Устинов С. К. / Литературные вечера
Путешествие в лесную сказку
Сценарий литературно-экологического праздника
Действующие лица: Ведущая, Сибирячок, Леший Кеша.
Цель занятия : знакомство детей с творчеством С. К. Устинова, иркутского писателя и биолога.
Оформление: книжная выставка по творчеству С. К. Устинова «Ребятам о зверятах».
(Мероприятие желательно проводить 1 сентября, в День знаний и день рождения Семена Климовича Устинова.
Звучит музыка. Ведущая произносит вступительное слово, поздравляет детей с Днём знаний.)
Ведущая:
Ой, ребята, тише-тише,
Что-то странное я слышу.
Гость какой-то к нам спешит
И как будто бы шуршит.
(Слышатся шаги, пыхтенье, ворчанье, треск сучьев, как будто что-то тащат. Появляется Сибирячок.)
Сибирячок: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? (Ответы детей.)
Я так сюда спешил! Ведь столько сегодня событий. Надо ребят поздравить…
Мне пришлось с рассветом встать,
Чтобы к вам не опоздать.
Вас с Днём знаний поздравляю
И успехов вам желаю.
Чтоб быть вам су-пер-менами…
Ну… то есть умницами и спортсменами!
Ведущая: Сибирячок, а что ты там тащил – на весь лес ветки трещали?
Сибирячок: Ой, совсем, совсем забыл, ребята, голова моя кедровая! Я же принёс телеграммы вам от лесных жителей.
Ведущая: Что-то они промокли у тебя все.
Сибирячок: Так роса же в лесу, сыро.
Ведущая: А кто прислал? Все подписи размылись…Что же делать?
Сибирячок: А пусть ребята сами отгадают, кто их поздравил.(Ведущая зачитывает телеграммы.)
Телеграммы от лесных жителей ко Дню знаний
«Тук-тук! Поздравляю с новым учебным годом! Восклицательный знак. Долбите дети древо знаний. Точка. И берегите полезных насекомых! Восклицательный знак! Жуки, короеды – вредители. Тире. Человеческие дети – друзья птиц. Точка. Покормите птиц зимой. Всем привет. Точка. Тук-Тукыч. Дятел».
«Я хочу пожелать, чтобы все ребята были сообразительными, быстрыми, находчивыми, вот как мы. У нас скорость в прыжках огромная, глазомер отличный! Слабо вам?! Занимайтесь физкультурой и спортом! Питайтесь кедровыми орехами! В них витамины роста. Белка».
«С Днём знаний поздравляем вас, ребята!
Мы отчего такие умные, мудрые, спокойные, рассудительные? Читаем много, не всю же зиму спать.
Больше читайте книг, а то, говорят, всё в телевизор, компьютер таращитесь. Набирайте массу тела! Очень полезен для этого пчелиный мёд, друзья! Медведи».
«Поздравляю с Днём знаний вас, ребята! Я вот что вам желаю! Не бойтесь холодной воды, обливайтесь, закаляйтесь, учитесь хорошо плавать. Тогда будете весёлыми и здоровыми. А я могу стать у вас тренером! Выдра».
Сибирячок: Ребята, сегодня, в День знаний, у хорошего человека и моего друга Семёна Климовича Устинова день рождения! Возраст у него серьезный, а Семён Климович очень даже ещё молодой. Вот посмотрите… (Показывает ребятам портреты писателя.)
Ведущая: Семён Климович не только писатель: в первую очередь он биолог, работает в Байкало-Ленском заповеднике и изучает лесных обитателей Сибири.
Сибирячок: Он неутомимый путешественник…
Ведущая: Вы с ним знакомы по журналу «Сибирячок», где Семён Климович печатает свои рассказы про таёжных зверей. Он писал о медведях, рысях, оленях… Вы ведь читали его рассказы в журнале «Сибирячок», написанные от имени Лешего Кеши?
Раздел в «Сибирячке» называется «Рассказы Лешего Кеши».(Показывает публикации в журнале «Сибирячок».)
Сибирячок: Писатель давно дружит с Кешей. Они вместе ходят по тайге вокруг Байкала, и Семён Климович записывает истории, которые Леший ему рассказывает. Потом эти истории публикуются в журнале «Сибирячок».
Ведущая: Так, может, мы пригласим в гости Лешего Кешу, и он нам подробно расскажет о Семёне Климовиче – ведь они вместе не один пуд соли съели.
Сибирячок: Не замечал, чтобы Кеша много соли ел… Это выражение, наверное, что-то означает?
Ведущая: Это выражение означает, что они вместе многое повидали в жизни.
Сибирячок: Ну, конечно, пригласим, только знаете, Леший Кеша очень стеснительный, о нём даже Марк Сергеев, писатель, имя которого носит наша библиотека, написал такие стихи:
Снег замёл пути дорожки,
По тайге проходу нет.
Но смотрите, на обложке
Кеши Лешего портрет.
Он к такому не привычен,
Он смущается слегка.
До чего же симпатичен
Леший – друг Сибирячка!
(Показывает портрет Лешего Кеши из журнала «Сибирячок».)
Ведущая: Ну что, позовём Кешу?
Сибирячок (громко зовет) : Кеша! Помогайте ребята! Кеша!
(Появляется Кеша.)
Кеша (поёт) :
Я в лесу ходить умею,
Как ручей, шаги быстры,
Знаю я, где сказка зреет
Для весёлой детворы.
Я немного старше леса,
Но моложе, чем река.
А зовут меня все Леший.
К вам пришёл издалека…
Здравствуйте, ребята! Вы меня звали?
Ведущая: Кеша, ребята хотят, что бы ты рассказал нам о своём друге – Семёне Климовиче Устинове, ведь 1 сентября у твоего друга день рождения!
Кеша: Ну, Климыч… он такой… он с детства тайгой приворожённый, знает всех её обитателей, а главное, как и я, любит всё живое на земле! Он так и говорит: «Пусть всё живое живёт!»
Ведущая: Семён Климович в детстве жил в таёжном посёлке в Бурятии, отец у него был охотником, и поэтому тайга для мальчика стала родным домом.
Кеша: Вот, вот… как и для меня, лес – дом родной.
Ведущая: Чтобы изучать природу Семён Климович после школы пошёл учиться в институт, а потом несколько лет работал в Баргузинском заповеднике. Ребята, а вы знаете, что такое заповедник? (Ответы детей.)
Кеша: Заповедник – это место, где никаких животных нельзя ловить, нельзя ни в кого стрелять.
Сибирячок: Вот здорово! Там все зверушки, все деревья и травы под охраной закона.
Ведущая: Как биолог Семён Климович Устинов многие годы наблюдает за всем, что есть живого в лесу, а как писатель он все свои наблюдения в увлекательной форме воплощает в рассказах о муравьишках, зайчишках, бельчатах и других таежных жителях, которые очень нуждаются в заботе и защите…
Сибирячок: Прямо как лесной лыцарь.
Ведущая: Да, Семён Климович – настоящий лесной рыцарь! И очень известный учёный, о нём знают во многих странах мира. А сейчас уже знают как о писателе, который очень интересно рассказывает о таёжном мире и взрослым, и детям.(Обращает внимание детей на книжную выставку, зачитывает отрывок из книги С. Устинова «Сказки и были о лесных жителях».)
Кеша: Мы как-то с Климычем сидели на берегу Байкала, размышляли о природе, о жизни… Вот он и подсчитал сколько лет он провёл в тайге один, получилось более десяти лет… Ведь его походы в лес бывали длительными… А вот как мы с ним подружились, я в тайгу теперь всегда с ним. И мне веселее, старому, и ему сподручнее.
Сибирячок: Дедушка Леший, ты ведь хотел спеть частушки?
Кеша: Я хотел спеть их Семёну Климовичу на день рождения, но он очень занят, не пришёл…
Сибирячок:
Давай их ребятам споём:
На сосёнке, на верхушке,
Дни считали две кукушки.
Семён Климыча поздравили,
С сорокой весть отправили.
По тайге Устинов ходит,
Со зверьём он дружбу водит:
С рысями, медведями
Как с добрыми соседями.
Хоть немало ему лет –
Он во всём у нас атлет.
Зверей таёжных изучает
И рассказы сочиняет.
Кеша: Ой, ребята, я забыл передать вам привет от Семёна Климовича. Он пожелал вам почаще гулять в лесу, наблюдать за жуками, бабочками, цветами.
Сибирячок: А Кеша будет вашим проводником. Он такой гостеприимный, меня разными сибирскими ягодами угощал: морошкой и брусникой, черноокою черникой, костяникой и душистой земляникой… Жаль, что теперь такую ягоду можно найти только далеко-далеко в тайге: за высокими горами, синими реками, глубокими озёрами…
Кеша: Хорошее у меня, ребята, сегодня настроение. Хочу поиграть с вами. Нам с Семёном Климовичем школьники присылают свои сочинения о природе. Бывает, что допускают ошибки. Я вам почитаю, а вы найдите ошибку…
Загадки Лешего Кеши (найди ошибку)
Из травы выскочила ящерка и, пошевелив усами, скрылась.
По тропинке прыгал, подёргивая длинным голым хвостом, бурундук.
На болоте много кочек, на одной из них стояла цапля – ноги длинные в перьях.
В мае зацвела черёмуха – большими красными цветами.
Над лесной поляной летала ярко-красная бабочка, капустница.
Из кустов на поляну вышел медведь. Помахивая хвостом, он отгонял комаров.
Над степью плыла жара, высоко в небе парил глухарь.
Начались декабрьские морозы. За окном на ветвях черёмухи я каждое утро вижу белых трясогузок – они склёвывают мёрзлые плоды.
На взгорке стояла группа осин, их ветки были усеянышишками.
Сибирячок: Чтобы не допускать таких ошибок, чаще бывайте, ребята, в лесу вместе с родителями.
Кеша:
В осенний лес вас позову,
Пойдем со мною вместе!
Там звери разные живут,
Трезвонят птички песни.
Там чудеса и красота!
Есть заповедные места,
И тайны леса тоже есть,
Их даже всех не перечесть.
Сибирячок: Дедушка Леший, ты только научи ребят, как правильно в лесу себя вести.
Кеша:
Если только не лениться,
Можно быстро научиться,
Как себя в лесу вести,
Чтоб урон не нанести.
Сибирячок: Кеша, а что такое «уронненанести»?
Кеша: Не нанести урон – значит не навредить, например помнить, что…
Спички – детям не игрушки,
В лесу с огнём ты не играй,
Ведь пострадают все зверушки,
Лес – дом для них, не забывай!
Сибирячок: Что же ребятам в лес не ходить?
Кеша:
Гулять в лесу, конечно, можно,
Но прошу вас осторожно:
Зорко под ноги смотрите,
Муравьёв не раздавите.
Сибирячок: Кеша, а ребятам в птичьи гнёзда заглядывать можно?
Кеша:
Я могу быть очень грозным,
И скажу я вам серьёзно,
К гнёздам птиц не приближайтесь,
Обойти вы их старайтесь.
Нельзя беспокоить птиц, когда они хлопочут над потомством. Можно лишь, притаившись, понаблюдать, ведь вы, ребята, даже не представляете, как это увлекательно – наблюдать за обитателями леса.
Сибирячок: Выключите мобильники – тишину послушайте.
На пенёк присядьте, ягодки покушайте.
Кеша: Приходите в лес, но только с добрыми намерениями, читайте книжки Семёна Климовича – и вы подружитесь с лесными обитателями – героями его книг.
(На прощание Кеша дарит ребятам корзинку еловых шишек для поделок.)
Использованная литература
Агеева, С. Н. В тайге его сердце / С.Н. Агеева // Волна. – 2003. – № 1–2. – С.76-77.
Гордеева, О. Родом из восточного Прибайкалья… / О. Гордеева // Сибирь. – 2005. – № 1. – С. 199–205.
Устинов, С. К. Загадки лешего Кеши. Найди ошибку / С. К.Устинов // Сибирячок. – 2003. – № 2. – С. 41.
Устинов, С. К. Леший Кеша об экологии / С. К. Устинов // Сибирячок. – 1997. – № 4. – С. 3 – 4.
Устинов, С. К. Поздравлялки / С. К. Устинов // Сибирячок. – 2005. – № 1. – С. 10–11.