двойками. Разве нет? Или они не страдают, когда мы превращаемся в Стуккенкриков? Не мечтают о добрых учительницах и о том, чтоб уроки были весёлыми и интересными?
Я не встречала ребёнка, который бы, как и Субастик, не хотел помочь своим родителям «на работе»... Если бы вы пришли на спектакль, уважаемые взрослые, озорство ваших детей не показалось бы вам таким несносным, а фантазии – дикими. Проведя вместе субботу, вы бы, даст бог, не захотели расставаться и в другие дни. Не думайте о том, что утомительно! Вспомните: Субастики рано или поздно уходят. Они обязательно уйдут от нас. Но какими уйдут?
Вот они ещё с нами. Ждут зимних каникул, готовятся к ёлке, сочиняют сценарии новогодних представлений.
Целая кипа таких сочинений у меня на столе. Областной совет пионерской организации объявил конкурс на лучший новогодний сценарий, сказку.
Дети, как губки, впитывают то, что видят и читают, и чаще всего придумывают истории с полюбившимися им известными героями.
Всегда эти рассказы обаятельны: в них ощущение зимы, рождественской сказки, отзвуки собственного детства. Перелистываю старательно исписанные страницы: история про рабыню Изауру, сценарий, где действуют Майкл Джексон и Мадонна, целая тетрадь посвящена подвигам ниндзя.
Ага! Вот наконец-то Маша – Добрая душа... Караул! Добрая душа распарывает грудь врага кинжалом!
Не жалели вы, товарищи родители, детям денег на «видаки», не подсовывали книжек вместо телевизора! Всего в нескольких работах высится расписной сказочный терем, катится румяный колобок.
Катился, катился, да недалеко укатился – слопал сказку серый волк субкультуры. А ведь не исчезли книги сказок в библиотеках. И вот уже месяц красуется тюзовская афиша – «Сказки Пушкина». Удивительный этот спектакль – первая режиссёрская работа Виктора Токарева, он же автор инсценировки.
А актёры? Игре их сродни детской игре. Она пластична, искромётна, простодушна. Всё живёт на сцене, всё – радость. Потому что всё – поэзия.
Какие новогодние истории, сценарии прислали бы дети, если бы посмотрели этот спектакль! В них были бы и Царевна-Лебедь, и невеста королевича Елисея. Та, повествуя о которой, пушкинская звонкая речь сменяется на благоговейный шёпот: «И она, моя душа, повалилась, не дыша».