Детское творчество

Конкурс "САМАЯ ЧИТАЮЩАЯ СЕМЬЯ ПРИАНГАРЬЯ " 
(Конкурс приурочен к Всероссийскому Году семьи)

Поощрительный приз 

Наталья Ивановна Суханова
п. Железнодорожный, Усть-Илимский район

Опыт привлечения ребенка к чтению

Каждый родитель хотел бы видеть своего ребенка умным и счастливым. Нам очень хочется, чтобы наши дети хорошо учились в школе, поступили в престижные вузы, а затем заняли достойное место в нашем обществе.

Я не исключение. Когда у меня родилась Юля, я, после общения с одной мудрой женщиной, вырастившей трех прекрасных детей и много лет проработавшей врачом-терапевтом, решила, что начинать строить будущее своего ребенка надо с раннего детства. А начинать надо с чтения, со знакомства с книгой.

Практически с первых месяцев я стала читать Юле детские стишки Агнии Барто, потешки, русские народные сказки «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок», «Репка».

Когда Юля немного подросла, я вместе с погремушками и игрушками давала ей в руки книги. Сначала она просто рассматривала книгу, ее обложку. Позднее ей нравилось перелистывать страницы. Узнавать на них кошечку или собачку.

Потом, когда моя дочь начала говорить, первым, что она выучила наизусть, были потешки: «Водичка, водичка, умой мое личико», «Идет коза рогатая», «По кочкам, по кочкам», «Воробей – воришка». А также стихи из книги А. Барто «Игрушки»: «Зайку бросила хозяйка», «Уронили мишку на пол», «Идет бычок, качается» и другие.

Я всегда старалась, чтобы мой ребенок видел меня с книгой, газетой или журналом. Когда моя дочь была совсем маленькой и не умела читать, она очень любила садиться в кресло, брать в руки газету и заявлять с важным видом: «Я читаю».

С трех с половиной лет мы начали учить буквы. Около пяти лет Юля начала читать самостоятельно. Почему-то из всего разнообразия книг, с красивыми и яркими иллюстрациями Юля, а теперь и Гриша, очень любят старенькую книгу сказок Корнея Чуковского, которую читала еще я в детстве. Есть у нас одна семейная традиция: при любых обстоятельствах, в любом месте я всегда читаю своим детям перед сном.

Моя Юля пошла в школу с шести лет. К этому времени она уже хорошо читала. Училась дочь всегда (сейчас она в 7 классе) очень хорошо.

В разные годы я старалась выписывать своему ребенку газеты и журналы: «Мурзилка», «Жили-были», «Трамвай», «Миша». На дни рождения и праздники в нашей семье заведено дарить книги. Сегодня среди любимых книг моей дочери - «Приключения Тома Сойера» М. Твена, «Гарри Поттер» Дж. Ролинг, «Милый Эп» Г. Михасенко, «Уроки французского» В. Распутина и др. книги.

Ожидая рождения второго ребенка, я решила начать работать над его развитием еще до появления малыша на свет. Я читала своему еще не родившемуся малышу сказки, рассказывала наизусть детские стишки и потешки, пела песенки.

С рождения приучала Гришу к книге и чтению, точно так же, как и Юлю. Сейчас Грише три года, он тоже очень любит книги. С рождения он не порвал ни одной книги, наоборот, он к ним относится нежно и трепетно.

Теперь уже Юля учит Гришу буквам, и я надеюсь, что мой сын тоже будет хорошо учиться. А также я верю, что мои дети вырастут добрыми, умными и хорошими людьми.

 

Юля Суханова, 13 лет

Книга в моем доме

Народная мудрость гласит: «Испокон века книга растит человека» и «Одна хорошая книга лучше многих сокровищ».

Наша семья любит читать, читать вместе, обсуждать прочитанное. У нас большая домашняя библиотека, в которой есть детские сказки, потешки и песенки, книги из серии «Библиотека мировой литературы для детей», классическая литература и книги современных авторов. Но есть одна книга – книга моей семьи, которую мы очень любим: это «Сказки» К. Чуковского. Эта книга уже «в возрасте». На свет она появилась раньше, чем моя мама, в 1970 году. Эти удивительные сказки были подарены маме в день ее рождения. Книга не могла не понравиться: большая, в красивой обложке и с красивыми иллюстрациями, хотя и с черно-белыми, и очень, очень интересная. Маму книга сопровождала все ее детство. Еще учась в школе, в начальных классах, мама принимала участие в конкурсе рисунков. Она нарисовала рисунок к сказке «Федорино горе» из своей любимой книжки. За участие в конкурсе был получен приз – забавный мягкий мишка. Даже став взрослой, мама бережно хранила и берегла полученную в день рождения и полюбившуюся книжку.

Я помню эту книгу с 3 лет. Мне очень нравилось, когда мама садилась рядом и читала мне про Муху-Цокотуху, крокодила, который проглотил солнце, Айболита и Бармалея и другие сказки. Нравилось мне и самой переворачивать большие страницы этой книги, рассматривать ее иллюстрации. Позднее я училась читать по этой книге. Читать сказки было для меня настоящим праздником. Мне нравилось, что во всех сказках хороший и добрый финал. Добро приносит радость. Я радовалась празднику Мухи-Цокотухи, была счастлива за всех зверей, вылеченных Айболитом. Когда я читала сказку про воробья, я радовалась победе воробья, ставила себя на его место, чувствовала себя храброй, способной выручить из беды взрослых. Полюбили книгу и мои подруги. Когда они приходили к нам домой, нам всем вместе нравилось рассматривать эту книгу, ее иллюстрации, а также вложенные в нее картинки, нарисованные и подписанные неумелой, детской маминой рукой. А еще мы любили ставить маленькие сценки по сказкам Чуковского. Совсем недавно в библиотечном кружке «Алые паруса», в школьной библиотеке, нам предложили провести для второклассников литературную игру по книгам детских писателей. И я подумала: «Маленькие читатели должны узнать и полюбить книги моего любимого автора». В класс ко второклассникам я пришла со своей книгой – книгой моей семьи.

Сегодня мой трехлетний брат Гриша с удовольствием слушает и рассматривает эту книгу. Когда он только научился говорить, ему очень нравилось петь со мной вместе песенку из сказки «Тараканище»: «Мы едем, едем, едем…» Сейчас он любит, когда мы вместе рисуем картинки для нашей любимой книжки. А недавно мы с братом и мамой, «лечили» нашу книгу. Мы с Гришей нарисовали новую обложку, а с мамой подклеили и прогладили листы.

«Сказки» Корнея Чуковского, выпущенные в 1970 году, - наша семейная реликвия. Есть у нас и современные издания этого автора, его мультфильмы на DVD-диске, но мы, почему-то любим читать именно эту книгу. И я думаю, ее будут с удовольствием читать и наши с братом дети. А мы постараемся сохранить ее для них.

Годы идут вперед, мы все больше времени проводим у телевизора и за компьютером, но все равно книги в нашей жизни имеют большое значение.

 

Предлагаем почитать

Эти книги расскажут родителям о возрастных особенностях детей, помогут приобщить их к чтению.

1. Архангельский А.Н. Ребенок читающий – и что уводит его от книги [Текст] : беседа с журналистом А.Н. Архангельским / записала Л. Осипова // Семья и школа. – 2000. - № 7-8. – С. 20-21.

Многие родители склоняются к мнению, что «ребенок читающий – редкий феномен». Конечно, по необходимости читают все дети, а приходит время других способов времяпровождения, интерес к книге угасает, сходит на нет.

Из этой статьи вы узнаете, что думает по этому поводу А.Н. Архангельский, литератор, один из ведущих журналистов газеты «Известия», автор пособия по русской литературе для старших классов и учебника по русской литературе для 10-х классов.

2. Киселев П.А. Как развить память ребенка [Текст] / П.А. Киселев. – СПб : Аквариум, 1996. - 400 с.

Книга содержит интересную информацию о свойствах памяти человека и механизмах ее работы.

3. Стрелкова Л.П.Уроки сказки [Текст] / Л.П. Стрелкова. – М. : Педагогика, 1989. – 128 с. : ил.

Данная книга - помощник родителям по нравственному и эмоциональному развитию дошкольников.

Слушая текст книги, построенной на материале сказок, ребенок анализирует его, решает этические задачи, усваивает нравственные нормы. Для совместного чтения родителей с детьми.

4. Ханхасаева И. Растет дочка, растет сын [Текст] / И. Ханхасаева. М. : Педагогика, 1991. – 240 с.

В книге мать четверых детей, журналист И. Ханхасаева рассказывает о том, в каком возрасте отдавать малыша в ясли и садик, что делать, если ребенок капризничает, как организовать игру, занятия с ребенком, как разрешить проблему «трудного возраста».

 

Эти книги я советую читать вашим детям с раннего возраста.

 

Произведения русского фольклора:

1. Песенки-потешки [Текст] / худож. Е. Скорлупская ; худ. ред. Н. Захаров. – М. : АСТ, 2005. – 18 с. : ил.

2. Потешки [Текст] / худож. Ю. Кравец ; худ. ред. О.А. Герасина. – М. : Астрель, 2006. – 10 с. : ил.

3. Радуга-дуга [Текст] : русские народные потешки / худож. Р. Котзарев, О. Савина ; худ. ред. О. Голенщева. – М. : Алтай, 2000. – 10 с. (Русские сказки).

4. Сорока-белобока [Текст] : русские народные песенки и потешки / худ. В.А. Жигарев. – М. : Фламинго, 2006. – 13 с. : ил.

 

Русские народные песни, потешки, прибаутки погружают детей в стихию родной речи, излучают добрую энергетику.

Дополнением к потешкам и песенкам являются русские народные сказки:

5. Гуси-лебеди [Текст] : сказка / худож. А. Савченко. – М. : Астрель, 2004. – 16 с. : ил.

6. Заюшкина избушка [Текст] : сказка / худож. А. Савченко. – М. : Астрель, 2004. – 18 с. : ил.

7. Колобок [Текст] : сказка / худож. В. Юдин. – М. : Астрель, 2005. – 14 с. : ил.

8. Курочка ряба [Текст]: сказка / худож. В.А. Жигарев. – М. : Фламинго, 2006. – 14 с. : ил.

9. Лисичка с лапотком [Текст] : сказка / худож. Ю.Н. Кравец ; ред. Е.Т. Рудакова. – М. : Астрель, 2006. – 10 с. : ил.

10. Репка [Текст] : сказка / худож. Н. Гриченкова. – М. : Фламинго, 2005. – 12 с. : ил.

11. Теремок [Текст] : сказка / худож. В. Юдин. – М. : Астрель, 2005. – 16 с. : ил.

 

Сказки русского народа, дают представление о справедливости, добре и зле, учат сочувствовать и сопереживать героям. Рассказывают о дружбе и взаимопомощи.

Легкие детские стихи:

12. Барто А. Игрушки [Текст] : стихи / А. Барто : рис. Е. Монина. – М. : Дет. лит., 1992. - 14 с. : ил.

13. Маршак С.Я. Детки в клетке [Текст] : стихи / С.Я. Маршак ; рис. Е. Чарушна. – М. : Дет.лит., 1989. – 28 с. : ил.

14. Маршак С.Я. Усатый полосатый [Текст] : стихи / С.Я. Маршак ; рис. Сутеева. – М. : РОСМЭН-ЛИГА, 1999. – 19 с. : ил.

 

Это короткие, легко запоминающиеся стихи, которые носят игровой характер и помогают эмоциональному развитию ребенка.