а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш э ю я
Звукозапись
Экранизация
Литературные вечера
Автограф

Андрейко Т. П. / Литературные вечера

Иркутская писательница Татьяна Петровна Андрейко - автор пяти книг, член Союза российских писателей, лауреат премии Губернатора Иркутской области.

Говоря о Т.П. Андрейко, председатель Иркутского отделения Союза российских писателей А. Кобенков отмечал, что «ее творчеству свойственны легкость, естественность и веселье».

Особое место в творчестве писательницы занимает волшебная повесть «Зеленая горошина», написанная автором для семейного чтения. Вместе с главными героями писательница помогает многим родителям пересмотреть свои отношения с детьми, а ребятам по-новому взглянуть на совершаемые ими поступки, увидеть себя со стороны.

Данный сценарий литературного праздника адресован работникам библиотек, школ с целью оказания им методической помощи в популяризации жизни и творчества писателей и поэтов Приангарья.

ВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА ДЛЯ 
ВЕСЕЛЫХ И ДОБРЫХ ЛЮДЕЙ

Литературный праздник по книге Т.П. Андрейко «Зеленая горошина» для детей младшего и среднего школьного возраста

Действующие лица: Библиотекарь, домовенок Кузька, Сибирячок.

Оформление сцены: ширма, на заднике которой прикреплен макет книги «Зеленая горошина».

(Звучит сказочная музыка. Появляется домовенок Кузька. В руках у него зеленая горошина.)

Кузька : Ага, видали чего у меня – горошина, да не простая, а волшебная. Я ее в одной сказке под шкафом нашел. У кого эта горошина есть, тот талантливым будет. Теперь она у меня, хорошо-то как! Маленькая, зелененькая, даже не верится, что в ней – талант, в такой ма-а-ленькой. (Поет.)

Я возьму горошину,

Положу в ладошечку.

Желание загадаю

И многое узнаю!

Ура, ура, теперь я всех талантливее стану и умнее, рисовать буду полотна всякие сказочные, про трех богатырей например, или выступать на сцене! (Мечтательно.)Представляю себе: большая сцена и ведущий в микрофон говорит: «Выступает народный артист Кузька!» Нет, не Кузька, а Кузьма Кузьмич или просто Кузьма.

Нет, петь я потом буду. Лучше я сначала… (Задумывается.)Что бы мне такое загадать, ну чтобы сразу великим стать, прославиться. Да… Сложно… О! Придумал! Я сам писателем стану великим, напишу один столько книг, сколько в нашей библиотеке. И прославлюсь! Стихи, сказки, рассказы… Пусть все знают, что я не просто домовенок Кузька, а великий писатель Кузьма.

Читательские конференции будут со мной устраивать. Ребят на встречи с писателем Кузьмой приглашать. Точно, решено, сейчас вот только приготовлю лист, ручку и наколдую книгу.(Достает ручку, листок, держит горошину и приговаривает.) Горошина, слышишь, я хочу стать великим писателем!

Так… дело сделано, сейчас начнет сочиняться. (Берет ручку и замирает в ожидании вдохновения.) Ну, давай пиши. Начну со сказки, пожалуй, как там в этих сказках… Жили-были… Так, кто жил-был? Давай, горошинка, ты чего не колдуешь?(Возмущается.) Тоже мне волшебница, давай колдуй! Ну, что ты там под своим шкафом засохла совсем? Волшебство разучилась делать? А если ее водой полить? (Поливает ее из кувшина водой.) Сейчас будет как свежая. Вот теперь другое дело!

(Шепчет.) Милая горошина, сделай меня великим писателем!(Сердится.) Ну что ты не колдуешь, а?

(Появляется Сибирячок.)

Сибирячок : Здравствуй, Кузька! Ты чего здесь шумишь, ворчишь, ругаешься? С кем разговариваешь? Ты кого колдовать просишь?

Кузька (с трудом подбирая слова) : Понимаешь, Сибирячок, я это, ну, в общем, я такую горошину нашел волшебную, которая талант дает людям.

Сибирячок : Понятно, Кузенька, а где ты ее взял? На ней было написано, что она волшебная, да?

Кузька (смущаясь): Я ночью на столе открытую книгу увидел, ну и решил в ней побывать, а там, Сибирячок, такое было… Свадьба веселая, людей много, все похожи друг на друга. Еще там мальчик был, а с ним старушка. Так вот, этот мальчик невесте для котла золотого крышку подарил, без которой волшебное зелье, которое она собиралась в нем сварить, превратилось бы просто в пар. А самый главный волшебник приказал мальчика одарить. Вот ему горошину и дали, вернее, ему дали три горошины на выбор: одна горошина сулила богатство, другая – власть, а третья – зеленая – талант. Мальчик выбрал талант, то есть зеленую горошину.

Сибирячок : Понятно, он выбрал и тебе подарил, чтобы ты у нас, Кузенька, талантливым стал, да?

Кузька : Да, то есть нет, он меня и не видел даже, я же маленький, за пеньком прятался. Потом одному дяденьке дали кучу денег за ложку, которую он невесте подарил. Без нее нельзя было бы перемешать волшебное зелье. Он от радости из ружья пальнул и… все пропало… как будто ничего и не было…

Остались только мальчик со старушкой, она его Дениской называла, а он ее величал Марией Ивановной. Они домой возвращались, ну и я за ними тихонько.

Сибирячок : Следил, значит, как шпион?

Кузька (обиженно) : Ты что, Сибирячок, я просто домой быстрее попасть хотел, только я ничего не понял. Зашли мы на крыльцо деревянного дома, а потом оказались в городской квартире на восьмом этаже. Чудеса прямо: волшебная дверь в городской квартире! Старушка спать пошла, а мальчик этот, Денис, он свою горошину бросил под шкаф, она ему не нужна была, наверное.

Понимаешь, Сибирячок, ее бы там мышь съела… да.

Сибирячок : Так ты, Кузенька, получается, стащил ее? Украл?

Кузька : Ничего я не крал, скажешь тоже, да если бы она ему нужна была, он бы ее под шкаф не прятал, а, например, под подушку к себе положил!

Сибирячок : Так, так, Кузенька, а знаешь ли ты, в какой книге побывал?

Кузька : Я же говорю, книга открытая была, обложки-то не видно.

Сибирячок : Книга эта, Кузенька, «Зеленая горошина» называется, и написала ее наша иркутская писательница Татьяна Петровна Андрейко, а горошину тебе вернуть на место придется, не твоя она. А книгу почитать полезно!

Кузька (бурчит) : Ничего я возвращать не буду. И горошина ему эта не нужна, раз он ее под шкаф бросил, а я хочу писателем стать, тоже книги писать, как Татьяна Петровна.

Сибирячок : Ну, Кузя, ну ты хватил! Говорю тебе, верни горошину на место.

Кузька : Не верну, я ее нашел и хочу талантливым быть!

Сибирячок : Чтобы хорошим писателем стать, нужно учиться, Кузенька, тогда и волшебные горошины помогать будут.

(Входит Библиотекарь.)

 Библиотекарь : Добрый день, ребята! Здравствуйте, Кузя и Сибирячок! Почему вы ссоритесь и шумите, с ребятами не здороваетесь?

Сибирячок : Здравствуйте, дорогие мальчики и девочки! Понимаете, вот Кузя чужое взял – зеленую горошину из книги Татьяны Андрейко, а возвращать не хочет.

Кузька : Чужое?! Не чужое, а брошенное!

Библиотекарь : Значит, Кузя, талантливым хочешь стать? Как Татьяна Петровна, книги писать и стихи сочинять?

Кузька : А чего, всем можно…

Библиотекарь : Но прежде чем написать «Зеленую горошину», Татьяна Петровна много училась.

Сибирячок : Видишь, Кузенька, она много училась.(Библиотекарю.) Расскажите нам, пожалуйста, об этой замечательной писательнице.

Кузька : Да, расскажите. Наверное, ей в детстве подарили эту зеленую горошину, волшебница какая-нибудь, вот Андрейко и стала такие интересные книги писать. Угадал, да?

Сибирячок : Подожди, Кузька, давай лучше послушаем вместе с ребятами про Татьяну Петровну Андрейко.

Библиотекарь : На берегу озера Байкал расположился небольшой сибирский городок Слюдянка. И в 1954 году в этом городе в молодой семье учителей родилась девочка, назвали ее Танечка.

Кузька : Ну вот, семья учителей, - значит, они научили ее, как стать писателем, да?

Библиотекарь : Послушайте, ребята, что написала Татьяна Андрейко в своей автобиографии, вспоминая детство: «…Думала ли маленькая Таня, что придет время и она будет писать книги? Конечно же, нет. Жила себе да была. Девочка как девочка: веселая и шаловливая. Веселая, потому что в семье было не принято ныть, скучать и портить друг другу настроение. А вот радовать близких маленькими сюрпризами, устраивать домашние концерты и спектакли, читать вслух сказки и рассказывать забавные истории из школьной жизни – на это все были мастера, и в первую очередь родители. Танин папа был директором школы, мама учителем математики. А можно ли шалить учительской дочке? Конечно, нельзя. Но если очень хочется – лазить с мальчишками через забор, писать мелом на стенке, ловить руками мальков в Байкале и бегать любоваться разноцветными мраморными горами, которых в окрестностях Слюдянки, где родилась Татьяна, было не сосчитать? Откуда же родители узнавали, где она была… и что делала, если они целыми днями пропадали на работе? Самое неприятное, когда тебя приглашают в родительскую комнату и просят объяснить, откуда взялась дырка на новом платье и кто написал на заборе «Васька – дурак...», а потом тебя отправляют в угол – подумать над своим поведением. Приходилось стоять и думать.

И о том, что мама несколько дней поздно ложилась спать – шила дочке нарядное платье, чтобы порадовать ее. И о том, что люди – не ящерицы, новые ноги, руки у них не вырастают. И о папиных словах: "Умный человек не тот, кто не ошибается, а кто второй раз не совершает одни и те же ошибки…"»

Сибирячок : А скажите, в каком же возрасте у нее появилась мечта стать писателем?

Библиотекарь : Маленькие дети вырастают, наступает важный в их жизни период, когда родители говорят: пора идти в школу! Пришло время и Тане идти в школу. Это яркое событие совпало еще с одним важным событием для всей семьи: Таниного папу перевели на работу в Иркутск. Училась Татьяна хорошо. И больше всего на свете любила читать. А когда впервые прочитала стихи Пушкина, в ее душе зажглась искорка, ей очень захотелось творить самой. Первое стихотворение Татьяна Андрейко написала в 9 лет, а позднее ее стихи начали появляться в газете «Советская молодежь».

Сибирячок : Татьяна Петровна выросла, стала писателем и сочинила для ребят замечательную волшебную повесть «Зеленая горошина», верно?

Библиотекарь : Нет, Сибирячок, прежде чем стать писателем Татьяна Петровна Андрейко много училась, и ее первая профессия была слишком далека от литературы. Татьяна Петровна окончила авиационный техникум, затем через несколько лет – институт иностранных языков, работала в институте, школе, а потом ушла с работы, где ее очень ценили. «Зачем?» - спросите вы. А затем, чтобы осуществить самую большую мечту своей жизни – выразить себя в слове.

Кузька : А про зеленую горошину расскажите! Чудесная она или нет?

Библиотекарь : «Зеленая горошина» - это волшебная повесть для веселых и добрых людей. Так назвала ее сама Татьяна Петровна Андрейко.

Видели ли вы когда-нибудь, ребята, маленькую дверь, которую нужно поливать водой, чтобы она выросла до размеров обычной двери? Волшебная дверь существует только в волшебных сказках, скажете вы. И я с вами соглашусь, потому что такая дверь есть только в сказочной повести Татьяны Андрейко. И за этой дверью вас ожидают удивительные открытия и путешествия. А совершите вы их вместе с пятиклассником обычной средней школы Денисом Соколкиным и его соседкой по коммунальной квартире Марией Ивановной, которая стала мальчишке лучшим другом.

Денис жил как большинство его сверстников: учился так себе, получая двойки и тройки, полагая, что память у него плохая. Даже учителя в это поверили. Не все, правда. Попробуй по биологии у Гусины Жардановны не выучить урок! Но вдруг его жизнь изменилась самым необыкновенным образом. Из заурядного мальчишки он превратился в человека думающего, талантливого. А все это потому, что умная Мария Ивановна сумела разглядеть в нем его хорошие качества и заставила мальчика поверить в себя. Да, на многие вещи он стал смотреть по-другому после бесед с удивительной соседкой…

Как-то раз Мария Ивановна так рассказала Денису про стихотворение Михаила Лермонтова «Бородино», что он воочию увидел великое сражение и ему захотелось туда, на Бородинское поле, чтобы помочь русским солдатам. И как только он все это себе представил, сразу стихи стали запоминаться с необыкновенной легкостью.

А в другой раз она поведала грустную историю о своем знакомом - талантливом художнике Михаиле, который стал употреблять наркотики, чтобы под их воздействием нарисовать гениальную картину. …Но гениальным его кокаин не сделал. Сначала у него начались видения, потом он стал слышать голоса, как будто кто-то звал из окна: «Прыгай, прыгай…» Одним словом, вместо того чтобы создать шедевр, он попал в больницу.

Некоторые люди, вероятно не очень трудолюбивые и талантливые, думают, что с помощью наркотиков смогут создать гениальные вещи. На самом деле они попадают в западню, из которой часто нет выхода. Другие люди пробуют наркотики из глупого интереса, желая испытать необычные, как они считают, впечатления. «…Но в жизни есть некоторые вещи, к которым нельзя приближаться, потому что можно лишиться не только любопытного носа, но и головы».

Кузька: А если человек не верит умным людям и хочет сам во всем убедиться, сам все испытать?

Библиотекарь: «…Тогда, наверное, ему надо предложить попробовать засунуть - из интереса - голову в петлю, чтобы он на собственном опыте убедился, что эта самая мучительная смерть… или взобраться на крышу, чтобы проверить, вырастут ли крылья, если прыгнуть вниз…»

Сибирячок: А мне понравилась история, которую Мария Ивановна рассказала Дениске для доклада по биологии. И назвала она ее интригующе – «Человек – самый большой везунчик во Вселенной». Вот послушайте: «Повезло нам крупно, вот чего! Потому что, во-первых, только на одной планете – на Земле – есть живые существа. Конечно, имеется множество теорий и предположений о жизни на других планетах, но пока это только догадки… Во-вторых, все живое здесь у нас либо с головой, либо без нее: к примеру, трава, деревья, грибы… они ведь растут, развиваются, дают плоды и семена, стареют… как люди… Ученые даже доказали с помощью приборов, что деревья боятся, когда к ним подходит человек с топором или пилой. В этот момент у них внутри что-то происходит, и они начинают тихонько шуметь листвой, словно предупреждают другие деревья об опасности.

…Головы есть у змей, акул, тараканов, попугаев, а с умом-разумом – только у человека… Так удача или нет: родиться на Земле, быть человеком и иметь возможность мирно и разумно жить?»

А сколько чудес в этой замечательной книге, ребята!

Библиотекарь: Действительно, книга «Зеленая горошина» необычная. Ну подумайте сами, где еще можно увидеть такие чудеса, как в книге Татьяны Петровны Андрейко: мир золотого солнечного цвета, царство красок, оттенков и переливов; облака над головой – пухлые и цветные, из которых хочется лепить серебряных рыб, розовых птиц, фиолетовых бегемотов, или полуденная степь, где все звучит и звенит на разные голоса, а каждая травинка поет свою маленькую песенку, всяк на свой лад стрекочут кузнечики и пищат мошки. Невидимые птички-пичужки поют свою песню. Стозвучная мелодия пропитывает все вокруг, а душа в ответ на эту красоту тоже начинает петь.

А что стоит увидеть, как создаются стихи из слов, букв, предложений. «Ведь это необычайно интересно - видеть ожившие сценки из историй и приключений, слышать разговоры зверей и птиц, тяжелые вздохи морских волн…»

А чтобы увидеть всю эту красоту, которой полон мир, особый талант нужен, ребята.

Кузька : Получается, что горошина не волшебная и талант человеку не дает?

Библиотекарь : Знаешь, Кузя, маленький Дениска тоже думал, что зеленая горошина даст ему талант, а потом понял, что она – всего лишь напоминание о том, что талант у него есть и так! Каждому человеку дается от рождения какой-нибудь дар, только не нужно об этом забывать. Необходимо развивать свой природный талант, и тогда можно стать писателем, артистом, художником или добиться успехов в других профессиях, нужных людям.

Сибирячок : А тебе, Кузенька, нужно горошину вернуть назад в сказку, а то без горошины сказка не сложится.

Кузька : Я уже и сам понял, что горошину вернуть нужно. Теперь учиться начну, книги разные читать. И книгу Татьяны Петровны Андрейко обязательно прочитаю, очень мне интересно стало, тоже хочу вместе с Денисом разные чудеса увидеть.

До свидания, ребята, мне пора: горошину на место вернуть надо.

Сибирячок: И мне, друзья, пора в свою сказку возвращаться.

Библиотекарь : До свидания, ребята. Надеемся, что повесть Татьяны Петровны Андрейко «Зеленая горошина» вы прочитаете с большим удовольствием и пользой для себя.