Детское творчество

Конкурс "Любимый Иркутск - середина Земли"

Анастасия Красноярова, Иркутск

Идея Абрамовна Моисеева — учитель советской закваски

Идея Абрамовна Моисеева (в девичестве Моттэ) родилась в 24 октября 1931 года в  Чите. Окончила Иркутский государственный институт иностранных языков. Стаж преподавания иностранных языков – 51 год.

Её детство пришлось на суровые годы Великой Отечественной войны. Ей было всего 10 лет, когда началась война. В тот злополучный день Идея вернулась домой за пионерским галстуком. В это время по радио и сказали о нападении фашистских войск. Новость была нежданной, словно снег на голову. Пионерский сбор отменили, чему дети были рады. Они ведь даже не представляли, какой будет война.

Отца призвали на фронт, воевать за Родину.

И остались они втроем: Идея, сестра её Таня и мама Вера. На протяжении всей войны папа писал, что с ним всё хорошо. Семье оставалось только надеться, что война кончится, что они снова станут жить вместе.

Наступили тяжёлые голодные времена. Горожанам просто не хватало еды. Голод в Иркутске был такой сильный, что иногда Идея видела, как люди лишались сознания. А однажды маленькую девочку нашли упавшей замертво от недоедания.

Мама работала дежурной при курсах. Огорода своего у семьи не было, а по карточкам давали только кусочек хлеба. В еду шло всё: отдельно варили картошку, отдельно – кожуру, а потом всё съедали. Сестру Таню ещё кормили в детском садике, а вот Идею в школе не кормили. А какое же было счастье, отстояв длинную очередь на рынке, купить пирог! Такой пирог можно было растянуть на целую неделю.

В 17-й школе, где училась Идея, разместили военный госпиталь, а школу перевели в здание клуба ТЭЦ на улице Сурикова. Тяжело давался гранит науки, когда даже тетрадей обычных не было. Вместо них приспособили обёрточную бумагу. Могли даже писать на газете, между печатных строк. На уроках сидели молча, не шумели и не шептались. С 1943 года школа стала женской. (Насколько мне известно, мальчики учились в школе № 11.)

Война давала о себе знать: Идея и все её подружки в шумные игры не играли, хотя они всё ещё оставались детьми, иногда шалили. И праздников в войну она не помнит.

Если кому-то из одноклассниц приходили письма с фронта, то их читали при всех. Однако с фронта приходили не только добрые послания, но и «похоронки». Идее хорошо запомнился день, когда она впервые увидела похоронку. Её прислали с фронта учительнице Валерии Ивановне. Оказалось, погиб её сын.  В эти 40 минут никто в классе не смог сдержать слёз…

Тяжелее всего приходилось зимой. Морозы в 40-х годах были страшные, не то что сейчас. Школьной формы не было, вместо пальто носили стёганые телогрейки. В классе их не снимали, ведь в кабинете было настолько холодно, что даже чернила замерзали. Дома тоже было морозно. Печное отопление спасало, но расплата тому – теснота, приходилось спать втроём у печки, чтобы не замёрзнуть.

Однажды прибыла «гуманитарная помощь» из Америки – брезентовые сапожки на деревянной подошве, но и их тяжело было получить. В первую очередь помогали детям фронтовиков. Идея была дочерью фронтовика, вот и получила «подарок союзников»: у неё валенки были настолько дырявые, что починить было не возможно. Проходив в этой обуви зиму, утепляя пространство газетной бумагой, девочка обморозила ноги, и потом страдала всю жизнь.

Идея была счастлива, когда закончилась война и отец вернулся с фронта. Жить стало получше. Купили школьную форму с белым воротничком.

Имя говорило о характере.

Идея всегда была активной пионеркой и комсомолкой. В 1949 году она  окончила школу и поступила в только что созданный Институт иностранных языков, сейчас называемый ИГЛУ.
Учились скромно. В здании не было тех красивых кабинетов, которые есть сегодня в институте. «Мы занимались буквально на пальцах!» – говорит она. Сама Идея Абрамовна училась нормально. У них были уроки фонетики, лексики, истории, политэкономии и другие. В институте было больше девушек, чем юношей. Учились тогда не 5 лет, а 4 года.

В институте учились в основном незамужние девушки. Однако с ней училась одна девушка, которая была не только замужем, но и ждала ребёнка. Это было так необычно, что весь институт приходил смотреть на неё.

Большинство студентов жили в общежитии на ул. Ленина. К Идее домой часто приходили в гости её однокурсники.

Практику проходили в школе № 9. Тогда в классах с иностранными языками не было делений на две группы, как делают это сейчас во многих школах. Это было сложно: учителя преподавали 35 ученикам. И всё же Идея хорошо проводила уроки. Её даже похвалила учитель лексики Вероника Аркадьевна, но сделали небольшое замечание: Идея просто не заметила, как один ученик постоянно болтал ногой.

После института молодая учительница получает направление в школу № 2 Тайшетского района Иркутской области.

Началась самостоятельная жизнь…

Когда она и ещё несколько студентов только появились в этой деревне, их сразу распределили на отряды. В руках у девушки был большой багаж – одеяло и подушка,  перевязанные ремнём, чемодан, книги.  Идея Абрамовна вспоминала, что, для того чтобы добраться до места, надо было пройти через мост. Когда она поднималась по мосту, несла на себе этот тюк, а когда спускалась – просто скатывала его.

Группа студентов добралась до деревни Раино. Там им сказали, что они должны сами искать квартиру на улице Кирова и, если найдут, школа оплатит расходы.

Идея поселилась в квартире на улице Кировской с 4 молодыми людьми: двумя девушками из города и двумя юношами. Юноши работали на автозаводе и часто кокетничали с девушками.
Идея Абрамовна проработала в деревне 3 года. У неё уже были интересные уроки, которые увлекали учеников. Метод обучения она выбирала сама, без посторонней помощи, опираясь только на знания, полученных в институте.

Потом было много работы и много учеников. Самым успешным в учёбе был выпуск школы № 19. Тогда  медалистами стали 15 выпускников, и почти все были мальчиками. В те годы Идея Абрамовна совершенствовала свою работу. Был написан её первый научный труд: «Устный метод обучения английскому языку в 5-м классе». Пособие одобрили в Новосибирской академии наук. Ещё Идея Абрамовна выступала на учительских конференциях. Она стала авторитетным учителем.

В родную 17-ю Идея Абрамовна приходит в 1972 году уже опытным учителем. Её назначают завучем.

В 1975 году в городе открывается мемориал Вечный огонь. Школы соревнуются за право заступить в почетный караул. Отбор был очень строгим, троечников не брали. Помногу часов учились ходить строевым шагом. Из учеников назначали начальника караула и комиссара, а учителя были заместителями по строевой, замполитом и воспитателем. И Идея Абрамовна, и её коллеги, и ученики с особой ответственностью отнеслись к этому делу. Никого не надо было заставлять; спорили, старались не моргнуть те 15 минут, что длилась смена. На посту у Вечного огня стояла и дочь Идеи Абрамовны Алла.

Вместе с учениками Идея Абрамовне не раз выезжала в лагеря труда и отдыха, где старшеклассники до обеда работали на поле, а после отдыхали на свежем воздухе. Особенно запомнился лагерь в селе Горохово.

В 1979 году следует новое назначение – директором в 72-ю школу имени Ленина. Когда-то эта школа была образцовой. Идея Абрамовна с жаром и энергией взялась за новое дело, хотелось если не возродить былое, то хотя бы поднять авторитет школы, носившей имя «великого Ленина». В короткий срок удалось сделать многое – сменить полы, отремонтировать уникальный актовый зал, достойно отметить столетие школы.

Пролетели 4 года, и неожиданно последовало новое предложение – стать директором 11-й школы. Поначалу это была драма: среди учебного года надо было оставить уютную школу, где тебя полюбили, и нырнуть в тревожную неизвестность. Победила партийная дисциплина.

Войдя в 11-ю школу, Идея Абрамовна чувствовала не злобу, не раздражение, а равнодушие и усталость людей. И она вновь проявляет инициативу во всём. В школе объявляется генеральная уборка. Была она и раньше, но чтобы сам  директор... Она не только указывала, бывало, что брала в руки бритвочку и показывала ученику, как надо счищать краску со стекла, соскребала пятна. А потом был любимый женский праздник 8 Марта. Вскоре прекратились все ссоры, ушла настороженность. Летом на первом этаже появились белые мраморные полы, школа стала светлее. Через год отметили семидесятилетие школы, наконец-то открыли школьный музей.

По законам советского времени директор не мог быть пенсионного возраста. В 1986 году Идее Абрамовне исполнилось 55. Снова менять место работы? Но она уже сроднилась с 11-й школой. Бывший директор стал простым учителем английского языка, взял для классного руководства самый трудный класс и показал, что умеет.

Вместе со школой были прожиты два трудных года, когда в тех же стенах появился первый иркутский лицей. А потом снова появились гуманитарные классы, которых не было раньше, лингвистические классы. Появилась возможность самим создавать программы и авторские курсы.

Идея Абрамовна часто выступала на семинарах, готовила детей к олимпиадам, проводила отрытые уроки. За годы педагогической работы у неё выработалась своя особая методика обучения. Она соединяла английский язык с математикой, с историей. Её назначают заместителем по воспитательной работе, председателем методического объединения.

Идея Абрамовна любила участвовать в художественной самодеятельности. Она обожала КВН: играла с молодыми учителями на протяжении десяти лет. Очень активными, талантливыми были выпуски 1994, 1995 и 1996 годов.

И новый век, новое тысячелетие старейший учитель встретил в стенах 11-й школы.
В 2006 году здание школы закрыли  на ремонт, последним праздником, который отпраздновали перед приходом строителей, был 75-летний юбилей Идеи Абрамовны.

Через год, в 2007 году школа вернулась в родные стены, и Идея Абрамовна видела, как осуществилась её давняя мечта. И только в 2008 году окончательно ушла на пенсию.
У Идеи Абрамовны  много выдающихся учеников. Выпускники встречаются с ней, звонят, поздравляют с юбилеями. Среди них есть много людей с интересными профессиями. Алёша Маслов стал директором крупного завода в Санкт-Петербурге, а Изяслав Лившиц – врач-фитотерапевт и автор 9 изданий книг о народной медицине. Есть ученики, которые, получив отличные знания по иностранным языкам, уехали за границу, как Нина Бартошевич.

У Идеи Абрамовны есть дочка, три внука и правнучка.

Внучка Ира училась в ИГЛУ, а сейчас работает в компании «Графика +». Внук Миша учился в нашей школе в ускоренном классе, окончил институт, занимается строительством. Он и младшая внучка Ника живут на Украине.

Правнучку зовут Милана, ей 5 лет.

Идея Абрамовна очень любит свою работу. Её метод работы уникален. Помимо самого английского языка у неё есть немалый запас знаний по истории, литературе и другое, что делало её уроки разнообразными и интересными. Она большой любитель театра.

У Идеи Абрамовны много заслуженных наград: медаль «За трудовую доблесть», знак «Отличник просвещения», множество грамот.

Несколько раз в год, обязательно на День учителя и на 8 Марта, пожилая тщательно одетая женщина приезжает в 11-ю школу. Давно ли она здесь не работает, а как много изменилось! Но ей хорошо в этих старых стенах, её помнят учителя и ученики, среди которых есть те, чьих родителей и даже бабушек или дедушек она учила. Позади большая жизнь и удовлетворение тем, что ты сделал.