а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш э ю я

Устинов С.К. / Литературные вечера

Друг зверей и друг детей

Метод. материалы
по творчеству С.К. Устинова

ВВЕДЕНИЕ

Семену Климовичу Устинову – автору книг о сибирской природе, биологу, неутомимому путешественнику и исследователю тайги – исполняется 70 лет.
Большинство наших читателей знакомо с ним по публикациям в журнале «Сибирячок».
В своей работе мы делаем попытку познакомить ребят с творчеством и разносторонней деятельностью Семена Устинова. 
Данные методические материалы содержат обширную библиографию самых разных изданий, представляющих интерес и для взрослого читателя.
Помимо списка литературы мы предлагаем вашему вниманию и фильмографию, так как Семен Климович писал еще и сценарии для фильмов, снятых на студии «Иркутсктелефильм». Будучи очень интересной личностью, он вызывает живейший интерес к себе, поэтому и о нем самом снят ряд фильмов.
Предлагаемые материалы позволят не только использовать готовые сценарии, но и дадут возможность самостоятельно, творчески подготовить свои варианты работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
В предложенной библиографии звездочкой отмечены статьи, где можно почерпнуть дополнительные сведения о жизни писателя.
В сборник включена статья Софьи Агеевой. Она работает в Байкало-Ленском заповеднике вместе с Семеном Климовичем Устиновым, и ее слова о писателе и своем учителе будут интересны ребятам еще и потому, что она творческий человек и начинающий писатель.

О ПИСАТЕЛЕ

Снег замел пути-дорожки,
По тайге проходу нет.
Но смотрите, на обложке
Кеши-лешего портрет.
Он к такому непривычен,
Он смущается слегка.
До чего же симпатичен
Леший – друг Сибирячка. 
[Сергеев М. Над облаками – облака. (Из записных книжек). – Иркутск, 1998. – С. 91 – 92.]

Эти стихи о Семене Устинове написал поэт Марк Сергеев, когда они сотрудничали в журнале «Сибирячок».
Весело работалось в журнале. Персонажи «Сибирячка», озвученные Марком Сергеевым, пришли к своим читателям целой компанией, и среди них – неутомимый леший Кеша – Семен Климович Устинов.
Как и положено лесному жителю, он знает о таежных обитателях все, а главное, любит все живое на земле! Он так и утверждает: «Пусть все живое живет».
Почему он стал своим в лесу? Как все начиналось? 
А начиналось все с детства. Семен Климович Устинов родился в Бурятии, в селе Унэгэтэй Заиграевского района, 1 сентября 1933 года. Когда он был маленьким, отец, который был охотником, брал его с собой в лес, и поэтому тайга для мальчика стала родным домом. С тех пор прошло много времени. Семен Климович окончил факультет охотоведения Иркутского сельскохозяйственного института и стал биологом-охотоведом. Он получил назначение на работу не куда-нибудь, а в знаменитый Баргузинский заповедник, существующий на берегах Байкала с 1916 года.
Пять лет отдал Семен Устинов этой заповедной земле: был исследователем, полевым зоологом, старшим научным сотрудником. Будущий писатель свято оберегал все, что создано природой, одновременно наблюдая ее. «…Под ногами ползали крошечные муравьишки. Мы заинтересовались их жилищами, маленькие муравейники почти целиком состоят из мелких камешков. Как же эти трудяги натаскали их, ведь камешки весят для них "сотни тонн"?» – записал в своем дневнике 10 мая 1959 года Семен Устинов.
Наверное, с такого удивления перед природой и возникает в человеке желание поделиться с другими своими душевными открытиями, - так является в мир писатель.
Менялись места работы. Семен Устинов участвовал во многих экспедициях, работал в различных научно-исследовательских институтах, защитил диссертацию, получил ученую степень кандидата биологических наук. Об одной такой экспедиции пишет Валентин Распутин в своей книге «Сибирь, Сибирь…» (Иркутск, 2000. - С. 207–208): «…В нашу небольшую экспедицию согласился войти заместитель директора заповедника по науке Семен Климович Устинов. Лучшего товарища и желать было нельзя, мы имели возможность убедиться в этом и раньше. Для него любая тайга – дом родной…»
Как у человека ученого у Семена Устинова большая известность, мировая слава. Он член Байкальской комиссии Всероссийского общества охраны природы, состоит в Совете по природопользованию СО РАН, член американского общества териологов (это те, кто изучает млекопитающих), материалы его работ опубликованы в Японии и США, в Скандинавских странах и в Швейцарии.
Но что такое кандидатская диссертация и научные статьи, если о соболе, красавце сибирской тайги, большинство людей знают только как о «золотом» звере, царе дикой пушнины. Его нет даже среди персонажей русских народных сказок, о нем почти ничего не знают дети. Поэтому Семен Устинов мечтает об умной, талантливой книге о нем для детей - книге о жизни соболя.
Может, поэтому на страницах «Сибирячка» и появился лесной персонаж леший Кеша со своими рассказами для детей.
Как-то Устинов подсчитал, сколько лет он провел в тайге один, и у него вышло, что более десяти лет. Он выбирал такие маршруты, чтобы увидеть самое интересное и поведать об этой красоте людям.
Сердце этого человека объединяет две страсти, две любви: к тайге с ее обитателями и к творчеству.
Заслуженный работник охотничьего хозяйства России, Устинов также является членом Союза писателей России. Заслуженный эколог – это тоже Семен Климович – занял второе место во Всероссийском конкурсе газетных публикаций по природоохранной тематике, организованном газетой «Комсомольская правда».
Рассказывая о лесе, он с восхищением и любовью говорит о его обитателях, о разумном устройстве природы, которую можно назвать своеобразным государством, где каждый занимает положенное ему место и посвящен в таинство матери-природы. Природа снимает «накипь» с души, очищает человека, - так считает писатель.
Семена Климовича Устинова как человека, безгранично преданного природе, не могут не волновать проблемы бережного к ней отношения. В тайге, считает Устинов, надо проявлять особую осторожность. И проявляться она должна не только как забота о своей безопасности, но и как забота о лесе, о его жителях, больших и малых. 
В тайге не обойтись без костра. Устинов любит называть его ласково - огонек. Посидеть, обогреться у огонька – это почти ритуал, во время которого человек чувствует свою связь с природой особенно остро. Поэтому и разжигать костер надо умело, а не просто наломать палок и поднести спичку к веткам.
Костер – это показатель уровня культуры поведения человека в тайге, утверждает писатель. Он должен быть маленьким, под дно котелка, не больше, обязательно из сухого материала. Свои костры Устинов любит разжигать на камне, на берегу реки, там, где горящий огонь не сможет распространиться по тайге.
«Есть у бурят мудрые слова, - вспоминает Семен Климович, - у большого костра не согреешься». В самом деле, как к нему подойти: нельзя ни подступиться, ни обогреться, ни обсохнуть, ни посидеть.
«Совесть и красота – вот на чем все должно держаться», - говорит Устинов. 
Еще в 6-м классе он написал сочинение «Осень в лесу», отмеченное на республиканском конкурсе в Улан-Удэ. В нем он рассказывал о гусином клине, отправляющемся в теплые края. Сейчас писатель с горечью отмечает, что сегодня такой картины не увидишь. Горько еще и потому, что неразумно и безжалостно относится человек к природе. Он до сих пор не может забыть, как лет двадцать назад в одном леспромхозе увидел на лесосеке сваленную сосну в три человеческих обхвата. На его вопрос «зачем?» бригадир ответил, что мужики пробовали, как работает пила «Дружба». «А она, сосна, помнила, может быть, Ермака», - с болью замечает Устинов. Скудеет природа. Поэтому-то надежду на разумное отношение к природе Семен Устинов возлагает на детей, уча их не только любоваться природой, но и помогать ей.
Да-да, помогать. Увидели, как маленький муравьишка утопает в луже, спасите его, помогите выбраться оттуда. Пускай он дальше бежит по своим муравьиным делам и думает, что ему помог великан. Не растоптал, а помог. Давайте будем добрыми великанами!
Наверное, именно этим желанием – писать для детей – и объясняется давний приход Семена Климовича в детский журнал «Сибирячок», где он обосновался под именем «леший Кеша».
В рассказах писателя все правда, ничего не выдумано, в них то, что он увидел в природе. Любовью ко всему живому на земле пронизано каждое его слово: «Не губите редкое животное, растение, не поднимайте руку вообще на все живое без необходимости…
Постойте в тишине на опушке леса, затаитесь на пару часов в сумерках – такого наслушаетесь, насмотритесь сокровенного в жизни природы, - годы помнить будете!» (Байкальская сторона. - Иркутск. - 1988. - Вып.1. - С. 284).
Когда он открыл для себя исток Лены – самый первый ключик одной из десяти величайших рек мира, то испытал при этом необыкновенное счастье: «Впервые когда я обнаружил его в 1996 году, я радостно завыл от приступа озарения, от ощущения свидетельства рождения великого природного Начала. Как редко в жизни посещает нас это счастье, как долго – всю жизнь – во всех красках оно помнится, поддерживая в часы провала, часы долгого невезения, гибели надежды. Слава Богу, что бывает такое счастье с нами» (У колыбели реки великой // Волна. - 2001. - № 3. - С. 75).
Рассказывать о жизни писателя и легко и трудно. Вся его жизнь - в единстве с природой, неотделима от нее. Поэтому каждая строка его произведения – это и рассказ о себе.
А вот как пишет о нем Валентин Григорьевич Распутин: «Едва ли осталось что-нибудь в Байкале и прибайкальской тайге, чего бы Устинов не знал. Читать его книги о медведях или лосях – одно удовольствие. Крупный и выхоженный тайгой, в которой он пропадает не одно десятилетие, до удивительного спокойствия и добродушия, до самого только необходимого в теле, а потому легкий на ногу, поднимающий и несущий себя без усилий, он остался в том немногочисленном экземпляре сибиряка, на котором природа не доэкономила» (В. Распутин. Сибирь, Сибирь… - М., 1991. - С. 103).
Отправившись по таежной тропе вслед за Семеном Климовичем Устиновым, когда он, изучая жизнь таежных обитателей, уходит в свои многодневные путешествия, мы откроем для себя удивительный мир природы, чтобы вместе с писателем сказать: «Как прекрасно, что есть такие места на Байкале, таким его и надо сохранить».

 

Софья Агеева

УЧИТЕЛЬ ПО ЖИЗНИ

Однажды судьба свела меня с совершенно необыкновенным человеком. Человеком, которого я искренне уважаю и люблю. Человеком, которого с гордостью могу назвать своим Учителем.

- Привет, орлицы, - встречает нас на пороге отдела высокий улыбчивый человек в форме, очень крепкий и подтянутый. - Кофе надеремся?
- С удовольствием надеремся, - всегда соглашаемся мы и быстренько ставим чайник.
Семен Климович тем временем открывает свою бездонную зеленую сумку, где у него есть все - от ручки и простого карандаша до остро отточенного ножа и баночки ароматного кофе.
Так еще совсем недавно начиналось каждое утро в конторе Байкало-Ленского заповедника. Сейчас, когда Семен Климович в силу ряда причин переехал из Иркутска в поселок Култук, встречи наши стали более редкими, но и более бурными. А для нас, работников отдела экопросвещения, он так и остался самым лучшим, самым грамотным, самым справедливым и самым любимым начальником. Пусть уже не по должности, но, что, наверное, еще важнее, по жизни.
Знакомство наше состоялось уже давно, более десяти лет назад. Тогда мы, будучи студентами-второкурсниками биолого-почвенного факультета университета, пришли проситься на летнюю практику в заповедник. Устинов в то время возглавлял здесь научный отдел. Красивый, добрый, интеллигент до мозга костей, - именно таким он показался нам тогда, именно таким он остается и сейчас. Тщеславие совершенно не присуще ему, несмотря на множество званий и наград.
Именно за эти качества - доступность и открытость - любим его не только мы, работники заповедника. Вряд ли найдется хоть один учитель или библиотекарь, знакомый с Семеном Климовичем, который отозвался бы о нем отрицательно.
А дети?! Дети любого возраста, начиная с первоклашек и заканчивая старшеклассниками, с замиранием сердца замолкают, стоит ему только начать: "Вот иду я как-то по тайге…"
О своих скитаниях по просторам родной Сибири Семен Климович может рассказывать бесконечно. Тайга - его второй (а может, и первый) дом. С малолетства приходилось и у костра ночевать суровыми январскими ночами, и штурмовать вброд обжигающе холодные горные реки, и просиживать неподвижно долгие часы на звериных тропах, поджидая появления лесных обитателей, в наблюдении за которыми и состоит основная работа натуралиста-исследователя.
Копытные - одна из групп животных, изучению которых Семен Климович всегда посвящал основное время своей работы в поле. У него и кандидатская об одном из самых удивительных оленей наших мест - о кабарге. Рассказу о жизни этого вида копытных он посвятил целую книжку. Называется она "Загадочные тропы кабарги" и в изобилии содержит просто уникальнейшие сведения о самом маленьком олене Сибири. 
Других представителей этого отряда он также никогда не обходит своим вниманием. Кстати, по его мнению, грамотный человек никогда не назовет козулю косулей, потому что название этого известного всем небольшого оленя происходит от слова "коза". К козам Семен Климович вообще относится очень трепетно, полагая, что на считающееся грубым слово "козел" обижаться не стоит. Наоборот, гордиться надо, что назвали тебя именем благородного красивого животного, обитающего в суровых условиях высокогорья, среди скал и снежников, если, конечно, иметь в виду козла горного, или, как его еще называют, архара.
Все живое население планеты, которое человек свысока величает братьями нашими меньшими, Семен Климович таковыми не считает. И правильно, какие же они меньшие, если заселили Землю гораздо раньше людского племени. И какие же мы "бoльшие", если не умеем планету свою держать в чистоте и добром здравии?
"Иди по лесу так, чтобы не оставлять следов. Пусть тот, кто пройдет здесь после тебя, почувствует себя первооткрывателем", - любит повторять Устинов. Он и сам всегда неукоснительно следует этому правилу. Как-то, во время полевых работ в поселочке Чанчур, отправились мы вдвоем с Семеном Климовичем ловить углозубов. Углозуб - это внешне похожее на ящерицу небольшое животное, один из видов тритонов. Большую часть жизни углозубы проводят на суше, но икру откладывают в воде. По дороге решили вскипятить чайку. Облюбовали место на излучине речки Чанчур, что, кстати, в переводе с эвенкийского означает "Чистая вода", насобирали вокруг сухих дровишек. Костер Семен Климович разложил прямо на берегу, у самой воды. Поднимется речка - смоет кострище, точно и не было его никогда. Придет когда-то сюда новый путник, порадуется. Он здесь - первый.
Командировки Семена Климовича связаны не только со странствиями по таежным просторам. Довольно часто приходится ему ездить по населенным пунктам всего региона и бывать далеко за его пределами. То на семинар или конференцию, то с лекциями по школам или библиотекам. Посещать с ним вместе подобные мероприятия - одно удовольствие. Всегда чувствуешь рядом плечо старшего товарища, на которое можешь положиться в любую минуту, чего бы это ни касалось, начиная от чисто профессиональных вопросов и кончая сугубо бытовыми. Например, если нет чайника в какой-нибудь провинциальной гостинице, то в сумке у Семена Климовича всегда найдется кипятильник.
Почему я считаю его учителем? Это и потому, что еще в школьные годы взахлеб читала его книжки; и потому, что он сегодня, как, впрочем, и всегда, был и остается примером бесконечного трудолюбия; и потому, что, может быть, самое главное, очень уж по-отечески он относится к молодым, к тем, кто еще не успел найти себя здесь, в этом мире. Берет он молодежь, как сам говорит, "под руцы белые" и знакомит с самыми разными людьми, которых, поверьте, знает немало. Это и писатели, и журналисты, и художники, все те творческие личности, контакты между которыми могут стать началом чего-то нового, нужного для всех. 
Замечательный человек – наш Семен Климович. Благодаря его стараниям немало орлят уже выросло и вырастет еще в настоящих орлов. За это – низкий поклон ему.

ПРИГЛАШЕНИЕ В СКАЗКУ

Сценарий литературного праздника

Действующие лица: Библиотекарь (или Учитель), Девочка, Мальчик, Сибирячок, леший Кеша, Водяной, Жучок, Гриб.

Оформление: книжная выставка, детские рисунки; при проведении праздника можно использовать куклы, если есть такая возможность.

(Звучит фрагмент аудиозаписи с голосами птиц, звуками леса. Музыкальное вступление создает сказочную атмосферу русского леса.)

Ведущий: Ну, привет!
Где мы, узнали?
В лес и сказку мы попали.
Вот деревья здесь стоят.
И листвою шелестят.
Речки малые текут,
Громко птицы здесь поют (короткая музыкальная пауза).
Молодец, кто помолчит, –
Для тех сказка прозвучит.
В сказку можно не поверить,
Сказку можно и проверить,
Сказка может правдой быть,
Сказку нужно не забыть.
Расскажу я вам о том,
Что однажды там случилось.

А помогут рассказать сказку мои помощники. Все они живут в заповедном лесу, любят и оберегают его. Это Сибирячок, леший Кеша, Водяной и маленькие лесные обитатели Жучок и Гриб и, конечно же, ребята.
(Входит Сибирячок.)

Сибирячок: Начинаю сказку с леса,
Там побольше интереса.
Про лесных я расскажу,
Даже их вам покажу.
Я леса все обхожу,
Непорядки нахожу.

Ведущий: Сибирячок, ведь ты устал,
Очень много прошагал.
У тебя помощник есть?

Сибирячок: Да, конечно, вот он, здесь!
Он мой главный заместитель,
Леса каждого хранитель,
Постоянно ходит пеший,
Выходи к ребятам, леший!

Леший: Я уж здесь, я прибежал…
Ты зачем меня позвал?

Сибирячок: Хорошо, что ты пришел.
Дальше надо мне идти.
Ты ж на пенечке посиди,
За порядком погляди.

Ведущий: Лес для лешего – свой дом.
Чтобы был порядок в нем,
Он следит за всеми враз,
Как милиция у нас.

Леший: К вам пришел не новичок.
Знаю я грибы опята,
Чем обедают лисята,
Лоси как проводят зиму,
Птицы как едят малину.
Словом, гид я настоящий
В редколесье или в чаще,
По опушкам, вдоль реки,
Через топи, тростники.
Смело вы за мной ступайте
И словам моим внимайте.

Ведущий: Ребята, отправимся вслед за лешим и послушаем его рассказы об обитателях леса.

(Далее можно выборочно пересказать (частично зачитать) отрывки из книги С. Устинова «В лесах у Байкала» (Иркутск, 1998), из журнала «Сибирячок» или из книги «Сказки и были о лесных жителях» (Иркутск, 1995). Обязательно расскажите о животных, которые будут звучать в загадках. Это поможет детям дать правильный ответ.)

Я вам открою маленький секрет. На самом деле рассказал их нам писатель Семен Климович Устинов, который притворился лешим Кешей.

Леший: Вот к нам еще пожаловали необычные гости. Вы зачем пришли?
(Входят Жучок и Гриб.)

Жучок: Здравствуйте, я – жучок.
Я в лесу гулял
И еду искал,
А меня схватили,
В банку посадили.
Я насилу убежал,
Тебе жаловаться стал.

Гриб (держит в руке шляпку):
Люди в лес пришли
И меня нашли.
Ветку вон сломали
И цветок сорвали.
Ну а шляпу сбили,
Чуть не раздавили.

Леший: Вас я буду защищать.
Детям всем хочу сказать:
Зря вы ветки не ломайте
И грибы не обижайте.
Также нужно не забыть,
Что жуков нельзя давить,
Муравьев и пауков,
Можно только комаров.

Сибирячок: Это надо, дети, знать,
Никогда не забывать,
Как нам надо в лес ходить,
Чтобы Лешего не злить.
Это правила лесные
Все несложные такие.
Нам нельзя их нарушать - 
Леший может напугать.

Леший: Да, могу ногами топать
И в ладоши громко хлопать.
Вас могу с дороги сбить
И по лесу поводить.
Я вас так предупреждаю
И нисколько не пугаю.
Вот когда вы в лес придете
И в лесу меня найдете,
Будем вместе там гулять,
Грибы-ягоды искать.
И еще попрошу, ребята, вас
Мухоморы не пинать,
Также ветки не ломать,
И в лесу нельзя сорить.
Сор весь или уносить,
Или ямку раскопать
И сор в землю закопать.

Ведущий: Вы идете в лес? А знаете ли, как там себя вести, чтобы не причинить вреда природе и не попасть в беду самому? Давайте послушаем, какие советы дает наш друг леший Кеша – лесной житель. Итак, правила поведения в лесу.

Мальчик: Совет первый. Огонь – самый страшный враг леса. Не разводи костер под деревом, убери вокруг костра сухую траву и листья. Если костер тебе не нужен, залей его водой. Нет воды – забросай землей.
Совет второй. Не руби для костра живые деревья. Пользуйся сухим хворостом или валежником.

Девочка: Совет третий. Не собирай огромных букетов. Многие цветы очень редкие, и их нужно беречь.
Совет четвертый. Не ешь незнакомых ягод и грибов – можешь отравиться, так как они могут быть ядовитыми.

Мальчик: Советы пятый, шестой и седьмой. Не разоряй птичьи гнезда, не разрывай муравейники: они санитары леса.
Чтобы не остаться в лесу без огня, храни спички в непромокаемой обертке.
Не мусорь в лесу! Не бросай всюду бутылок, банок и прочего мусора – могут пораниться жители леса, другие туристы или даже ты сам. Все, что может гореть, сожги на костре. Что не горит - зарой в землю. Банки и бутылки унеси с собой.

Сибирячок: Все, про лес поговорили.
О реке чуть не забыли…

Леший: У нее хозяин свой,
Его имя – Водяной.

За рекою он следит,
Днем обычно крепко спит,
Ну а ночью он гуляет,
За порядком наблюдает.

Сибирячок: Тех не любит Водяной,
Лезет кто к нему домой.
Он живет в глубоких ямах,
И совсем не нужно прямо
Глубоко туда нырять,
Он ведь может напугать.

Водяной: Да, надо плавать вам уметь
И на речке не шуметь.
С осторожностью купаться.
Помнить правила везде
Поведенья на воде.

Леший: А я могу добавить еще один совет. Не лезь в воду, не зная броду! Не переходи вброд речек и ручьев, если вода в них выше колена.

Ведущий: Да, действительно, лес – краса Земли, ее зеленый наряд. Лес называют легкими нашей планеты. Лес – дом для растений и животных, кладовая, щедро отдающая нам свои дары: орехи, ягоды, грибы, лекарственные растения и древесину.
А вот послушайте, что произошло в заповедном лесу.

(Громко звучит музыка, выбегают две пары в бейсболках и танцуют. На фоне утихающей музыки звучат слова.)

Лес словно ходит ходуном,
Хрипит, гремит магнитофон.
Вдруг кто-то громко начал петь…
Я знаю: это был медведь!
Скажите, прав я или нет?
Вы дайте точный мне ответ.

Все вместе: Нет!!!

Ведущий: Кто здесь сегодня побывал?
Кто все цветы здесь оборвал?
А кто на дереве повис?
Я знаю: это хитрый лис!
Скажите, прав я или нет?
Вы дайте точный мне ответ.

Все вместе: Нет!!!

Ведущий: В лесу бумага, банки, склянки.
Стекло и мусор на полянке!
Босым пройдешь – поранишь пальчик!
Я знаю: это сделал зайчик!
Скажите, прав я или нет?
Вы дайте точный мне ответ.

Все вместе: Нет!!!

Ведущий: Гадать уж больше нету сил!
Ну, кто же лесу навредил?
Ни зайчик, ни медведь, ни лис…
Я знаю: это был турист!
Я прав иль нет? Нет или да?!

Все вместе: Да!!!

Сибирячок: Ребята, к нам на праздник пришли из заповедного леса друзья лешего Кеши. Хотя я неправильно выразился, они и мои друзья, и ваши. Почему, спросите вы? Да потому, что леший Кеша познакомил нас с ними уже давно, рассказав о них на страницах нашего журнала «Сибирячок» и на страницах своих книг. Но узнаем мы их только тогда, когда разгадаем загадки, в которых они спрятались. Попробуем? Слушаем загадки заповедного леса.

1. Кто на ветке шишки грыз
И бросал объедки вниз?
Кто по елкам ловко скачет,
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)

2. Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)

3. Водяные мастера
Строят дом без топора.
(Бобры)

4. На поляне возле елок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нем – миллион. (Муравейник)

5. Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придет весна,
Просыпается от сна. (Бурый медведь)

6. Она сестрица куницы,
Она никого никогда не боится.
По рыхлому снегу шутя пробирается,
Рысь, волк и лисица ее опасаются,
Кто тронет ее, тому будет несладко,
А если серьезно придется сразиться,
То будет она до последнего биться. (Росомаха)

7. Красотой своей в лесу
Я могу затмить лису.
Как к моей пятнистой шубке
Коготки идут и зубки,
Бакенбарды на щеках,
Пара кистей на ушах!
Говорят все, что я кошка.
Может быть, но лишь немножко.
Кто же скажет кошке «брысь»,
Если кошка эта?!.. (Рысь)

8. В снежном логове родятся,
Простудиться не боятся.
Подрастут - начнут нырять,
Шубки белые менять.
Если очень повезет –
Лет полсотни проживет.
Что за зверь такой с усами?
Ну, подумайте-ка сами? (Нерпа с детенышами–бельками)

9. У какого зверя осенью, в листопад, родятся детеныши? (У зайчихи. Поздние зайчата так и называются - «листопадники».)

10. Какой зверь на зиму становится весь белый, кроме кончика хвоста? (Горностай)

11. Пять полосок вдоль спины
В золоте купаются.
Юркий маленький зверек,
Как он называется? (Бурундук)

12. Бурой маленькой пичужке
В ледяной воде не зябко,
Вместе с утками ныряет
Птичка храбрая… (Оляпка)

13. Под пеньком лежит калачик,
Есть не просит и не плачет,
Ловит мышек, ест червей,
Не боится яда змей.
Знать хотите – это кто ж?
Ну конечно, это… (Еж)

Ведущий: Молодцы, ребята. Сразу видно, что вы подружились с лешим Кешей и не только слушали, но и читали его рассказы. А вот и он сам хочет что-то нам сказать.

(Входит леший Кеша.)

Леший: А что сказать?
Вот и все. Пойду чаек
Заварю. Попью. Погреюсь.
Как в лесу вам? Я надеюсь,
Не скучали вы? Пишите
Письма мне. В них изложите,
Что понравилось, что нет.
Может быть, какой совет
Мне дадите? Всем – отвечу.
Все. Ушел. Пока. До встречи!
Ведущий: Ребята, я думаю, что мы попрощались с нашими сказочными друзьями не навсегда, а только до скорой встречи.

 

Примечание: В сценарии использован фрагмент театрализованного представления «Леса в опасности» (Вестник АС ЭКО. - 2001. - № 1. - С. 21), материалы из книги «Сказка как источник творчества детей» (М.: Гуманист: Владос, 2001. - 288 с.) и журналов «Юный натуралист», «Сибирячок», «Веселые уроки», «Вестник АС ЭКО». 

КАК ЖИВЕТЕ, МАЛЫШИ?

Выставка-викторина

В предлагаемом материале даны вопросы по книге С.К. Устинова «Сказки и были о лесных жителях». Чтобы разговор у выставки получился интересным, включите в него демонстрацию иллюстраций художника Р.Н. Бардиной. Подчеркните, как художник вслед за писателем показывает беззащитность и трогательность маленьких существ, делая их в чем-то похожими на маленьких детей.
Предлагаемые вопросы должны остаться в памяти маленького читателя, они так и называются - «Загадки-закладки». Их можно использовать не только при проведении викторины, но и во время громкой читки или в индивидуальной беседе. Поэтому после каждого вопроса указана страница, на которой можно найти нужный текст.
В заключение можно поговорить с ребятами о том, что общего с человеком они увидели в животном мире, чему, быть может, стоит подражать, например материнской заботе о малышах, «волчьему братству», что общего у маленьких зверей и маленьких детей (любопытство, любовь к лакомствам).

Загадки-закладки

1. Когда бывает день рождения у медведей? 
(Зимой, в январе-феврале. «И вот пришёл февраль… У медведицы родился медвежонок!..» С. 3.) 

2. Когда бывает день рождения у волчат? 
(Весной, в мае. «В середине мая в логове появились четыре маленьких серых живых комочка». С. 20.)

3. Какая походка у медведей? 
(Косолапая. «Косолапят все медведи. Так удобнее идти по лесу». С. 10.) Попробуйте пройтись «медвежьей» походкой.

4. Назовите любимые лакомства медвежат. 
(Медведи любят бруснику и голубику. Очень любят чернику и другую ягоду. А ранней весной едят как лакомство муравьев из гнилых пней. С. 11.)

5. Как растет медвежья «морковка»?
(«Она называется медвежья дудка. Дудка иногда вырастает такая высокая, что медведя в ее зарослях не видно». С. 10.)

6. Как получают имена волчата? 
(По запаху. У каждого волка под шерстью есть железа с запахом. «У каждой железы и у каждого волчонка свой запах. Мама волчица не спутает его ни с каким другим». С. 22.)

7. Чем питаются волчата в детстве? 
(Молоком, а потом мясом, которое отрыгивает волк-отец в полупереваренном виде. С. 24.)

8. Каким бывает волчье «братство»?
(«Если гибнет кто из родителей, волчата прошлогоднего выводка берут на себя заботы старшего. Они помогают вырастить новых волчат!». С. 29.)

9. Лучший друг человека пришел из волчьей стаи. Кто это?(Собака. С. 31.)

10. Как выглядит «детская шубка» кабаржонка? 
(У него шубка пятнистая. Он «весь пестренький-пестренький. Будто солнышко проскользнуло сквозь куст спиреи и осветило листики». Так он маскируется от врагов. Среди листьев его не увидишь. А позднее, когда окрепнет, шубку поменяет на другой цвет. С. 39.)

11. Назовите самых страшных врагов кабарожек? (Медведь, филин, рысь. С. 42, 44.)

12. Кто лучшие друзья кабарожек? Почему?
(Ель, кедр, пихта. Потому что на этих деревьях растет много лишайника. В таком лесу кабарожки живут охотнее всего. С. 47.)

 

КРОССВОРДЫ ЛЕШЕГО КЕШИ

Выставка-кроссворд

В этом кроссворде леший Кеша спрятал названия животных, о которых рассказывал вам на страницах своих книг «Сказки и были о лесных жителях», «В лесу у Байкала» и в журнале «Сибирячок». Отгадав кроссворд, вы узнаете, кто у него лучший друг. А книги, стоящие на выставке помогут вам. Читайте и отгадывайте. Удачи всем!

1. Самый крупный олень.
2. Он из рода благородных оленей.
3. Красивый, стремительный хищник, имеющий ценнейший мех.
4. Самый хитрый зверь всех сказок.
5. Юркий, маленький зверек с полосками вдоль спины.
6. Бурой маленькой пичужке в ледяной воде не зябко. 
Вместе с утками ныряет птичка храбрая…
7. Зверь, у которого в листопад родятся детеныши, так называемые «листопадники».
8. Водяные мастера строят дом без топора.
9. Самый маленький олень тайги.

Ответы: 1. Лось. 2. Изюбр. 3. Соболь. 4. Лисица. 5. Бурундук. 6. Оляпка. 7. Зайчиха. 8. Бобры. 9. Кабарга.
Лучший друг лешего Кеши – Сибирячок.

В следующем кроссворде леший Кеша решил раскрыть одну тайну – назвать свое настоящее имя. Если вы читали его рассказы, то справитесь с заданием легко. А если нет – придется взять в руки журналы и книги, стоящие на выставке, чтобы отгадать тайну лешего Кеши. Успеха вам!

1. Называют этого зверя «норником», зимой он спит, а для успешной зимовки накапливает много жира.
2. Единственная дикая кошка в лесах Байкала, которой не скажешь «брысь».
3. Житель тихих озер, заросших травами. Лапки у нее – весла, хвост – руль.
4. Близкая родня зайцу, но в отличие от него – сено сама себе заготавливает на зиму.
5. Зверь, который на зиму становится весь белый, кроме кончика хвоста.
6. Родня соболю, но мех носит ярко-рыжий, почти желтый: как огонек, мелькает в лесу.
7. Он в берлоге спит зимой, а когда придет весна, просыпается от сна.

Ответы: 1. Барсук. 2. Рысь. 3. Ондатра. 4. Пищуха. 5. Горностай. 6. Колонок. 7. Медведь.
Имя, под которым скрывается леший Кеша, – Устинов.

 

КОНКУРС
«ДРУЗЬЯ ЗАПОВЕДНОГО ЛЕСА»

Дорогие ребята! Наши друзья леший Кеша и Сибирячок много думали, как защитить лес от диких людей, не умеющих вести себя в лесу. И придумали они объявить конкурс для ребят, чтобы те своими выдумками помогли защитить заповедник лешего. Конкурс включает два задания.

1. Нарисовать к заданным текстам плакаты или рисунки. Можно сочинить свои тексты, которые помогут защитить обитателей леса.

Тексты объявлений могут быть такими: [Тексты объявлений взяты из газеты «Заповедные острова» и журнала «Вестник АС ЭКО»]

Долой пугачи, рогатки, хлопушки!

Красивые цветы не для сбора.

В лес не пустим того петуха,
Который зовется красным!

Еж пыхтит и морщится:
Что я вам, уборщица?
Лес никак не подмету…
Соблюдайте чистоту!

Грибы в бору аккуратно срезай.
День пройдет – вновь урожай.

Нашел гнездо с птенцами – 
Не трогай их руками.

На тропинке вырос «холм», 
Обойди его кругом.

2. Предложить варианты обустройства мест отдыха в лесу. Из подручных лесных материалов сделать поделки, игрушки, украшения.

Хорошо, если к этой работе будут привлечены старшие, которые помогут осуществить ваш замысел.

Желаем удачи!