а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш э ю я

Виноградов
Георгий
Семенович
(1886 — 1945)

Георгий Семенович Виноградов – наш выдающийся земляк из тех, кого называют крестьянскими самородками. Георгий Виноградов родился в г. Тулуне Иркутской губернии 9 (22) апреля 1886 года в многодетной семье ямщика, известного на всю округу. Любовь к народной культуре и творчеству зародилась у него рано, в основном под влиянием матери.

В 1902–1906 годах он обучался в общеобразовательных классах Иркутской духовной семинарии, в 1911–1913-м учился на педагогических курсах Фребелевского общества в Петербурге. Под влиянием Бернгарда Эдуардовича Петри увлекся этнографией. В 1912–1913 годах слушал в Музее антропологии и этнографии Академии наук лекции по народоведению, читанные для сибирского студенческого научного кружка Л. Я. Штернбергом, Яном Чекановским и Бернгардом Петри. Занятия под руководством Л. Я. Штернберга и Б. Э. Петри дали хорошую этнографическую школу. Выезжая на летние каникулы домой и в другие места, Георгий Семенович уже осмысленно и целенаправленно собирает полевой этнографический материал.

В 1917–1920 годы Г. С. Виноградов возвращается в Тулун, где работает преподавателем русского языка и литературы, сначала в частной женской гимназии, затем – в учительской семинарии, активно сотрудничая с местными отделами Русского географического общества и другими научными обществами.

Ещё в царское время в Тулуне существовал местный отдел Общества изучения Сибири и улучшения её быта. В нем состояло до ста человек. Участники вносили членские взносы, предназначенные для помощи тем, кто займется серьёзным изучением сибирских древностей. Краеведы Тулуна были связаны с ВСОРГО – Восточно-Сибирским отделением Русского географического общества. Они интересовались устными рассказами бывалых людей о русских первопоселенцах в Приангарье, изучали бытовой уклад, религиозные воззрения и исторические предания аборигенов Сибири, особенно самого большого коренного народа края.

Тулунский отдел Общества изучения Сибири и улучшения её быта, советы выдающегося ученого-этнографа Матвея Николаевича Хангалова послужили отправной точкой для Георгия Виноградова к изучению детского фольклора и игр ангинских бурят Забайкалья и Даурии. Так появилось первое исследование Виноградова «К изучению народных игр у бурят». Отталкиваясь от детских игровых забав, он в 1930 году в Иркутске выпустил исследование по детскому фольклору. Всего на эту тему он задумал написать семитомный труд. А в 1923–1926 годах он принимает активное участие в выпуске журнала «Сибирская живая старина».

Георгий Семенович, занимая профессорскую кафедру в Иркутском университете, позднее работая в Институте русской литературы в Ленинграде, не прекращал своих полевых исследований. Были изданы его работы «Детский народный календарь», «Русский детский фольклор», «Детский фольклор и быт», «Детские тайные языки», «Краткий обзор этнографических изучений» и др.

Виноградов, изучая детский фольклор, собрал много игровых прелюдий: считалки, жеребьевки, молчанки, дразнилки, голосянки, детскую сатирическую лирику, детские игры и т. п. Современные дети плохо знают народные игры, многое уже забыто, но ещё не забыт пока такой жанр, как игровая прелюдия. Игровые прелюдии, как определил Г. Виноградов, делятся на две группы: условия игры – молчанки и голосянки – и приготовления к игре – жеребьевки и считалки.

Отношение к этнографии было у Г. Виноградова трепетным. Необходимой составной частью этнографии он считал фольклорные изучения. В одном из писем он замечал: «У этнографа – сказка. Разве сказка может высушить? У этнографа – былина. Разве былина мертва? У этнографа – песни. Разве в песне – не жизнь? У этнографа – обряд. Разве обряд - не отражение живой веры?.. Это – единственная наука, которая входит в сокровенные тайники народной души».

На исходе 1920-х годов Г.С. Виноградов переезжает в Ленинград, устраивается на работу в различные научно-исследовательские институты Академии наук, ведет обработку архивных материалов в Пушкинском доме. Главным своим делом он считал завершение 4-томного сочинения «Судеб славянского племени в Сибири». Работа, задуманная в нескольких томах, не была напечатана и в рукописном виде погибла в 1942 году в Павловске во время бомбежки: «…ни в Ленинграде, ни в Павловске у меня не сохранилось ничего. …Все книги, все бумажонки с записями, все работы – все, что делалось 29 лет, все погибло. Что это значит, Вы прекрасно понимаете», – писал он М. К. Азадовскому.

В тяжелом почти бессознательном состоянии он был эвакуирован сначала в Углич, а затем в Алма-Ату, где в это время почти в полном составе находился Институт литературы АН СССР. После снятия блокады он вернулся в Ленинград, где скончался 17 июля 1945 года и похоронен на Шуваловском кладбище.

Какое-то время творчество Г. С. Виноградова было забыто. С конца 50-х – начала 60-х годов его труды все чаще и чаще привлекают внимание научной и педагогической общественности. Особенно это касается исследований Г. С. Виноградова, посвященных этнографии детства. Труды Виноградова стали библиографической редкостью, поэтому изданный в 2009 году в серии «Этнографическая библиотека» том избранных трудов «Этнография детства и русская народная культура в Сибири» является событием в этнографической науке.

В 1987 году по инициативе ленинградских ученых были организованы всесоюзные Виноградовские чтения, посвященные миру детства и традиционной культуре. В следующем году там же прошли вторые Виноградовские чтения, третьи были организованы в Москве (1989), четвертые – в Новосибирске (1990), пятые – в Челябинске (1991), шестые – в Иркутске (1992); седьмые – в Екатеринбурге (1993); восьмые – в Вологде (1994); девятые – в в Петрозаводске (1995); десятые – в Ульяновске (1998).

Вклад ученого в развитие этнографии и фольклористики Сибири значителен и до сих пор не до конца оценен.