Замаратский
|
Жизнь и творчество писателя и художника Георгия Иннокентьевича Замаратского тесно связаны с Илимской землей. Он родился в деревне Погодаевой в 1928 году. Его отец окончил три класса церковно-приходской школы и считался грамотным человеком. Был председателем колхоза, работал в госбанке и райфинотделе в Нижнеилимске. Мать, простая крестьянка, трудилась в колхозе.
Георгий был пятым ребенком в семье. С детства он любил рисовать и рисовал на разных обрывках, так как бумага была большим дефицитом. Школьный педагог как-то предложил ученикам издавать рукописный журнал «Край родной». Георгий написал стихотворение и сделал к нему рисунок: сопки нарисовал углем, небо брусничным соком, смешанным с известью. Рисунок педагогу понравился, и это воодушевило юного художника.
Детство будущего писателя пришлось на военные годы. «Не много было нам дано, подросткам той войны жестокой», – вспоминал позже Георгий Замаратский. Все летние месяцы илимские школьники работали с утра до заката: мужчины были на фронте, в колхозе оставались женщины да старики.
…Шла война. Ее невзгоды
прикатили на Илим…
Ну какие наши годы –
Лет двенадцать с небольшим.
Мне порисовать охота:
Страсть, что там ни говори!
Но мальчишек ждет работа
От зари и до зари.
Мы бороним, пашем, возим
С фермы на поля назем,
Благодарности не просим,
На себе колхоз везем.
Может, прихвастнул я малость:
Все же мы не мужики,
Но в колхозе оставались
Женщины да старики.
Значит, мы – большая сила!
Этим качеством горжусь…
А душа моя грустила,
Что не с красками вожусь.
Воспоминания детства легли в основу автобиографической повести писателя «Приглашение в память», изданной в год 60-летия Победы.
После школы была служба в погранвойсках на Дальнем Востоке. Отслужив в армии и закончив Иркутскоехудожественное училище, два курса Ленинградского государственного академического института живописи имени И. Е. Репина, Георгий Замаратский возвращается на родной Илим и начинает работать учителем в Нижнеилимской школе.
В 1977 году в Железногорске он организовал свою первую персональную выставку, на которой были представлены пейзажи, отражающие природу родного края, и портреты знаменитых людей Приилимья: авиаконструктора Михаила Кузьмича Янгеля, детского поэта Юрия Егоровича Черных, учителя географии Павла Нестеровича Калошина, а также друзей и знакомых художника.
В Железногорске Г.И. Замаратский возглавлял художественную школу, а выйдя на пенсию, перешел на работу в Дом пионеров, где преподавал в художественной студии.
Значительная часть жизни писателя связана с самодеятельным театром Дома культуры: в качестве художника он работал над оформлением спектаклей, посещал репетиции актеров, принимал участие в постановке пьес в качестве режиссера. «"Доработался" до того, что театру дали звание "народный"», – шутил писатель.
Еще одним талантом обладал Г.И. Замаратский: он писал стихи и прозу. Сочинять стихи, как и рисовать, он начал рано, но каждый раз, когда пытался их опубликовать, ему отказывали: считали, что деревенский мальчик так писать не может. Но стихи Егор все равно продолжал писать. Поэтическое творчество стало неотъемлемой частью жизни Георгия Иннокентьевича. Его стихи печатают не только в районной газете, но и в журнале «Сибирь», областных изданиях. Издательство «Иркутский писатель» в 2001 году выпустило сборник стихов «Пою Илим». «Этот поэтический сборник я бы назвал Илимской пасторалью – столько в нем задушевного лиризма, боли, сыновней любви и нежности к земле своих отцов и дедов», – писал Олег Быков в статье о поэте «Родина – это навечно» (Вост.-Сиб. правда. 2009. 12 дек.).
С утра на отчий край молюсь,
Который не успел воспеть,
И умолкаю, и боюсь,
Что память может ослабеть…
Молюсь затопленным углам,
Где Родина была жива,
И со слезами пополам
Шепчу горячие слова…
Рву душу чуть не в клочья я,
Любовью к Родине томим,
Молю и днем, и ночью я:
«Верни, о Господи, Илим!»
И все-таки он больше прозаик, самобытный писатель. Серьезно писать Георгий Иннокентьевич начал в зрелом возрасте. В 1979 году в журнале «Сибирь» появилась его первая повесть «Ёхин фарт», которая позднее была напечатана в коллективном сборнике «Грибное воскресенье» вместе с повестью «Пора туманов».
В 1998 году в Восточно-Сибирском книжном издательстве выходит роман «Твой ход, Яверя!», а через год – роман «Пыхуны», за которые Георгия Замаратского приняли в Союз писателей России.
Повесть «Приглашение в память» вышла в свет, когда Георгий Иннокентьевич уже переехал в Иркутск. Одна за другой в иркутских издательствах выходят книги повестей и рассказов «Аленкина любовь», «Этот мечтатель и фантазер Егорка». Творчество Г.И. Замаратского включено в школьную программу по изучению культуры и литературы Приилимья.