Детское творчество

Конкурс "САМАЯ ЧИТАЮЩАЯ СЕМЬЯ ПРИАНГАРЬЯ " 
(Конкурс приурочен к Всероссийскому Году семьи)

Награждены дипломом 
за творческий подход к привлечению ребенка к чтению

Светлана Геннадьевна Ткач
г. Братск

Опыт привлечения ребенка к чтению

Нашей семье всего два года. Но, несмотря на столь юный возраст, у нас есть свои победы.

Семья наша необычная. От неудачных первых браков у меня осталась дочь Настя, а у Виктора сын Дима, который жил у бабушки в Молдавии. В 2005 году мы забрали Диму в семью. И с согласия наших детей поженились.

Настя научилась читать в 4,5 года. Диме бабушка тоже с детства прививала любовь к книге. Сейчас дети успешно обучаются в 7 классе лицея № 1. У Анастасии тяга к гуманитарным наукам, а Диме больше нравится математика (в этом учебном году он занял 1 место в городской олимпиаде по математике среди учащихся 7 классов). В семье большое место уделяется чтению книг - художественных и научно-популярных. Домашняя библиотека, собранная моими родителями, регулярно пополняется. Мы постоянные читатели библиотеки семейного чтения им. Г. Михасенко. Ребята берут книги, журналы для подготовки к урокам, подбирают материал к рефератам, творческим работам. Я в силу своей работы часто обращаюсь в библиотеку при подготовке к урокам, внеклассным мероприятиям. Дома книги, взятые в библиотеке, рассматриваем, все вместе читаем, обсуждаем. Дети знают, что без чтения книг не будет развита речь, словарный запас, и они не получат хорошее образование. Мы с мужем считаем, что только на личном примере родителей ребенок будет тянуться к книге, к знаниям. Прививать любовь к книге, воспитывать интерес к чтению нужно с детства.

Все родители знают о пользе чтения, поэтому вполне естественна и законна их тревога, если ребенок не любит книги. «Что делать, чтобы ребенок полюбил чтение? – часто спрашивают они. – Мы покупаем много книг, а сын и не смотрит на них». Конечно, ошибаются те родители, которые считают, что только стоит купить книгу, как она сразу же понравится ребенку. Надо учить любить книгу. Почему кое-кто из детей, находчивый, сообразительный, любознательный в детстве, в годы отрочества становится безразличным к знаниям, инертным? Потому что он не умеет читать. Как быть, если ребенок не хочет и не любит читать. В этой неприятной ситуации советую найти хорошее, не раздражаться, не паниковать, что у подруги ребенок в 6 лет читает книги самостоятельно, а у вас в 8 не хочет. Все люди (и все дети) разные. Мне кажется, что своего ребенка лучше сравнивать не с соседским, а с самим собой.

Только честно: а вы много читаете? Сколько часов в день? Книги или только газеты и журналы? Имеет значение, даже когда читаете. Одна моя знакомая рассказывала, как ее спросила дочь восьми лет: «Мама, а что, ты не любишь читать?». Мать, журналист по образованию, была потрясена: «Конечно, люблю. Почему ты спрашиваешь?» - «Потому, что я никогда тебя не видела с книгой». «А я-то столько лет ночами работала, читала, писала, когда дочь спит, чтобы не тревожить ребенка», - сокрушается сейчас мама. Так как же воспитать ребенка-читателя в семье? Когда и с чего начинать?

Ребенок с детства должен видеть книги не на полке шкафа, а в руках у мамы и папы. И это намного важнее докучливых разговоров о пользе чтения, о том, что книга – друг человека. Только тогда появляется первый интерес к книге. Есть вещи, которых детям лучше не слышать и не знать: ваши споры с мужем, например. Но вот споры отца и матери по поводу прочитанной книги дети должны слышать обязательно. Неважно, что книги они не читали и не понимают существа дела: мама с папой относятся к книге серьезно, они спорят, вон даже поссорились, значит, что-то в этом есть, как бы прочитать? Наличие собственной библиотеки или просто полочки с книгами, возможность обменяться книгами с товарищами – все это вызывает подлинный интерес детей к книге. Первые книги моей дочери - книжки-игрушки, книжки особой конструкции, которые я не только читала вслух, но и в которые мы вместе с дочкой играли. Так у нас оживали игрушки (А. Барто). Мы придумывали клички зверятам, сочиняли разные истории. Следующие книги были сказки. Читала не только я Настеньке, но и дочка мне. Иногда я просила дочку, которая еще не знала ни одной буквы почитать мне. Настя с серьезным видом брала в руки книгу и, листая страницы, рассматривая рисунки, «читала» (рассказывая сказку). Очень важно при этом внимательно слушать, а не заниматься домашними делами, чтобы ребенок видел неподдельный интерес к его «чтению».

Иногда дети не любят читать потому, что их первые самостоятельные книжки были скучными, они не задели ни мысли, ни чувства ребенка, прошли мимо его сознания. Поэтому родителям надо быть особенно внимательными к подбору первых книг для самостоятельного чтения. Книги должны быть с яркими картинками, с интересной фабулой и небольшие по объему, чтобы ребенок смог быстро прочитать их. Если родители затрудняются в выборе книги, не знают, какую книгу купить, надо посоветоваться с воспитателем или библиотекарем.

Следя за чтением детей, надо обязательно стремиться к тому, чтобы книги были разнообразной тематики: сказки, рассказы о животных и растениях, приключения, рассказы о войне, о мирном труде взрослых и детей, о школе, о музыке, искусстве.

Подбирая книги, надо учитывать индивидуальные, возрастные особенности и интересы ребенка. Ребята, особенно мальчики, часто увлекаются только приключенческой литературой. Эта тяга к приключениям, острым, захватывающим сюжетам вполне естественна, но надо направить ее в нужное русло. Надо проследить, чтобы книги приключенческого жанра не были единственными в чтении ребенка, чтобы в их руки не попадали книги, предназначенные для взрослых.

Если ребенка особенно интересует жизнь растений и животных, новые машины, путешествия, следует подобрать книги, из которых он мог бы получить новые и интересные для него сведения.

Для того чтобы приучить детей самостоятельно читать, можно использовать следующий прием. Кто-нибудь из взрослых начинает читать ребенку вслух. На самом интересном месте чтение прекращается. Увлеченный событиями в книге и желанием узнать, что произойдет дальше с героями, ребенок в большинстве случаев продолжает читать самостоятельно. Позже взрослые должны обязательно спросить его, о чем он прочитал, похвалить за самостоятельность, выразить надежду, что теперь он будет всегда читать сам.

Можно рассказать ребенку хотя бы один, но самый занимательный эпизод из какого-либо рассказа. И ребенок обязательно спросит: «А что дальше?» В ответ надо дать книгу: «Вот, прочти. Здесь столько интересных историй!» Родители должны очень терпеливо, но неуклонно требовать от ребенка, чтобы он запоминал фамилию автора и название книги. Перед чтением бывает полезно спросить ребенка, какие книги этого писателя он уже читал. Надо стараться, чтобы дети рассказывали о прочитанном. Если на первых порах ребенок затрудняется рассказать о прочитанном, надо ему помочь с помощью вопросов.

Узнав, что такое рифма и как пишутся стихи, ребенок с удовольствием будет сам пробовать что-то написать, сочинить стихотворение. Но на первых порах нужно помочь подобрать нужные слова для рифмы. Первые стишки, написанные дочкой в 6 лет, были маленькие, 1-2 строчки. Но сколько радости было, когда уже готовое стихотворение было прочитано мамой и по телефону бабушке и дедушке. Сочиняли и вместе с дочкой стихотворение про кота, когда готовили нашего красавца Кешу на конкурс «Мисс и Мистер Мяу», проходившего в Доме культуры «Ангара».

Очень хорошо, если в семье практикуется совместное чтение вслух. Это сближает родителей и детей. Помогает лучше узнать ребят, понять их интересы и увлечения. Как читать вместе? Прежде всего, выбирается интересная и занимательная книга, чтобы дети с удовольствием ждали вечера. Читать вслух следует по очереди. Чтение вслух – полезная тренировка для детей, они привыкают читать громко, выразительно, четко. Продолжительность домашнего чтения – не больше 45 минут, чтобы оно не утомляло детей, не притупляло интереса к чтению. Хорошо, когда родители и дети делятся впечатлениями о прочитанном.

Большинство детей любит читать. Но сами выбрать книгу они не могут. Поэтому очень важно, чтобы взрослые следили за подбором книг для детского чтения. Некоторые родители ошибочно думают, что любое чтение полезно, а другие считают, что за чтением детей должны следить учитель и библиотекарь, и роль родителей в этом деле невелика. Действительно, и учитель, и библиотекарь следят за чтением детей, но не всегда они могут оградить от книг, предназначенных не для них. Только совместные усилия могут повлиять на правильное развитие детского чтения.

Для каждого детского возраста существуют рекомендательные списки литературы «Что читать детям». Они имеются в каждой школьной и районной библиотеке. В конце каждого учебного года список литературы для чтения летом выдается и моим детям. Мы в начале июня просматриваем список литературы, смотрим, какие произведения есть в домашней библиотеке, а какие нужно взять в городской библиотеке.

Составляем план на все лето, когда какую книгу нужно прочитать. По ходу чтения дети заполняют читательский дневник, в котором указывается, где взята книга (дом, библиотека, городская библиотека, у друга и т.д.), автор произведения, название, краткая аннотация, главные герои. Если произведение большое по объему, расписываем по главам. Обязательно в течение дня выделяется время для чтения: утром и вечером. Перед сном подводим итоги, кто сколько прочитал и что интересного запомнили и записали. Поэтому проблем в конце лета с чтением книг по списку не возникает. Как правило, все произведения, рекомендованные учителем, прочитываются. В течение учебного года читательский дневник очень помогает быстро найти это произведение и вспомнить о чем оно.

И конечно, невозможно воспитать любовь к книге без навыков культурного общения с ней. Надо приучать детей беречь книгу. Дети должны знать, что книгу нельзя бросать, рвать, загибать углы страниц, вырезать из нее картинки и страницы, рисовать в ней.

В нашей семье есть книга – семейный раритет – «Сказки, песни, загадки» Самуила Яковлевича Маршака, издательства «Детгиз» 1961 года. Эту книгу мне подарила бабушка, когда я пошла в школу. Мы очень бережно относимся к каждой книге, но эта книга особенная – мы ее так и называем - «бабушка» домашней библиотеки. По моему мнению, эта книга уникальна не только своим возрастом, но и тем, что в ней собрано очень много произведений этого автора. Я надеюсь, что это издание будет передаваться из поколения в поколение и читаться всей семьей.

Вспоминаются слова Сухомлинского о том, что можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, - невоспитанный человек, нравственный невежда. Ни один самый квалифицированный учитель не сможет сделать за год занятий с классом того, что должен и может сделать каждый родитель для своего ребенка, если он искренне заинтересован в его судьбе. Почему бы родителям не подумать о том, сколько трудностей в будущем снимут они с плеч детей и сколько радостей им откроете, если научите их читать и любить книгу.

 

Предлагаем почитать!

1. С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

Сорвал купец в заколдованном саду аленький цветочек, какого краше нет на белом свете, и за это он должен был послать чудищу лесному свою любимицу – младшую дочку.

2. З.Н. Александрова. «День начинается с чудес»

Стихи о том, как прекрасна наша Родина, ее поля, леса, реки.

3. А.Л. Барто. «Вовка – добрая душа»

Стихи про мальчика Вовку. Он забавляет малышей, жалеет похудевшую черепаху, помогает собаке малютке сторожить дом. Ведь Вовка – добрая душа.

4. А. Волков. «Волшебник изумрудного города».

Сказка о приключениях девочки Элли и ее друзей в волшебной стране, о верной дружбе, которая помогает преодолеть все опасности и трудности.

5. В.И. Воробьев. «Капризка»

Повесть-сказка о приключениях маленького сказочного человечка, который не давал покоя всему городу.

6. В.Ю. Драгунский. «Избранное. Рассказы».

Рассказы об удивительных и забавных историях, происходящих с веселым и любознательным мальчиком Дениской.

7. Р. Киплинг. «Маугли».

Необыкновенная история индийского мальчика, выросшего среди зверей.

8. Л. Кэрролл. «Приключения Алисы в стране чудес».

Необычное стало происходить с Алисой немедленно, как только она оказалась в подземной норе…

9. С.Я. Маршак. «Стихи для детей».

Каких только чудес нет в этой книге! Рассеянный с улицы Бассейной, здесь можно увидеть таксу Ваксу-Кляксу, игрушечный цирк и зверей из цирка, истории с мальчиками-близнецами.

10. В.В. Маяковский. «Кем быть?»

Стихотворение – рассуждение о том, что все профессии хороши и нужны.

11. С.В. Михалков. «Мы с приятелем вдвоем». «Дядя Степа».

Стихи, загадки, сказки о двух школьниках – товарищах, истории о высоком дяде Степе.

12. Н.Н. Носов. «Живая шляпа».

Веселый рассказ о живой шляпе. Она ползала по комнате, испугала ребят, и почему-то у нее оказался серый хвост.

13. В.А. Осеева. «Синие листья. «Волшебное слово»

Маленькие рассказы о ребятах. Вы узнаете, почему Лена нарисовала на дереве синие листья («Синие листья»), как важно быть вежливым («Волшебное слово»).

14. М.М. Пришвин. «Кладовая солнца».

Когда Настя и Митраша шли по болоту вместе. Небо над ними было ясное, без единого облачка. Но вот поссорились брат с сестрой, и сразу все изменилось.

15. А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке»

Понравилось старухе, что золотая рыбка исполняла все ее желания. Но в конце концов старуха осталась ни с чем.

16. Л.Н. Толстой. «Филиппок»

Рассказ о маленьком мальчике, который очень хотел учиться.

17. И.А. Туричин. «Крайний случай».

Повесть-сказка про солдата. На крайний случай дала мать сыну краюшку хлеба, провожая его на Великую Отечественную войну. И не трогал Иван материнский хлеб до самого Берлина.

18. К.Д. Ушинский. «Рассказы».

Однажды брат и сестра не пошли в школу, а отправились гулять в рощу. Там они увидели, что каждый обитатель леса занят своим делом.