Детское творчество

Великая Отечественная война в прозе и стихах иркутских писателей

Положение о викторине

В мае 2015 года мы отметим 70 лет со Дня Победы над фашистской Германией. Всё дальше уходят в прошлое суровые военные годы – одна из самых героических страниц в истории нашей страны. Всё меньше очевидцев этой жестокой войны, но остается память – связующее звено между прошлым и будущим.

Вместе со всем советским народом на защиту Родины встали и сибиряки. Они героически сражались на всех фронтах Великой Отечественной, самоотверженно трудились в тылу, приближая Победу. Гордостью за своих земляков, грудью вставших на защиту родной земли, возложивших на свои плечи тяжёлые тыловые будни, пронизаны произведения иркутских писателей и поэтов. Одни из них были детьми во время войны, и их произведения пронизаны детскими впечатлениями от тех событий, другие – бывшие фронтовики, сами участники жестоких боёв.

С целью привлечь внимание к произведениям писателей Приангарья, посвящённым Великой Отечественной войне, ИОДБ имени Марка Сергеева предлагает ответить на вопросы викторины «Великая Отечественная война в прозе и стихах иркутских писателей». В помощь участникам викторины предлагаем воспользоваться списком рекомендуемой литературы (Приложение 1).

ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ

  1. В 1941 году, уезжая на фронт, иркутские призывники пели в теплушках песню на стихи иркутского поэта:

    Эх, Байкал, родной, гривастый,
    Едем, едем на войну.
    Вспоминать мы станем часто
    Синюю твою волну.
    <…>
    Сталь клинков в бою речиста,
    Всем поведают клинки,
    Как без промаха фашистов
    Бьют в бою сибиряки.
    Из сибиряков удалых
    Выйдет не один герой.
    Нас немало,
    Мы с Байкала,
    Мы встаём в могучий строй.

    Автор стихов мог стать известным физиком, математиком, поэтом, а стал офицером-сапером, погиб в бою в июле 1943 года. Назовите имя автора этих строк. Как в Иркутске увековечено его имя?
  2. О каких событиях рассказывается в стихотворении Марка Сергеева «Баллада о мальчиках Крагуеваца»?
  3. После окончания школы, в начале июня 1941 года, Марк Сергеев и его одноклассники посадили возле школы аллею деревьев. Но с войны вернулись не все… Где находится эта аллея и как называется произведение, посвященное этим событиям?
  4. Известный иркутский поэт Иосиф Уткин во время войны был военным корреспондентом, армейским поэтом, а когда требовалось, и боевым командиром. В каких его стихах есть строки, посвящённые военной клятве? Приведите небольшие отрывки из этих произведений.
  5. Джек Алтаузен был первым писателем, которые получил орден во время Великой Отечественной войны. Какая это была награда? Назовите его произведения о войне.
  6. Какой всемирно известный поэт родился на станции Зима и какое произведение по воспоминаниям своего военного детства он создал, выступив в новом для себя качестве? Какие эпизоды из этой работы вам наиболее запомнились?
  7. Геннадий Михасенко написал повесть «Кандаурские мальчишки» по впечатлениям своего детства, пришедшегося на годы войны. Почему мальчишки – герои его повести, находясь в сибирской деревне, за тысячи километров от фронта, берут с собой настоящее ружьё и патроны, когда отправляются пасти овец?
  8. Герой рассказа Фёдора Боровского «Музыкальная история», от имени которого ведётся повествование, ещё только собирается пойти в первый класс. Он упрашивает мать побыстрее научить его грамоте, чтобы самому написать отцу письмо на фронт. О чём не терпится маленькому Феде спросить у отца?
  9. Какое произведение Валентина Распутина посвящено военному и послевоенному детству? С какими трудностями приходилось сталкиваться героям этого произведения?
  10. Герой рассказа Ивана Комлева «Лепёшка» так описывает переживания, испытанные им в раннем детстве, которое пришлось на военное время: «Я не знал, что делать. Отступил в сторону и встал. Щёки мои горели. Лепёшка жгла руку… Слёзы против моего желания накатились на глаза, комок застрял в горле…» Чем были вызваны эти переживания героя?
  11. Почему в повести Ивана Комлева «Ковыль» автор называет четырнадцатилетнего Серёжу Узлова «бойцом трудового фронта»?
  12. Как вы понимаете заключительные строки повести Ивана Комлева «Ковыль»: «Война уходила на запад. Война должна была умереть там, где родилась»?
  13. Как Стёпка и Женька – герои повести Геннадия Машкина «Родительский день» – получили «боевые» ожоги, находясь в тыловом дальневосточном посёлке?
  14. За что в повести Георгия Замаратского «Этот мечтатель и фантазёр Егорка» шестиклассника Егорку наградили медалью «За трудовые отличия»?
  15. О чем заставляет задуматься рассказ Юрия Шишова «Трудный день Васьки Грачёва»? Напишите сочинение-рассуждение на эту тему (объемом не более страницы). Текст рассказа см. в Приложении 2.

Условия викторины

Критерии оценки

Порядок оформления работ