
Волкова С. Л. / Произведения
Весенняя сказка
Конец зиме пропели петухи, весна-красна спускается на землю...
В ранних декабрьских сумерках сквозь заснеженные кроны лип ярко горели окна старинного дома. Многих людей манил их приветливый свет. Хозяином дома был Савва Иванович Мамонтов, промышленник, меценат, прозванный в Москве «Саввой Великолепным». В тот декабрьский вечер спешил к нему в Абрамцево художник Виктор Михайлович Васнецов. Савва Иванович и его друзья-художники готовили домашний спектакль по пьесе Островского «Снегурочка». Царь Берендей – хозяин дома, боярин Бермята – Илья Ефимович Репин, Мороз – Виктор Васнецов. Он же рисует декорации и эскизы костюмов. Васнецов смущён, он никогда не был театральным художником. «До часу или двух ночи, бывало, пишешь широкой малярной кистью по холсту, разостланному на полу, и сам не знаешь, что выйдет… А Савва Иванович уже тут, взглянет ясным соколиным оком, скажет бодро, одушевлённо: «А хорошо!» Посмотришь – и впрямь как будто хорошо. И как это удавалось – не поймёшь».
И вот новый, 1882 год, день спектакля. На сцене Мороз в холщовой рубахе, прошитой серебром, произносит свой знаменитый монолог. Аплодисментами провожают его зрители. Мороз уходит в «Сибирь по чумам шаманить». А декорации художника сменяют друг друга: то это бедная изба Бобыля, то неведомые дорожки 3aповедного леса, то дивные разукрашенные палаты Царя Берендея. Постановщик спектакля сияет. У Саввы Ивановича безошибочное чутьё на прекрасное. Всю жизнь он свою посвятил поиску и поддержке молодых дарований. Он открыл и подарил России и миру певца Фёдора Шаляпина. Много сил Савва Иванович отдал возрождению народного творчества. Вместе с друзьями при Абрамцевской школе открыл мастерские резьбы по дереву, гончарные.
К тому времени, когда пьеса Островского была положена на музыку, Савва Иванович уже открыл частный оперный театр, где в 1885 г. была поставлена «Снегурочка». Постановка стала настоящим праздником великолепной музыки, артистизма, пиршеством фантазии художника-декоратора. Когда восхищённые зрители допытывались у Васнецова, где он взял чудесны краски, как заставил их играть, он отвечал: «От народных гуляний в Вятке, в Москве, на Девичьем поле, от переливчатой игры жемчугов, бисера, цветных каменьев на кокошниках, телогрейках, шубах и прочем женском одеянии, которое видел и у себя на родине и которыми ещё была переполнена Москва восьмидесятых годов». Эскизы костюмов Царя Берендея, Мороза, Весны-Красны, Снегурки, Леля радуют нас и сейчас. Мы не представляем себе этих героев другими.
«Снегурка для меня – это воплощение чистой заснеженной России», – писал В. М. Васнецов. Её воплощение и сам легендарный спектакль, созданный тремя богатырями русской культуры: Островским, Римским-Корсаковым, Васнецовым. Спектакль, который по праву называют одним из прекраснейших творений русского искусства.
Без песни жизнь не в радость.
Драматург А. Н. Островский восторженно принял оперу Римского-Корсакова: «Музыка к моей «Снегурочке» удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа». Большое значение в создании национального колорита оперы сыграли народные музыкальные инструменты.
Скрашивали они жизнь человека с древних времён и воодушевляли его в битвах. Прародителями первых музыкальных инструментов были ветер и вода. На старинных рисунках ветры изображены гигантами, дующими в трубы. И слова «дуть», «гудеть» живут в названиях многих музыкальных инструментов: дудка, гудок.
Наши предки сопровождали свои обряды игрой на музыкальных инструментах. Музыканты считались людьми «вещими». Они «хранили предания старины глубокой», пением и музыкой оживляли их. Первыми музыкальными инструментами славян были дудка и рожок. Срезанная тростинка, рога домашних животных дали начало многочисленному племени народных инструментов. Одних дудок было столько! Тут и жалейка, и сопелка, и свирель. У дудочки звук был с присвистом, у жалейки протяжный, жалобный, у свирели певучий. Свирель была непростой дудкой, она состояла их семи вместе сложенных рядов-створов. У народных мастеров было много секретов: сколько отверстий проделать, как выбрать «певучее» дерево. Сгодились для музыки и ложки. У весёлых ложкарей они так и плясали в руках, звенели подвешенные к их черенкам бубенцы.
Бей, барабан, играй, труба...
И в боях наши храбрые предки не обходились без музыки. В «Слове о полку Игореве» говорится, что при осаде Киева в 1151 году и осаждавшие, и осаждённые трубили в трубы и били в бубны. Бубен представлял собой небольшую медную чашу с натянутой на неё кожей. Конные привязывали его к седлу, пешие держали в руке и били в бубен ременным шаром. Пели трубы, звенели бубны, гремели барабаны, поднимая боевой дух войска. Барабаны были разные. Самый огромный – набат – укреплялся на деревянном щите с помощью цепей, и везли его на четырёх лошадях, а ударяли в него восемь человек! «Бить в набат» в первоначальном значении – объявлять тревогу.
Ой, вы гусли мои!
Звучание струны люди открыли много десятков тысяч лет назад. Первым струнным инструментом был лук. Чтобы пустить стрелу, древний охотник натягивал его тетиву. Тетива звенела, пела. Иногда натягивали две тетивы рядом, а они звучали по-разному. Так возникли арфы, лиры, гусли...
Гусли – древнейший инструмент. О нём говорится в русских былинах и песнях. Храбрый богатырь Добрыня Никитич играл на гуслях. В старину гусли назывались «гудцами», но с XII века это название исчезло. Появился первый смычковый инструмент – гудок. Смычок у него был полукруглым. Три струны навязывали плоско. Играя, музыкант задевал их все сразу, поэтому инструмент издавал непрерывный гуд. Гудок – предок скрипки. Русскую скрипку в старину называли скрипицей. Скрипка много раз меняла свою форму, лишь смычок – трость, к концам которого прикреплён конский волос, оставался прежним. Не всякое дерево годится для изготовления скрипки. Лучше всего передаёт звук и отзывается на колебания струн ель.
Балалайка, заиграй-ка!
Прабабушка весёлой балалайки – домра. В России домру знали давно. Звучание её нежное, певучее, но сделать полукруглый корпус было трудно. Какой-то старинный мастер перестал закруглять корпус инструмента и сделал его треугольным. Изменился сразу и звук, стал отрывистым, задорным.
Стал другим и способ игры, по струнам уже не водили пёрышком, а ударяли пальцами. Людям полюбилась озорная балалайка. Как только не называли её: и «болтунья», и «балабайка». Не обходилось без неё ни одно деревенское гуляние. Но балалайка вовсе не такая простушка, какой кажется. Сейчас ей под силу почти любая музыка. Мастера-балалаечники исполняют на ней и народные, и классические, и джазовые композиции.
Дорогие ребята! Вспомните героев русских сказок, игравших на музыкальных инструментах. Как эти инструменты назывались, и какие чудеса они совершали?