а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш э ю я

Баранов Ю.И. / Литературные вечера

Погуляем по музею

Сценарий литературного часа по книге
Ю. И. Баранова 
«Потомкам в пример: Прогулки по Иркутскому художественному музею имени В. П. Сукачева с Юрием Барановым»

Для среднего школьного возраста

Действующие лица: Ведущий, Историк, Экскурсовод, Кисточка (чтец-девочка), Карандаш (чтец-мальчик).

Оформление: «Живёт в Иркутске сказочник» – выставка книг Ю. Баранова, электронная презентация «Прогулки по художественному музею».

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас в увлекательную и познавательную воображаемую экскурсию по залам Иркутского областного художественного музея имени Владимира Платоновича Сукачева, одного из старейших музеев в России. Путеводителем нам послужит новая книга известного иркутского детского писателя Юрия Ивановича Баранова «Потомкам в пример: прогулки по Иркутскому художественному музею имени В. П. Сукачева с Юрием Барановым» (демонстрирует книгу). Предметом вдохновения автора стали картины Художественного музея. Открывается книга зарисовкой о музее.

Музей Сукачева в Иркутске старинном.

Нас встретят в багетах тяжелых картины.

Мы цветом словесным картины украсим –

Узнают пусть все о музее прекрасном.

Волшебные кисти возьмем на прогулку.

Шагаем по улицам и переулкам.

Скорее за мною, дружок, поспеши –

Увидеть, понять зазеркалье души.

Ведущий: Поводом к созданию книги послужила знаменательная дата – 165-летие Владимира Платоновича Сукачева, именем которого назван Иркутский художественный музей. Ребята, а кто знает, чем известен Владимир Платонович и почему его имя присвоено музею?

(Ответы детей)

Ведущий: Чтобы узнать больше о наших замечательных предках, давайте обратимся к Историку и послушаем рассказ об известном общественном деятеле Сибири 19 века, создателе Иркутской картинной галереи, которая и стала впоследствии основой Иркутского областного художественного музея.

Историк: Владимир Платонович Сукачев родился в июле 1849 года в Иркутске, в семье чиновника министерства юстиции. Семья принадлежала к старинной иркутской купеческой фамилии.

Окончив естественный факультет Киевского университета, Сукачев переходит на юридический факультет Петербургского университета. В начале 1880-х годов Владимир Платонович вернулся в Иркутск уже вместе с женой, Надеждой Долженковой, и родившимися на Украине сыновьями Борисом и Платоном.

Образованнейший человек и действительно патриот Сибири, Сукачев многое сделал для культурного развития края. По его инициативе в Иркутске было построено новое здание театра. Находясь в должности председателя Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества, Владимир Платонович лично финансировал научные экспедиции крупного русского ученого Григория Николаевича Потанина в Китай, Тибет и Монголию.

Большое внимание Владимир Платонович уделял народному образованию, особенно воспитанию подрастающего поколения. По его инициативе было построено пять школ, промышленное училище. У себя в усадьбе он устраивал новогодние елки для детей, организовывал для них выходы в театр. Преклоняясь перед тяжелым и ответственным трудом учителей, он выстроил дом с квартирами для преподавателей иркутских школ.

В 1886 году Владимир Платонович Сукачев был избран иркутским городским головой , на протяжении двенадцати лет руководил городом Иркутском и возглавлял городское общественное управление. При нём в Иркутске было организовано «Добровольное пожарное общество», появилась телефонная связь, электрическое освещение, были улучшены водопровод и канализация, а также построен первый понтонный мост через Ангару.

Еще будучи студентом, Сукачев не пропускал ни одной художественной выставки, устраиваемой в столице. Эта страсть к живописи сохранилась у него на всю жизнь. Он коллекционировал картины русских и зарубежных художников. Сначала произведения живописи служили украшением дома, а позднее он специально в своем доме на Ланинской улице (современная улица Декабрьских Событий) отвел двенадцать комнат под картинную галерею. Для жителей Иркутска это стало большим событием. По воскресным дням в галерею был свободный вход.

Любитель и знаток искусств, Владимир Платонович начал собирать свою коллекцию в 70-х годах 19 века. Среди произведений, приобретенных им, были творения Репина, Максимова, Мясоедова, Айвазовского, Брюллова, Шишкина и других русских художников, а также заказанные в музеях Мюнхена и Флоренции копии с картин западноевропейских живописцев Рафаэля, Корреджо, Мурильо, Рубенса.

Эта коллекция картин и стала позже основой коллекции Иркутского областного художественного музея, который ныне является одним из богатейших и самым крупным в Сибири хранилищем произведений изобразительного искусства. Его собрание насчитывает более 15 тысяч произведений искусства различного времени.

Ведущий: Поблагодарим Историка за познавательный рассказ, и «откроем» двери музея. Пригласим к нашей беседе Экскурсовода.

Экскурсовод: Здравствуйте, ребята – любители и ценители искусства. Гуляя по залам музея, рассматривая картины, мы сможем узнать и понять гораздо больше, читая стихи Юрия Ивановича Баранова к ним! Кисточка и Карандаш помогут мне провести эту увлекательную экскурсию.

Конечно же, в коллекции музея есть портреты основателя музея Сукачева. К одному из таких портретов кисти художника Василия Павловича Худоярова Юрий Иванович Баранов создал поэтический портрет:

Кисточка:

Изящен, благороден, смел,

В поступках добрых преуспел.

В Иркутске строил школы и больницы.

Не думал он, где щедрости границы.

Какая неземная благодать –

Великие полотна собирать!

Родным сибирякам прекрасный дар –

Душеполезной щедрости пожар.

Экскурсовод: Обратимся к следующему полотну, на котором иркутским художником Михаилом Ивановичем Песковым изображен будущий меценат и коллекционер со своим отцом Платоном Петровичем «Портрет П. П. Сукачева с сыном Владимиром».

Карандаш:

Прильнул к отцу, еще не смел и тих,

Еще он школы жизни не постиг.

Но впереди великие дела,

Иркутского народа похвала.

Когда-нибудь построит мальчик дом,

Что станет родовым его гнездом.

На крыше якорь, дети, благодать…

Приют бахчисарайский не видать...

(Художник М. И. Песков. Портрет П. П. Сукачева с сыном Владимиром. 1854 г.)

Экскурсовод: Художник Михаил Иванович Песков родился в Иркутске в 1834 году в семье военного. Для Пескова, не имеющего ещё в тот момент профессионального образования, казалось бы, очень сложно на одном полотне представить изображение двух людей, причем один из них ребёнок. Молодой художник хорошо справился со своей задачей. Он передал не только внешнее сходство, но и характеры изображаемых, удачно расположив их на холсте.

На способности начинающего художника обратил внимание генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Николаевич Муравьев-Амурский, по ходатайству которого Песков был принят в Академию художеств в Петербурге.

Имя художника Пескова Михаила Ивановича стало известно Иркутску в 1850-х годах. О его удивительном таланте писали столичные и сибир­ские газеты, его исторические картины «Воззвание Ми­нина к нижегородцам», «Кулачный бой при Иване Грозном» и гравюры воспроизводились в популярных журналах и книгах.

Экскурсовод: На следующей картине изображена историческая персонаПеред нами «Портрет Ермака Тимофеевича» кисти неизвестного художника XVIII века.

Кисточка:

Ермак Тимофеич слегка удивлен.

Умом и отвагой он был одарен.

Нужна ли России Сибирска земля,

И слышен ли будет здесь голос Кремля?

 еизвестный художник 18 века. Портрет Ермака Тимофеевича.)

Ведущий: А почему художник неизвестен?

Историк: История не сохранила для нас его имя. Во все времена наряду с великими мастерами, чьи имена известны всему миру, всегда были мастера, имена которых неизвестны, хотя их творения признаны произведениями искусства.

Возможно, кто-то из безымянных творцов намеренно скрывал своё имя, страшась злой критики, или скрывал своё социальное положение и потому не мог назваться. Положение в обществе могло быть слишком высоким для подобного занятия, или наоборот, слишком незначительным, чтобы творить открыто. А кто-то остался неизвестен по вине неблагосклонного времени, не пожелавшего поведать нам об авторе, но великодушно сохранившем его картины.

Экскурсовод: Вглядитесь в портрет Ермака. Его изображение в точности соответствует описанию русского историка и поэта Николая Михайловича Карамзина: «Он был видом благороден, сановит, росту среднего, крепок мышцами и широк плечами. Имел лицо плоское, но приятное, бороду чёрную, волосы темные, кудрявые, глаза светлые, быстрые…»

Историк: Ермак – донской казачий атаман, положивший начало присоединению Сибири к России. В 1581 году дружина казаков под его предводительством разбила на берегу Иртыша главные силы сибирского хана Кучумы.

Ведущий: Перевернем страницу книги и окажемся у огромного полотна Сальваторе Тончи «Портрет Г.Р. Державина».

Экскурсовод: Этот портрет имеет очень интересную историю. Именитый иркутский купец, городской голова Михаил Васильевич Сибиряков был большим поклонником таланта первого поэта России Гаврилы Романовича Державина. Желая проявить свою любовь к поэзии, Сибиряков послал поэту шапку и шубу из дорогих соболей. Поэт принял подарок, а в ответ заказал свой портрет в дарственном наряде хорошо известному тогда в России итальянскому живописцу Сальваторе Тончи.

Кисточка:

Соболья шуба жар души не скроет,

Но вихрь желаний у поэта успокоит.

Прекрасен дар сибирского купца,

И шапка заменяет блеск венца.

Художник Тончи славно показал

Великого поэта среди скал.

Но почему-то среди гор кремнистых

Чужой Иркутск белеет близко-близко...

(Художник С. Тончи. Портрет Г. Р. Державина. 1801 г.)

Экскурсовод: Портрет выполнен в двух вариантах, один – для самого поэта, другой был послан в Иркутск Сибирякову. Кстати, зимний вид Иркутска, изображенный на заднем плане, был дописан гораздо позже самого портрета и совсем другим человеком – ссыльным польским художником Станиславом Вронским, выполнявшим реставрацию портрета в начале 1870-х. В оригинале поэт в шубе был изображен на фоне степи.

Ведущий: Следующая картина, на которую обращает наше внимание писатель, это «Портрет графа Муравьева-Амурского, генерал-губернатора Восточной Сибири», выполненный художником Константином Егоровичем Маковским в 1863 году.

Историк: Будучи губернатором Восточной Сибири, Муравьев-Амурский вел активную работу по освоению и изучению края, привлекая к этой деятельности местную интеллигенцию и политических ссыльных. В 1858 году он подписал Айгунский договор с Китаем, в результате которого был открыт новый торговый путь по Амуру. В знак особого уважения иркутяне заказали его портрет начинающему художнику Константину Егоровичу Маковскому.

Карандаш:

Мундир парадный, ордена.

Не шевельнет корабль волна.

Спокоен батюшка Амур,

Хотя с утра бывает хмур.

Он покорился генералу,

Что без войны заслужит славу,

С Китаем мирный договор.

Без пушек будет разговор.

(Художник К. Е. Маковский. Портрет графа Муравьева-Амурского, генерал-губернатора Восточной Сибири. 1863 г.)

Экскурсовод: Он изобразил энергичного и волевого генерала Николая Николаевича Муравьева-Амурского на палубе корабля, плывущего по Амуру. Облокотившись непринужденно правой рукой на карту Амурской стороны, лежащую на перилах палубы, сосредоточившись, генерал словно обдумывает дальнейшие перспективы развития края. Перед отправкой в Иркутск портрет был показан на выставке в Петербурге и привлек там внимание ценителей искусства.

Ведущий: Мы с вами рассмотрели несколько картин, предложенных Юрием Ивановичем Барановым, как вы думаете, что их объединяет?

(Дети отвечают.)

Ведущий: Все это портреты. На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека.

Карандаш:

Портреты, портреты, портреты.

Покрытые бронзой багеты.

Купчихи, купцы, губернатор,

Царица и с ней император.

Старик, умудренный судьбиной, –

О прожитом скажут седины.

Все страсти над ним отболели,

Но жизнь еще теплится в теле.

Он знает, что все повторится,

И будет за нас он молиться.

(Художник К. П. Степанов. Портрет старика. 1890 г.)

Ведущий: Я предлагаю обратить ваше внимание на замечательную картину Ильи Ефимовича Репина «Нищая».

Кисточка:

Для кого-то маки, васильки,

Для кого-то горький дух полыни.

Знойные гуляют ветерки,

Пробирают грозовые ливни.

Может, кто-то хлебушка подаст?

Может, кто-то одежонку справит?

Почему с ней мир колюч, угласт,

И добро здесь крылья не расправит?

(Художник И. Е. Репин. Нищая. 1874 г.)

Экскурсовод: Картина «Нищая. Девочка-рыбачка» была написана Репиным в 1874 году и является бесспорным шедевром творчества художника. В этот период многие русские художники обосновались в Европе. Не исключением был и Репин, который, живя во Франции, написал эту картину в небольшом городке Вёль. На картине изображена девочка, стоящая в поле, позади нее простираются пожелтевшие поля с васильками, маками и густой неяркой травой.

Образ девочки создан очень внимательно и тонко: растрепанные белокурые волосы, грустное и в тоже время сосредоточенное выражение глаз на лице, с еще не огрубевшим розовым загаром, уже загрубелые детские ручки и худенькая шея. Пейзаж позади девочки способствует ощущению, что героиня картины живет в атмосфере прекрасного светлого, летнего дня.

Историк: По воспоминаниям Владимира Владимировича Сукачева, сына коллекционера Владимира Платоновича, картина была куплена его отцом, который побывал в мастерской художника в 1880-е годы, после чего картина была привезена в Иркутск, где хранится и по сей день. Работа художника Ильи Ефимовича Репина считается одним из шедевров русской живописи. Долгое время «Нищая» была единственным произведением Репина в иркутском музее.

Ведущий: Еще к нескольким портретам, представленным в выставочных залах музея, автор книги даёт укрупнение некоторых деталей. Давайте послушаем поэтические строки из книги Юрия Ивановича.

Карандаш:

Он для примера образец:

Строитель, меценат, купец.

Сквозь лед, тайгу и океан

Водил отважно караван,

Ходил в полярные моря –

Свой путь земной прошел не зря.

(Художник А. И. Корзухин. Портрет иркутского купца А.М. Сибирякова.1855 г .)

Кисточка:

В гвардии Семеновском полку

Служить бывало трудно барчуку.

Недавно обрели императрицу,

А нынче Фридрих нам войной грозится.

Гвардейцы служат трону и России.

Россия видит в них и щит, и силу.

(Художник П. Ротари. Портрет неизвестного в гвардейском мундире. 1760г.)

Карандаш:

Малявин любит яркие цвета.

Сияет сарафанов пестрота.

А девочка мечтательна, тиха –

Пусть в хороводе встретит жениха.

И от зари малиновый пожар

На холст ложится, как сердечный жар.

( Художник Ф.А. Малявин. Крестьянская девочка. 1890 г.)

Кисточка:

Он подрастет, уйдет в моря

И будет капитаном.

Служить России. Жить не зря.

Грозой быть басурманам.

Таков обычай и судьба,

Но вовсе не беда.

Живешь не только для себя,

И в том твоя звезда.

(Неизвестный художник середины 18 века. Портрет мальчика на фоне моря с корабликом.)

Ведущий: Каждому чувствующему человеку памятны свои особые ощущения при встрече с красивыми природными явлениями: багряным осенним лесом, цветущим лугом, белоснежными зимними полями, радугой, горами, морями. Когда мы знакомимся с полотнами художников, мы знакомимся с их взглядом на окружающий мир – такой удивительный и очень разный.

Автор «Прогулок по Иркутскому музею…» предлагает нам познакомиться с произведениями мастеров в жанре пейзажа.

Карандаш:

На отмели песчаной тишина.

В зеркальной глади не видна волна.

Разносят зной над речкой облака.

И, кажется, что жизнь всегда легка.

(Художник М. К. Клодт. Пейзаж с рекой. 1833–1903 гг.)

Экскурсовод: Для произведений Клодта характерны скрупулезный реализм изображения, безукоризненный рисунок с тщательной проработкой деталей, великолепное мастерство, строгость и стройность композиции, умение «одушевить» природу. Его живописная манера тщательна в предметах переднего плана и более широка и обобщающая в изображении отдалённых планов и неба с облаками.

Кисточка:

Уже спадает летний зной,

И тихий вечер негой дышит.

Идут девчата и поют,

В садах срывая с веток вишни.

Поют про неньку Украину

И про цветущие сады.

И блещут золотом и синькой

Полтавщины родной пруды.

(Художник И. Е. Крачковский. Летний вечер в Малороссии. 1890 г.)

Карандаш:

Глядит в речную гладь тайга,

Идет грозы густая мгла:

Лиловый цвет и густо синий.

И веет от Сибири силой.

(Художник Н.В. Лодейщиков. Перед грозой. 1927 г.)

Кисточка:

Уходит часть сибирского уклада,

Резная сказка городов.

В сугробах белых стылая ограда,

Уют иркутских адресов.

Душа избенок самоваром дышит,

И куржаком украшено окно.

А путь домой снежком упавшим вышит,

Сияет в звездах неба полотно.

(Художник В. А. Кузьмин. Зимний Иркутск. 1980 г.)

Экскурсовод: В пейзаже художники умело отражают природные оттенки, накладывая краску то тонко и бережно, то богатыми мазками, выражая всю эту красоту на полотне, испытывая при этом чувство радости жизни и красоты родной природы. Главная мысль пейзажной живописи – отражение простора природы, её величия.

Ведущий: А теперь обратим внимание на картину Соломона Леонардо Вервера «Улица голландского города зимой». Художники, работавшие в разное время в жанре городского пейзажа, сохранили образы больших и малых городов своих стран, их самобытность и красоту.

Карандаш:

Голландский город, влажная метель.

Еще не скоро зазвенит капель.

Гуляют ветры. Улица – каток.

Торговцу тяжело тащить лоток.

Каналов ледяные зеркала.

Метель волшебный город замела.

(Художник С. Л. Вервер. Улица голландского города зимой. 19 в.)

Экскурсовод: В картинах Соломона Леонардо Вервера запечатлена жизнь голландского города 19 века с его будничным неторопливым ритмом жизни. Художник в своих работах уделял большое внимание передаче световоздушной среды, меняющейся в зависимости от перемены погоды и времени года.

Ведущий: Привлекла внимание автора книги-путеводителя и картина неизвестного художника 17 века «У городской стены».

Кисточка:

Он жил. Любил свою страну:

Каналов, рек зеленую волну,

Неяркий свет заоблачных небес,

Домов и башен черепичный лес.

(Неизвестный художник 17 века. У городской стены.)

Ведущий: Иркутский музей по праву гордится не только картинами художников XVII – начала XX веков, но и выдающимися произведениями советской живописи.

В своей книге Юрий Иванович Баранов обращает внимание читателя на работу художника Аркадия Александровича Пластова, который свое творчество посвятил изображению советской деревни.

Карандаш:

Мы с этой картиной с детства знакомы.

Где-то на свете гудят космодромы,

Где-то корабль в океане плывет.

На этой картине обычный народ –

Спокойно работает, кормит Россию.

Небо над пашнею синее-синее,

Солнце закатное красит траву.

Слышно, цикады стрекочут во рву…

(Художник А. А. Пластов. Ужин тракториста. 1951 г.)

Экскурсовод: «Ужин тракториста» – одно из самых известных художественных произведений советской живописи. На фоне вечернего пейзажа, озаренного красно-оранжевым светом заходящего солнца, изображены три фигуры: тракторист, его помощник-подросток и девочка, принесшая ужин. Лица их спокойны, сосредоточены и серьезны. В них художник сумел передать человеческое достоинство, внутреннюю значительность. Природа изображена величаво торжественной.

Ведущий: В выставочных залах музея есть картины иркутских художников. Одна из них – «Багульник» Виктора Владимировича Тетенькина.

Карандаш:

Багульника сиреневый туман

Уводит нас в таежный океан.

Естественна Сибири красота.

Не осознавший это – сирота.

(Художник В. В. Тетенькин. Багульник. 1980 г.)

Ведущий: Для того чтобы еще лучше понять картину, несомненно, нужно познакомиться с ее автором.

Историк: Тетенькин Владимир Владимирович родился в г. Улан-Удэ, но всю жизнь провел в Иркутске. Учился, а затем и преподавал в Иркутском областном художественном училище. Среди его учеников – Владимир Ильич Чертков, Виталий Георгиевич Смагин, Виктор Михайлович Мироненко и другие известные в Иркутске художники. Владимир Владимирович Тетенькин – живописец тонкий и сложный, большой мастер этюда. Его излюбленная цветовая гамма – серебристо-серая, с теплыми мягкими светлыми тонами. В своем творчестве он воплотил лучшие качества лирического сибирского пейзажа. Участвовал в областных, зональных, республиканских выставках, персональных и коллективных. За рубежом экспонировался в Монголии, Японии, Германии.

Экскурсовод: Творчество иркутских художников разнообразно по своей направленности, но всех их роднит любовь к родному краю.

Ведущий: Итак, благодаря знакомству с книгой Юрия Ивановича Баранова «Потомкам в пример: Прогулки по Иркутскому художественному музею имени В. П. Сукачева с Юрием Барановым» мы с вами совершили необыкновенное путешествие в мир искусства, увидели бесценные сокровища великих художников.

Список использованной литературы

Баранов, Ю. И. Потомкам в пример: прогулки по Иркутскому художественному музею имени В. П. Сукачева с Юрием Барановым / Ю. И. Баранов. – Иркутск : Обл. типография № 1, 2014. – 96 с.

Иркутский художественный музей имени В. П. Сукачева : Живопись. Графика. Декоративно-прикладное искусство. – Иркутск : [б. и.], 1993. – 262 с.

Назарова, В. П. Музей – храм муз : книга-путеводитель для детей и юношества. – Иркутск : Артиздат, 2004. – 96 с. : цв. ил.

Фатьянов, А. Д. Владимир Сукачев / А. Д. Фатьянов. – Иркутск : Восточно-Сибирское книжное издательство, 1990. – 352 с.

Фатьянов, А. Д. Иркутские сокровища / А. Д. Фатьянов. – Иркутск : Восточно-Сибирское книжное издательство, 1985. – 160 с.

Фатьянов, А. Д. Судьба сокровищ / А. Д. Фатьянов. – Иркутск : Восточно-Сибирское книжное издательство, 1967. – 112 с.

Электронные ресурсы

Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачева [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.museum.irk.ru/