а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш э ю я

Молчанов-Сибирский И. И. / Литературные вечера

1 мая 2003 года исполняется сто лет со дня рождения известного иркутского поэта, писателя, общественного деятеля Ивана Ивановича Молчанова-Сибирского (1903-1958). Вся жизнь и творчество этого замечательного человека были настолько тесно связаны с Сибирью и Иркутском, что, как писал Марк Сергеев, «невозможно было представить без него ни Иркутска, ни писательской организации, ни собственной судьбы».
Особое место в творчестве И.И. Молчанова-Сибирского занимают стихи для детей. «Мне думы ребячьи понятны, их жаркие чувства близки», - писал поэт, сумевший о многом рассказать своим маленьким читателям. Его поэзия учит ребенка доброму, неравнодушному отношению к друзьям, животным, к природе родного края.
Предлагаемый сценарий литературного часа по творчеству И.И. Молчанова-Сибирского адресован работникам библиотек, школ с целью оказания им методической помощи в популяризации жизни и творчества замечательного поэта.
При необходимости можно увеличить количество стихов, включенных в сценарий.

Расскажу про край родной

Сценарий литературного часа по творчеству 
И.И. Молчанова-Сибирского для читателей
7 - 10 лет

Действующие лица: Ведущие (два библиотекаря), Чтецы (четверо детей).

(Ребята одеты в парадную школьную форму 50 - 60-х годов: белые рубашки, темные юбки и брюки, пионерские галстуки.)

Ведущий (1): Давным-давно, ребята, когда ваши дедушки и бабушки были такими, как вы теперь, жил в Иркутске поэт. «Дядя Ваня» - так запросто, как близкого человека, называли его ребятишки. Они знали и любили его стихи, исполненные детскими заботами, радостями и горестями. Вот послушайте…

Чтец (1): Неудача, неудача –
Не решается задача.
Не решается, хоть плачь,
Не было таких задач.

Это так невесело!
Надя нос повесила.
Начала опять решать, -
Мы не будем ей мешать.

Чтец (2): Тот, кто так старается,
Успеха добивается…
Поднялась из-за стола,
Завертелась, как юла…

Что такое? Что случилось?
- Получилось! Получилось!
(«Трудная задача»)

Ведущий (2): Поэта звали Иван Иванович Молчанов-Сибирский. Его настоящая фамилия – Молчанов, а именоваться Сибирским он стал потому, что очень любил Сибирь, ее природу, ее людей.

Ведущий (1): Родился писатель в 1903 году во Владивостоке в семье военного моряка, но вся его жизнь была связана с Иркутском, куда семья перебралась, когда маленькому Ване не было еще и трех лет. В шестнадцать лет он уже начал работать слесарем в вагонном депо. Но творческая, одаренная натура требовала большего. Хотелось учиться, попробовать себя в литературе.

Ведущий (2): Его детство и юность прошли в Глазковском районе, теперь это Свердловский район Иркутска.
Учеба в школе, походы с ребятами на Казачьи луга и Синюшину гору – все это запечатлелось в памяти Молчанова-Сибирского, а позднее нашло отражение в его стихах.

Ведущий (1): Чуткий и внимательный, поэт никогда не оставляет своих героев наедине с неудачами. В его стихах обязательно кто-нибудь спешит на помощь: в учебе – помогут, во дворе – защитят, в тайге – разыщут.

Чтец (3): Коля в лагерь не явился,
Ждут ребята – Коли нет.
Может, Коля заблудился?
Но молчит тайга в ответ. 
<…>
Мигом множатся догадки,
Вот уже темнеет падь…
В полном боевом порядке
Николая шли искать. 
<…>

Чтец (4): Чуть не к небу пламя вьется, -
Маяком горит костер,
Клич ребячий раздается
И разносится меж гор. 
<…>

Вдруг послышался знакомый
Колин голос: «Так и знал,
Что ко мне спешат на помощь!..
Только я бы не пропал:
Я слюду в горах нашел,
Я бы в лагерь сам пришел!»
(«Поиски»)

Ведущий (2): В Иркутске появился поэт, в чьих стихах, словно в капельке росы, отразилась чарующая красота сибирской природы. Каждая травинка, каждый цветок, птица и зверь были для поэта удивительными и неповторимыми.

Чтец (1): Я принес тебе веточку кедра,
Что растет на вершине скалы,
В ней дыханье байкальского ветра,
Запах моря и свежесть смолы.
(«Веточка кедра»)

Ведущий (1): Для поэта-сибиряка тайга что дом родной. Много о ней стихов написал, много дорог по ней исходил, но самая любимая дорога для поэта была та, которая вела к чудо-озеру Байкал. И находились нужные слова, и стихи слагались сами собой…

Чтец (2): Между гор и между скал
Плещет озеро Байкал.
Дует с северных низин
Сильный ветер баргузин.
Волны бьются в берега,
А кругом гудит тайга.

Чтец (3): Проступает сквозь туман
Великан Хамар-Дабан.
Дальше – белый, как старик,
Снеговой Мунку-Сардык.
С гор бегут вперегонки
Триста тридцать три реки,
А в средине - между скал - 
Блещет озеро Байкал.
(«Наше озеро Байкал»)

Ведущий (2): А вот и милая тропинка, что ведет в сосновый бор! А там…

Чтец (4): Сколько земли на склонах!
Не тайга - а просто сад!
Видишь - в зарослях зеленых
Колокольчики висят.
Повстречался невзначай
С незабудкой иван-чай.
Заползают на ромашки
Разноцветные букашки.
И совсем как огоньки - 
У реки горят жарки…

Чтец (1): И не верится, что где-то
Здесь пурга мела снега.
После зимних вьюг согрета
Прибайкальская тайга.
(«В тайге»)

Ведущий (1): Тропинка бежит дальше по таежному приволью, вбирая в себя чистоту июньского утра, радость первого снега, шорох весеннего дождя, прелый аромат опавших листьев…

Чтец (2): По тайге тропинка вьется,
То во мху она лежит,
То на гору заберется,
То в долину убежит…
(«Падь кедровая»)

Чтец (3): К ручью, что срывается с кручи,
И падает рядом с сосной?
К вершине, где редкие тучи
Находят недолгий покой?
(«Тропинка лесная»)

Ведущий (2): Часто можно было видеть Ивана Ивановича, окруженного ребятишками, которым он что-нибудь читал или рассказывал. Это были первые слушатели его детских стихов и рассказов «Милая картошка», «Лисенок Тумай», «Шишкарь». Потом появились «Лыженята», «Таежная тропинка», «Лодка-мореходка», «Белкин дом», «Малыши». 

Ведущий (1): А еще Молчанов-Сибирский был руководителем школьного литературного кружка. Иван Иванович предложил ребятам издавать коллективные рассказы о жизни своих сверстников. Так появилась знаменитая «База курносых». Когда вы, ребята, подрастете, обязательно прочтите эту задорную, увлекательную историю о жизни иркутских ребят далеких 30-х годов. 

Ведущий (1): Герои его стихов – такие же ребята, как вы! Они и садоводы, и лыжники, и даже пограничники, и, конечно, старательные помощники, неутомимые, любознательные, дружные и веселые.

Ведущий (2): В годы Великой Отечественной войны поэт работал в газете «На боевом посту» в Забайкалье. С первых дней войны Иван Иванович свое творчество подчиняет только одной теме – победе над врагом! Но все же Молчанов-Сибирский не забывал и детей, которых очень любил и хорошо понимал.

Чтец (3): Мне думы ребячьи понятны
Их жаркие чувства близки…
От чистого сердца ребята
Несут мне в подарок жарки.
В них солнца горячего лето,
В них запах росы и хвои
И песня, что с вами пропета,
Друзья дорогие мои.
(«Тропинка лесная»)

Ведущий (1): Ребята, разве вам не хотелось бы узнать, как жили ваши сверстники в нашем городе и на берегах Байкала в начале прошлого века, чем они интересовались, во что играли? Тогда откройте сборник рассказов Молчанова-Сибирского «Иринка» и познакомьтесь с маленькой веселой девочкой. Иринка очень похожа на вас. У нее множество дел и радостей, знакомых каждому ребенку.
Вместе с Иринкой вы прокатитесь на речном трамвае вверх по Ангаре, отправитесь в тайгу за грибами и ягодами, познакомитесь с щукой по имени Майка.

Ведущий (2): Ребята, вы когда-нибудь видели настоящего медведя не в зоопарке, не в цирке, а на палубе корабля?
А вот десятилетний Костя дружил с медвежонком, которого все матросы ласково называли Миша. Много интересного и веселого мог бы рассказать вам Костя о своем забавном четвероногом приятеле: как Миша на гармошке играл или как кочегару печь топить помогал, как перепутал мед с горчицей. Да вы и сами можете узнать об этом и многом другом из увлекательного рассказа Молчанова-Сибирского «Медвежонок на палубе».

Ведущий (1): А теперь давайте познакомимся с Кешей – героем рассказа «Байкальский мальчуган». Есть у Кеши заветная мечта: на корабле переплыть Байкал. Однажды его мечта сбылась: отец взял его с собой в плавание, во время которого корабль попал в шторм. Свист ветра и грохот волн не испугали мальчика. Вместе со всеми боролся Кеша с гудящим, ревущим, бушующим озером. Байкальский мальчуган оказался смелым и отважным моряком.
А кому из вас, ребята, приходилось видеть лодку, которая плавно бы катилась по улице на велосипедных колесах? Велолодка-вездеходка - так назвали ее друзья Федотка и Мишутка – герои рассказа «Волшебная рука», который начинается так: «У соседского дедушки Степана только одна рука…» Но ребятишки знают, что одной рукой дедушка может мастерить такие вещи, которые иные взрослые и двумя руками не сделают. Вот и прозвали ребята деда «Волшебная рука».

Ведущий (2): Один известный писатель сказал, что «взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит». Так вот, Иван Иванович никогда не расставался со своим детством. А иначе откуда он так хорошо знает, чему могут радоваться и отчего огорчаться маленькие ребята и зверята? 
Вот, например, стихотворение, которое так и называется - «Я - за маленьких». Поселился во дворе щенок, и стали его обижать и старый большой гусак, и Котофеич-Котофей, и горлан-петух. Плохо пришлось бы беззащитной собачонке, но…

Чтец (1): Вдруг… во двор вошла Катюша.
Вмиг порядок навела, -
Прут взяла с завалинки,
Сразу всех разогнала:
- Я всегда за маленьких!
(«Я - за маленьких»)

Многим людям почему-то кажется, что чудеса существуют только во снах и в сказках. А Ивану Ивановичу стоило лишь оглянуться, чтобы увидеть чудо…

Чтец (2): В густой листве
Запутались дорожки,
Щебечут птицы в глубине тайги.
Блестят в росе кукушкины сапожки. 
Зачем нужны кукушке сапоги?
(«Кукушкины сапожки»)

Ведущий (1): Присмотритесь, прислушайтесь! Лес – это сказочный мир доброго царя Берендея. Он полон загадок и тайн. В лесу нашли приют звери и птицы, жуки и бабочки. А сколько в нем грибов и ягод!

Чтец (3): От клейких почек тополей
Любовь и молодость струится.
Чудесный воздух,
Как ни пей,
Не сможешь все-таки напиться.
(«Оттепель»)

Ведущий (2): Для вас, ребята, Молчановым-Сибирским написано около двадцати книг, включающих сотни стихотворений о природе, о зверях и птицах. Его стихи учат доброте и пониманию красоты окружающего мира.

Ведущий (1): И каждый раз, перечитывая его книги, стихи, мы по-новому любуемся сибирской природой, находим новых друзей, ребят тех далеких лет, которые мечтали о том, чтобы «по улицам побежали вагончики с трамваем и школ стало больше».

Чтец (4): Я б хотел водить составы,
Даже ночью и зимой.

Чтец (1): Я стоял бы у заставы,
И со мной – Трезорка мой.

Чтец (2): Я хочу в Сибири летом
Виноград растить в саду.

Чтец (3): Я один в тайгу поеду
И руду в тайге найду.

Чтец (4): Я бы стал бы педагогом…

Чтец (1): Я хочу учить детей.

Чтец (2): Я бы ездил по дорогам…

Чтец (3): Я хочу лечить людей.

Чтец (4): Я бы сделался шахтером.

Чтец (1): Я бы сделался шофером.

Чтец (2): Я на полюс полечу.

Чтец (3): Я поэтом стать хочу… 
(«Если б каждый вдруг подрос…»)

Ведущий (2): Мы желаем вам, ребята, новых интересных встреч с героями книг и стихов нашего замечательного земляка, поэта и писателя Ивана Ивановича Молчанова-Сибирского.