а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш э ю я
Звукозапись
Экранизация
Литературные вечера
Автограф

Куклин Г. О. / Литературные вечера

ТАЙГА – НЕ КУРОРТ, А РОДИНА МОЯ, ИСТОЧНИК ЖИЗНИ…

Сценарий литературного знакомства с творчеством писателя
Г. О. Куклина для детей среднего школьного возраста

Действующие лица: Библиотекарь, Илимчанин, Юный читатель, Гость, Чтец.
Оформление: портрет писателя, плакат со словами: «Тайга – не курорт, а родина моя, источник жизни…» (Г.О. Куклин), книжная выставка «Вот она, наша Сибирь» (см. Приложение).

Библиотекарь: Нижнеилимский район справедливо называют зачинателем освоения богатств всего Предбайкалья. Илимская пашня снабжала хлебом весь северо-восток России. На Илиме варили соль, курили вино, добывали и плавили медь, выплавляли железо.
Илимчанин: «Илим помнит всякие события. Первое зимовье, срубленное казаками Василия Бугра и экипировку илимчанами первой камчатской экспедиции Витуса Беринга, ссылку писателя и борца Александра Николаевича Радищева…»
Из старожильских семей Приилимья вышли известные всей стране люди - ученые, военные, писатели... Среди них братья Александр Кузьмич и Михаил Кузьмич Янгели, посвятившие свою жизнь служению отчизне: один - военному делу, другой – авиации и ракетной технике; герой Великой Отечественной войны Николай Иннокентьевич Черных, отважная летчица Пана Прокопьева, писатель Георгий Куклин…
Библиотекарь: Литературное творчество Георгия Осиповича Куклина – страница, вписанная в русскую литературу, забытая на долгие годы.
Юный читатель: Какая знакомая фамилия! У нас в классе и в доме – трое Куклиных.
Илимчанин: Это очень распространенная фамилия на Илиме. (Обращается к гостю.) Скажите, что вы знаете об Илиме?
Гость: Это река…
Илимчанин: Правильно, но не совсем. Это еще и край, могучий, прекрасный. Это богатая сибирская земля. Когда-то называлась она илимской пашней и кормила хлебом жителей от Ангары до Дальнего Востока. Словно грибные семейки расположились по берегам Илима деревни, в которых селяне занимались рыболовством, охотой, хлебопашеством.
Чтец:

Сквозь дебри таежных урманов,
Сверкая лазурной волной,
Умытой росой из туманов,
На встречу спешит с Ангарой.

 

Здесь воздух таежный настоян
Из трав полевых и цветов.
Здесь город красивый построен
Руками отважных отцов.

 

Минуя крупные пороги,
Сквозь звонкие струи дождей,
Спешит, где пути, где дороги,
Где сходятся судьбы людей.

 

Встречая илимские зори,
Бежит обгоняя рассвет,
Как эхо далеких историй,
Как летопись прожитых лет.

(Н. Савичев. «Илим-река»)

В одной из таких деревенек рос «илимский колосок» – светлоголовый, голубоглазый пытливый мальчуган. Ему суждено было стать одним из первых сибирских детских писателей.
Юный читатель: Одним из самых первых? Таким, как Бианки, Носов? Но почему мы о нем не знаем?
Илимчанин: У Георгия Куклина была трагичная судьба, схожая с судьбами миллионов людей поколения 20 - 40-х годов ХХ века. Писатель прожил всего 36 лет, и совсем короткой была его литературная деятельность – чуть более 10 лет.
Гость: Тогда как мы о нем узнали?
Илимчанин: В 1965 году группа краеведов во главе с Виталием Андреевичем Елизаровым ходила в поход по долине Илима и услышала от старожилов, что был на Илиме свой писатель в 20-х годах, да «затерялся в годы репрессий». И начался поиск, в результате которого мы и узнали о жизни и творчестве Куклина.
После долгих лет молчания заговорили и многое рассказали друзья детства писателя.
Родился будущий писатель 26 мая 1903 года в деревне Игнатьево, Нижнеилимской волости Иркутской губернии, в многодетной крестьянской семье.
Его «духовными наставниками» стали тайга, река Илим, вся деревенская и лесная живность. С детства, выполняя наказы матери Василисы Филипповны, простейшие ее поручения, дети незаметно втягивались в настоящий труд на пашне, в поле, в лесу. Закончив трехклассную школу в деревне Черемново, Гоша поступает в Нижнеилимское высшее начальное училище, расположенное в трех километрах от родной деревни. Школу он очень любил. Учился с жадностью. Сестра писателя вспоминает: «Как рано бы не вставала мама, а Гошу уже видела за книгой». Еще ребенком поражал Георгий всех отличной памятью, острой наблюдательностью и живостью характера. Учеба предопределила жизненный путь будущего писателя. Несмотря на материальные лишения, юноша учился блестяще. Уже тогда проявилась его тяга к литературному творчеству. Он редактирует рукописный журнал «Рассвет», который издавался в училище. В нем и появляются первые произведения Георгия. К сожалению, они не сохранились.
После окончания Георгием училища на семейном совете решали, как быть дальше. Его желание продолжить учение поддержал старший брат, он уговорил отца отпустить Гошу из дома для дальнейшей учебы. И вот Георгий с небольшой группой сверстников пешком, с котомкой за спиной отправился из Нижнеилимска в уездный город Киренск, в учительскую семинарию. В ту пору ему было 15 лет.
1921 год. Семинария окончена. Сверстники, с которыми Георгий учился, возвращаются на Илим и преподают в школах, а Георгий поступает в Иркутский государственный университет. Преподаватели, обратив внимание на незаурядные литературные способности Георгия Куклина, направили его с третьего курса в Петроградский университет, который он закончил в 1925 году. С тех пор жизнь Куклина связана с городом на Неве.
По свидетельству жены писателя Людмилы Алексеевны Мандрыкиной, Георгий Осипович не пропускал в Ленинграде ни одного литературного вечера или диспута. Слушал Маяковского и Есенина. Сблизился с детским писателем Виталием Бианки, переписывался с Иваном Катаевым, одним из руководителей литературного объединения «Перевал» (1926 – 1932 гг.). Писатели, входившие в это объединение, в своем творчестве стремились противостоять вульгарно-социологическим установкам тех лет, отстаивая свое право на художественную независимость. Многие члены «Перевала» были впоследствии репрессированы. Поэтому близость Куклина к переваловцам и Ивану Катаеву в будущем трагически повлияла на его судьбу.
Зрелая писательская деятельность началась с рассказов для детей, опубликованных в 1926 году в журнале «Дружные ребята».
Юный читатель: А кто главные герои этих рассказов?
Библиотекарь: Детские рассказы – одна из самых ярких страниц творчества Куклина. Все они написаны на основе сибирских впечатлений писателя. Маленькие герои этих рассказов – дети, чьи семьи привыкли к постоянному труду. Часто это сироты, живущие только с матерями, отцы погибли в первую мировую войну или в гражданскую. Детство этих ребят, а героями рассказов были мальчишки (только в одном рассказе героиня – девочка), напоминает детство самого писателя. Мир его рассказов – это мир, воспроизведенный памятью сердца, увиденный глазами детей, не отгороженных от жизни взрослых, знающих цену самого сурового труда.
Печатать свои рассказы Георгий Куклин начал в 1925 году. Это «Мишкина находка», «Река пошла», «Май в овраге», помещенные в газете «Ленинские искры».
В 1926 году вышли отдельным изданием «Деревенские ребята». В этот сборник включены рассказы «Шальная вода», «Два дня на лодке», где очень ярко отражены события гражданской войны. Отряд красноармейцев во главе с Василием Афониным разбил последнюю кучку восставших кулаков, не желавших подчиняться так называемой продразверстке – отдавать новой власти хлебные излишки.
Афонина убили, а главарь кулацкой банды Спиридон Карнаухов, одичавший, голодный, люто ненавидящий тех, кто лишил его богатства, прячется в тайге. Любой ценой он хочет выжить, любой ценой ему надо добыть себе пропитание. Ради этого он готов убить двух подростков, из которых один – сын погубленного его бандой Афонина.
Бандит выслеживает детей, но не осуществляет своего намерения. Когда он видит их, уснувших от усталости на берегу, с острой болью вспоминает о своих детях, оставшихся в деревне, и человеческое берет верх в его душе.
Также в этот сборник включен рассказ «Тальник». С подкупающим юмором автор передает мысли девятилетнего мальчика.
Чтец: «Шибко я запустил хозяйство. Вон карниз и тот обвалился – осенью найму плотников» - так размышлял Петр о своих хозяйственных проблемах. И как ему было не размышлять! Отца убили еще в германскую войну, а «мать – женщина, не ей же доверять дом».
Библиотекарь: В сборник «Ребята и кони» входят рассказы «На мельницу», «Проха и Кармилай», «У прелой горы», «Егорка-борончук». У всех ребят развито чувство трудовой гордости и чести. Они презирают маленьких бездельников - детей богатых крестьян. Егорка с гордостью подъезжает после работы к деревне: он выполнял задание отца – боронил вспаханное им поле. Дети богачей играют на околице. Один из них, Степка, насмешливо спрашивает:
Чтец: «- Ты что, Егорка, боронил?
- Конечно, боронил. По-вашему же – сидеть без дела?..
И Егорка гордо проехал мимо Степки».
Библиотекарь: Отдельно изданы рассказы «Один в лесу» и «Игренька».
Юный читатель: Да, мне очень понравился рассказ «Игренька», но я не знал, что он написан нашим земляком.
Библиотекарь: «Игренька» - одно из лучших произведений писателя, рассказывающее всего лишь об одной ночи из жизни деревенского мальчика Петьки. Но сколько переживаний испытывает ребенок, потеряв коня! Сколько жизненной силы и правды в этом небольшом по объему рассказе!
Скажи, а чем тебе он запомнился?
Юный читатель: Меня удивило и тронуло отношение Петьки к коню как к товарищу, как к человеку. Это его друг и помощник, разделяющий с ним горе и радость, и даже его советчик. Иногда Петька ругает его, иногда поучает, но очень любит. Поэтому, потеряв коня в лесу, он не побоялся ночью отправиться в лес на его поиски.
Библиотекарь: В жизни ребят домашние животные – лошади, собаки – настоящие помощники, верные друзья. Это разумные, все понимающие существа, особенно лошади (недаром один из сборников озаглавлен «Ребята и кони»). С ними ребята разговаривают, советуются, перед ними изливают свои печали, сердятся на них, нежно о них заботятся, знают, когда их кормить, поить, чем лечить.
И животные отвечают привязанностью и преданностью своим маленьким хозяевам.
Во всех рассказах ребята показаны не в обстановке крестьянской избы, а на свободе - в лесу, в поле, на лугах, там, где они боронят, собирают хворост, пасут коней. Они знают таежные тропы, различают следы животных, бегают за бурундуками и белками.

Чтец:

А детство шло. У стариков суровых
Перенимал я хитрую науку,
Как строить хаты, как сажать деревья,
В какую пору начинать посев.

 

Я не боялся ни жары, ни стужи,
Я время дня определял по солнцу,
Угадывал по звездам время ночи,
Погоду знал по запахам травы.

 

Так наступила юность, и однажды
Мне мир окрестный показался тесным,
И я, увидев журавлей над полем,
Отправился с друзьями в дальний путь.

 

В просторной тишине аудиторий
Весь мир хотел обнять я жадным взором,
Поставить на столе его как глобус,
И поворачивать перед собой.

 

Я день за днем в библиотеках чинных
Сидел над пожелтевшими томами
И у полотен мастеров старинных
Простаивал в музеях по часам.

 

А по ночам, лишь закрывались веки,
Я вспоминал деревню, поле, детство…
Да будет мне светить на всех дорогах
Моей отчизны верная звезда.

 

(Н. Рыленков. Из сборника «Воздух детства и отчего дома»)

Гость: Меня поразила удивительная природа сибирского края. А как описывает ее в своих книгах Георгий Куклин?
Библиотекарь: Пейзаж входит в рассказы естественно, без него невозможно представить жизнь сибирской деревни. Вот перед нами великолепно написанная картина зимнего леса в рассказе «Один в лесу»: «Лес сверкал, переливался, вспыхивал то золотым, то белым, то зеленым светом. Этот свет гнало далекое солнце, завязшее между стволами сосен. Всего чудеснее и непонятнее было то, что пни казались выше берез. Выше вершин берез свивались по снегу звериные следы, и пестроперая кедровка над головой у Тихона роняла снег с ветки прямо в небо. Перед самыми глазами, обсыпанная тонкими пластинками льда, прилегла в воздухе пихта. Голубая зелень широких ветвей ее вздувалась, как богатырский шатер».
Почти в каждом рассказе передано своеобразие сибирской природы с ее удивительной тайгой, бурными реками, голубыми сугробами, ледяными ключами, мохнатыми елями.
В рассказе «У Прелой горы» девятилетний Герасим усваивает уроки общения с природой (зачитывает отрывок из рассказа).
Повзрослев, маленькие герои Куклина поймут, что у природы есть свой нрав и свои законы, постигая которые, человек открывает множество тайн и чудес.
Илимчанин: Язык писателя точен и выразителен. Он, например, использует слова, передающие местный колорит и образность речи деревенских жителей: «елань», «шивера», «лыва», «паря».
Гость: А писал он только для детей?
Библиотекарь: Нет. Когда Георгий Куклин окончил университет в 1926 году, его призвали в армию. Служба оставила глубокий след в душе писателя, и в 1929 году он написал повесть (иногда ее называют романом) «Краткосрочники». Это первое крупное произведение Куклина. В романе дано правдивое, лишенное лакировки, описание повседневной жизни красноармейцев, за что критики обрушились на роман, обвиняя автора в клевете. Эту недоброжелательную, разгромную критику Георгий Осипович переживал очень болезненно.
Куклин не забывает родную Сибирь. Приезжает на Илим к родным. Разговаривает со стариками об охоте, рыбалке. Вспоминает свою первую любовь, о которой пишет в повести «Ольга». Вторая повесть - «Школа» - рассказывает о крестьянах и охотниках Приангарья.
В 1930 году Георгий Куклин в составе группы писателей (С. Спасский, Ел. Тагер, Ник. Чуковский) совершил поездку на север страны. Белое море, Северный Ледовитый океан, Полярный круг, Мурманск – таков маршрут группы. Итогом поездки явилась книга очерков этих писателей «Сквозь ветер».
Много ездит писатель по стране, но все же больше всего он пишет о Сибири.
В 1934 году он печатает роман «Учителя» о политических ссыльных в 1913 - 1915 гг. на Илиме. Хотел Георгий Осипович написать трилогию о Сибири, продолжить роман «Учителя», но не успел. В 1938 году он был арестован за принадлежность к литературной группе «Перевал». В 1939 году 9 ноября он скончался в Красноярской краевой больнице.
Илимчанин: Велико расстояние от таежной реки Илим до Невы, но Куклин сокращает это географическое пространство между северной столицей и сибирским таежным селом с помощью своих произведений.
Гость: Мне кажется, это очень интересный писатель.
Библиотекарь: Книги Куклина учат не только детей, но и взрослых. Они убеждают, что детство – это лучшая пора, когда в общении с природой, в совместном труде с родителями формируется душа человека.
Куклин писал: «Мы живем на проценты с нашего детства. Детство, как березовый сок, обнаруживает себя по весне». Подобно Михаилу Пришвину и Виталию Бианки, Георгий Куклин считал, что дети – это наиболее яркое выражение природного начала жизни. Писатель не раз возвращался на родину, где прошло его детство, где его талант вбирал энергию сибирской природы. Он не мог жить без ощущения малой родины: «Тайга – не курорт, а родина моя, источник жизни. Снова припасть к источнику, чтобы на всю жизнь сохранить его».

Чтец:

Родина малая, светлая, чистая!
Я – это ты, да и ты – это я.
Нравишься мне ты порой зимней, мглистою,
Нравишься ты и весною ручьистою,
Нравишься летом и осенью льдистою…
Родина – песня моя!

(Г. Замаратский. «Родина малая»)


Приложение

Содержание книжной выставки
"ВОТ ОНА, НАША СИБИРЬ"

Раздел 1. Сибирь – земля чудес

Декабристы и Сибирь. – М.: Сов. Россия, 1988. – 261 с.: ил.
История Иркутской области / Колл. авторов. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1983. – 176 с.
Кузнецова Ф.С. История Сибири. – Новосибирск: Инфолиопресс, 1997. – Ч. 1. - 256 с.: ил.
Окладников А.П. Открытие Сибири. – М.: Мол. гвардия, 1979. – 223 с.: ил.
Утков В.Г. Предвестники: Связь времен.– М.: Мысль, 1982. – 188 с.

Раздел 2. Биография Илима

Нижнеилимская земля –
России малая частица!
В твои леса, в твои поля
Нельзя, наверно, не влюбиться.
Н. Савичев

Бояркин В.М. География Иркутской области: Учебное пособие для средних школ. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1985. – 176 с.: ил.
Кузнецов А.Д. Александр Радищев: Лит. композиция. – Железногорск-Илимский, 1990. – 48 с.: ил.
Стражева И.В. Тюльпаны с космодрома. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1986. – 384 с.
Эйдельман Н. Александр Радишев. – М.: Малыш, 1987. – 31 с.
Фотоальбом: история района.

Раздел 3. Забытое имя – Георгий Осипович Куклин

Мы живем на проценты с нашего детства.
Детство, как березовый сок, обнаруживает себя
по весне…
Г. Куклин

Куклин Г.О. Игренька. – Л.: Дет. лит., 1983. – 16 с.: ил.
Кузнецов А. На берегах Илима и Невы: (О Г. Куклине) // Сибирячок. – 2991. - № 2.- С. 18.
Куклин Г.О. Сквозь ветер: Роман, повести, рассказы. - Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1990. – 448 с.: ил.
Куклин Г.О. У Прелой горы: Рассказ // Сибирячок. – 2001. - № 2. - С. 19 - 21.

Раздел 4. Литературное Приилимье

Замаратский Г. Биография Илима. – Железногорск-Илимский, 1996. - 95 с.
Кто приходил в полночь: Сб. – Усть-Кут, 1993. – 368 с.
Савичев Н. Пою Илим. – Железногорск-Илимский, 2000. – 22 с.
Черных Ю.В. На Кудыкиной горе: Стихи, песенки, загадки, сказки для детей. – Иркутск, 1986. – 63 с.


Использованная литература

Куклин Г.О. Игренька. – Л.: Дет. лит., 1983. – 16 с.: ил.
Куклин Г.О. Сквозь ветер: Роман, повести, рассказы. – Иркутск: Вост.-Сиб. изд-во, 1990. – 448 с.: ил.
Куклин Г. У Прелой горы // Сибирячок. – 2001. - № 2. - С. 18 - 21.

Воздух детства и отчего дома…: Стихи русских и советских поэтов о детстве, детях, отчем доме: Сб. – М.: Мол. гвардия, 1987. – 447 с.
Замаратский Г. Биография Илима. – Железногорск-Илимский, 1996. - 95 с.
Кузнецов А. На берегах Илима и Невы // Сибирячок. – 2001. - № 2. - С. 18.
Макарова Е.М., Моролев П.М. Детские рассказы Г.О. Куклина // Литература и фольклор Восточной Сибири. - Иркутск, 1977. - С. 142 - 152 .
Мандрыкина Л.А. Г.О. Куклин // Крат. лит. энциклопедия. – М., 1966. – Т. 3. – Стб. 880.
Моролев П. Г.О. Куклин // Литературная Сибирь: Биобиблиогр. словарь писателей Вост. Сибири. – Иркутск, 1988. – Вып. 2. - С. 54 - 56.
Моролев П. Г. Кто он, Георгий Куклин? // Вост.-Сиб. правда. – 1967. – 19 марта.
Савичев Н. Пою Илим. – Железногорск-Илимский, 2000. – 22 с.
Советские детские писатели: Биобиблиогр. словарь. – М., 1961. – С. 209.

Составители Меснянкина Т.М., директор ЦБС Нижнеилимского района, Клюсова С.А., Паутова С.В., библиотекари ЦДБ ЦБС Нижнеилимского района