Детское творчество

Конкурс "САМАЯ ЧИТАЮЩАЯ СЕМЬЯ ПРИАНГАРЬЯ" 
(Конкурс приурочен к Всероссийскому Году семьи)

1 место 

Лина Леонидовна Елисеева
г. Иркутск

Чтение в нашей семье

семья елисеевых, город иркутск

Что для нас книга? Если не сказать все, то уж точно очень многое! Ведь читая, мы не только с пользой для ума проводим дождливые вечера или любое другое свободное время, но и воспитываем детей, сближаемся, лучше узнаем друг друга и бесконечно открываем для себя что-то новое.

Конечно, чтение детских книг не дает закостенеть нам, взрослым. Вживаясь в образ молодых героев, мы живо вспоминаем себя в детстве, свои шалости, а их было немало. Это помогает хоть частично преодолеть извечную проблему непонимания отцов и детей. Сопереживая героям, обсуждая прочитанное, мы становимся ближе между собой, а это в семье самое важное.

Во-вторых, это педагогический аспект. Кто еще верит в пользу нудного чтения моралей? Лично я в этом давно разочаровалась. Только начни, у ребенка сразу образуется защитная непроницаемая броня, через которую ни одно слово, какое бы оно важное ни было, не дойдет. Какая там польза, наоборот, полное отчуждение. А вот с чтением книг все обстоит совсем иначе. Ведь каждый ребенок отождествляет себя с положительным героем, и если обнаруживается какое-то несоответствие, то человек сам начинает задумываться о причине, что во мне не так. И потом, по прочтении сказки можно узнать мнение малыша о поведении того или иного персонажа, ненавязчиво прокомментировать события и действия героев. Только так и личным примером, я считаю, можно привить правильное отношение к добру и злу. В современном мире, к сожалению, размыта грань между этими понятиями, отсюда вытекает масса психологических проблем, ведь человеку необходима ясность. Поэтому важно ребенку на примере книжных образов и характеров показывать, что есть добро, а что наоборот. Да и для себя мы каждый раз открываем что-нибудь новое в воспитательном плане. Мне часто кажется, что детские писатели даже в большей мере ориентируются на пап и мам, чем на своих маленьких читателей.

У многих возникает вопрос: а как приучить ребенка к чтению, если он сопротивляется руками и ногами? Мне кажется, тут важно начать именно с совместного чтения вслух. Недавно мы ездили с друзьями в Аршан, и там я предложила ребятишкам почитать «Искорки света» Бориса Ганаго. Интересно было понаблюдать за реакцией детей, в семьях которых не практикуется совместное чтение: они стали фыркать и смущаться, некоторые поспешили удрать, но когда мы с моими девочками уютно устроились на открытой веранде и начали читать, вскоре справа и слева к нам начали подсаживаться бывшие «фыркуны», и вскоре все дети, кто приехал с нами, затаив дыхание слушали рассказы, и потом даже не хотели расходиться, прочили почитать еще. Так что главное тут начать, но даже если ребенок не заинтересуется с первого раза, уж со второго ему точно понравится.

Как-то раз, года три назад, дети попросили меня придумать для них сказку. Сначала было мучительно трудно, казалось, было слышно, как «скрипят» мозги, когда я вымучивала своей первый «шедевр». Но дочкам все равно очень понравилось слушать мамины истории про принцесс. А дальше сказки стали складываться все легче, голова заработала, и теперь я даже удивляюсь своей бурной фантазии. А в результате не только развивается словесно-логический аппарат, что для меня, как для будущего юриста немаловажно, то самое главное – в глазах девочек появилось даже какое-то восхищение, я почувствовала, что стала для них авторитетом, а ведь это в наши дни дорогого стоит. Такой вот нехитрый способ заработать уважение собственных детей.

Что касается личного чтения ребятишек, то здесь все намного сложнее. Среди современных книг существует не только множество просто бесполезных изданий, но и масса откровенно вредного чтива. Старшая дочь уже вступает в сложный подростковый период и, разумеется, самостоятельно определяет круг чтения для себя. Хотя я и не одобряю ее пристрастия к детективному жанру, навязывать свой вкус я не могу. И тут стоит рассказать о роли библиотеки в нашей жизни. Мне очень приятно видеть, с каким вниманием и искренней любовью относятся в нашей библиотеке к моим детям. Ребятишки всегда бегут туда, как на праздник. Там и новинки покажут, и помогут с выбором книг, и просто встретят с таким радушием, что хочется приходить в библиотеку вновь и вновь. Так вот, возвращаясь к теме выбора детьми чтения, я хочу поблагодарить наших дорогих библиотекарей за помощь и подсказку, за то, что направляют внимание наших взрослеющих детей в нужное русло.

Я и сама с шести лет ходила в эту же библиотеку, и всегда чувствовала себя там как дома, благодаря доброму отношению к нам работающих там людей.

Конечно, не будь в нашей жизни библиотек, мы стали бы намного беднее во всех отношениях. Ни одна домашняя коллекция книг, при всем ее богатстве, не сможет принести столько пользы. Ведь детская библиотека – это не только прекрасная подборка книг, но и проведение интереснейших мероприятий: праздников, викторин, встреч с писателями, другими замечательными людьми и т.д.

Для меня посещение библиотеки стало источником вдохновения в самых разных областях. Именно там я нахожу для себя литературу, открывающую многогранность жизни, все новые и новые горизонты и в психологии, и в педагогике, и всевозможных творческих направлениях. Все назвать не получится, это был бы бесконечный список.

Так что же для нас чтение? Целый мир!!!