а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш э ю я

Виноградов Г.С. / Литературные вечера

В мире детского фольклора

Беседа с элементами игры по творчеству

Г. С. Виноградова

Георгий Семенович Виноградов родился в поселке Тулун Иркутской губернии 9 апреля 1886 года. Сын ямщика, он стал выдающимся ученым, собирателем устного народного творчества, фольклористом,

В задачу фольклористов входит собирать и изучать народные песни, сказки, предания, описывать старинные праздники и обряды. Вот и профессор Иркутского университета Георгий Семенович Виноградов ходил по селам, записывал песни, поговорки, загадки, считалки, дразнилки, которые создавал народ. Особенно его интересовало детское творчество.

Играющих детей можно встретить везде – и в городских, и в сельских дворах. Одни загадывают загадки, другие спорят, кто лучше и быстрее проговорит скороговорку, третьи становятся в тесный кружок и произносят считалку. Есть у ребят свои законы и правила: если ты лентяй, неряха, ябеда, то не избежать тебе озорных дразнилок, от которых никуда не спрячешься, пока не избавишься от недостатков.

Детские считалки, дразнилки, заклички и приговорки – это увлекательный мир, загадочный, веселый, но всегда добрый и справедливый.

Курило-мурило,
Фони, ермила,
Протасин сын
Попал под тын,
До свету пролежал,
Встал и убежал.

Между нами, дураками,
Есть один большой дурак.
Раз, два, три –
Это, верно, ты.
За стеклянными дверями
Стоит Мишка с пирогами,
Здравствуй, Миша-дурачок,
Сколько стоит пирожок?

Раз, два, три, четыре –
Ни к чему меня учили:
Ни читать, ни писать,
Только по полю скакать.

Многие заклички и приговорки уходят своими корнями в глубокую древность. Зародились они много веков назад, в те далекие времена, когда люди считали солнце, землю дождь, ветер живыми существами. Особыми закличками они просили дождь напоить поля, солнце – обогреть их, ветер – разогнать тучи. Со временем забылся магический смысл этих закличек, приговорок, а вот как детские стишки они живут и в наши дни.

Дождик, дождик, пуще,
Дам тебе гущи,
Выйду на крылечко,
Дам огуречка,
Дам и хлеба каравай –
Сколько хочешь поливай!

Слово «гуща» часто упоминается в закличках. Так в старину называли кашицу из ячменя и гороха. Это обрядовое блюдо предназначалось силам природы, чтобы их задобрить, сделать благосклонными к людям, их занятиям. Обряд давно исчез, а песенка осталась.

Рассматривая божью коровку, дети приговаривали:

Коровка, коровка,
Ты лети на небо,
Принеси нам хлеба.

Если божья коровка улетит, то это к хорошей погоде, к урожаю. Подобные заклички произносят и современные дети:

Божья коровка,
Улети на небо –
Там твои детки
Кушают конфетки!

Еще один вид детского фольклора – так называемыедразнилки. Среди них есть дразнилки-поддёвки, в которых высмеиваются ребячьи имена:

Андрей-воробей,
Не бей голубей!

Федя-бредя
Съел медведя,
Упал в яму,
Кричал маму!

Васька-вор
Съел топор!

Особый интерес представляют игровые жанры детскогофольклора. Один из них – молчанки. Игра в молчанки проходила таким образом. Дети садились в кружок. Все должны были сидеть серьезно, не смеяться, не говорить, даже не улыбаться. Сначала произносилась приговорка-молчанка: «Раз, два, три, четыре, пять – с этих пор молчать!» А потом кто-то говорил саму молчанку, которая заканчивалась так: «Кто промолвит слово, тот и съест».

Тише, мыши:
кот на крыше
кошку за уши ведёт;
кошка драна,
хвост облез,
кто промолвит,
тот и съест!

Сорок амбаров
сухих тараканов,
сорок кадушек
болотных лягушек,
сорок ковшей
вареных вшей –
кто промолвит,
тот и съест!

Или:

Я пойду на улицу,
Принесу пропащую курицу –
Кто промолвит,
Тот и съест.

Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь –
С этих пор говорить бросим.

При этом дети пытались рассмешить друг друга, корчили рожицы. Если кто не выдерживал – смеялся или начинал говорить, кричали: «Съел, съел…» Иногда проигравшего в наказание заставляли пропеть «ку-ка-ре-ку!», залаять, как собака, пробежать вокруг дома и т. д. В этой игре побеждал тот, кто несмотря ни на что сумел сохранить серьезный вид и молчание.

Другой игровой жанр – сечки, одна из самых древних разновидностей детского народного творчества. Первоначально люди считали при помощи пальцев, затем стали использовать небольшие предметы (горошины, палочки), а потом появился новый способ счета – нанесение зарубок, меток. Так и возникли сечки – своеобразные словесные игры, которыми сопровождался процесс нанесения зарубок, или сечек (отсюда и название). Суть игры такова: кто-то из детей бросает другим вызов – не считая, высечь определенное количество таких зарубок. В сечки чаще играют мальчики, один обращается к другому: «Можешь сделать мне пятнадцать зарубок, только чтобы не считать?» Выполняет эту задачу тот, кто знает решение. Речитативом исполнитель произносит стихотворение и одновременно в такт сечёт, то есть мерно ударяет острым предметом – камнем или топориком – по дереву (можно карандашом по бумаге), пока не назовет нужное число:

Секу, секу, сеч-ку,
Высе-ку до-щеч-ку,
Честь, пере-честь –
Все пят-над-цать здесь.

По окончании стиха и последнего удара происходит проверка: подсчитывают нанесенные знаки и к своему удивлению находят их столько, сколько требовалось условием.

Игру можно продолжать: 
Секу, секу двадцать, 
Высеку пятнадцать, 
Все сполна 
До единого пятна, 
До единого пятна – 
Вышло двадцать два. 

Секу, секу три, 
Высеку я три, 
Люди скажут: три, 
Я скажу: три. 
Ехал Савва 
Мимо сала, 
Сосчитали, сколько стало, – 
Двадцать три. 

Три, один, 
Три, один, 
Три, один, один, один, 
Три, один, 
Три, один, 
Три, один, один, один, 
И опять то же самое, – 
Ни больше ни меньше 
Как тридцать один.

Раньше ни одна коллективная детская игра не обходилась без считалок – шутливых стишков, которыми сопровождалось распределение участников игры. Что такое считалка, хорошо знают и современные дети. Как и другие жанры детского фольклора, считалки зародились в глубокой древности и играли серьезную роль, помогая людям распределить работу. Постепенно считалки превратились в обязательный элемент детских игр. Приступая к игре, все участники, кроме одного, становились в ряд или создавали полукруг. Один из играющих произносил считалку, прикасаясь при каждом ударном слоге стиха к игрокам. Счет, как правило, происходил «по солнцу», то есть в направлении от правой руки к левой.

Зимний вечер тёмен, долог.
Насчитаю сорок ёлок,
Скину шубу на снежок;
Все пожалуйте в кружок.
И кому из нас водить,
Должен шубу шить.

Тот, на кого приходился последний ударный слог, выбывал. Счет продолжался до тех пор, пока не оставался один из играющих. Таким образом, распределяли роли в игре или выбирали водящего.

Когда длинный текст говорить надоедало – меняли считалку на более короткую:

Шишел – вышел,
Он по-шел,
Надел – шапку
И у-шел.

И современные дети тоже сочиняют считалки:

Ехал Лунтик на тележке,
Раздавал он всем орешки,
Кому два, кому три,
Выходи из круга ты!

(Можно предложить ребятам вспомнить считалки.)

Во многих считалках, так называемых считалках-числовках, упоминаются цифры, например:

Раз, два, три, четыре,
Пять, шесть, семь –
Убирайся ты совсем.

Раз, два, три, четыре, пять –
Вышли мальчики играть,
Стали друг друга считать
Да водилку выбирать.
Им стал Родион,
Пусть он выйдет вон.

Раз, два, три, четыре, пять –
Вышел месяц погулять;
Шесть, семь, восемь, девять, десять –
Царь велел его повесить.

Раз, два, три, четыре –
Меня грамоте учили –
Не читать, не писать,
Только по полу скакать.
Я скакала, я скакала,
Себе ноженьку сломала,
Меня маменька ругала
И за доктором послала.
Доктор едет на свинье,
Балалайка на спине,
Балалайка загремит,
Меня доктор забранит;
Балалайка не гремит,
Меня доктор не бранит.

В некоторых считалках упоминаются цвета:

Я поеду в маскарад,
Погляжу, какой наряд –
Черны брюки, черный фрак,
Кто наденет, тот дурак.

Кому клин, кому стан,
Кому синий сарафан,
Кому серьги золотые,
Кому пуговки литые.
Из-под горки катится
Голубое платьице,
На боку зеленый бант,
Тебя любит музыкант.
Музыкант молоденький,
Его звать Володенькой.
Через годик, через два
Будешь ты его жена.

Некоторые считалки на первый взгляд лишены всякого смысла. Их так и называют – заумные считалки:

Азы, двазы,
Тризы, ризы,
Пята, лата,
Туни, муни,
Тупа, крест.

Разом, двазом,
Трикузиком,
Шишел, вышел,
Вон пошел,
Надел шапку
И ушел.

Янзы, дванзы,
Тринзы, волынзы,
Пята, лата, шухтер, бухтер,
Квинтер, син.

Ранзы, дванзы,
трынзы, ринзы
чохар, ёхар,
пигу, сигу,
струп.

Экэтэ, пэкэтэ
цукэтэмэ
абль фабль
доминэн
ики пики
драматики
донэ занэ
заяц, вон.

В таких считалках совсем не обязательно понимать смысл слов, можно использовать любые придуманные слова, лишь бы не нарушился ритм стиха.

Такой традиционный жанр детского игрового фольклора, какжеребьевки, применялся при подвижных играх (лапта, городки, бабки и др.). Двое игроков отходили в сторону и договаривались друг с другом, например: «Я буду конь сивый, а ты золотогривый». Среди всех участников выбирались капитаны команд – самые старшие или авторитетные ребята. Затем договорившиеся друг с другом игроки подходили к двум капитанам: «Мать, мать, чего вам дать – коня сивого или золотогривого?» В зависимости от того, что выбрал капитан, игроки из пары расходились по командам. Следующая пара уже предлагала для выбора другие предметы или явления, например: «Мать, мать, чего вам дать – сахару кусочек или красенький платочек?»

Жеребьевки могут быть такими:

Конь вороной
Остался под горой.
Какого коня – сивого
Или золотогривого?

Конь вороной
Или барабан заводной?
За печкой заблудился
Или в стакане утопился?

Лисицу в цветах
Или медведя в штанах?

Наливное яблочко
Или золотое блюдечко?

Ниточку или иголочку?

(Можно предложить ребятам самим придумать жеребьевки.)

С помощью считалок и жеребьевок можно сыграть в подвижную игру «У медведя во бору», которую наверняка знали ваши дедушки и бабушки. Один из играющих изображает медведя, а другие делают вид, что идут в бор за грибами и ягодами, припевая:

У медведя во бору
Грибы, ягоды беру!
Медведь простыл
На печи застыл!

У медведя во бору
Грибы, ягоды беру!
А медведь все спит
И на нас не глядит!

При этих словах «медведь», до сих пор как будто дремавший, тихо ворочается, потягивается и словно неохотно идет на детей, которые от него разбегаются. «Медведь» ловит кого-нибудь. Пойманный становится «медведем», и игра продолжается.

Использованная литература

Виноградов Г. С. Этнография детства и русская народная культура в Сибири / Г. С. Виноградов ; сост. О. А. Акулич, А. А. Сирина ; Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН. – М. : Вост. лит., 2009. – 896 с.

От прибаутки до былины : русский фольклор / сост. В. Аникин. – М. : Худож. лит., 1991. – 398 с.

Гой еси вы, добры молодцы : русское народно-поэтическое творчество / сост. П. С. Выходцев, Е. П. Холодова. – М. : Мол. гвардия, 1979. – 399 с. (Раздел «Детский фольклор»).

Потешки. Считалки. Небылицы / сост. А. Н. Мартынова. – М. : Современник, 1997. – С. 143–198 ; 304–306 ; 315–318.

Шангина, И. И. Русские дети и их игры / И. И. Шангина. – СПб. : Искусство-СПБ, 2000. – 296 с.