а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш э ю я

Черных Ю. Е. / Литературные вечера

Вступление

Юрий Егорович Черных родился 27 ноября 1936 года в г. Усть-Куте Иркутской области. В 2001 году ему исполнилось бы 65 лет. И хочется, чтобы его имя  осталось в памяти детей. Никогда еще они не нуждались  так остро в хорошей детской книге, как в наши дни.  Сейчас необходимы художественные произведения,  написанные талантливым языком. Именно к такой литературе можно отнести книги  Юрия Черных, который сумел создать для своих маленьких друзей прекрасные по форме и содержанию поэтические произведения.
Его поэзия учит ребенка доброму, неравнодушному отношению к друзьям, животным, к природе.  Он создал свой неповторимый мир, в котором герои стихов и сказок  не только дети, но и все, что их окружает.
«Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий мир прежде всего и легче всего в игре..., игрой. Именно на игре словом учится ребенок тонкостям родного языка, усваивает его музыку...
Умение в обычном видеть необычное и красочно передать увиденное языком художника - в этом главное достоинство поэзии Юрия Черных», - так писал о нем его друг Владимир Корнилов.
Его стихи полны озорства, игры, забав.  На этой игре и построен наш сценарий, в основу которого положены чтение вслух стихов поэта, чтение по ролям, отгадывание загадок, литературная игра с использованием скороговорок.
При необходимости можно расширить перечень стихов, предлагаемых для чтения.

ПРАЗДНИК НА КУДЫКИНОЙ ГОРЕ

Сценарий литературного праздника для детей старшегодошкольного и младшего школьного возраста, посвящённого 65-летию  со дня рождения Ю.Е. Черных

Действующие лица: Ведущий, Девочка, Мальчик, трое Чтецов.

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами совершим путешествие на Кудыкину гору. Как вы думаете, что это за место и где оно находится?
 (Ответы ребят.) 
Выражение «На кудыкину гору» появилось еще в давние времена, когда люди верили в нечистую силу, в злых духов. Собираясь в дорогу, они скрывали от соседей, куда едут, опасаясь, что кто-нибудь недобрым словом навлечет на них беду, и путешествие будет неудачным. Поэтому, когда человека спрашивали: «Ты куда?» -  он отвечал:   «Не кудыкай, пути не будет»   или  -  «На кудыкину гору».
Так никто и не знает, где находится эта гора, но зато точно известно, что если это такое таинственное место, значит, там могут происходить всякие чудеса.

                   На Кудыкиной горе весело бывает.
                   И попасть сюда, конечно, детвора мечтает.

Давайте и мы с вами отправимся на поиски Кудыкиной горы и устроим на ней праздник.
А помогут нам совершить это путешествие стихи поэта Юрия Егоровича Черных, а также мои помощники - чтецы. 
(Представляет  каждого Чтеца. Звучит запись песни Александры Пахмутовой на стихи Юрия Черных «Кто пасётся на лугу?». Если ее нет, то Ведущий читает с Девочкой.)
Далеко, далеко
На лугу пасутся ко...
- Кони?
- Нет, не кони!

Далеко, далеко
на лугу пасутся ко...
- Козы?
- Нет, не козы!

Далеко, далеко
На лугу пасутся ко...
- Правильно - коровы!
Пейте, дети, молоко -
Будете здоровы!
Ведущий: А знаете, как появилось это стихотворение, сделавшее знаменитым нашего земляка Юрия Егоровича Черных?
Гулял однажды молодой папа с дочкой за городом, а было это в Братске. Гулять они ушли далеко. И вдруг  папа  увидел вдали,  на лугу,  животных. Удивленный и обрадованный, он подхватил дочку на руки и спросил: «Кто пасется на лугу?»
На эти замечательные стихи композитор Александра Пахмутова написала музыку. Появилась веселая песенка, ставшая лауреатом Международного конкурса детской песни в Софии и послужившая сюжетом для мультипликационного фильма.
Девочка: А кто такой земляк? Почему мы называем Юрия Черных  нашим земляком?
Ведущий: Потому, что он родился в Усть-Куте, детские годы его прошли в далеком таежном селе  Нижне-Илимске на севере Иркутской области, работал и жил в городах Братске, а потом в Иркутске. Вот и получается, что вся его жизнь связана с нашим краем, с нашей землей.
Девочка: А разве можно, написав одно  стихотворение, сразу  стать знаменитым?
Ведущий: Конечно, нет. Это просто случайность, что газета «Огни Ангары», где было напечатано  стихотворение «Кто пасётся на лугу?»,  попала в руки Александры Пахмутовой.  А вот писать стихи Юрий  Черных стал не сразу, хотя пытался сочинять их с самого детства, которое пришлось на Великую Отечественную войну. В то время и взрослые и дети с тревогой следили за событиями на фронте, в каждом доме работало радио. И вот однажды, когда маленький Юра и его старшая сестра сидели одни дома, она заметила, что брат что-то шепчет.
- Юра, ты что там бормочешь?  - спрашивает сестра.
- Стихи, кажется.
- Какие стихи?
- А которые сочиняются.
- Как это сочиняются?
И шестилетний братишка повторил то, что сочинилось, а сестра записала и, удивленная, зачитала вслух.
Поэт всю жизнь помнил эти младенческие строчки и сам удивлялся, откуда и как в нем зародилось это чудо стихотворчества. Вот послушайте:
По дороге быстро
Мчится паровоз,
Он немецких офицеров
В армию повез.
Это было летом,
В самый жаркий день,
Паровоз нечаянно
Налетел на пень.
Паровоз подпрыгнул,
А потом упал,
Вывалились немцы,
За ними - генерал.

Мальчик: Но такие стихи почти каждый напишет. В детстве многие ребята пытаются сочинять.
Ведущий: Конечно, сам Юрий Черных признавался, что не помнит того момента своей жизни, когда бы он не  сочинял  стихи.
Но дело еще и в том, что маленький Юра с детства отличался исключительной памятью и начитанностью. Однажды он поразил своих сверстников, когда прочитал наизусть поэму Сергея Есенина «Анна Снегина». Это очень  серьезная поэма. А Юре было всего 12 лет.
Удивлял он не только своих товарищей. Как-то на уроке литературы он первым сдал тетрадь с сочинением. Учитель спросил, помнит ли он что-либо из написанного? И к удивлению преподавателя мальчик дословно пересказал текст своего сочинения.
Девочка: Получается, чтобы стать поэтом, нужно уметь сочинять стихи, хорошо учиться, иметь отличную память?
Ведущий: Все не так просто. Юрий Егорович и не собирался быть детским поэтом.  После школы  учился в сельскохозяйственном институте, работал в городе Братске инженером-экономистом.
 «А «детские»  стихи стал складывать для своей дочки. И так увлекся, что не заметил, как она выросла, а я никак не могу остановиться в своем увлечении», - шутливо вспоминал поэт.
Выросший в родстве и согласии с природой, Юрий Черных и впоследствии не терял с ней  контакта, а литература - от античной до современной - наполняла и питала его тонкую, восприимчивую душу, обогащая внутренний мир поэта.
Вот и получается, что стихи писать совсем не просто. Здесь требуются выдумка и озорство, веселье и доброта. Стихи Юрия Черных быстро запоминаются, они музыкальны и ритмичны, поэтому и кажется,  что писать их было легко и просто.
К нам сегодня в гости
Приходили... гвозди!
Самый длинный -  папа,
И на папе шляпа.
Покороче - мама.
И на ней панама.
Да четыре гвоздика
Небольшого ростика:
Этот в кепке,
Этот в шапке, 
Этот в шляпке набочок,
А на младшем колпачок,
И у каждого на ножке
Тонкий острый каблучок.
Я-то думал, что детей
Не бывает у гвоздей...
- Заходите, проходите, -
Приглашаю я гостей. -
Где вас, гвозди, усадить?
Чем вас, гости, угостить?
Предлагаю вам пока
По стакану молока!
Гвозди выстроились в ряд,
Гости хором говорят:
- Не хотим мы молока,
А хотим мы ... молотка!
У гвоздя стальное тело,
Мы не можем
Жить без дела!
Хочет каждый из гвоздей
Быть полезным для людей!
Я раздумывать не стал,
Молоток скорей достал,
И соседу
И соседке
Починил я табуретки,
Тук! Тук! Тук!
- Эх, хорошо!
Ну-ка, друг,
Стукни еще!
Гвоздикам не больно,
Гвоздики довольны.
                        («Необычные гости» )

(Можно предложить ребятам повторить строки, которые они сумели запомнить.)

Девочка:      Хотите - поверьте, хотите - проверьте,
Но белки, однако, умеют летать.
Обычные белки летать не умеют,
Но белки-летяги умеют летать!

Мальчик:    Хотите - поверьте, хотите - проверьте,
Но рыбы, однако, умеют летать,
Обычные рыбы летать не умеют -
Летучие рыбы умеют летать!

Девочка:      Хотите - поверьте, хотите - проверьте,
Но змеи, однако, умеют летать.
Обычные змеи летать не умеют  -
Бумажные змеи умеют летать.

Мальчик:     Хотите - поверьте, хотите - проверьте
Я тоже, однако, умею летать.
Мечтать наяву я пока не умею,
Однако во сне я умею летать.
                      
(«Хотите - проверьте»)

Ведущий: Юрий Егорович Черных много встречался со своими читателями в детских садах, школах. Дети всегда были рады ему, потому что стихи его нравились всем.
Ведущий:   Мужичок с ноготок,
                    Ты куда?
Мальчик:   На каток!
Ведущий:   А зачем?
Мальчик:   Покататься, вестимо.
Ведущий:   А на чем?
Мальчик:   На коньке,
                    На коньке-горбунке!
Ведущий:   И степенно
                    Прошествовал мимо.
                                          («Встреча у катка»)

Ведущий: Послушайте, как он обыгрывает русскую народную пословицу «Без труда не выловишь рыбку из пруда»:
Утка может без труда
Вынуть рыбку из пруда:
Шею в воду окунет -
Вот тебе и окунек!
                                  («Утка»)

(Можно предложить ребятам запомнить четверостишие, повторив его несколько раз.)
Девочка: Ему одинаково удаются и короткие стихи, и подлиннее. Судите сами...
Чтец (1):     Ежик ежится у елки:
Укололся об иголки,
Елка ежится, дрожа:
Укололась об ежа!
                            («Колючая встреча»)

Чтец (2):    Я - огонь.
Я такой:
Вспыльчивый и строгий.
Ни рукой,
Ни ногой
Ты меня не трогай.
А затронешь тайком -
Стану злее волка,
Так лизну языком -
Помнить будешь долго!

Чтец (3):    Не играйте дети,
С недотрогой этим!
                                 («Огонь - недотрога»)
Девочка:      Дело было в декабре
На Кудыкиной горе.
Из деревни в зимовьё,
В свое зимнее жильё,
На Савраске Дед Мороз
Бабу снежную привез.

Мальчик:     Будь хозяйкой! - молвил дед. -
Скуден, баба, мой обед:
Миска студня-холодца
Да огрызок леденца...
Напеки ты мне тортов
Всех названий и сортов!
Я печурку затоплю,
Ты пеки, а я посплю.

Девочка:      Через час проснулся дед...
Ни тортов, ни бабы нет!
Печка топится в углу,
Сохнет лужа на полу.
Дед Мороз туда-сюда...

Мальчик:     Где ты, баба? Вот беда!
Ты куда ушла, куда?
И откуда тут вода?

Девочка:      Дело было в декабре
На Кудыкиной горе.
                                («На Кудыкиной горе»)

Ведущий: Книги поэта издавались в Братске, Иркутске, Москве. Сегодня  не каждая библиотека имеет у себя книги Юрия Черных, но я хочу, чтобы вы знали их названия. 
(Показывает некоторые книги.)
Давайте послушаем еще несколько стихотворений Юрия Черных.
(Мальчик декламирует стихотворения «Николкины слова», «Веселый разговор».)
Ведущий (показывает  открытую книгу  со стихотворением «Загадки на грядке»): 
Взгляни скорей на грядку эту - 
Тут все знакомые предметы. 
И ты, конечно, угадаешь,
Загадки эти разгадаешь.

Девочка: Читайте загадки - ищите отгадки.

Чтец (1):  Как на нашей грядке
                Выросли загадки:
                Крепкие, ядреные,
                Длинные, зеленые -
                Ароматны свежие,
                Хороши соленые!
                                                 (Огурцы)
Чтец (2):  На соседней грядке -
                Сочные загадки:
                Наливные, крупные, 
                Вот такие круглые -
                Выросли, созрели,
                Тут и покраснели.
                                               (Помидоры)
Чтец (3):А на крайней грядке -
               Горькие загадки:
               Тридцать три одёжки,
               Ни одной застёжки,
               Кто их раздевает -
               Слезы проливает!
                                                 (Лук)
Чтец (2):  Кто наводит на плетень
                В ясный день косую тень?
<...>
                Кто за солнцем, как живой,
                Водит желтой головой?
<...>
                                              (Подсолнух)

Ведущий: А вот послушайте, какую загадку загадал вам ежик в своей песенке.
Чтец (3): У меня-то что-то есть,
Это что-то можно съесть!
Это что-то сладкое,
Круглое да гладкое.
Я нашел его в саду,
Захочу - еще найду.
Это что-то сладкое,
Круглое да гладкое.
Много-много притащу,
Папу с мамой угощу!
Это что-то сладкое,
Круглое да гладкое. 
 (Яблоко)
(Ребята дают ответы.)
Ведущий:  Молодцы, ребята.
                 Отвечали вы отлично,
                 Словно знаете их  лично.

Девочка: Ребята, а сейчас мы предлагаем вам игру со словом, которую придумал Юрий Черных в стихотворении «Встреча на косе». Послушайте, как забавно и неожиданно звучит в разных ситуациях одно и то же слово.

Чтец (1):  Шел по берегу Косой
Травянистою косой,
Видит: девица с косой
Машет острою косой.

Чтец (2):  Слушай, серенький Косой, -
Молвит девица с косой, -
Я траву кошу косой,
Ты ходи другой косой!

Чтец (3): Слушай, девица с косой, -
Заупрямился Косой, -
Не пугай меня косой,
Не пойду другой косой! 

Чтец (1):  Но попятился Косой
Перед острою косой,
Покосился на лесок...
И помчал наискосок!

(Ведущий может спросить, сколько значений одного и того же слова насчитали ребята в этом стихотворении.)

Ведущий: Быстро время пролетело,
                  Начался учебный год!
<...>
Девочка:  Бегут озорницы лисицы,
                 Сегодня они ученицы.
                 Спешит как на праздник
                 Белчонок-проказник,
                 Сегодня и он первоклассник.
Мальчик: Зайчишка купил за копейку
                 Тетрадку в косую линейку,
                 И мчится вприпрыжку
                 Веселый зайчишка,
Ныряя в любую лазейку.
Девочка:  Стрекочут на ветках сороки,
                 Торопят они, белобоки.
                 Несут меня ноги
                 По белой дороге -
                 Я тоже спешу на уроки!  
 («На уроки»)

ИГРА  «ТАБЛИЦА В ЛИЦАХ»

Ведущий:  Поскорее замолкайте,
                 Разговоры прекращайте.
                 Время кончилось у вас.
                 Поскорей входите в класс.
                 Вам один вопросик я
                 Приготовила, друзья.
                 «Таблице умножения
                 Почет и уважение.
                 В ней ладные да складные
                 Готовые решения».
Мальчик, Девочка (вместе): Мы ребята-грамотеи,
На уме одни затеи:
Даже строгую таблицу
Мы разыгрываем в лицах!

(При чтении  стихов можно использовать плакат или доску, где каждый чтец пишет свои цифры, можно дать возможность ребятам отвечать.  А еще это стихотворение можно читать  по ролям с использованием кукол.)

Девочка (показывает плакат, на котором написано     1 х 1 =   ):            
 Как на улице Овражной
Жил единожды-однажды
Одинокий гражданин
Маг-волшебник Аладдин.
Разумеется, ему
Было плохо одному:
Ведь единожды один
Все равно всегда один,
Сам себе и брат, и друг.
И одна лишь пара рук...

(Девочка пишет на плакате цифру   1.)

Мальчик  (показывает плакат, на котором написано   2 х 2 =  ):       
 Маг-волшебник был хитер:
Лампу медную потер,
И к нему явился сын!
То-то рад был Аладдин:
Пара рук была, и вдруг
Вдвое больше стало рук!
- Сколько будет дважды два?
- Дважды два - четыре!
На дворе растет трава,
На траве лежат дрова,
И тепло в квартире!
Одиночество - беда,
А в семье тепло всегда!
Всем любителям цифири:
Если  дважды два - четыре,
То и два плюс два - четыре!
Да, чудес немало в мире...)

(Мальчик пишет на плакате цифру 4.)

Девочка  (показывает плакат, на котором написано  3 х 3 =   ):         
 Как-то дед, отец и внук
В три косы косили луг.
Каждый - вы удивлены -
Накосил по три копны!
Ай да папы и сыны -
Сена хватит до весны!
Если кто шутя-любя
Спросит где-нибудь тебя,
Сколько будет трижды три -
«Будет девять!»  говори.
Знай таблицу наизусть -
Будешь умницей, клянусь!

(Девочка пишет на плакате цифру  9.)

Мальчик  (показывает плакат, на котором написано  4 х 4 =   ):    
 На рынок четыре кузины
Несли по четыре корзины,
И в каждой плетеной корзине
Сидело по жирной гусыне.
И эти шестнадцать гусынь
Купить удалось у кузин
Сынку Аладдина Егорке,
Всего за четыре пятерки!
(Да, четырежды четыре
Для поклонников цифири
Не четырнадцать, не двадцать,
А равнехонько шестнадцать!)

(Мальчик пишет на плакате число 16.)

Девочка (показывает плакат, на котором написано  5 х 5 =    ):   
Пять карманов у Егорки,
Если в каждом по пятерке -
Сколько будет пятью пять?
- Будет ровно двадцать пять,
Целых двадцать пять рублей!
- Трать пятерки, не жалей!

(Девочка пишет на плакате число  25.)

Мальчик (показывает плакат, на котором написано 6 х 6 =       ):   
Шесть загонов для коров,
В них коров по шесть голов -
Сколько будет шестью шесть?
- Будет ровно тридцать шесть!
- Небольшое стадо...
- Больше нам не надо!

(Мальчик пишет на плакате число  36.)

Девочка (показывает плакат, на котором написано  7 х 7 =    ):    
Возле леса на пригорке
Пас коров сынок Егорки.
Насчитал Егоркин сын
На пригорке семь осин.
- Глянь, под каждой из осин
Подосиновики, сын!
Их и там и сям по семь...
- Столько, папа, я не съем!
- Сколько будет семью семь?
- Сорок девять, хватит всем.

(Девочка пишет на плакате число  49.)

Ведущий: Вот так весело и занимательно рассказал нам Юрий Черных о таблице умножения. Мы славно потрудились, решая забавные примеры. А теперь от цифр и чисел перейдём к словам и поиграем в игру   «Егоркины скороговорки».

Девочка,  Мальчик (вместе): Поиграем, мы любим играть!
Ведущий:  На команды разделитесь,
Друг за другом становитесь!

 

ИГРА «ЕГОРКИНЫ СКОРОГОВОРКИ»

(Дети, разделившись на команды и построившись друг за другом, встают перед ведущим. Ведущий начинает называть скороговорки каждой команде по очереди. Игрок, стоящий первым, справившись со скороговоркой, должен перебежать и стать за последним игроком в своей команде. Если игрок не может быстро произнести скороговорку, он выбывает из игры и отходит в сторону.  Побеждает та команда, в которой осталось больше игроков.)

Ведущий: Я сегодня был в восторге
                 От затейника Егорки,
                 За его скороговорки
                 Я поставил бы пятерки!
                 Повторяйте, детвора:

- Посреди двора дрова.

                -  Жук, над лужею жужжа,
                 Ждал до ужина ужа.

                 - В перелеске перепел
                  Перепелку перепел!

                  - Мышь шуршит у шалаша,
                  Векше шишку шелуша.

                  - Лилии полили ли,
                  Иль увяли лилии?

                 -  Аня нынче нянина,
                  Нина няня Анина.

                 -  Мамами любимы мы -
                  Самыми любимыми!

                  То-то буду я в восторге,
                  Если вы, как я Егорке,
                  За его скороговорки
                  Мне поставите пятерки.

(Объявить победителей.)

Ведущий: Когда Юрию Егоровичу исполнилось 50 лет, он пригласил на торжество самых близких друзей. Владимир Корнилов - писатель и его друг - написал по этому поводу такие стихи:
Юбиляру мы желаем
За словесною игрой,
Чтоб всегда был обожаем
Всесоюзной детворой.
Без пяти минут он - классик,
Пишет книги детворе.
У него сегодня праздник
На Кудыкиной горе.

(Звучит песня на стихи Ю. Черных  «Жили-были» или «Дождик озорной».)
С тех пор минуло 15 лет. Поэта уже нет с нами. Но дети по-прежнему получают удовольствие от его стихов и от той атмосферы радости и счастья, которая царит на Кудыкиной горе  -  на празднике, который Юрий Черных оставил нам в своих книгах. Я думаю, что после сегодняшней встречи вы будете помнить имя Юрия Егоровича Черных, нашего земляка и замечательного детского поэта.
До свидания, ребята. До новых встреч!

Составитель  Молина Л.Н., 
гл. библиограф отдела краеведения

 

Произведения для детей  Ю.Е. Черных

Пугливые тюлени: Стихи //Добрый день: Рассказы, стихи, сказки.  Иркутск, 1977. С. 26-33.
На лугу пасутся ко...: Стихи.  Иркутск: Вост.-Сиб.кн.изд-во, 1979.
Веселый разговор: Стихи /Худож. Н. Алсуфьев. Иркутск: Вост.-Сиб.кн.изд-во, 1984.
На Кудыкиной горе: Стихи, песенки, загадки, сказки.  Иркутск: Вост.-Сиб. кн.изд-во, 1986.
Внучка-почемучка: Стихи /Худож. А.Ф. Хоренов.  Иркутск: Вост.-Сиб.кн.изд-во, 1990.
Егоркины скороговорки: Стихи /Худож. В. Каневский. - М., 1992.
Сто потов: Стихи //Сибирячок.  Иркутск, 1987. Вып. 1.С.97.
Веселый разговор. Необычные гости: Стихи //Сибирячок. - Иркутск, 1989 Вып.2. С. 82-83.
Околесица: Стихи //Сибирячок. 1992. № 3. С.5-6.
Окрошка: Стихи //Сибирячок. 1993. № 5. С. 8-9.
Таблица в лицах: Стихи //Сибирячок. 1993. № 5. С. 8-9.
Абракадабра. На Кудыкиной горе //Сибирячок. 2000. № 1. С. 16-17.

Литература о жизни и творчестве Ю.Е. Черных

Галкина В. (О детских книгах Ю. Черных) // Учит.газ. 1993. № 18. С.5.
Житков К. Искрометный талант //Вост.-Сиб.правда. 1994. 1 дек.
Корнилов В. Он остался в своих книгах...// Вост.-Сиб.правда, 1994. 15 нояб.
Ленский Я. Вот такие чудеса // Вост.-Сиб.правда. 1993. 6 февр. С. 10.
Медведев В. «На лугу пасутся ко...». Жизнь автора детской песенки тоже оборвалась на полуслове //Комс.правда. 1994. 10 дек.
Михасенко Г. На Кудыкиной горе //Сибирь. 1991. № 5. С. 190-196.
Пишет книжки инженер //Вост.-Сиб.правда. 1986. 28 дек.
Смирнов С. «Далеко, далеко на лугу пасутся ко...»: «Рубрика «Пенаты»// Сибирячок. 2000. № 1. - С. 15.
Черных Ю.Е. (Некролог) //Вост.-Сиб.правда. 1994. 15 сент.