Детское творчество
Великая Отечественная война в прозе и стихах иркутских писателей
Положение о викторине
В мае 2015 года мы отметим 70 лет со Дня Победы над фашистской Германией. Всё дальше уходят в прошлое суровые военные годы – одна из самых героических страниц в истории нашей страны. Всё меньше очевидцев этой жестокой войны, но остается память – связующее звено между прошлым и будущим.
Вместе со всем советским народом на защиту Родины встали и сибиряки. Они героически сражались на всех фронтах Великой Отечественной, самоотверженно трудились в тылу, приближая Победу. Гордостью за своих земляков, грудью вставших на защиту родной земли, возложивших на свои плечи тяжёлые тыловые будни, пронизаны произведения иркутских писателей и поэтов. Одни из них были детьми во время войны, и их произведения пронизаны детскими впечатлениями от тех событий, другие – бывшие фронтовики, сами участники жестоких боёв.
С целью привлечь внимание к произведениям писателей Приангарья, посвящённым Великой Отечественной войне, ИОДБ имени Марка Сергеева предлагает ответить на вопросы викторины «Великая Отечественная война в прозе и стихах иркутских писателей». В помощь участникам викторины предлагаем воспользоваться списком рекомендуемой литературы (Приложение 1).
ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ
- В 1941 году, уезжая на фронт, иркутские призывники пели в теплушках песню на стихи иркутского поэта:
Эх, Байкал, родной, гривастый,
Автор стихов мог стать известным физиком, математиком, поэтом, а стал офицером-сапером, погиб в бою в июле 1943 года. Назовите имя автора этих строк. Как в Иркутске увековечено его имя?
Едем, едем на войну.
Вспоминать мы станем часто
Синюю твою волну.
<…>
Сталь клинков в бою речиста,
Всем поведают клинки,
Как без промаха фашистов
Бьют в бою сибиряки.
Из сибиряков удалых
Выйдет не один герой.
Нас немало,
Мы с Байкала,
Мы встаём в могучий строй. - О каких событиях рассказывается в стихотворении Марка Сергеева «Баллада о мальчиках Крагуеваца»?
- После окончания школы, в начале июня 1941 года, Марк Сергеев и его одноклассники посадили возле школы аллею деревьев. Но с войны вернулись не все… Где находится эта аллея и как называется произведение, посвященное этим событиям?
- Известный иркутский поэт Иосиф Уткин во время войны был военным корреспондентом, армейским поэтом, а когда требовалось, и боевым командиром. В каких его стихах есть строки, посвящённые военной клятве? Приведите небольшие отрывки из этих произведений.
- Джек Алтаузен был первым писателем, которые получил орден во время Великой Отечественной войны. Какая это была награда? Назовите его произведения о войне.
- Какой всемирно известный поэт родился на станции Зима и какое произведение по воспоминаниям своего военного детства он создал, выступив в новом для себя качестве? Какие эпизоды из этой работы вам наиболее запомнились?
- Геннадий Михасенко написал повесть «Кандаурские мальчишки» по впечатлениям своего детства, пришедшегося на годы войны. Почему мальчишки – герои его повести, находясь в сибирской деревне, за тысячи километров от фронта, берут с собой настоящее ружьё и патроны, когда отправляются пасти овец?
- Герой рассказа Фёдора Боровского «Музыкальная история», от имени которого ведётся повествование, ещё только собирается пойти в первый класс. Он упрашивает мать побыстрее научить его грамоте, чтобы самому написать отцу письмо на фронт. О чём не терпится маленькому Феде спросить у отца?
- Какое произведение Валентина Распутина посвящено военному и послевоенному детству? С какими трудностями приходилось сталкиваться героям этого произведения?
- Герой рассказа Ивана Комлева «Лепёшка» так описывает переживания, испытанные им в раннем детстве, которое пришлось на военное время: «Я не знал, что делать. Отступил в сторону и встал. Щёки мои горели. Лепёшка жгла руку… Слёзы против моего желания накатились на глаза, комок застрял в горле…» Чем были вызваны эти переживания героя?
- Почему в повести Ивана Комлева «Ковыль» автор называет четырнадцатилетнего Серёжу Узлова «бойцом трудового фронта»?
- Как вы понимаете заключительные строки повести Ивана Комлева «Ковыль»: «Война уходила на запад. Война должна была умереть там, где родилась»?
- Как Стёпка и Женька – герои повести Геннадия Машкина «Родительский день» – получили «боевые» ожоги, находясь в тыловом дальневосточном посёлке?
- За что в повести Георгия Замаратского «Этот мечтатель и фантазёр Егорка» шестиклассника Егорку наградили медалью «За трудовые отличия»?
- О чем заставляет задуматься рассказ Юрия Шишова «Трудный день Васьки Грачёва»? Напишите сочинение-рассуждение на эту тему (объемом не более страницы). Текст рассказа см. в Приложении 2.
Условия викторины
- В викторине могут принять участие дети от 10 до 15 лет.
- Творческие работы не рецензируются и не возвращаются.
- Сроки проведения викторины: с 1 февраля по 5 апреля 2015 года.
- Работы, поступившие позднее указанного срока, не рассматриваются.
- Ответы на вопросы викторины принимаются как в печатном, так и в рукописном виде.
- Результаты викторины будут размещены на сайте Иркутской областной детской библиотеки им. Марка Сергеева http://www.detstvo.irkutsk.ru и iodb.irkutsk.ru
- Авторы лучших работ будут награждены дипломами и призами.
Критерии оценки
- правильность ответа и полнота раскрытия вопроса;
- грамотное изложение;
- общее оформление работы.
Порядок оформления работ
- 1-й лист (титульный) содержит информацию о конкурсанте: фамилия, имя, возраст (указать, сколько лет), домашний адрес, школа, класс, телефон.
- 2-й и последующие листы – текстовой материал.
- в конце работы обязательны ссылки на используемые источники: литературу, интернет-ресурсы (с указанием ссылки) и др.
- Работы присылайте на адрес: iodbk@yandex.ru или 664025, г. Иркутск, ул. Свердлова, 23.
- Телефон для справок (3952)242316