а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш э ю я

Комлев И. / Литературные вечера

Вслед за памятью

Беседа по рассказу Ивана Комлева «Лепешка»

Ведущий: Дорогие ребята! Я хочу рассказать вам одну историю. Когда-то жил в нашей стране мальчик, обычный, такой же, как любой знакомый вам мальчишка, но жил он в очень тяжелое время – в годы Великой Отечественной войны (1941–1945).

Что вы знаете об этой войне? (Ответы детей.)

Это была война, которую наша страна, тогда Союз Советских Социалистических Республик (СССР), вела против фашистской Германии и ее союзников, решающая часть Второй мировой войны (1939–1945). А вы знаете, какие страны воевали? Во Второй мировой войне участвовало 61 государство, но главными противниками были Германия и СССР. Именно эти страны понесли самые большие потери. Союзниками Германии были Япония, Италия, Финляндия, Венгрия, Болгария, Хорватия и некоторые другие страны. В антигитлеровскую коалицию, кроме Советского Союза, входило большинство существующих в то время государств, в их числе Великобритания, США, Франция, Китай, Польша, Австралия, Индия и др.

Фашисты хотели захватить весь мир, уничтожив многие народы. Победа в войне против СССР должна была, согласно планам гитлеровцев, обеспечить им безраздельное господство на европейском континенте и полностью удовлетворить потребность Германии в продовольствии, сырье и рабочей силе. Поэтому, уже покорив многие страны, 22 июня 1941 года немцы вторглись в нашу страну. Но советский народ не желал быть под властью фашистов, и оказал им достойный отпор. Как вы считаете, почему нашей стране удалось победить Германию, ведь в начале войны военно-экономическое превосходство было на стороне немцев? (Ответы детей.)

Великая Отечественная война была самой тяжелой и кровопролитной из всех войн, когда-либо пережитых нашей страной. Однако она была не только драматическим, но и героическим периодом истории советского народа. Летопись войны полна примеров мужества и героизма миллионов людей, самоотверженно защищавших свою Родину.

Да, ребята, эта великая победа досталась нам страшной ценой. Люди все силы отдавали для победы, и не только на фронте. Работа в тылу для нужд фронта требовала огромного мужества и напряжения сил.

Детство мальчика Вити, о котором я хочу вам рассказать, проходило в тылу в тяжелые военные годы. И хотя он не испытывал изнуряющего голода: все же жил в сибирской деревне, далеко от линии фронта, но что такое постоянное недоедание, знал не понаслышке. Главное, не хватало любимого лакомства – хлеба, настоящий вкус которого он узнал, только попробовав купленную на базаре лепешку.

Когда мальчик вырос и стал писателем, то один из своих рассказов посвятил воспоминаниям о том тяжелом и незабываемом времени. Давайте прочитаем рассказ иркутского писателя Ивана Комлева (это литературный псевдоним, настоящее имя писателя – Виктор Павлович Иванов), который называется «Лепёшка» и поговорим о том, какое впечатление он на вас произвел.

Иван Комлев «Лепёшка»

Когда началась война, мне было два года.

Война досталась нам с матерью не то чтобы легко, но легче, чем другим: нас было двое, у других семьи были больше, мы всю войну жили надеждой, и надежда эта сбылась: мы – вслед за победой – дождались моего отца, живым и здоровым. Насколько здоровым может быть человек, прошедший всю войну с Германией и закончивший ее на территории Маньчжурии. Многие, очень многие мои сверстники лишились надежды увидеть отцов своих еще в самом начале войны... На нашу улицу, как говорили женщины, вернулось с войны полтора мужика.

Нас было двое. У нас была корова, и был огород. Это много. Это – жизнь. Правда, на долгую сибирскую зиму корове требовалось сено, мне сейчас трудно представить, как умудрялась мать накосить его и свезти домой. Тогда я над этим не задумывался. Молоко мать каждый день сдавала на приемный пункт, но немного оставалось и нам.

 Единственно, чего я тогда желал, – это хлеба.

 Нет, мы, можно сказать, не голодали: у нас были картошка и капуста, огурцы, с весны – молоко. Может, было всего не так уж много, как мне тогда казалось, но хлеба было мало.

 Хлеб был для меня лакомством, мать весь его отдавала мне.

 Паек, который она приносила с работы, я съедал, запивая его молоком, случалось, за раз – оставались только крошки, если хлеб был сухим, с овсом. Чаще хлеб был вязкий, как глина, из которой малышня лепила «всамделишные» булки, – от него крошек не оставалось.

 Мать никогда виду не подавала, что ей тоже хочется хлеба. Наоборот, она жалела меня, что мне приходилось есть его; она горестно вздыхала:

 – Господи, разве это хлеб? Глина и вода! Тяжелый какой...

 Я другого хлеба не помнил, представить вкуснее – не мог: не с чем было сравнивать; матери, конечно же, верил, как верил во все, что она говорила мне, но доволен был тем хлебом, что есть, – он мне нравился.

 Но однажды я понял...

 Работала мать истопником и уборщицей одновременно. Уходила, когда я еще спал, возвращалась – заставала меня в постели. Обычно я сидел, укутавшись в одеяло по шею, чутко прислушивался к малейшему шуму за окном – ждал. Иногда, когда она задерживалась дольше обычного, я вылезал из своего гнезда, одевался и расписывал стены нашей избушки углем – на доступной мне высоте.

 Палочки, закорючки, кружочки, петельки – все это я видел в письмах отца, подолгу рассматривал, запоминая; видел, как появлялись они на листе бумаги, когда писала письмо мать; я доставал уголек из печи и пытался воспроизвести их на стене. Строка за строкой...

 Но, я чувствовал, не получалось; руке не хватало умения, а в последовательности значков была тайна, разгадать которую мне тогда было не по силам.

 Мать не ругала меня за то, что я пачкал стены. Может, она понимала, что в моей душе жило страстное желание написать отцу – хоть одну строчку! – собственной рукой и получить от него ответ. Глядя на мать, я догадывался, что большего счастья не бывает.

 Мать подбеливала стены, и я долгое время не знал даже, что вообще-то на стенах писать не учатся. Потом, накормив меня и управившись по дому, она снова шла на работу. Иногда опять оставляла дома одного, чаще – брала с собой и лишь изредка отводила к тётке.

 Мне у тетки нравилось: там были два брата и сестра. Все старше меня. Но мать оставляла меня там очень неохотно: вечером я не соглашался идти домой, кроме того, она не хотела обременять их «ещё одним ртом».

Как-то весной в тёплый день мы пошли с матерью на вокзал. Там у длинных деревянных столов всегда можно было купить что-нибудь поесть. Чаше это были вареная картошка и соленые огурцы, еще капуста. Продавали лепёшки и жадно ловили любую новость у военных, хотя те сами мало могли что сказать: эшелоны – в большинстве своем – шли на запад. В поездах, идущих на восток, если и были военные, то обычно тяжелораненые. Они на остановках не выходили.

 Женщинам при виде бодрых и здоровых солдат становилось легче, они уносили с перрона не столько потертые рубли, сколько возродившиеся надежды.

 Мы с матерью принесли молоко в трехлитровом бидончике. Пока она наливала его в кружки, банки или котелки – молоко выпивали тут же, у столов, – я прошел вдоль ряда. Раз и другой, потом ещё... Не выдержал, подошёл к матери, зашептал:

 – Ой, сколько сегодня много лепёшек продают! Бидончик её уже опустел. Деньги, наверное, нужны были для чего-то другого, но она сказала:

 – Купи себе. Тут как раз на лепёшку, – и протянула мне целый ворох измятых бумажек.

 Очередной эшелон ушел. Перрон обезлюдел, остались только женщины у столов. Я впервые шёл покупать. Все взгляды устремились на меня. Деньги, крепко зажатые в ладонях, вспотели. Мне трудно было идти, а ещё труднее – остановить свой взгляд на той лепёшке, что сейчас будет моей... Длинный ряд...

 Видеть мой голодный взгляд женщинам оказалось невмоготу. Первая же, что продавала лепёшки, не выдержала, сказала дрогнувшим голосом:

 – Возьми, сынок.

 Я положил скомканные бумажки на тёмные потрескавшиеся доски и – взял.

 Лепёшка была тёплая, большая и тяжелая. И ещё она пахла. Запах её удивительным образом враз объяснял всё то, чего я не мог знать о настоящем хлебе.

 Я шёл назад медленно-медленно, откусывая от лепёшки по кругу – так, казалось, она почти не уменьшалась. Но когда я подошёл к матери, в руках у меня – я это хорошо понимал – оставалось меньше половины. Лепёшка была до того вкусной, что я с трудом преодолел желание съесть её всю, но я уже знал, что лепёшка эта и была тот самый хлеб, о котором вздыхала мать.

 – На, – остаток я протянул ей.

 Но она не взяла, сказала только, мельком взглянув на кусок:

 – Совсем ржаная. Там есть белее.

 – Нет, мама, очень вкусная – возьми, – и откусил напоследок ещё чуть-чуть.

 Тут я вдруг увидел, как она судорожно напрягла горло, чтобы сдержать глотательное движение. Справилась с собой, сказала, как всегда:

 – Ешь сам. Я не хочу.

 Я не знал, что делать. Отступил в сторону и встал. Щёки мои горели. Лепёшка жгла руку. Я как-то враз осознал то, что смутно чувствовал и раньше: когда я съедал хлеб, предназначенный нам двоим, мать отказывалась от своей доли не потому, что была сыта или хлеб ей не нравился...

 Слезы против моего желания накатились на глаза, комом застряли в горле. Я с трудом сдерживал рыдания. Поднес руку к горлу, лепешка коснулась моих губ и... я не заметил, как снова начал есть её, откусывая понемногу, по краю, как делал это только что.

 – Пойдём, сынок, домой. Ну-ну, не надо. Ты что – обиделся, что я сказала, будто лепёшка плохая? Ешь. Нравится тебе – и ешь.

 Загрубелая ладонь её ласково гладила меня по голове, и от этого приятного прикосновения и слов её мне стало лучше, ком в горле растаял и побежал из глаз слезами – по щекам, на губы...

 С тех пор так и осталось навсегда в моей памяти: ничего вкуснее соленого хлеба в мире нет.

 Одной рукой я ухватился за два пальца материной руки, а другой – крепко держал остаток лепёшки, которая становилась всё меньше и меньше.

 На следующий день мать принесла домой хлеб и – как обычно – положила его на стол передо мной. Хлеб был сухой. Я такой любил меньше, чем сырой, хоть мать и говорила, что он – лучше. В нём была шелуха от овсяных зёрен, перемолотая, но достаточно крупная. Она колола десны и горло. Но тогда я даже был рад этому: мне легче было не съесть «колючий» кусок, чем сырой.

 – Отрежь мне, – попросил я мать.

 Она посмотрела на меня и сказала:

 – Ешь весь.

 – Не хочу. Я такой не люблю.

 Может быть, после того, как я попробовал лепёшку, она поверила мне. Она взяла нож и отрезала от куска тоненький, почти прозрачный ломтик, остальную часть подала мне. Крошки со стола она бережно собрала в ладонь, ладонь поднесла ко рту. Я быстро расправился со своей долей, запил её молоком.

 Мать о чём-то задумалась, сидела за столом, подперев голову ладонью, смотрела на меня.

 – А ты? – спросил я, вылезая из-за стола.

 – Да-да, – встрепенулась она, – надо поесть и сходить проверить печь. Прогорела, наверное, уже; не догадаются закрыть трубу. Ночью холодно будет.

 Я не слушал, я был в дверях, и мыслями моими уже владела улица. Вечером, когда уставшая мать вернулась домой и я, утомлённый, вошёл вслед за ней, она сказала:

 – Иди, поешь.

 И положила на стол знакомый ломтик хлеба, а рядом поставила стакан с молоком. Искушение было слишком велико, чтобы я выдержал его и мог выпить молоко, не съев хлеба.

 –А!  Не хочу, – отмахнулся я и отправился в постель.

 Мать встревожилась:

 – Ты не заболел?

 – Нет, мама.

 И чтобы скорей избавиться от расспросов, сам спросил:

 – Когда нам опять принесут письмо?

 Писем не было давно. Она не ответила, притаила невольный вздох, положила руку поверх одеяла:

 – Спи.

 И я уснул.

 На следующий день мать, как всегда, весь кусок принесённого хлеба подала мне. Вчерашнего ломтика не было!

 – Отрежь мне, мама, – сказал я и засмеялся.

Вопросы для обсуждения рассказа Ивана Комлева  «Лепёшка»

   – Ребята, вам понравился рассказ? А чем он вам понравился?

   – Что было настоящим лакомством для героя рассказа? (Хлеб.)

   – Каким был хлеб, который приносила мать? (Хлеб был сухим, с овсом, или вязким, как глина.)

   – Почему мать отказывалась от своей доли хлеба и как она объясняла свой отказ? (Мать хотела, чтобы мальчику досталось больше хлеба, и делала вид, что не ест, потому что ей не нравится вкус хлеба.)

   – Какое событие заставило мальчика осознать, что мать отказывается от своей доли хлеба ради него? (Когда мать отказалась от предложенного ей кусочка лепешки, мальчик вдруг увидел, «как она судорожно напрягла горло, чтобы сдержать глотательное движение».)

   – Какие чувства испытал мальчик после этого открытия? (Он почувствовал острую жалость к матери: «Слезы против моего желания накатились на глаза, комом застряли в горле. Я с трудом сдерживал рыдания».)

  – Как изменилось поведение мальчика после того, как он понял «хитрость» матери? (Чтобы заставить мать съесть кусочек хлеба, он уверял ее, что такой невкусный хлеб ему не нравится.)

  – Как такое поведение характеризует мальчика? (Герой рассказа, совсем маленький мальчик, оказался сильным и мужественным человеком. Поборов в себе естественный для детского возраста эгоизм, он сумел понять другого человека. Заботясь о матери, он  проявил такие важнейшие качества, как любовь и благодарность, сострадание и душевная чуткость.)

 – Скажите, заслуживает ли герой рассказа уважения? (Ответы детей.) Конечно, заслуживает. Из этого мальчика, уже в детстве поступающего по-взрослому, вырос хороший человек и замечательный писатель. Но, как ни странно, писателем Виктор Павлович быть не собирался, его основной профессией была профессия геодезиста. Чем, на ваш взгляд, занимается геодезист? Это человек, измеряющий с помощью специальных приборов земельные площади для отображения их на планах и картах. А пришел Виктор Павлович в геодезию совершенно случайно. Вот как он сам рассказывает об этом: «Вместе с другом я поехал поступать в Томский университет на гидростроителя. Но вместе завалили математику: были сложные задачи, которые мы не успели решить. В Томском университете находились представители институтов, техникумов, училищ, приглашавшие не прошедших конкурс абитуриентов в свои учебные заведения. С этим же другом решили ехать в Омск. Но и здесь не поступил на гидростроителя, и друг предложил пойти на геодезиста. Я, как и он, сам первый раз слышал это слово, но именно туда мы и прошли».

Однако доучиться Иван Комлев не успел: был призван в армию. Но и там, на Дальнем Востоке, он смог проявить себя. Сначала как замечательный шахматист, участник Дальневосточного шахматного турнира, а затем как геодезист, поэтому и был из отдела связи направлен служить по своей специальности. Вскоре он женился и, уже получив профессиональный опыт, наконец, стал дипломированным специалистом. По распределению попал в Иркутск, где и работал геодезистом до 1977 года в экспедициях Главного управления геодезии и картографии от Урала до Амура, затем в Сибирском отделении АН СССР, строил солнечный радиотелескоп в предгорьях Саян.

Однако нас больше интересует, как этот, на первый взгляд, далекий от литературы человек стал писателем и создал столько замечательных произведений. Как считает сам Иван Комлев (как вы помните, это псевдоним Виктора Павловича), страсть к сочинительству передалась ему от матери. Она часто рассказывала ему сказки, и получалось это у нее так живо и интересно, что мальчишкой он забывал обо всем, даже о своих любимых увлечениях. А еще он очень любил читать. В семь лет записался в библиотеку и удивил ее работников своим быстрым чтением.

Свой первый рассказ, впоследствии утерянный, он написал еще будучи студентом. Затем сочинял небольшие произведения, но долго не публиковал их. Например, со времени написания рассказа «Лепешка», который мы с вами обсуждали, до его публикации в газете «Советская молодежь» прошло почти десять лет.

Своей литературной школой Иван Комлев считает редактирование для журнала «Сибирь» его рассказа «Новости по утрам» Станиславом Китайским и Евгением Суворовым – известными

 иркутскими писателями. Публикацию этого рассказа в 1978 году можно считать началом творческого пути писателя Ивана Комлева. С тех пор в «Сибири» были напечатаны повести «У порога» и

«Ковыль», рассказы «Новости по утрам», «Левая и правая». В 1991 году  он был принят в члены Союза писателей СССР.

Герои произведений Ивана Комлева – простые люди,

попавшие в непростые обстоятельства. Почти все они имеют своих прототипов – реальных людей. Наверное, поэтому его рассказы живые, интересные, трогающие за душу. Именно такой рассказ «Лепешка», а повзрослев, вы сможете прочитать и другие повести и рассказы замечательного иркутского писателя.

 Публикации рассказа «Лепёшка»

Комлев, И. Лепёшка : рассказ / И. Комлев ; худож. А. В.

Лукьянчиков. – Иркутск : Папирус, 1992. – 16 с.

То же // Комлев И. Недолёт, перелёт… : повести и рассказы. – Иркутск, 2005. – С. 20–25.

То же // Комлев И. Когда падает вертолёт : повести и рассказы. – Иркутск, 2001. – С. 192–197.

Список литературы о творчестве писателя

Иван Комлев  : прозаик : [биогр. справка] // Писатели

Приангарья : биобиблиогр. справ. /  сост. В. А. Семенова. – Иркутск, 1996. – С. 56–58 : портр.

Комлев И. [Электронный ресурс]. – Режим доступа :

http://detstvo.irkutsk.ru/authors/komlev/index.html