а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш э ю я
Звукозапись
Экранизация
Литературные вечера
Автограф

Матханова Н. А. / Литературные вечера

ХРАНИ ОГОНЬ РОДНОГО ОЧАГА

Беседа по книге Н.А. Матхановой
«Чтобы в юрте горел огонь»


БИБЛИОТЕКАРЮ

16 декабря 2005 года иркутская писательница и драматург Нелли Афанасьевна Матханова отметила свой юбилей.
Ее имя хорошо известно за пределами нашего региона. Первая повесть писательницы «Чтобы в юрте горел огонь», написанная для детей, вышла одновременно в двух столичных издательствах - «Детская литература» и «Современник». Изданная сразу тиражом 150 тысяч экземпляров, книга удостоилась Диплома Всероссийского конкурса на лучшее произведение для детей за 1982 год. 
Методические советы и рекомендации, содержащиеся в этом издании, помогут библиотекарям, учителям, педагогам дополнительного образования при проведении беседы по книге «Чтобы в юрте горел огонь», читательской конференции и других мероприятий, целью которых является популяризация творчества Н.А. Матхановой.
Обсуждению книги должна предшествовать большая подготовительная работа: громкое чтение повести в классе или индивидуальное чтение, выполнение творческих работ по прочитанному - рисунков, отзывов, поделок. По отрывку из повести можно подготовить с ребятами инсценировку «Легенда об Аларской степи».
Методические материалы дополнены приложением: отзывами юных читателей на книгу Н.А. Матхановой «Чтобы в юрте горел огонь» и иллюстрациями.

Ребята!

Есть на свете страна, которой нет на карте. Это страна детства. Едва человек повзрослеет, как на корабле памяти снова и снова отправляется в эту удивительную страну, чтобы хоть на миг попасть на залитую солнцем земляничную поляну, в свою школу, к любимой бабушке.
Но есть особые люди, которые открывают свою страну детства для всех, кто любит читать. Это писатели, которые пишут о детях и для детей.
Нелли Афанасьевну Матханову хорошо знают не только в Иркутске, где она живет уже много лет, но и на Украине, в Казахстане, в Польше и даже в далекой Америке. Давайте и мы с вами, ребята, поближе познакомимся с автором книги «Чтобы в юрте горел огонь», которую вы все прочитали. 
Родилась Нелли Матханова 16 декабря 1935 года в селе Голуметь. Когда вы, ребята, станете постарше и будете больше путешествовать по родному краю, то узнаете, что село Голуметь находится в Черемховском районе Иркутской области. Папа у Нелли был инженером, а мама работала в школе учительницей.
Девочка очень рано научилась читать, и книги стали ее лучшими друзьями, ведь из книг можно узнать про все на свете! «Какие же счастливые люди – писатели! Вот когда я вырасту, я буду много учиться, много читать, много знать, и обязательно сама стану писать книги», - думала маленькая Нелли.
В 1943 году семья Матхановых переезжает в Иркутск, где Нелли заканчивает среднюю школу. А вскоре она поступает на факультет журналистики в университет, да не в тот, который находится в родном городе, а в самый большой, самый знаменитый, самый главный в стране – Московский государственный университет.
В 1961 году Нелли получила диплом журналиста и вернулась в родной Иркутск. Вскоре бойкую черноглазую девушку – молодого корреспондента Нелли Матханову – узнали и полюбили и на областном радио, и в редакции газеты «Восточно-Сибирская правда», и на местном телевидении, где она шестнадцать лет проработала главным редактором художественного вещания. Она первой узнавала о том, что происходило в нашей стране и в мире, и рассказывала об этом другим людям.
Шли годы, которые наполняли Нелли Афанасьевну опытом и мудростью. И книги, о которых она мечтала в детстве, складывались сами собой, вырастали из написанных очерков и рассказов.
Когда вы, ребята, станете взрослыми людьми, то обязательно прочтете произведения, написанные Нелли Афанасьевной для ваших мам и пап, дедушек и бабушек: «Алаир», «Одиноким предоставляется общежитие», «Взрослые игры», «Эффект присутствия».
А еще вы сможете пойти в Иркутский академический драматический театр имени Николая Охлопкова и посмотреть спектакль «Из Америки с любовью», поставленный по сценарию Нелли Матхановой. Американские туристы, видевшие эту постановку, были настолько поражены содержанием пьесы и игрой актеров, что им захотелось показать этот спектакль у себя на родине. И они пригласили иркутских артистов и автора сценария на гастроли в США. Там пьеса «Из Америки с любовью» имела громкий успех.
Вот послушайте, что пишет автору пьесы ее переводчик на английский язык Леонид Полевой: «Вы столько сделали для бурятского и русского народов, эти народы будут долго хранить Вас в своей памяти. Вы открыли для американцев Сибирь и Иркутск, и они полюбили сибиряков за душевную стойкость и щедрость, за сердечную доброту и мужество».
Так далекая Америка стала для иркутской писательницы близкой: ведь теперь у нее там столько друзей! И она - дорогой и желанный гость из Сибири.
Да, немало повестей и романов написано Нелли Афанасьевной. Но есть среди них особенная книга. Особенная, потому что это первое вышедшее из печати произведение писательницы. Особенная, потому что сразу нашла своих читателей и имела необыкновенную судьбу. Речь идет о повести «Чтобы в юрте горел огонь», изданной в 1981 году одновременно двумя крупными столичными издательствами - «Детской литературой» и «Современником».
Критик И. Мотяшов писал об этой повести: «Переживания бурятской девочки Нилки общечеловечны. Они одинаково близки юным читателям независимо от того, где они живут, каков их личный опыт, на каком языке они говорят».
У маленькой Нилки – главной героини повести – появились друзья в разных уголках нашей огромной страны. И в других странах тоже узнали о ней, ведь книгу «Чтобы в юрте горел огонь» перевели на польский, украинский и казахский языки. А когда в Москве проходил Всероссийский конкурс на лучшее произведение для детей, то повесть молодой писательницы из Иркутска удостоилась высокой награды – диплома конкурса.
Прошла уже четверть века со дня появления книги «Чтобы в юрте горел огонь». Но то, о чем написано в повести, по-прежнему волнует маленьких читателей. И доказательство тому – наша сегодняшняя встреча с вами, ребята, ваши отзывы о книге, ваши рисунки, а самое главное - ваше желание поговорить об этой повести, рассказать о том, какие чувства вызвали у вас герои книги, поделиться своими переживаниями о судьбе маленькой Нилки.
Этой книгой писательница приглашает нас, читателей, в свое детство, которое она очень хорошо помнит и не может забыть. Читая повесть, мы словно попадаем в послевоенную бурятскую деревню, знакомимся с мудрой бабушкой Олхон и веселой девушкой Уяной, слышим древние сказания и песни бурят.
Главная героиня повести – маленькая девочка Нилка. Живет она в бурятском селе Шиберта у своей бабушки Олхон.
В Шиберту мать привезла Нилку в начале войны, чтобы девочка не погибла в военное лихолетье, не умерла от голода. Прижилась Нилка у бабушки, хорошо ей рядом с мудрой Олхон. Сколько разных сказок, легенд, старинных преданий знает бабушка, а какие вкусные тохон-блины печет!
И друзья в Шиберте были отличные. Какие замечательные игры выдумывали они с Николкой! Бабушка Олхон говорила шутя: «Нилка с Николкой как нитка с иголкой». Счастлива была Нилка у бабушки. Но вот за девочкой приехала мать и увезла ее с собой. Так Нилка попадает в город, возвращается в родную семью, где есть папа, мама и старшая сестра Дарима. Вернуться-то она вернулась, а вот привыкнуть никак не может. Душа Нилки осталась в Шиберте, у бабушки Олхон, и мечтает она только о том, чтобы вернуться обратно.
Трудно Нилке, но постепенно она начинает привыкать к городской жизни, у нее появляются новые друзья. И первым городским другом становится учительница музыки, подарившая ей чудесную книгу сказок Александра Сергеевича Пушкина. Книга эта стала самым большим сокровищем в маленькой Нилкиной жизни. Привыкает Нилка и к своей семье, а когда у нее появляется маленький брат Баирка, Нилка окончательно понимает: она нужна своим родным. Пошла Нилка в школу. Самой маленькой по росту и по возрасту оказалась она в первом классе. Маленькая-то маленькая, но не хуже других понимает, что такое дружба и как важно любить друг друга, как необходимо быть добрым, чутким и заботливым к тем, кто рядом с тобой.
Прежде чем мы с вами, ребята, перейдем к обсуждению повести «Чтобы в юрте горел огонь», давайте разберем незнакомые слова, которые встретились в книге.


Словарик незнакомых слов

Батор – богатырь, герой.
Ёхор – бурятский народный танец, хоровод дружбы.
Кошара – загон для овец.
Саламат – бурятское национальное блюдо из муки и сметаны.
Улус – бурятская деревня.
Шаман – знахарь, колдун.
Юрта – жилище, переносной дом.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Повесть начинается словами: «Нилка хорошо запомнила тот день, с которого начались все ее несчастья…» О каких несчастьях идет речь?
2. Почему девочка не хотела уезжать от бабушки Олхон? Понравилась ли вам ее бабушка, почему? А как вы относитесь к своим бабушкам?

(При обсуждении этого вопроса можно посмотреть подготовленную ребятами инсценировку отрывка «Легенда об Аларской степи» (со слов: «Бабушка, а почему нашу степь называют аларской?» и до слов: «…пока его родные живут…» ).
Переключить внимание ребят от обсуждения книги к просмотру инсценировки ведущий может, например, так: «Я думаю, что Нилкина бабушка понравилась вам еще и потому, что знала много древних легенд и поверий. Давайте послушаем сейчас одну из таких легенд…»)

3. Что за человек Нилка? Какими душевными качествами она обладает? Что вам в ней особенно нравится? Чем она похожа и непохожа на вас?
4. Встречали вы в жизни или в литературе людей, похожих на Нилку?
5. Что вы можете сказать об авторе этой книги? Что она за человек, что ценит в людях, чему радуется и чем огорчается, что роднит ее с Нилкой?
6. Какие страницы повести вам особенно понравились? Почему?

(В разговор о наиболее ярких страницах повести можно включить чтение отрывка с описанием саламатного ёхора)

7. В чем смысл названия книги «Чтобы в юрте горел огонь»?

(Ведущий обобщает ответы ребят.)

Ребята, «юрта, где горит огонь» - это душа человека, в которой сияет огонь доброты, дающий свет и тепло, дарующий счастье людям, которые находятся рядом. 
А для счастья, по древнему бурятскому поверью, надо,

чтобы в юрте горел огонь,
чтобы солнце светило, 
чтобы трава не высыхала,
чтобы земля не трескалась,
чтобы люди обиды не знали,
чтобы у каждого детей было больше,
чтобы человек не умирал, пока его родные живут…

Я желаю вам, ребята, чтобы в ваших душах всегда сиял огонь доброты и милосердия и ярче разгорались искорки творчества и таланта.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Отзывы о повести Н.А. Матхановой
«Чтобы в юрте горел огонь»
учеников 4 классов школы № 39 г. Иркутска

Семенова Катя

В книге мне особенно понравилась Нилка, черноволосая девочка с узкими глазами. Губки ее были не пухлые, не узкие, а средние. Нилка всегда заплетала косички и улыбалась. Но если мама не обращала на нее внимания, то на Нилку нападала грусть, и улыбка пропадала. 
Нилка - заботливая девочка. В ее глазах очень много радости. Но эту радость часто некому показать. В Нилке мне всегда нравилось ее поведение. Она вела себя при гостях спокойно. Да и при маме и папе не баловалась. Она всегда ждала того человека, которому была бы нужна. 
В Нилкиной жизни было много интересного. Девочка любила ходить на уроки музыки. В кабинете музыки росли цветы. Они, как люди, слушали музыку и цвели. Школа тоже играла свою роль в жизни Нилки. Там происходило много хорошего.
Но не бывает рассказа без грусти. Умер братик Нилки. Это был грудной малыш. Он изменил жизнь Нилки, подарил ей радость, она почувствовала себя нужной ему. И вдруг он умер. 
Нилка похожа на меня. Она так же упряма. Я ее очень люблю.

Богова Наталия

Нилка очень добрая, хорошая. Вся ее сила - от доброго сердца. Мне понравилось в ней то, что она всем помогала и никого не обижала. Всех очень любила. И всем нравилась. Нилка брала пример с тети. Ее тетя была трудолюбивая и очень хорошая.
Мне грустно, что у нее умер брат. Ведь о нем она так мечтала. Это была ее сокровенная мечта.
Нилка похожа на меня тем, что я тоже всегда добиваюсь своего. В ее жизни было главное: брат, тетя и бабушка. Это ее любимые люди, и они ее тоже очень любят. И в моей жизни главное – это моя семья, которая меня очень любит. 
В этой книге есть над чем подумать. Хочу быть похожей на Нилку.

Смолев Кирилл

Нилку я себе представляю доброй, веселой. Иногда она бывает грустной. Мне в Нилке понравилось ее терпение и хитрость, еще ловкость. Нилке, наверно, было интересно жить в деревне у бабушки. Там у нее были друзья, животные, за которыми она ухаживала. Мне показалось, что Нилке было грустно, когда она уезжала в город. В деревне остались бабушка, тетя, животные, к которым она привязалась. 
Я думаю, что Нилка похожа на меня хитростью и ловкостью. А может, я похож на нее только хитростью. Для Нилки главным в ее жизни были родные: мама, бабушка и сестра. Нилка никому не пожелала бы плохого. В моей жизни главное - хорошее образование.
Книга мне очень понравилась. 

Меринова Юлия

Больше всех героев мне понравилась Нилка. Я себе представлю ее красивой и доброй. Мне понравилось в ней, что она очень любила бабушку, тетку и своего маленького братика, который умер. А еще она любила маму, папу и сестру. Нилкина жизнь была очень интересной, но иногда грустной. Сначала Нилкина жизнь была грустной потому, что ее увезли от бабушки. И она не понимала, почему ее от них забирают. Но потом ей понравилось в городе. Она училась в школе и узнала много интересного. Мне показалось очень грустным, когда мама наказала Нилку в Новый год, и Нилке было очень обидно. 
Нилка похожа на меня тем, что я тоже люблю свою маму и бабушку. В жизни для Нилки главное – это ее бабушка, которую она любила больше всех на свете. Для меня тоже бабушка и мама – самое дорогое в моей жизни. Нилка брала пример со всех, но больше всего со старшей сестры. И на музыкальных уроках она научилась очень многому.
Мне нравится Нилка! Она хорошая девочка! Хочу, чтобы эту книгу прочитали все.

Беляева Евгения

Я представляю Нилку доброй, ласковой, красивой и трудолюбивой. Мне понравилось, что Нилка очень любила деревню и бабушку, как я! Она хотела всем добра. 
В книге мне показалось грустным, когда в новый год Нилка разбила пластинку и ее наругали. Нилка похожа на меня тем, что любит деревню. Главное в жизни Нилки – ходить в школу. Для меня же главное - получить высшее образование и поступить на работу.