Детское творчество

ГЕРОЙ, КОТОРЫЙ ЖИВЁТ РЯДОМ СО МНОЙ

УЧИТЕЛЬ

Очерк

Иванова Елена, 15 лет,
п. Мегет

В КАЧЕСТВЕ ВСТУПЛЕНИЯ ОТ АВТОРА

Эта работа была написана к 50-летию города Ангарска в рамках конкурса «Твои люди, Ангарск»  весной 2001 года. Из ста восьми работ заняла первое место, поделив его с еще двумя участниками. В этом году в школе был проведен подобный конкурс, где этой работе уделялось особое внимание, в силу чего я подобрала еще и документальный материал к ней. Словом, большая часть времени посвящалась именно этому человеку. И вот когда я подошла к Леониду Ивановичу для того, чтобы пригласить его на конференцию, услышала такой ответ: «Я не могу, у меня консультация, ребята будут ждать». Я знала, он не любит похвалы и излишнего внимания, но чтобы так...
И тогда я поняла еще одно: истинный педагог не только трудолюбивый, талантливый, но и скромный. Учить и воспитывать будущее поколение может, на мой взгляд, только такой  педагог, «педагог от Бога», каким и является Леонид Иванович.

Учитель… Слово-то какое!
Как много в нем  услышишь ты.
Учитель – человек, который
В тебя вложил свои мечты.
 

На мой взгляд, из учителей по профессии можно выделить учителей по призванию. Такой учитель отдает школе все свои силы, не щадя ни здоровья, ни личного времени, которое не вернуть назад.
Один из таких учителей уже на протяжении пятидесяти двух лет работает в мегетской средней школе. Его именем гордится не одно поколение выпускников. Это Шульгин Леонид Иванович. Да и он может гордиться своими выпускниками. Но не будем забегать вперед... Начнем все по порядку.
Интересными и своеобразными были детские и юношеские годы Леонида Ивановича. Родился в селе Усть-Орда, рос в семье, где и мать, и отец были учителями. Несмотря на частые переезды (родителей отправляли работать то в одно село, то в другое), Леонид успешно окончил среднюю школу. Увлекался гимнастикой и даже не думал, что спустя много лет ему это здорово пригодится. Юноша мечтал стать учителем или врачом. Твердо не решив, он точно знал, что его будущая профессия будет в числе самых необходимых людям. Человек самоотверженный, он в первую очередь думал о ком-то, а потом о себе.
Но началась Великая Отечественная война. В начале сорок третьего ушел на фронт и недавний выпускник. Воевал на западе и на востоке. О войне остались незабываемые воспоминания: о тяжелых сражениях, о погибших товарищах... И многочисленные медали и ордена. Война долго напоминала о себе. Но надо было налаживать мирную жизнь в разрушенной стране и устраивать свою.
Тогда, решив пойти по стопам родителей, Леонид оказался в педагогическом училище. Смекалистый и цепкий, он быстро осваивал новые предметы, легко находил общий язык с однокурсниками. Окончено училище с отличием. И в первый же год работы в тулунской школе молодой учитель назначен директором.
А в пятьдесят четвертом приезжает работать в Мегет. Молодой учитель физики мгновенно завоевал сердца учеников и преподавателей. Каждому слабому ученику помогал, способности сильных развивал. В своих учениках воспитывал не только стремление к познанию, но и человеческие качества. Сам был наглядным примером во многом.
 Однажды учитель физкультуры пожаловался Леониду Ивановичу как классному руководителю, что несколько его учеников отлынивают от занятий. Тогда, не долго думая,  Леонид, уже взрослый мужчина, легко проделал гимнастические упражнения на снарядах, тем самым пристыдив нерадивых учеников. А легенда о том, как Леонид Иванович словно насквозь видит каждого, знает, кто списал контрольную, даже не находясь в кабинете, до сих пор переходит из поколения в поколение.
Идеалом учителя был для него Постоенко Евгений Яковлевич, человек спокойный, эрудированный, внимательный, всегда готовый помочь молодому преподавателю. Сейчас Леонид Иванович и сам отличник образования, имеет множество наград. Но детям и подросткам совсем ведь не важно, сколько у учителя этих самых почетных «бумажек». Они и сейчас, уже взрослые люди, не думают об этом, вспоминая о другом: как было интересно на уроках, фото- и радиокружках, после занятий. Человек разносторонний, целеустремленный, он притягивал к себе ребят. Леониду Ивановичу стремились подражать. Мечтали быть такими же деятельными, увлеченными, честными. Не случайно, наверное, образцом порядочности является для него Андрей Болконский, герой неравнодушный, ищущий, такой же, как и он сам.

Он отдал школе все, и отдал не напрасно,
Ведь помнят его те, кого он выпускал.
И многих уже нет, но кто-то помнит ясно
Величие ума, стремленья идеал.

Самым запоминающимся в своей жизни Леонид Иванович считает выпуск шестьдесят восьмого года. По иронии судьбы оказалось так, что он был классным руководителем 10 «б», а его жена Нина Никифоровна, учитель химии, – 10 «а». Учителя и выпускники были свидетелями соперничества, которое, впрочем, нисколько не вредило, скорее даже наоборот... Почти все выпускники того далекого шестьдесят восьмого поступили в вузы. Кто-то из них стал авиаконструктором, кто-то врачом, кто-то юристом, кто-то воевал в Афганистане. Многие разъехались по обширным просторам страны: в Киев, Москву, Хабаровск, Ангарск. Но, вспоминая о детстве и молодости, каждый из них вспоминает свою мегетскую школу,

Где так же звенит тот звонок,
С которым когда-то всем классом
Ходили они на урок,
Где тот же учитель любимый
Стоит перед стайкой ребят,
Спокойный и невозмутимый.
А если и помнят, и любят,
То цели своей он достиг.
Велик тот учитель, которым
Гордится его ученик!

А цель жизни Леонида Ивановича – оставить после себя добрую память, прожить жизнь не зря, чтоб его труд пригодился его питомцам. А пригодился он многим. Конечно, путь к цели был далеко не легким, но преодолевать трудности ему помогала любовь к своему делу. 
С удивительной энергией работает Леонид Иванович и сейчас. В свои семьдесят шесть он по-прежнему «гроза» лентяев и бездельников. С надеждой смотрит в будущее, желая лучшего для России. И верит, что его ученики сумеют воплотить мечту в реальность.

Он памятник себе воздвиг нерукотворный
Извечной памятью своих учеников,
Годами, старостью непокоренный,
Помочь и научить «всегда готов».

 

МОЯ МАМА

Соколова Надежда, 16 лет
с. Казачинское, Казачинско-Ленского р-на


Пока ребенку нужен твой совет,
Все в этом, что у жизни ты просила.
Быть матерью – завидней доли нет.
Быть матерью – счастливейшая сила.
Пока тебе дает советы мать -
Пусть их и перерос - вкушай их сладость.
Ребенком быть такая благодать!
Ребенком быть счастливейшая слабость...

(Римма Казакова)

Сколько строчек красивых
О мамах слагали!
Но единственной той
Не нашли.
И что чувствуем мы,
Мы тебе не сказали,
Дорогая мамуля – прости!

Любим мы твои руки,
Глаза и улыбку,
И за то, что на помощь
Идешь.
И большое спасибо тебе,
Дорогая,
Что на этой земле ты
Живешь!

                    Твои дети

Сейчас мне 16, и уже пора задуматься о смысле жизни. Для чего вообще живет человек?
Какой след он должен оставить на земле?
Наверное, для женщины самое главное в жизни – это дети. В этом (в материнстве) смысл жизни, считаю я. Как бы ни сложилась жизнь и чем бы ты ни занимался, но если в жизни женщины нет детей, то может ли она быть счастлива?
В нашей жизни всегда есть место подвигам. Родить, воспитать достойными людьми -   это уже подвиг матери, а если вырастить к тому же и не родных детей - это подвиг вдвойне.
Я хочу рассказать о замечательном человеке, который живет со мной рядом, – это моя мамочка, Соколова Елена Григорьевна.

Детство

Моя мама родилась в многодетной семье и была среди четырех сестер и брата младшим ребенком. И потому самым любимым малышом.
Так уж распорядилась судьба, в пять лет, она осталась без матери. Но отец (мой любимый дедушка), брат и сестры старались дать ей все, учили быть доброй, внимательной к людям. Пришло время пойти в школу. Училась маленькая Лена с большим желанием и хорошо, занималась спортом, была активисткой и помощницей классному руководителю. Но любила и побаловаться. Ей попадало за это, а иногда и вызывали в школу отца. Хоть и девочка, но никогда  не давала в обиду слабых и маленьких, – так говорят о маме ее бывшие учителя. 
В школе у нее было много друзей. Она являлась заводилой во всем. О том, как относились к маме друзья, учителя и одноклассники говорит тот факт, что когда шумел «выпускной бал», маму единодушно выбрали пожизненным старостой выпуска. И сейчас школьные друзья, приезжая в отпуск, обязательно собираются у старосты за столом «встреч», - это стало доброй традицией. А уж староста всегда расскажет о ребятах своего выпуска: кто чем живет, кто где находится, какие у кого успехи... Нам, детям, очень нравится, когда к маме приходят ее старые школьные друзья.

Юность

Но вот отшумел выпускной бал, и Елена встала перед выбором: куда пойти учиться дальше? Хотелось получить образование, связанное со спортом, но дедушка настаивал на пединституте, и мама согласилась. Но госпожа удача на этот раз отвернулась от мамы: не хватило проходного балла. Сдав документы в одно из строительных училищ, абитуриентка вернулась домой. Дедушка был огорчен, но смирился с выбором дочери. Окончив с отличием училище по специальности «крановщик башенных кранов», она решает учиться дальше и поступает в строительный техникум. Чтобы не обременять родственников, устраивается на работу по специальности, а учится на вечернем отделении. И здесь мама не остается одна: учится, работает, занимается спортом, ездит на турбазы, посещает бассейн. Не одно мероприятие в общежитии не обходилось без маминого участия.

Лена + Володя

Мама была общительной белокурой девушкой, на которую трудно было не обратить внимания, и Володя, конечно же, влюбился в беспокойную девчонку. Случилось это в спортзале, а после провожал, дарил цветы и все не решался признаться в любви.  На одной из воскресных прогулок на лыжах мама первой сделала шаг навстречу, написав на снегу большими буквами: «Володя, я тебя люблю!» - и уехала далеко вперед, оставив молодого человека наедине с признанием. Так родилась любовь Соколовых!
Трудно было маме решиться дать согласие Володе, ведь у него был уже за плечами неудачный брак и росла дочь. Но порядочность, доброта и настойчивость покорили Лену, и она приняла решение. Для себя она все решила, однако было большое НО: как отнесутся к такому решению сестры и отец, ведь Володя  ранее был женат. С тревогой в сердце ехала Лена домой в отпуск – знала: серьезный разговор будет с отцом. Первый разговор не состоялся: дедушка и слушать не хотел Лену.
Володя же, не выдержав долгой разлуки с любимой, помчался следом. Не стали родственники больше противиться выбору уже повзрослевшей Лены, а дедушка, посмотрев на моего будущего папу, сказать маме: смотри, дочь, сама, тебе жить. А еще, опустив повлажневшие глаза, дедушка добавил: надо бы Светлану, папину дочь от первого брака, забрать, не дело ребенку без отца...
Мама и папа зарегистрировались 9 мая, что тоже само по себе символично. Теперь каждый год родственники и друзья собираются у нас, чтобы отметить день свадьбы наших любимых родителей.
Любит и уважает мама своего мужа, отца детей и верного друга, а папа просто боготворит ее.


Надежда, Вера, Любовь

Вместе Лена и Володя решают переехать на мамину родину, в село Казачинское. Здесь и родились все мы: Надежда, Вера и Любашка. Названы мы так в честь прабабушек. Когда родилась я, дедушка предложил назвать меня в честь своей мамы, бабы Нади. Верочку назвали так, потому, что верили: следующий будет сын.
А когда через три года родилась еще девочка, мама хотела назвать ее Снежаной, так как, когда малышка закричала, пошел первый снег. Было это 15 октября 1991 года. Но папа и дедушка уговорили маму: раз в родне есть три сестры, то пусть и у нас будут Надежда, Вера, Любовь. А папа мой добавил, пусть будет Любовь, ведь мы так сильно любим друг друга.
Правду говорят, что дети, рожденные в любви, должны быть непременно счастливы...

Двойняшки Григорий и Софья – радость на двоих

Что и говорить, тяжело даются молодым родителям дети. Вот почему родив одного, зарекаются... Некоторые, горестно вздохнув, машут рукой: не по силам нам иметь много детей! А мою маму это не испугало. В 2000 году все село радовалось за нашу семью: мама родила двойняшек – Гришуню и Сонечку. Назвали детей в честь дедушки и в честь матери покровительницы Надежды, Веры, Любви – Софьи, - так захотела мама. Родители уверены в своем счастье, в счастье своих детей  и в душевном единении семьи.

Мама или мачеха

Сложно складывались отношения между первой женой папы и нашей мамой. Оставшись рано без матери, она не могла понять, как можно издеваться над собственным ребенком, даже если тебе невыносимо плохо. Много слез пролила мама, натерпевшись от «бывшей» того, чего и врагу не пожелаешь. Но никогда мы не слышали от нее плохого слова в адрес Светиной мамы. И еще мама была всегда убеждена в том, что вырастет ребенок и сам разберется, с кем ему быть, и она была права. Когда Светлане исполнилось 14 лет, она попросила, чтобы мы забрали ее. Хотя надо сказать, что мы всегда общались с ней, несмотря на запреты и истерики тети Оли.  Мама всегда покупала ей вещи, как и нам, забирала на каникулы, мы переписывались.
Вот уже четыре года Света с нами, и всем нам стало легче, нашему счастью уже ничто не мешает. Я часто спрашивала маму, почему Света называет ее тетей Леной, а не мамой? Мама мне отвечала, что у Светы есть родная мама, и если у нее возникнет желание, она сама придет к такому решению, но это надо заслужить. А трудностей со Светой было много… И вот волнующий момент: Свете 16 лет, гости вот-вот придут, идут последние приготовления к приему гостей. Света подходит к моей маме и говорит, протягивая трубку: «Мама, тебя к телефону». В доме тишина, все замерли... А мама обняла Свету, и они обе заплакали. Теперь в нашей семье шесть детей. Старшие заботятся о младших, и все это делается с радостью, с сердечной теплотой.

Дети и мама

Мама... Большой смысл заложен в этом слове – это и друг, и советчик, и помощник, и критик... Мы знаем: такой  как наша мама, больше нет на свете.
Счастливое детство не значит беззаботное.  Поэтому старается мама через усидчивость и труд развивать своих ненаглядных малышей всесторонне, дать им все что можно, а это очень сложно сделать в далеком селе. По настоянию мамы, все дети учатся в школе искусств, занимаются танцами, пением, спортом. 
Теперь уже, когда окончила музыкальную школу, я знаю, что навыки и знания, полученные в «музыкалке», мне пригодятся в жизни. В спорт я пришла тоже благодаря маме. С трех месяцев я участвовала в соревнованиях, лежа еще в коляске, а в три года родители повезли меня с собой на областные семейные старты. Теперь я уже в одиннадцатом классе и признана лучшим игроком по волейболу и баскетболу среди девушек – школьниц района. Соперники говорят: если Соколовы на площадке, на победу рассчитывать не приходится.
Всегда мама поддержит, посоветует и придет поболеть, а то и поучаствовать вместе с другими родителями.
Вместе с Верой мама выиграла огромное количество конкурсов: «Мисс Дюймовочка», «Супершкольница», «Мисс 2000», «Коса – девичья краса»… Вместе читали энциклопедии, мастерили оформление, шили костюмы, выдумывали прически. Готовила мама и других девочек для конкурсов, и всегда дети побеждали.

Если мама в зале,
Дети твердо знали,
Что их ждет победа, –
Смело к ней иди!

Это про нашу маму! Она у нас как талисман удачи!
В школе мама бессменный член родительского комитета класса и школы, учителям большая помощь и поддержка.
Сейчас она учится на втором курсе в Правовой академии на факультете юриспруденции. Это при такой-то нагрузке!
Мама считает, что детей надо воспитывать личным примером – вот и учиться пошла, чтобы доказать нам, что учиться можно и нужно в любом возрасте и в любой ситуации. Ей не стыдно показать свою зачетную книжку.
Те, кто не знаком с нашей семьей, поражаются, узнав, что наша семья многодетная, и, глядя на моих родителей, удивляются вдвойне: такие молодые, а уже взрослые дети. А они и молоды потому, что счастливы. Однажды корреспондент спрашивала о нашей семье у обычных прохожих. Так вот, одна женщина сказала про маму: «Как будто крылья у нее за спиной, таких людей беречь надо!»
А мы и бережем друг друга, всю работу по дому делаем сообща, стараемся оградить родных от всего плохого, сострадаем, – этому нас тоже мама научила.

От солнышка – тепло,
От матери добро.

Все, кто находится рядом с нашим любимым человеком, – чувствут себя уютно. Рядом с ней тепло нам, детям. Уверенно чувствует себя рядом с мамой и наш папа, он говорит: «У меня надежный тыл» - и улыбается.
 Родителей мамы давно нет в живых, но папины чувствуют внимание, тепло души, уважение к старости, исходящее от нашей мамы. Мамочка говорит: «Как мы относимся к старикам, так и наши дети будут относиться к нам». Старается, чтобы мы знали свою родословную, свои корни – даже генеалогическое дерево нарисовала, чтобы нам понятно было.
В дни юбилеев мы готовим для юбиляров альбомы, выпускаем газеты, пишем стихи, и все это рядом с ней.
У хорошей хозяйки всегда есть для друзей пышный пирог на столе – а дом наш не пустует: здесь друзья детей и семьи, и родственники, и люди, пришедшие за советом и помощью…


Есть в нашей семье девиз: 
  Дари вокруг добро, тепло –
  Взамен не требуй ничего...


Заслуженная награда

Не зря наша семья заняла в конкурсе «Почетная семья» первое место в районе и третье в областном конкурсе. Мы были награждены дипломом третьей степени и денежной премией.
А всего в нашем арсенале более трехсот грамот, дипломов и благодарственных писем, и в этом заслуга, конечно же, в основном нашей мамы.
Я хочу хоть чуть-чуть быть похожей на свою милую мамочку. А еще мы хотим, чтобы она как можно дольше радовала нас своим теплом: здоровья ей и нам.


Вывод

Можно мотыльком пропорхнуть по жизни, живя только для себя, а можно оставить добрую память! Пусть трудно порой приходится, но я уверена, что счастье женщины в детях. И я считаю: мама совершила героический поступок, дав нам, шестерым своим детям, жизнь и право достойно идти по жизни с высоко поднятой головой.
Моя милая мамочка – настоящий герой, живущий рядом с нами!


ПАВЕЛ НАУМОВ, ВЕТЕРАН ВОЙНЫ

Ляпунова Анжелика, 11 лет,
с. Казачинское ,
Казачинско-Ленского р-на


Мой прадед Наумов Павел Николаевич участник Великой Отечественной войны. Дед скромен, хотя имеет ряд наград. В центральной библиотеке оформлен рукописный журнал, посвященный дедушке.
Все умели его руки и никогда не знали скуки. Еще мой дедушка оптимист. Он не дает своей памяти дряхлеть и сочиняет стихи, которые печатала местная газета «Киренга» и областная «Родная земля». Сейчас дед мой слепой и глухой, сказались тяжелые ранения, контузия. Ему 78 лет, но он духом не падает. У него огромная сила воли. Кроме ежедневной зарядки, он с палочкой в руках проходит вокруг дома по 200-300 шагов. И так проходят дни, недели, годы.
Дед говорит, что мужество, решительность,  волевые качества необходимы человеку и в мирное время: «Без этих качеств ты вырастешь нытиком и хлюпиком».
«Дедушка, а бывают герои в мирное время? И надо ли готовить себя к этому?» - задала я вопросы. На что дед усмехнулся и поведал мне истории из своей жизни.
Давненько это было. Когда горели леса, дед был заброшен вертолетом на Бурковое озеро (в районе речки Окукихты).
Дедушка был инженером лесного хозяйства, и в период лесных пожаров, бывало, в воздухе находился по 12 часов. С ним всегда был верный друг - пес Соболька. В один из этих дней дед ночевал в тайге. Он развел костер, поужинал и прилег около балагана. Утром надо было раненько вставать и готовить площадку для принятия лесников.
Вдруг Соболька залаял, дед стремительно схватил ружье. На поляну выходил старый израненный медведь. «Сражение» с медведем было недолгим, надежный друг не подвел. И только дед сомкнул уставшие глаза, как вновь  верный Соболька разбудил его заливистым лаем. «Неужели опять зверь?» - подумал дедушка. Из-за кустов послышался слабый голос: «Уберите собаку». И он увидел перед собой двух ползущих людей – мужчину и молоденькую девушку.
Они были истощены, обессилены, и поэтому идти уже не могли. У них с собой ничего не было, последний сухарик съели три дня назад. Но три патрона они оставили для себя на «крайний случай», чтобы не достаться зверю.
Голодные люди сразу накинулись на еду, но мудрый таежник сказал, что делать этого никак нельзя, иначе «будет смерть», и приготовил им в кружке сухарики на двоих.
Несколько дней выхаживал он их и узнал следующее от москвичей. Это были «дикие» туристы. Маршрут их лежал на Байкал. Не дождавшись группы, они из города Усть-Кута пошли по тайге по намеченному пути, но сбились.
Путешественники были простужены, руки и ноги все в ссадинах, лица в комариных укусах. Стал дед лечить их медвежьим салом, настоем целебных трав, делал примочки.
А затем уже дома почти месяц вместе с бабушкой выхаживал Мишу и Нину. Они стали для них родными. Вернувшись в Москву,  ребята не забыли своих спасителей, слали письма и посылки.
Миша Зимин (тот самый спасенный москвич) со своей знаменитой женой и певицей Маргаритой Суворовой приезжали с концертом на БАМ и, конечно же, навестили бабушку и дедушку,  пригласив их в Москву.
Мои бабушка и дедушка не так давно смогли съездить в гости к Мишиной матери, которая благодарила прадеда Павла Николаевича за спасение сына.
Я думаю, не будь у дедушки доброты, чуткости, заботы и внимания, могло все обернуться для этих людей по-другому.
О храбрости и смелости, решительности прадеда я узнала еще из одного рассказа.
Три закадычных друга пошли поохотиться на глухарей. Возвращались по речке Киренге на лыжах, идя друг за другом. Дед ходил быстро и, вдруг, оглянувшись назад, услышал крик о помощи. В полынье барахтался его тезка Павел. Быстрое течение вместе с лыжами затягивало парня под лед. Напарник растерялся и убежал, а дедушка мгновенно принял решение спасти человека, и ему это удалось. Затем  он быстро разжег костер, снял с себя сухую одежду и отдал другу.
Этот случай дед назвал «дружеским крещением», и их дружба с Павлом продолжалась  долгие годы.
А второму напарнику дед сказал: «Ну, паря, теперь ты мне не друг. Кто трясется за свою шкуру, того ни в лес, ни на воду нельзя брать!»
Вот такой у меня прямолинейный дед! Я знаю, что и на войне он воевал по наказу своего отца: «Сам погибай, а друга выручай!» И нас учит не обижать слабых, любить животных. Ведь жестокий, трусливый, эгоистичный человек никогда не совершит добрый поступок и не будет примером для других.
А для меня вся жизнь моего любимого и дорогого прадеда – яркий пример для подражания.


МОЙ ДИРЕКТОР

Непомнящих Светлана, 16 лет, 
с. Верхоленск,  Качугского р-на

Введение

Велика наша Родина. Богата она лесами, мехами, но главное ее богатство – история.
А история страны складывается из истории каждого отдельного поселения: города, села, деревни. А, как известно, историю делают люди: не будет людей - не будет истории.
В истории нашей страны большое место занимают ее герои. Но обязательно ли нужно быть великим человеком для того, чтобы быть героем. Нет, им может стать каждый. Оглянись вокруг - и ты увидишь, что рядом с тобой живет герой, и не один, их много: это и участник войны, и многодетная мать, и, наконец, человек, который посвятил всю свою жизнь обучению ребят – школе.
В жизни нашего Верхоленска видную роль играет бывший директор школы Шеметов Иннокентий Гаврилович.
Я считаю стыдным учиться в нашей школе и не знать, кто стоит у ее основания, а самое главное - мне хочется знать, что это за человек, каковы его взгляды, убеждения и что пришлось пережить ему в жизни.
Взявшись за эту работу, я поставила перед собой три цели:
1) как можно больше узнать об Иннокентии Гавриловиче;
2) заполнить некоторые пробелы в своих знаниях относительно истории нашего села;
3) показать всем, что о таких людях, как он, забывать нельзя.

Для достижения этих целей, я решила не жалеть сил и времени. В работе я использовала абсолютно достоверную информацию, т. к. практически вся она построена на основе:

Их можно условно подразделить на две группы:

Итак, начнем...

Глава 1

Недалеко от нашей школы живет пожилой человек, ничем не приметный, на первый взгляд. Зимой он надевает пальто и шапку, осенью плащ и шляпу. Но этот человек имеет за плечами огромный педагогический и жизненный опыт. Зовут его Шеметов Иннокентий Гаврилович. Каждый житель нашего села, услышав это имя, с уважением кивает головой и пускается в воспоминания.
И это неудивительно, ведь Иннокентий Гаврилович бывший директор и учитель географии Верхоленской средней школы.
О жизни этого человека я решила узнать от самого Иннокентия Гавриловича. Встретились мы в нашей школе, в одном из самых уютных кабинетов – биологии. Назначала встречу в школе я не случайно, мой расчет был таков: любимая школьная обстановка,  та атмосфера, в которой прошла большая часть его жизни, я надеялась, будет способствовать более откровенным воспоминаниям и рассказам Иннокентия Гавриловича. Отчасти мои надежды оправдались.
В своей жизни он преодолел немалые трудности, его девизом всегда были слова: «Только трудом человек может достичь того, чего желает».
Иннокентий Гаврилович родился 12 февраля 1922 года в маленькой деревушке Шеметово, в семье бедного крестьянина. В 1936 году он поступил в Верхоленский педтехникум, а в 1938 году (во время сталинских репрессий)  его отец, Гавриил Дмитриевич, был арестован, затем расстрелян.
В 1954 году Иннокентий Гаврилович заочно окончил географический факультет Иркутского педагогического института.
Свою трудовую деятельность он начал в 1939 году в качестве учителя начальных классов.
В мае 1941 года он был призван в армию, сражался на советско-японской границе. Там Иннокентий Гаврилович получил медаль «За отвагу». Вернувшись в Верхоленск в 1946 году, он начинает работать завучем в детском доме. Затем, в 1954 году, он уходит из детского дома в школу, где работает учителем географии, а с 1956 года – директором. Именно с этого года и начинает бурно развиваться его трудовая деятельность.
Невысокий, русоволосый, с добрым и мягким выражением лица, Иннокентий Гаврилович кажется очень спокойным и покладистым человеком. Но за добродушной внешностью скрывается натура настоящего бойца. При всем этом Иннокентий Гаврилович очень скромный и не любит говорить о себе лично. Темой многих его разговоров являются проблемы педагогики. Его передовые идеи на эту тему всегда уважали не только педагоги района, но и всей области. Нашей сравнительно новой и хорошо оборудованной школой мы обязаны именно ему. Это через руки Иннокентия Гавриловича прошло все строительство,  это он душой и сердцем болел за каждый гвоздик в стене и каждый уголок в кабинете.
Став директором, он поставил перед собой задачи, из которых одной из самых важных была – во что бы то ни стало добиться постоянного состава педагогического коллектива, искоренить второгодничество и неуспеваемость с помощью новых методов работы с учащимися.
И педагогам это действительно удавалось.
Говоря о положительных результатах в педагогической работе, Иннокентий Гаврилович всегда повторяет, что это не только его заслуга, а заслуга всего преподавательского коллектива: «Каким бы хорошим руководителем я ни был, у меня бы ничего не получилось, не будь вокруг меня людей, так же сильно болеющих за успеваемость в нашей школе», - говорит Иннокентий Гаврилович.
29 сентября 1966 года Иннокентий Гаврилович отправляется в Москву на курсы повышения квалификации директоров опорных средних школ. Посмотрев на кабинетную систему в г. Подольске, куда их возили на экскурсию, он принимает решение: внедрить эту систему в своей новой школе. Техническое оборудование кабинетов позволяло учителю, не отходя от стола, раздвигать шторы, включать свет, показывать диафильмы. Все это происходило с помощью кнопок, находящихся в столе.
 Верхоленская школа была одной из первых в области, внедрившая кабинетную  систему, что позволяло проводить здесь зональные семинары для директоров школ по передаче опыта. Одним из удачных нововведений Иннокентия Гавриловича были малые педагогические советы, т.е. собирались не все школьные учителя, а только учителя данного класса. На таких педагогических советах обсуждались конкретные случаи, достоинства и недостатки каждого ученика, что в свою очередь позволяло задуматься, найти индивидуальный подход к ребятам. Но, оглядываясь назад, Иннокентий Гаврилович с горечью говорит: «Не было качества в работе. Пытались, старались, но четкости во всем не было. Сейчас это кажется так просто, а тогда…» 
Не знаю. Быть может, в чем-то старый учитель и прав, но я человек нового, XXI века, думая о прошлом, вижу иную картину. Я вижу сначала мальчика, который стал опорой для матери и братьев, затем юношу, сражающегося на фронте, а дальше -  молодого учителя, директора, мудрого человека, который, не жалея своих сил, делает все что может для развития образования в своем крае. А опыт, опыт… Он приходит со временем.

Глава 2

Придя домой, я рассказала родителям все, что узнала от старого директора. Папа удивился: «А разве Иннокентий Гаврилович не говорил ничего о том, как мы работали летом». Тут-то я и поняла свою ошибку. Я заново пересмотрела свои пометки, которые делала в ходе интервью, пролистала документы и публикации в газетах прошлых лет, познакомилась с архивными экспонатами нашего школьного музея, наконец, расспросила родителей. И вот что я узнала...
Директора волновало не только внутреннее и внешнее обустройство школы, содержание учебного и воспитательного процесса. Огромное внимание он уделял трудовой деятельности ребят. Каждое лето один месяц ребята проводили в лагере труда и отдыха, где юноши помогали колхозникам на посевных, уборочных и сенокосе, а девушки заменяли доярок,  находившихся в отпуске. При школе существовала своя птицеферма. В 1963 году школа получила 2640 голов цыплят, из них 2440 ученики вырастили и сдали колхозу. За достижения в опытнической работе в 1963 году школа была награждена правом участвовать в ВДНХ (в выставке достижений народного хозяйства) в Москве.
Кроме этого, ученики весной и осенью ходили в многодневные походы с целью изучения родного края. У Иннокентия Гавриловича до сих пор сохранилась карта-маршрут туристического похода к берегам великого озера Байкал. Отправиться туда наравне с ребятами был рад и сам Иннокентий Гаврилович. Он был доволен тем, что может разделить с ребятами это, пусть и малое, но все-таки счастье - увидеть «славное море – священный Байкал». 
В школе также был отряд пионеров, который каждый год ездил на районные турслеты, где нередко ребята занимали призовые места, а еще группа пионеров постоянно выезжала с концертами в близлежащие деревни. Школьники не раз выступали с такими концертами на поле перед колхозниками. 
Когда в 70-х годах на территории нашего села ставили памятник погибшим совдеповцам, школа приняла непосредственное участие, ребята помогли доставить на гору Марян камень. Затем ребята обсадили памятник деревьями, воду же носили в гору в бочках, т.к. реки поблизости не было. Иннокентий Гаврилович же был автором письма к потомкам, школьникам 2017 года, которое торжественно заложили в бетонную трубу в день открытия памятника. Еще ребята под личным руководством директора озеленили обелиск, посвященный землякам, погибшим на Великой Отечественной войне, ежегодно высаживали цветы к памятнику первому марксисту – Федосееву Н.Е.
Будучи географом, директору хотелось, чтобы ребята уделяли больше времени краеведческой работе. И учениками школы были найдены места стоянок древнего человека в нашем селе.
Знаменитый академик археолог Окладников одно время работал на территории Верхоленска. Иннокентий Гаврилович был с ним в дружеских отношениях. Поэтому многие раскопки, производимые на территории села, проходили с участием ребят из нашей школы. Окончив свои работы, Окладников передал во владение школы много различных экспонатов, среди них есть и книга Окладникова «Петроглифы верхней Лены» с дарственной надписью.
Накапливая таким образом экспонаты (предметы быта древнего человека, человека XIX века, монеты, фотографии и т.д.), Иннокентий Гаврилович вписал еще одну значительную страничку в жизнь школы: он создал школьный краеведческий музей. Архив музея пополняется до сих пор грамотами, поздравлениями, ну и, конечно же, новыми документами и экспонатами исторического значения.
Ведь недаром гласит народная мудрость: «Без прошлого нет будущего!» Оглядываясь назад, мы предвидим, что ждет нас впереди. Должно быть, и Иннокентий Гаврилович никогда не забывал этой поговорки. Осознавая это, он делал все для развития краеведческой работы.
Уделяя много времени труду, он всегда считал, что только на этом фундаменте можно выстроить хорошую радостную жизнь. Призывая ребят к труду, он прежде всего воспитывал в них силу духа, а призывая к работе краеведов, он прививал им любовь к Родине. Ведь зная историю своего края, легче познать историю своей страны.


Глава 3
Гражданин своей страны

Я не случайно именно так решила назвать эту главу. В нашей стране существует стереотип мышления: раз ты гражданин, то государство должно отвечать за тебя, помогать, защищать, при этом  не требуя ничего взамен. Но это не так. У каждого гражданина есть свои обязанности перед страной. И главная, на мой взгляд, - делать для развития страны все, что в твоих силах. Неважно, в какой области, будь то наука, искусство, образование и т.д., главное, чтобы с пользой. И я не побоюсь сказать, что Шеметов И.Г. не просто гражданин, но очень активный гражданин. На таких, как он, строится государство.
Конечно же, его огромный вклад, прежде всего, был внесен в развитие образования. Ведь немаловажен тот факт, что на съезде учителей Иркутской области Шеметов был избран делегатом на Всесоюзный съезд учителей, проходивший в Москве в 1968 году. В Москве он со свойственной ему горячностью совершал «налеты» на книжные магазины, где покупал дидактические материалы по алгебре, геометрии и т.д. Таким образом Иннокентий Гаврилович