Об авторе |
Автор Произведения О жизни и творчестве Художники рисуют книгу Портрет в книге |
Маляревский
|
Павел Григорьевич Маляревский родился 21 января 1904 года в Тобольске в семье директора народных училищ. После окончания средней школы некоторое время работал библиотекарем, а в 1923 году приехал в Иркутск, где поступил учиться на юридический факультет Иркутского госуниверситета. Уже в студенческие годы активно сотрудничал с синеблузниками, задиристыми и смелыми ребятами. Он пишет для них сцены, интермедии и даже сам их иногда ставит.
В 1932 году, вскоре после окончания университета, в местном журнале «Будущая Сибирь» появляются стихи молодого поэта, а через два года он пишет свою первую многоактную пьесу «Доржи Банзаров», следом – небольшую пьеску для кукольного театра «Федор – лодырь», о деревенском парне – лодыре, которого перевоспитывает коллектив. Она увидела свет рампы.
В 1937 году написал свою первую пьесу–сказку «Счастье» на основе бурят-монгольского фольклора. Она сразу же была поставлена в Иркутске, Улан-Удэ, позднее пошла в Ленинграде и Москве. В этом же году Павла Григорьевича пригласили в драмтеатр заведующим литературной частью, где он работал до конца своей жизни.
Великая Отечественная война заставила сменить творческую направленность. Он пишет стихи для агитбригад, создает для иркутского театра «Боевые теасборники», первые крупные пьесы «В городе N», «Партизаны уходят в лес».
Необыкновенное любопытство к различным сторонам жизни, способность увлекаться многим, приобретать глубокие познания, находить зерно для художественного воплощения – эти качества Маляревского, человека и художника, породили многообразие тем и жанров в его творчестве. Его увлекало всё. Он был фантазер и затейник. Он не любил серости, ему всегда хотелось праздника, красоты и правды. Так родились его пьесы-сказки. И зашагал по тюзовским сценам страны (да и не только нашей) Кот в сапогах, Баир, Аламжи, весело застучал копытцами Конек-Горбунок, запела свою песенку Репка. Дети восторженно встретили старых знакомых – они их узнали! В зрительском зале – радость и полное взаимопонимание между зрителями и авторами! Автор был хитрецом. В старые сказки он вдохнул новую жизнь. И юный зритель начинал видеть в Синей Бороде, хитром Галсане, коварном Кроше и Жабе силы, которые мешают людям жить сегодня. Отважного юношу Вэна и героя Кота он любил за ум, справедливость, мужество – за качества, которые каждый должен воспитывать в себе.
Вместе с драматургом читатель и зритель отправлялись в небывалые приключения, а в сердце и в мыслях оставались искорки, из которых возгоралось пламя любви, добра, веры в будущее.
У маленьких иркутян свой театр – ТЮЗ. Он отчасти обязан Маляревскому своим рождением. Его пьесы–сказки здесь “держали” экзамен – впервые видели свет рампы. Для взрослых написаны пьесы «Поэма о хлебе», «Камень – птица».
Это Маляревский принес в 1951 году в театр большой праздник, когда его пьеса «Канун грозы» и спектакль были удостоены Государственной премии.
Павел Григорьевич жил делами и событиями современного иркутского театра. Он интересовался и его историей. Годами по крупицам собирал он материал для книги «Очерки по истории театральной культуры Сибири». У него был талант писателя. Его имя называют одним из первых, когда речь заходит о советских драматургах- сказочниках.
Все, кому довелось общаться с ним, видели красоту его души, честность и доброту, огромную работоспособность и непоколебимую веру в светлое будущее, которой пронизано все его творчество.
Вся его жизнь была чистым, ярким метеором, промелькнувшим на иркутском небе.