Детское творчество

Великая Отечественная война в прозе и стихах иркутских писателей

Савалатулина Анна , 15 лет, МКОУ СОШ с. Зерновое, 9 класс, Черемховский район, с. Зерновое.

1. В 1941 году, уезжая на фронт, иркутские призывники пели в теплушках песню на стихи иркутского поэта:

Эх, Байкал, родной, гривастый,

Едем, едем на войну.
Вспоминать мы станем часто
Синюю твою волну.
<…>
Сталь клинков в бою речиста,
Всем поведают клинки,
Как без промаха фашистов
Бьют в бою сибиряки.
Из сибиряков удалых
Выйдет не один герой.
Нас немало,
Мы с Байкала,
Мы встаём в могучий строй.

Автор стихов мог стать известным физиком, математиком, поэтом, а стал офицером-сапером, погиб в бою в июле 1943 года. Назовите имя автора этих строк. Как в Иркутске увековечено его имя?

Ответ:

Речь идет о Моисее Александровиче Рыбакове, который родился в городе Иркутске 21 января в 1919 году в семье служащего, отец Ицхок (Ицык) Давидович Рыбаков и мать Лея Мовмевна, урожденная Гармиза.

 

Детские годы поэта проходили в Бодайбо. В 1930 году семья Рыбакова возвратилась в Иркутск , и Моисей стал учиться в средней школе № 11. В школе он принимал активное участие в драматическом и литературном кружках. Школу закончил с отличием в 1936 году. Затем поступил в Иркутский государственный университет на физико-математический факультет. В студенческие годы увлекался поэзией. Сначала его стихи публикуют в стенгазете, потом в областных газетах, в журнале «Сибирские огни», альманахе «Новая Сибирь». В своих стихах он пишет об Иркутске, Ангаре, природе, а также студенческой дружбе.

В 1940 Рыбаков отправляется в летний военный лагерь в качестве члена литературно-шефской бригады Иркутского отделения Союза писателей СССР. Этой бригадой руководили известные уже тогда писатели Иван Молчанов-Сибирски и Георгий Марков. Они читали бойцам и командирам свои произведения прямо под открытым небом. М. Рыбаков помогал им, кроме того, выпускать литературные страницы в дивизионной газете.

После учебы в университете, который также закончил с отличием и блестящей характеристикой, он был приглашен в аспирантуру, в Институт физики Академии наук СССР. Но в 1941 г. началась война, и этому не суждено было сбыться – он был призван в армию, направлен в Военно-инженерное училище, в конце года отправлен на фронт. В армии Рыбаков прошёл путь от старшего адъютанта до заместителя начальника штаба инженерной бригады.

Будучи курсантом училища, он написал известное стихотворение «Мы с Байкала». Один из иркутских композиторов переложил слова стихотворения на музыку. И эту песню пели уезжавшие на фронт красноармейцы.

Рыбаков сражался на Юго-Западном и Сталинградском фронтах. Моисей Рыбаков героически погиб 19 июля 1943 г. при подготовке переправы наших войск через реку Миус неподалеку от с. Русское Ростовской области. Как писали фронтовые товарищи матери и сестре Рыбакова, вражеская мина настигла его на берегу, находившемся ещё в руках гитлеровцев, но бойцы-саперы под огнём противника переправили тело своего командира в расположение бригады и с воинскими почестями похоронили прямо в степи. Позднее останки воина-сибиряка были перенесены вместе с другими в братскую могилу. В память о героях сооружен обелиск. В списке захороненных Рыбаков значится под № 643. Среди вещей погибшего поэта, присланных из части родным, оказались письма, стихи, наброски пьесы «Мы – солдаты».

Рыбаков был посмертно награжден орденами: Отечественной войны I-ой степени и Красной Звезды. Его имя увековечено на мемориальных досках средней школы № 11 в пер. Богданова, 6 и Иркутском государственном университете на бульваре Гагарина, 20. Кроме того, на ул. Лермонтова, 126 стоит стела, облицованная розовым мрамором с гравированным текстом, именами Героев Советского Союза, среди которых имя М. А. Рыбакова.

В Иркутском областном краеведческом музее среди экспозиций об участии иркутян в Великой Отечественной войне один из стендов посвящен Моисею Александровичу Рыбакову.

2. О каких событиях рассказывается в стихотворении Марка Сергеева «Баллада о мальчиках Крагуеваца»?

Ответ:


Марк Сергеев


Памятник в Крагуеваце

Сербский город Крагуевац в Югославии Марк Сергеев посетил в составе группы писателей из разных стран. Не было среди них только писателей из Германии. После Второй мировой войны немцам было запрещено посещение Крагуеваца. «Всем, кроме немцев» – гласила надпись на въезде в город.

21 октября 1941 года в отместку за гибель 70 немецких солдат и офицеров, погибших в столкновении с бойцами Сопротивления, и за то, что горожане не выдали партизан, фашисты провели здесь карательную акцию. Семь тысяч жителей города стали жертвами этой расправы. Людей хватали в домах, церквах, на улицах, в школах. Мальчиков-гимназистов вызывали по классным спискам. Для каждого из них это был последний урок.

Брали только мужское население – от детей до стариков: уводили и увозили за город, в глубокую низину, где протекали два ручья, и там расстреливали. К вечеру 21 октября 1941 года у Красного города, как называют в народе Крагуевац, лежало семь тысяч трупов.

Этому событию посвящена песня сербской поэтессы Десанки Максимович «Кровавая сказка», особенно трогает момент, когда забирают цыганят – чистильщиков обуви 6–10 лет. Эти сцены неоднократно показывали в фильмах, посвященных войне. На месте трагедии сейчас находятся памятник и музей.

Известна также в исполнении Марка Бернеса песня Я. А. Френкеля на слова В. Лифшица «Последний урок». Каждый год в этот день проходит траурно-торжественное шествие взрослых и детей Югославии к святым могилам. Сегодня здесь находятся памятник и мемориальный музей.

И толпы людей
ежегодно приходят сюда
с вершин черногорских,
из Сербии,
с берега моря,
Я вижу: страна
затаила дыханье от горя,
неслышными листьями
прочь отлетают года.
Стою на пригорке,
а словно лежу я во рву…

Так, под впечатлением от этой поездки, Марк Сергеев написал стихи «Баллада о мальчиках города Крагуеваца»:

…Мальчишки
– поклассно
– стоят на холме невысоком,
мужчинами стали они
на последнем уроке,
а это — смертельно:
охота идет на мужчин…
И снова я вижу:
стоят на пригорке они,
И ранняя зрелость
их волосы вдруг побелила,
а черная сила
из шмайссеров черных палила
в их детские лица
и в их непрожитые дни.

Какими же пророческими и современными оказались стихи поэта!!!

Уже нет страны, которую называли Югославией, и эту историю хотелось бы забыть, но ее надо помнить, потому что и сегодня стреляют, стреляют, стреляют в детей. Но теперь уже на родине самого Марка Сергеева, в Енакиево, Амбросиевке, Макеевке, в городах Донбасса, где проходило детство поэта...

3. После окончания школы, в начале июня 1941 года, Марк Сергеев и его одноклассники посадили возле школы аллею деревьев. Но с войны вернулись не все… Где находится эта аллея и как называется произведение, посвященное этим событиям?

Ответ:

Когда-то тринадцатилетним мальчиком Марк Сергеев приехал в Сибирь со своими родителями и с тех пор считал ее своей родиной, а город Иркутск стал его судьбой. «Появился в жизни моей город, каждый дом которого, каждый камень, каждое дерево открывают мне свои тайны – не сразу, постепенно, день за днем, год за годом», – писал Марк Давидович.

«Иркутск наградил меня всем – и любовью, и дружбой, и невзгодами – и отправил меня на войну, и негромко радовался моему возвращению, по крайней мере, мне казалось, когда в феврале 1946 года выпрыгнул я на перрон нашего старого вокзала и пошел с небольшим деревянным чемоданчиком по его ожившим после военного лихолетья улицам...»

В городе на Ангаре родились первые стихи, опубликованные в многотиражной газете «Иркутский железнодорожник». В 1941 г. он вступил в комсомол, а через год стал студентом ИГУ. В ноябре 1943 г. надел военную шинель, став солдатом, воевал в Маньчжурии. И только после войны вернулся в родной университет. Среди военных стихов, написанных им позднее, особенно дорога М. Сергееву «Баллада о тополях». Поэт вспоминал, что однажды, когда его попросили подробней рассказать биографию, он написал о своем классе, «… о том, как весной 1941 г. садили возле школы тополя, и вдруг явственно увидел деревья, шумящие под ветром, и возле каждого тополя – своего одноклассника…». Тогда родились горькие строки:

…Но вот
Мы к тополям вернулись снова.
Но впятером из двадцати шести.

«Баллада о тополях», написанная в середине пятидесятых, получила широкую известность, стала почти хрестоматийной.

Иркутск. Небольшой сквер возле остановки «Волжская». Когда-то рядом была школа. Потом – больница. Здесь и находится тополиная аллея Марка Сергеева.

В июне 1941 года эту тополиную аллею посадили выпускники 21-й иркутской школы, теперь каждый тополь – живая память о погибших одноклассниках поэта.

«Многие из них написали даже в сочинении (те, у кого была свободная тема) о том, как они вернутся к этим тополям, когда уже станут взрослыми. Но уже через двадцать дней началась война», – сказала библиограф областной детской библиотеки им. Марка Сергеева Лидия Молина.

А в том году столкнулась с силой сила.
Сражалась насмерть русская земля.
За тыщу верст разбросаны могилы
Тех, что сажали эти тополя.

Эти строки сделали тополиную аллею известной далеко за пределами Иркутска. Поэт Марк Сергеев, который тоже сажал эти деревья, посвятил ей «Балладу о тополях». Так не только сама аллея, но и стихи о ней, увековечили память о вчерашних учениках, отдавших жизни за свою страну. А те, кто остался жив после войны, как и обещали однокласникам, каждый год приходили к своим тополям. Сейчас сюда приходят дети и внуки этих старшеклассников и те, кто знает об истории деревьев.

Начни по списку называть солдат:
Клим Щербаков – и тополь пятый справа
ответит: пал в боях за Ленинград.
Степан Черных – и выйдет тополь третий,
Вадим Смирнов – шагнёт двадцать второй.
Нас было двадцать шесть на белом свете.
Мы впятером с войны вернулись в строй.


Тополиная аллея сегодня

4. Известный иркутский поэт Иосиф Уткин во время войны был военным корреспондентом, армейским поэтом, а когда требовалось, и боевым командиром. В каких его стихах есть строки, посвящённые военной клятве? Приведите небольшие отрывки из этих произведений.

Ответ:

Практически во всех стихотворениях Иосифа Уткина есть слова «клянусь», клятва». Но я выбрала строки, относящиеся к военной клятве особенноточно.

 

Клятва
Клянусь: назад ни шагу!
Скорей я мертвый сам
На эту землю лягу,
Чем эту землю сдам.

А если я нарушу
Ту клятву, что даю,
А если вдруг я струшу
Перед врагом в бою,

Суровой мерой мерьте
Позор моей вины:
Пусть покарает смертью
Меня закон войны!
1942

 

Гвардейский марш
Над родиной грозные тучи,
В огне небосвод голубой.
Приказ командарма получен –
Сегодня, товарищи, в бой!

Оружие ваше проверьте.
Проверьте свинец и сердца:
Готовы ли биться до смерти
И руки, и сердце бойца?..

Молчат патриоты сурово,
И только сердца не молчат:
«Готовы, готовы, готовы! –
Сердца патриотов стучат. –

Мы, честные русские люди,
Мы, храбрая русская рать,
Клянемся, что немец не будет
Родимую землю топтать!»

Клятва
Над свежей могилой героя
Клянутся сурово друзья,
И клятвы сильнее, чем эта,
Придумать, должно быть, нельзя.

И бурно над свежей могилой
В ответ прорастает трава,
Как знак, что становятся жизнью
Суровые клятвы слова.

 

5. Джек Алтаузен был первым писателем, который получил орден во время Великой Отечественной войны. Какая это была награда? Назовите его произведения о войне.

Ответ: Двадцать второго июня 1941 года Алтаузен вновь обратился к наркому обороны с просьбой об отправке его на фронт. В звании старшего политрука он выехал на Юго-Западное направление в ре­дакцию газеты 12-й армии «для выполнения специального задания», как было сказано в командировочном предписании.

До обидного мало фронтовых стихов Джека Алтаузена сохрани­лось. Редакция, в которой он работал, отступала от границы на во­сток на машинах, в первые месяцы войны не раз горела, попадала в окружение, подвергалась бомбежке, уничтожалась и вновь возни­кала из пепла. Военные журналисты печатали газету и в своей «автолетучке», и на плоских машинах районных типографий. Не все газеты сохранились, особенно номера, относящиеся к 1941 году.

А писал Алтаузен в те времена очень щедро, печатался почти ежедневно: стихи, статьи, заметки – все, что было нужно для газеты.

Стихи-письма – это был пра­вильно и точно выбранный поэтом жанр для солдатской газеты, а может быть, и вернее всего, не поэт выбрал жанр, а жанр вы­брал поэта, и произошло это по необходимости, по обстоятельствам и обстановке, ну и, само собой разумеется, по велению сердца. Алтаузен был всегда очень искренен, душа его была обнажена пе­ред людьми.

Его фронтовая лирика очень типична для поэзии начала войны: несколько сентиментальные строки вдруг обретают холодную, зре­лую строгость, и любовь к близким оборачивается ненавистью к врагу.

К 25-летию Октябрьской революции он – первым из поэтов на Великой Отечественной – был награжден орденом Красного Знамени. Военный совет армии специально заседал с необычной повесткой – заслушивались стихи и обсуждалась работа армей­ского поэта.

Двадцать пятого мая 1942 года Джек Алтаузен, участвуя в не­удавшемся наступлении в районе Изюм – Барвенково – Лозовая, погиб. По свидетельству товарищей, вырвавшихся несколько позже из образовавшегося кольца, поэт был раздавлен фашистским танком.

В честь Джека Алтаузена некоторое время называлась нынешняя улица 6-ая Советская в Иркутске.

Имя поэта высечено на мемориальной доске в Центральном доме литераторов в Москве (ЦДЛ).

Произведения о войне:

 

6. Какой всемирно известный поэт родился на станции Зима и какое произведение по воспоминаниям своего военного детства он создал, выступив в новом для себя качестве? Какие эпизоды из этой работы вам наиболее запомнились?

Ответ: Это поэт Евгений Александрович Евтушенко. В данном случае он выступил в необычных для себя ролях сценариста и режиссера. Им был написан сценарий к фильму «Детский сад» по воспоминаниям из детских лет. Фильм-воспоминание поэта Евгения Евтушенко о своем военном детстве, когда он один добирался до сибирской станции Зима, где его ждала бабушка. Поезд, на котором едет Женя, попадает под бомбёжку. Мальчик вынужден добираться до места назначения пешком, встречая на своём пути разных людей, которые оставили отпечаток в его памяти. Однажды, воспользовавшись удобным случаем, мечтающий о фронте Женя забрался на люк танка – и уехал из поселка...

Фильм Евгения Евтушенко вышел в годы опалы поэта, поэтому неслучайно стал предметом споров советской критики и нашёл признание на Западе (после внеконкурсного показа на Венецианском фестивале). Известный киновед Виктор Дёмин назвал картину бездарной, в то время как кинорежиссёр Савва Кулиш после просмотра фильма похвалил работу Евтушенко, пожелав ему дальнейших успехов. Сценарист Евгений Габрилович поддержал «творческий поиск поэта».

Мне особенно запомнился эпизод с солдатами, марширующими по Красной площади с аквариумами в руках. Интересно, что хотел сказать этим автор? Я поразмышляла, и у меня два варианта ответа: 1) в то время все в стране жили как в аквариуме, в искусственно созданном строе; 2) аквариум – символ хрупкости мира, который и оберегает солдат. Но впечатление сильное от эпизода – какое-то сюрреалистическое.

7. Геннадий Михасенко написал повесть «Кандаурские мальчишки» по впечатлениям своего детства, пришедшегося на годы войны. Почему мальчишки – герои его повести, находясь в сибирской деревне, за тысячи километров от фронта, берут с собой настоящее ружьё и патроны, когда отправляются пасти овец?

Ответ:


Геннадий Михасенко
– один из самых любимых моих писателей

В деревне происходят непонятные события: появляется разбойник, который затем оказывается местным жителем Тихоном Мезенцевым. Могли ребята наткнуться и на дезертиров, бандитов, голодных, которые таились в лесу (ходили такие слухи). Хотя поначалу они в это абсолютно не верили, а ружье прихватывали больше из желания казаться взрослыми. Но необходимость в ружье возникла после нападения на Хромушку.

«… Под кустом, шагах в десяти от нас, в том месте, где начинались сплошные тальниковые заросли, лежала Хромушка. Она судорожно билась и урывками вскрикивала, потом вдруг запрокинула голову, перекатилась на спину, как играющая лошадь, и мы увидели нож, торчащий из-под оттопыренной ноги.

Мы с Колькой оторопели, а Шурка, волоча за дуло ружьё, кинулся к ней и выдернул нож. Хромушка резко передёрнулась, подняла морду, посмотрела на нас широко раскрытыми слёзными глазами и снова бессильно уткнулась в траву.

Только сейчас мы сообразили, что Хромушку зарезали.

Шурка бросил нож, на котором запеклась ленточка крови, и медленно повернулся к нам. Я украдкой, стараясь не шуметь, подошёл к нему. Колька – тоже. Мы насторожённо огляделись и увидели… В тальнике стоял человек, высокий и тёмный. Густота зарослей и солнце, бившее прямо в глаза, мешали разглядеть – кто же это. Он не двигался и, казалось, тоже был ошарашен всем происшедшим. Мы почувствовали, что он в упор смотрит на нас, и дрожали. Шурка подтянул ружьё и направил его в человека.

Под напором четырёх взглядов: трёх человеческих и одного дульного – фигура метнулась от нас, точно падая на спину, и, подминая и раздвигая кустарник, скрылась в сырой его глубине. Только шум ветвей и листьев, будто порывы ветра, не смолкал несколько секунд».

Мне еще понравилось, как мама главного героя объясняет поведение Тихона: «У человека слабая душа… Война – это проверка людям: и большим, и малым. И если они оказываются сильными, они побеждают и здесь, и там…»

По-моему, очень точно.

8. Герой рассказа Фёдора Боровского «Музыкальная история», от имени которого ведётся повествование, ещё только собирается пойти в первый класс. Он упрашивает мать побыстрее научить его грамоте, чтобы самому написать отцу письмо на фронт. О чём не терпится маленькому Феде спросить у отца?

Ответ: Дословно письмо мальчика звучит так:

«Па, – таким было мое первое письмо. – Почему гансы превосходящие? Давай я тоже пойду на войну. И все тоже пойдут на войну, и мы сами будем превосходящие, и ненужно будет отступать».

Мальчику было непонятно, почему отступают наши в начале войны и почему силы противника называют превосходящими, ведь он уверен в силе и мощи советской армии, а своего отца считает настоящим военным профессионалом. Поначалу он даже думал, что Красная армия отступает специально, заманивая врага, но потом прошел месяц, второй, третий… И мальчишка стал упрашивать маму научить его грамоте.

Практически все вещи Федора Боровского – это упрямое, сверхпристальное вглядывание и бесконечное вслушивание в отроческую душу, в те осколки, что остались в ней от миновавшего детства, в тот гул, который идет на нее со стороны неведомого будущего.


Боровский Федор Моисеевич

 

9. Какое произведение Валентина Распутина посвящено военному и послевоенному детству? С какими трудностями приходилось сталкиваться героям этого произведения?

Ответ: Валентин Распутин принадлежит к плеяде талантливейших современных писателей. Его творчество настолько многогранно, что каждый читатель, независимо от возраста, найдет в нем что-то особенно важное для себя. Его героям присущи такие качества как справедливость, милосердие, доброта, самопожертвование, искренность и честность.

Одним из произведений, в которых провозглашаются вечные человеческие ценности и добродетели, является рассказ «Уроки французского».

В основу рассказа легла автобиографическая история автора. Прототипом образа Лидии Михайловны является учительница В. Распутина, которая занимала в его жизни очень важное место.

В рассказе «Уроки французского» мы видим обыкновенного сельского мальчика и его учительницу. Ребенок обладает чистой и доброй душой, однако тяжелые жизненные условия, вечная нищета, голод осложняют его судьбу. Мать не имеет возможности помочь мальчику: в деревне, откуда он родом, как и всюду в России после войны, разруха, голод, нехватка мужиков. Живя у тетки, мальчик сталкивается с воровством: у него исчезают продукты, он вынужден голодать. Многие дети, чтобы прокормиться сбиваются в компании, играют в азартные игры. В таких компаниях, как правило, есть свои вожаки, которые власти добиваются силой, поэтому честному и открытому герою повести достается от них. Кроме того, мне кажется, здесь разговор еще и о сложностях во взаимоотношениях людей. Лидия Михайловна поступает как хороший, порядочный человек, женщина, мать, а вот директору школы ее позиция и особенно ее поведение непонятны: душевная черствость налицо.


Кадр из фильма
«Уроки французского»


Валентин Распутин

10. Герой рассказа Ивана Комлева «Лепёшка» так описывает переживания, испытанные им в раннем детстве, которые пришлись на военное время: «Я не знал, что делать. Отступил в сторону и встал. Щёки мои горели. Лепёшка жгла руку… Слёзы против моего желания накатились на глаза, комок застрял в горле…». Чем были вызваны эти переживания героя?

Ответ: Мальчику постоянно хотелось хлеба. Да, были, худо-бедно, другие продукты, а вот хлеба не хватало. Мама, видя это, подсовывала сыночку и свои кусочки хлеба. Герой думал, что маме и не хочется его есть. Но однажды он понял, что ошибался: на рынке мама купила ему лепешку, он хотел поделиться с нею хоть кусочком, но продолжал, помимо воли, откусывать от лепешки куски. И тогда он увидел, как напряглось горло у матери, она едва судорожно не сглотнула. Мальчику было стыдно и горько. «Я как-то враз осознал то, что смутно чувствовал и раньше: когда я съедал хлеб, предназначенный нам двоим, мать отказывалась от своей доли не потому, что была сыта или хлеб ей не нравился...»

Но все же искушение хлебом было слишком велико, и мальчик… «Слезы против моего желания накатились на глаза, комом застряли в горле. Я с трудом сдерживал рыдания. Поднес руку к горлу, лепешка коснулась моих губ и... я не заметил, как снова начал есть ее, откусывая понемногу, по краю, как делал это только что.

—–Пойдем, сынок, домой. Ну-ну, не надо. Ты что – обиделся, что я сказала, будто лепешка плохая? Ешь. Нравится тебе – и ешь.

Загрубелая ладонь ее ласково гладила меня по голове, и от этого приятного прикосновения и слов ее мне стало лучше, ком в горле растаял и побежал из глаз слезами – по щекам, на губы...

С тех пор так и осталось навсегда в моей памяти: ничего вкуснее соленого хлеба в мире нет».

И все-таки мальчик усвоил этот урок доброты и самопожертвования. Теперь он уже мог справиться с искушением и не есть мамин кусочек хлеба.

11. Почему в повести Ивана Комлева «Ковыль» автор называет четырнадцатилетнего Серёжу Узлова «бойцом трудового фронта»?

Ответ:

В годы войны все помогали фронту. Помогал и четырнадцатилетний Сережка Узлов, по разнарядке направленный на тяжелый тыловой труд – лесозаготовки. В пору взросления, когда мальчику только расти и набираться бы сил, он работает как взрослый мужчина, а сна и еды не хватает. Много испытаний выпало на долю мальчика: он едва не утонул в осенней воде, когда разгружал баржу с лесом; спал в промерзшем бараке, сутками ничего не ел, всю войну голодал; чуть не замерз в скирде соломы, и волки его преследовали, и за родных он переживал, и глаза слипались от недосыпа. Но, несмотря на это, трудился как солдат на фронте, не жалея себя, не щадя своих сил. То есть как боец, закрывал своим телом, защищал Отчизну.

«Любовь и сострадание к человеку, к природе, восхищение прекрасным – вот что заставляет неустанно трудиться прозаика Ивана Комлева. Спокойно, обстоятельно, родниково, чистым русским языком говорит с нами автор о важнейших проблемах человеческого бытия, и, что особенно ценно сегодня, даже в самой трагической ситуации он оставляет нам "над головой просвет в чистое небо…"» – таково мнение писателя С. Китайского о прозе Ивана Комлева

12. Как вы понимаете заключительные строки повести Ивана Комлева «Ковыль»: «Война уходила на запад. Война должна была умереть там, где родилась»?

Ответ: я считаю, что в этих словах скрыта простая мудрость: врага нужно изгонять из своей страны и гнать до самого его логова. Кто-то, к сожалению, не помню кто, очень верно подметил, что нельзя оставлять врага полуразбитым, иначе он снова нападет. Кроме того, дух русского солдата стремился добить врага до основания, а чувство святой мести вело прямо к вражеским вратам.

13. Как Стёпка и Женька – герои повести Геннадия Машкина «Родительский день» – получили «боевые» ожоги, находясь в тыловом дальневосточном посёлке?

Ответ: Степка, Женька и их товарищи поймали девочку Пеструшку, которая просила подаяние, что, по мнению мальчиков, было позорным. Они решили казнить ее в лесу: привязали к дереву и стали имитировать расстрел. Пеструшка умоляет ее пощадить и раскрывает тайну: в лесу есть склад с оружием. Мальчики направляются к складу. Один из снарядов, найденных там, они бросают в огонь. Тот взорвался. Женька и Степка получили «боевые ожоги». Мне кажется, автор показывает через это не только вину мальчиков перед Пеструшкой, но все-таки и признает за ними честное желание воевать, быть бойцами.

14. За что в повести Георгия Замаратского «Этот мечтатель и фантазёр Егорка» шестиклассника Егорку наградили медалью «За трудовые отличия»?

Ответ: Несмотря на трудное время – военное лихолетье, ребята – герои повести не падают духом, успевают и учиться, и заменять ушедших на фронт взрослых мужчин в сельских делах. Таким они видят свое участие в битве с врагом.

В главном герое Егорке, по-моему, автор представляет себя.

Егорка – смекалистый, способный, сейчас бы сказали – вундеркинд. Он ждет от жизни каких-то небывалых событий, постоянно фантазирует, что-то придумывает. Он видит, как трудно женщинам, детям без мужчин растить хлеб, и пытается изобрести ЧТО-НИБУДЬ НУЖНОЕ.

«… А что же Егоркина находчивость? Она ему пригодилась. И вот он на покосе. ... И вот – наработал! Бьется на пригорке, как рыба об лед, а толку никакого. Эта никудышная литовка не отбивается с каких пор! С ней не только две нормы, с ней и сотку за день не выкосишь: не берет траву, тупая, сколько ее не точи. Тоскливо оглянулся юный косарь по сторонам, не видят ли ребята его нового позора… Эх, сейчас бы конные грабли, да где их взять, когда на весь колхоз одни остались. Посмотрел, сколько сгреб. «Тьфу, – сплюнул он, – срамота одна!» Подошел к густым кустам у речки (чтобы не заметил кто случайно, что он в такое горячее рабочее время купается). Плавая вразмашку, неожиданно увидел в кустах… конные грабли! Сиротливые, порыжелые от ржавчины конные грабли.

– Эврика-а! – закричал он обрадовано слышанное от старшеклассников слово и мгновенно выскочил из речки... Накинув торопливо сбрую на Чалку, схватил в охапку вожжи и… скорей туда, к кустам. Торопливо завел в оглобли коня, затянул супонь, подтянул чересседельник, обвожжал коня и бросился на железное, все в круглых дырках, сиденье… Что это? Зубья граблей, как одурелые, бешено забарабанили по сиденью. Чалка, повернув голову, испуганно закосил назад округленным глазом. Остановился. Осмотр граблей опрокинул все надежды и мечты. Егорка понял, что все лопнуло, как давным-давно, в прошлом году еще, лопнула эта проржавелая пружина, и грабли превратились в ненужный предмет для хозяйства, стали неуправляемыми. И все из-за одной разнесчастной пружины. Небольшая, нехитрая деталь, а что без нее сделаешь?.. Юный Архимед перебирал варианты, которые смогли бы оказаться подходящими, вернее, хотя бы один из них: "Так, пружина лопнула, а ее назначение тянуть на себя рычаг. Что же еще может тянуть рычаг? Резина. Но достать такую резину в этих условиях немыслимо. Отпадает. Что еще? Вот если бы гирю привесить! А где она, гиря-то? На подтоварнике в деревне. Неблизко!.. Может, гирю заменить березовым чурбаком? Сырым, тяжелым! Привязать веревкой… а что? Чурбак тянет рычаг вниз… Так… так… Все правильно! Теперь за топором! Скорее за топором… Ура-а! Ур-а-а!"

Спустя полчаса Егорка гордо, как царь, восседал на конных граблях, а за ними ложились пусть немного неровные, но настоящие, толстые и круглые валы высохшей травы…»

Хочу еще сказать, что Георгий Замаратский – один из немногих писателей, кто раскрывает в своём творчестве тему героического труда подростков, детей войны в тылу.

С утра на отчий край молюсь, который не успел воспеть,

И умолкаю, и боюсь, что память может ослабеть…

Молюсь затопленным углам, где Родина была жива,

И со слезами пополам шепчу горячие слова…

15. О чем заставляет задуматься рассказ Юрия Шишова «Трудный день Васьки Грачёва»? Напишите сочинение-рассуждение на эту тему (объемом не более страницы). Текст рассказа см. в Приложении 2.

Сочинение

 

Мой дорогой критик! Вы читаете сейчас мое сочинение. И я обращаюсь к Вам. Пока читаете, подумайте над вопросом: а возможно ли до конца проникнуть в состояние людей, смотревших в страшные глаза войны, видевших войну не как героические кадры с экрана, а так – в упор?! Что значит голодать? Можем ли мы это прочувствовать: сытые, обласканные, изнеженные, напичканные всевозможными иностранными деликатесами? Я вспоминаю свою прабабушку, которая прошла войну – она даже крошки хлеба со стола бережно в ладонь собирала – и в рот. О голоде говорила, как о пасти ужасной злой ведьмы, которая ненасытна и всех пожирает.

Васька Грачев знал, что такое голод. Знал и его друг Славка. А тут такое горе – карточки потерял продовольственные или вытащили. Верная смерть. И беспокоится мальчик не о себе, а о маме, обессиленной и непосильным трудом, и страхом за жизнь мужа и сына. Качнулась жизнь на волоске. Ничего не радует Ваську. Верный Славка принес ему целое богатство, от живота своего оторванное (а тогда от живота, наверное, было труднее, чем от души) – три картошины. Сам помирай – а товарища выручай.

И Богу было угодно в этот же день еще раз испытать пацанов – попали в ситуацию, когда поманил Ваську пресловутый ящик с привидевшимися галетами. Зацепил он его, вроде, случайно, а ящик, вот он уже – на дороге валяется разбитый. Как удивительно, но совесть-то в мальчишках пробудилась первая. Знаешь, мой критик, почему? Отвечу сама, как понимаю. Воспитаны были так. Воровать нельзя, у государства взять, что Родине, которая с врагом борется, в лицо плюнуть. Нельзя это, не по-людски. Сейчас бы об этом не забывать, в наше время, а?

А соврать не смог Васька еще и по такой причине-кручине: отец на фронте, а запятнать имя фронтовика – быть беде.

Слава капитану: понял пацанов, сам в глаза смерти и голоду смотрел, видно, не раз.

Напоследок вернемся к первому вопросу. Я отвечаю, можно. Отвечаю так потому, что передо мной лежит рассказ Юрия Шишова. Писатель сумел проникнуть, и нам помог в этом.