а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш э ю я

Виноградов Г.С. / Литературные вечера

Игры, шутки, прибаутки

Сценарий мероприятия для детей 9–10 лет по творчеству Г. С. Виноградова

Действующие лица: Ведущий (1), Ведущий (2), Петрушка, Сибирячок, Медведь.

Ведущий (1): Ребята, мы пришли поздравить вас с замечательным детским праздником. Как говорится, всякая душа празднику рада. Особенно любят праздники ребятишки. А вот за что праздники любят? Что главное на празднике?(Ответы ребят: подарки, угощения, развлечения…)

Главное – это радость, веселье для души. Согласно «Толковому словарю русского языка» под ред. Д. Н. Ушакова, праздничать – пировать, веселиться, проводить время в забавах. Лучше всех веселятся и играют, конечно же, дети.

Ведущий (2): В 1886 году в поселке Тулун Иркутской губернии в многодетной крестьянской семье Виноградовых родился мальчик Георгий. Почему мы сейчас вспомнили о нем? Потому, что когда этот мальчик вырос, он стал известным ученым, профессором, посвятившим свою жизнь изучению жизни и творчества народа. Многое интересовало Георгия Семеновича Виноградова, но больше всего детский фольклор. Что же это за слово такое – фольклор? (Ответы ребят.)

Фольклор – это устное народное творчество. А что к нему относится? Все то, что было создано народом в процессе коллективной творческой деятельности и отражало его жизнь, воззрения,идеалы:предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, песни, загадки, потешки, присказки, небывальщины, скороговорки и многое другое.

Георгий Семенович Виноградов хорошо помнил свое детство, игры со сверстниками, и он обнаружил, что у ребят свой особый фольклор и во многом они его сами создают: одни запоминают и пересказывают, а самые сообразительные придумывают что-то свое. Оказалось, что дети в играх используют много разных словесных придумок, в которых есть ритм и рифма.

Ведущий (1): Вот, например, считалки – одна из самых известных разновидностей детского фольклора:

Раз, два, три, четыре –
Мы стояли на квартире,
Чай пили, ложки били,
Три копейки заплатили.

Ведьма села на буфет,
Съела тридцать пять конфет.
Раз, два, три – это, верно, ты.

Ребята, а вы знаете какие-нибудь считалки? (Ответы детей.)

А еще есть заумные считалки: «Эники-бэники съели вареники…»

Или:

Икото никото
Кубоко мэ
Абэль фабэль
Думанэ
Ики-пики грамматики
Жест, крест, яблочко.

Когда нужно разделиться на две команды, произносят жеребьевки:

Матки, матки,
Конь вороной остался под горой.
Какого коня – сивого или златогривого?
Ниточку или иголочку?

Хорошо известны дразнилки, в которых высмеиваются качества, не одобряемые в детском коллективе, например жадность: «Жадина-говядина – соленый огурец, на полу валяется, никто его не ест», или обидчивость: «Плакса-вакса – гуталин, на носу горячий блин».

Ребята, а вы знаете какие-нибудь дразнилки? (Ответы детей.)

Ведущий (2): Дразнилки придумывают и на имена («Андрей-воробей» и т. п.). Вы можете спросить, зачем же дразниться? Все очень просто: дети должны учиться не обижаться на глупости, не лезть в драку, а уметь ответить острым словом, своей выдумкой.

Ведущий (1): Использовались в детских играх и так называемые молчанки.

Тише, мыши
Кот на крыше,
Кошка драна, хвост облез,
Кто слово молвит, тот и съест.

Или:

Кто засмеется – губа задерется,
Раз, два, три, четыре, пять,
С этих пор молчать!

В игре в молчанку побеждал тот, кто сохранял серьезный вид и молчание, несмотря на попытки детей рассмешить его во что бы то ни стало.

Ведущий (2): Изучая детское словесное творчество, Виноградов особое место уделял тайному языку детей. А для чего нужен тайный язык, как вы думаете? (Ответы детей.)Да чтобы взрослые и другие ребята, не входящие в группу, не поняли, о чем идет речь. По словам Виноградова, дети окружали себя «некоторой таинственностью из подражания образцам (разбойники, индейцы), из необходимости обезопасить себя от насмешек взрослых и вообще людей, чужих по настроениям и интересам, из стремления быть или казаться интересными, необыкновенными, из желания «держать фасон» перед малышами, возбуждая их восхищение и плохо скрываемую зависть». В своем очерке «Детские тайные языки» ученый дал их описание, рассказал о способах образования. Так, широко применялись языки с приставными слогами, когда к каждому слогу приставляли выдуманный слог, например «ши». Таким образом, предложение «Ты куда пошел?» звучало как «Шиты щику щида щипо щишел?».

А вы ребята, сумеете рассказать о чем-нибудь на тайном языке? (Ответы детей.)

Самый простой пример, когда к каждому слову прибавляется какое-нибудь окончание, например «ус» (или «уса»): урокуса не будуса, идемуса гулятуса.

Оказывается, детское словесное творчество необычайно интересно и разнообразно. И знаем мы об этом благодаря Георгию Семеновичу Виноградову, который много лет собирал детский фольклор. В своих работах «Русский детский фольклор», «Детская сатирическая лирика» и других ученый показал, что у детей, оказывается, свой особый мир, своя культура. И детские игры, и шутливые стишки только на первый взгляд кажутся несерьезным видом деятельности. На самом деле эти игровые жанры часто решают важные педагогические задачи, о чем дети даже и не подозревают. Дразнилки, например, тренируют выдержку, самообладание, приучают не обижаться, не плакать, не лезть в драку, а защищаться словесно, отвечать быстро, да складно. Считалки и жеребьевки помогают бесконфликтно разрешить споры. С помощью слова вырабатывается умение жить в коллективе: и себя в обиду не давать, и кулаками не махать.

Ведущий (1): Меткое слово ценилось и детьми, и взрослыми. Из фольклорных героев настоящим острословом был любимец народа Петрушка – Петр Петрович Уксусов. Попадая в различные переделки, он так и сыпал поговорками да прибаутками. Когда приходили петрушечники (бродячие актеры, которые устраивали кукольные представления прямо на площадях, базарах и ярмарках), сразу собирался народ, особенно бежали ребятишки посмотреть да послушать любимого героя. Вот и сегодня мы пригласили его к вам на праздник. Петр Петрович, пожалуйте к нам…

(На ширме кукольного театра появляется Петрушка.)

Петрушка: Здорово, ребятишки, девчонки-коробчонки, мальчишки-шалунишки! Узнали меня? Да, я Петрушка – шуток кадушка, знаю шутки-прибаутки, всякие дразнилки и прочие говорилки, у меня ведь язык без костей – намелет на сто волостей.

Ведущий (2): И откуда же, Петрушка, ты все это знаешь?

Петрушка: Как откуда – уж точно не от верблюда. А конечно, от ребят: вот слушаю, что говорят, – уши веером распущу, и смеюсь, и грущу.

Ведущий (1): Ну почему смеешься, понятно, а грустишь почему?

Петрушка: Да вот – получил по кочану… вот и грущу, да ведь и я не спущу! Грязь на вороту не виснет, а кулак в бою не киснет.

Ведущий (2): Ой какой ты боевой – разве справишься с тобой! Петрушка, я думаю, тебе нужен хороший товарищ. Вот послушай, какую притчу я тебе расскажу: ударили одного человека злые люди по голове, а он сидит и плачет: «Ох, моя бедная спина…» Его спрашивают: «Что же ты горюешь о спине, тебя ведь стукнули по голове?», а человек отвечает: «Да если бы у меня за спиной был друг, он бы не дал меня по голове ударить…»

Давай, Петрушка, я тебя познакомлю с Сибирячком – лесным человечком из детского журнала «Сибирячок». Он умеет дружить и с ребятами, и со зверятами, и со сказочными героями, он надежный и верный товарищ.

Петрушка (в сторону ): Гусь свинье не товарищ… И с доброй собакой поведешься – блох наберешься…

Ведущий (1): Сибирячок, где же ты? Иди к нам, познакомься с Петрушкой…

(Появляется Сибирячок.)

Сибирячок: Здравствуйте, ребята! Здравствуй, Петрушка!

Петрушка: Здорово! Смотри, под ногами-то грязь!

(Сибирячок смотрит под ноги.)

Петрушка: Да ладно, не кланяйся, я тебе не князь… Эх ты, Сибирячок-простачок, залез в траву – кричит «мяу».

Сибирячок : Зачем это я в траве всякие глупости буду кричать? Я паренек деловой: дел у меня много в лесу – я там службу несу, растения охраняю, зверушкам помогаю.

Петрушка : Мешай дело с бездельем – проживешь с весельем. Зайцев пас – да в болоте увяз, побежал в огород – распугал весь народ!

Сибирячок: Ух ты какой задира! Там в лесу мои друзья – нам без дружбы жить нельзя.

Петрушка: Ну, вместе – так вместе… Вот давай за мной повторяй, что я ни скажу – говори «я тоже». Ну вот, например, пошел я в лес…

Сибирячок: Я тоже…

Петрушка: Я на дерево влез…

Сибирячок: Я тоже…

Петрушка: Шишка упала, да хрясь – прямо в грязь…

Сибирячок: Я, я… а я с тобой на дереве сидел и думал, зачем мы туда залезли… шишками кидаться или лесом сверху любоваться.

Петрушка : Ишь ты, курносый нос, а сам не прост…

Сибирячок: Зато твой нос на двоих рос, а ты, видать, баловался – тебе одному достался.

Петрушка: А ты Сибирячок – нос пятачок.

Ведущий (1): Знаешь, Петрушка, народная мудрость говорит: «Не бранись – нечисто во рту будет». Плохо ты знакомишься: на первой встрече да озорные речи. Расшумелся как голик; лучше молчание, чем ворчание.

Петрушка: А я вам не голик и молчать не привык! Кто людей веселит, за того весь свет стоит.

Ведущий (2): Веселиться все любят, да только иной смех плачем отзывается. Шутки шути, да людей не мути. Кошке игрушки, а мышке слезы, кто весел, а кто и нос повесил.

Петрушка: Уж и обиделся, и нос повесил.

Сибирячок: Плохая шутка – баламутка. Вот у нас в лесу леший пошутит – домой не пустит, пошутит водяной – утянет в омут с головой.

Петрушка: Ох, напугал! Да волков бояться, так и в лес не ходить. Кто смел – тот и съел. Захотел – иди – не гляди, что будет впереди. Удалой долго не думает! Трусишка оглядывается, что волк на свой хвост.

Сибирячок: Знаешь, Петрушка, я ни с кем не бранюсь, но никого и не боюсь. А ты леса не знаешь – заплутаешь, один в лес пойдешь – пропадешь.

Петрушка: А я и один пойду – нигде не пропаду. Не учи сороку вприсядку плясать. Что захочу – все захвачу!

Сибирячок : Это что же ты хочешь захватить?

Петрушка: Корзину малины да меду колоду. Еще сюда притащу, может, и вас угощу. А может, поставлю в уголок, чтоб никто не уволок. Ну, все – задумал бежать, так нечего лежать! (Убегает.)

Сибирячок: Вот какой – шебутной. Пойду за ним, как бы не попал в беду, если что – помогу. (Убегает за Петрушкой.)

Ведущий (1): В народе говорят: «Не зная броду, не суйся в воду», «Осторожного и зверь не вредит», а Петрушка с таким задиристым характером сам на свою голову беду найдет: «Кошка скребет на свой хребет». Посмотрим… Вот идет Петрушка по лесу, мухоморы пинает да песни распевает…

Петрушка (поет) : Раз, два, три, четыре, пять - 
Букой вздумали пугать;
Три, четыре, пять и шесть –
Вы не верьте, что он есть;
Пять, шесть, а дальше семь –
Буки, братцы, нет совсем [1].

Ведущий (2): Вдруг видит Медведя, который лакомится медом.

Петрушка: Эй, Потапыч, привет! Чем занимаемся? С колодой маемся?

Медведь: А ты кто такой, что тут расшумелся?

Петрушка: Я – Петрушка, шуток кадушка. А ты – Медведь, чуть-что – реветь!

Медведь: Это кто чуть-что – реветь? Смотри, кадушка с лягушкой, с кем речь ведешь!

Петрушка: А с кем поведешься, от того и наберешься, вот с тобой поведусь, глядишь, меду наберусь.

Медведь: Ты давай, на чужой каравай рот не разевай. Заявился вдруг – не сват, не друг. Посади такого за стол, он и ноги на стол. Ты, может быть, мне мед помогал добывать? Или меня приветил, уважил?

Петрушка: Я в лесу гость, а гостю почет и уважение. Меня в красный угол усади, накорми, а потом спрашивай…

Медведь: Ты меня, хозяина леса, учить вздумал? Кто ходит незваный – редко уходит «негнаный». Сейчас я тебе урок преподам – трепку задам . (Хватает Петрушку и трясет.)

Петрушка: Ой, спасите, помогите, от злодея защитите!

(Вбегает Сибирячок.)

Сибирячок: Михаил Потапыч, здравствуй, уважаемый! Что это ты делаешь? Пыль из половичка выбиваешь?

Медведь: Про половичок не знаю, а из этого невежи дурь выбиваю. В чужом дому не указывают самому…

Сибирячок: Потапыч, миленький, отпусти его, он неплохой, он просто озорной, да маленько невоспитанный.

Медведь (отпуская Петрушку) : Вот я его маленько и повоспитывал.

Петрушка (в сторону) : Все люди как люди, один черт в колпаке…

Медведь: А ты не волк, так зубы и не скаль… Вот Сибирячку спасибо скажи, а то еще не так бы тебе бока намял.

Сибирячок: Всякая ссора красна мировою, ну побранились, потом и помирились.

Медведь: Ладно, идите уж с миром. Тебе, Сибирячок, скажу: на что с тем дружиться, кто охоч браниться, с таким водиться, как в крапиву садиться. А ты, Петрушка, помни: от вежливых слов язык не отсохнет… Доброе-то слово лучше мягкого пирога. Ну, бывайте здоровы! (Уходит.)

Петрушка: Ладно, кто старое помянет – тому глаз вон. Ты, Сибирячок, настоящий друг, обидеться ведь мог, а в беде помог. Ну да за мной не пропадет… Шутки шутить – людей веселить. Я столько игр знаю и частушек веселых…

Сибирячок: Петрушка, пойдем к ребятам, пусть они послушают…

Петрушка: А сколько я дразнилок, издёвок и поддёвок знаю…

Сибирячок: Нет, Петрушка, дразниться не надо, а то нас и в гости больше сюда к ребятам не позовут. А вот веселые частушки во все времена люди про свою жизнь сочиняли.

Петрушка: Да знаю я эти частушки!

Сибирячок: Вот и спой их ребятам, а я побегу в лес, там меня уж заждались. До свидания, до встречи в моем журнале!

Петрушка: Ну, развешивайте ушки, я сейчас спою частушки:

Как весной поспел на грядке
Бело-розовый редис.
Очень нравится Марине
Рыжий двоечник Денис.

Мокрым веником Егорка
Так и хлещет Ваню.
Генеральная уборка
Превратилась в баню.

Математику за Юлю
Делать бабушка взялась,
Потому что наша Юля
Нынче замуж собралась.

Чтобы стало веселей,
Подпевай мне, не робей…

Ведущий (2): Ребята, а вы знаете частушки? (Дети исполняют частушки.)

Петрушка: Эх, толковать не перетолковать, чем болтать – давайте играть. У наших у ворот – всегда хоровод. До встречи! Скучно будет – так пишите, деньги будут – так пришлите! (Уходит.)

Ведущий (1): Детские игры – это не только веселое времяпрепровождение, но и способ тренировки ловкости, смекалки и внимательности. Многие народные игры уходят своими корнями в глубокую древность. Вот, например, простая игра. Становились в хоровод, а одного участника с завязанными глазами сажали в середину. Ходили кругом и пели:

Сиди, сиди, Яша, сиди под кустом, не маши хвостом.

Яша, вставай – невесту выбирай, как ее зовут и откуда привезут?

Водящий с закрытыми глазами выбирал из хоровода «невесту» и отгадывал, кто это. Оказывается, эта игра, как и многие другие, восходит к древнейшему восточнославянскому языческому обряду. По одной из версий, Яша – это мифический ящер (змей, чудовище), которого пытались умилостивить, принося в жертву девушку. А зачем нужны были людям обряды? Да чтобы защитить, уберечь от злых сил себя, детей, урожай, задобрить силы природы. Хоровод как круговой массовый танец присутствует почти у всех народов, только называется по-разному. Так популярен он потому, что люди верили в магическую, защитную силу круга. Помните, в повести Николая Гоголя «Вий» Хома защищался от ведьмы, прочертив вокруг себя круг. Давайте и мы поиграем в хоровод.

(Играют в «Яшу» и другие игры.)

Использованная литература

Виноградов, Г. С. Русский детский фольклор / Г. С. Виноградов. – Иркутск : Изд. Иркут. секции науч. работников, 1930. – Кн. 1. – 234 с.

Виноградов, Г. С. Этнография детства и русская народная культура в Сибири / Г. С. Виноградов ; сост. О. А. Акулич, А. А. Сирина ; Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН. – М. : Вост. лит., 2009. – 896 с.

Потешки. Считалки. Небылицы / [Г. Виноградов] ; сост. А. Н. Мартынова. – М. : Современник, 1997. – С. 143–198 ; 304–306 ; 315–318.


[1] Виноградов Г. С. Этнография детства и русская народная культура в Сибири. – М., 2009.– С. 398.