Яковенко М. И. / Литературные вечера
«Я иду по радуге»
Литературно-поэтический час для детей 5–7 лет
по творчеству Марии Артемьевой
Предлагаемый сценарий дает возможность познакомиться с новым именем в детской литературе Приангарья. Творческую манеру Марии Артемьевой отличает способность в обычном увидеть необычное и в занимательной, игровой форме передать юным читателям свое видение окружающего мира.
В основу сценария положено чтение вслух, отгадывание загадок, конкурсы, литературные игры. Мероприятие можно проводить полностью, также возможно разделение его на несколько частей, состоящих из громкого чтения по книгам Марии Артемьевой и игры «Продолжи стихотворение», конкурсов чтецов и художников. Последний конкурс можно провести по нескольким произведениям, предложив ребятам сделать рисунки на тему понравившегося стихотворения.
Действующие лица: Библиотекарь, Чтецы (пять человек).
Оформление мероприятия: выставка детских работ – рисунков, поделок; музыкальное сопровождение.
Библиотекарь: Ребята, сегодня мы с вами собрались, чтобы познакомиться с творчеством иркутского поэта Марии Артемьевой (показывает книги).
Мария Артемьева – это псевдоним Марии Игнатьевны Яковенко. Она много встречается со своими читателями в детских садах, школах, библиотеках. Давайте и мы послушаем ее стихотворения.
(Чтецы и Библиотекарь читают по очереди стихотворение «Галчата»)
Библиотекарь:
Было у Галки
Три серых галчонка:
Два славных мальчишки,
И Галя-девчонка.
Чтец (1):
Учила их мама,
Как надо летать,
Как крылышки чистить,
Как ими махать.
Библиотекарь:
В солнечный день
Червячков поищите,
В пасмурный – в гнёздышке
Лучше поспите.
Белку и зайца
Не надо бояться,
Лису обходите,
И с волком не драться.
Чтец (2):
С ветки на ветку,
То вверх, а то вниз.
Уроки для деток
Не сразу дались.
Чтец (3):
Галчонок Черныш
Не учил ничего
И прыгнул с гнезда,
Не расправив крыло.
Чтец (4):
И серый Курносик
Вспорхнул, непослушка,
На кочку упал,
Где сидела лягушка.
Чтец (5):
А Галя у мамы
Совсем не училась:
Бедняжка у лисьей
Норы приземлилась.
Библиотекарь:
Как бы вы ни были,
Дети, отважны,
Запомните каждый,
Что знания важны!
Библиотекарь: «Любовь к чтению передается через общение. Именно поэтому я и прихожу на встречи с маленькими читателями. Ведь важно услышать ритм, почувствовать эмоцию. А это передается только через общение», – утверждает Мария Артемьева. Собрать своих читателей за круглым столом, чтобы читать им вслух, – именно такую форму общения имела в виду Мария Игнатьевна, когда задумала выпустить серию детских книг. В её стихах можно встретить трогательный сюжет, занятный разговор, веселую игру.
Давайте и мы поиграем в игру по стихам Марии Артемьевой. Ваша задача – продолжить стихотворение.
Чтец (1):
Наша кошка ест немножко:
Поутру – яиц лукошко,
В полдник – курочки кусочек,
А на ужин – творожочек, Хвостик рыбки, пышку,
А средь ночи… (мышку).
Чтец (2):
Наша кошка Капочка
Потеряла тапочки.
– Заходи-ка в дом скорей,
Свои лапки отогрей.
А мы с Данечкой пойдём,
Твои тапочки… (найдём).
Чтец (3):
Колобок, колобок,
Подожди меня, дружок!
Не катись ты в лес густой,
Хитрой лисоньке не пой,
Поскорей домой вернись,
С бабкой, дедкой… (помирись)!
Чтец (4):
Отчего грустит щенок
И свернулся весь в комок?
Потому что пёс Барбос
Его косточку унёс.
– Когда вырасту большой,
Я не буду злой… (такой).
Библиотекарь: Продолжить стихи вы смогли все, а вот кто из вас может рассказать стихотворение Марии Артемьевой от начала и до конца? Итак, объявляется конкурс на лучшего чтеца.Принять участие в нем могут не только дети, но и их родители.
(После выступлений подводятся итоги конкурса, а также семейного конкурса чтецов и вручаются призы.)
Библиотекарь: А сейчас, ребята, я предлагаю вам пофантазировать на бумаге. Мария Артемьева рассказала свои истории с помощью слов, а вы попробуйте передать их карандашами и красками – каждый по-своему.
Объявляется конкурс художников. Условия конкурса таковы: за 20 минут вам предстоит сделать рисунок к одному эпизоду из стихотворения Марии Артемьевой «Лесной Айболит».
На сосну уселся дятел
И давай стучать!
– Ты зачем, приятель дятел,
Разбудил бельчат?!
Белка громко причитала:
– Что же ты не спишь?
Еще утро не настало,
Ты уже стучишь!
– Разве, белка, ты не знаешь,
Я затем стучу –
Я деревьям помогаю,
От жучков лечу.
Даже дети понимают:
Труд мой не простой,
Потому и называют –
Айболит лесной.
Библиотекарь: А тем участникам нашей встречи, кто не занят в конкурсе художников, предлагаем отгадать загадки.
(Чтецы загадывают загадки.)
Хоть и кроха – землю мочит,
Хоть и кроха – камень точит.
(Капля воды)
Без рук, без ног, зубастая,
Среди деревьев мается,
Поёт, визжит, старается,
Змеёю извивается,
И как же называется?
(Пила)
Дует летом и зимой,
Ночью, на рассвете,
Разгоняет всех домой...
Злой разбойник…
(ветер)
В каждом бочонке
Сидит по девчонке,
Платья в горошки –
Кто там?..
(Матрешки)
Очень маленькая крошка –
В теплой шубке, но дрожит.
Больше всех боится кошку,
Как увидит – под пол шмыг.
(Мышка)
Забияка голосистый,
Среди кур такой форсистый.
Отгадай скорей, дружок,
Кто же это?..
(Петушок)
Библиотекарь: Есть такая пословица: «Каждый кулик свое болото хвалит». А что это значит? Кто может объяснить?(Ответы ребят.)
Послушайте, как герой стихотворения «Кулик» хвалил свое болото.
Чтец (1):
Кулик хвалил своё болото,
Звал он в гости бегемота,
Лягушат и поросят,
Утку, селезня, гусят,
Черепаху, журавля
И кричал: «Хозяин Я!»
Библиотекарь: Давайте попробуем выучить это стихотворение. Согласны? Сколько было всех гостей, которых приглашал кулик? Правильно, восемь. Перечислим всех гостей поочередно: «Звал он в гости бегемота, лягушат и поросят, утку, селезня, гусят, черепаху, журавля…» Повторим хором несколько раз. А теперь произносим первую строку: «Кулик хвалил своё болото», затем перечисляем гостей и повторяем последнюю строчку: «И кричал: "Хозяин Я!"»
Библиотекарь: Ребята, кто сможет самостоятельно рассказать это стихотворение? (Дети отвечают.) Молодцы! А кому пока не удалось выучить эти стихи, повторите их несколько раз, и у вас все получится.
А сейчас давайте послушаем стихотворение-скороговорку «Перепел».
Чтец (2):
Кукушечка куковала,
Кукушонка потеряла,
Мимо перепел бежал,
Кукушонка подобрал,
Перепелка приютила,
Кукушонка полюбила.
Спелым просом накормила.
Всей семьей в меже сидят
И на все лады свистят,
Так приветствуют зарю:
– Фить-перю, фить-перю!
Библиотекарь: Ребята, кто первый хочет повторить эту скороговорку? Произносить ее надо отчетливо, хорошо проговаривая все слова.
(Ребята произносят скороговорку. Определяются лучшие чтецы.)
Библиотекарь: Пришло время посмотреть ваши рисунки к стихотворению Марии Артемьевой «Лесной Айболит» и выбрать лучшие работы.
(После просмотра и обсуждения определяются победители.)
Библиотекарь: Ребята, издание книг Марии Артемьевой стало примечательным событием в литературной жизни Приангарья, и я надеюсь, что вы получили удовольствие от нашей встречи, от знакомства со стихами Марии Игнатьевны, нашей землячки и замечательного поэта.
Использованная литература
Нет сапог у журавля: стихи / М. Артемьева ; худож. А. М. Муравьев. – Иркутск : [б. и.], 2009. – 56 с.
Солнышки-жарки: стихи / М. Артемьева ; худож. Т. Югатова. – Иркутск : Репроцентр А1, 2012. – 34, [2] с. : цв. ил.