Детское творчество

Конкурс "ТРИ СИМВОЛА НА ФОНЕ ИСТОРИИ "

Специальный диплом 

МОЯ СЕМЬЯ – МОЯ ДЕРЖАВА

Халюев Юра, 14 лет,
д. Тонта, Ольхонского района

Кто оторвался от корней родимых,
тот будет к ним стремиться весь свой век.
***
Кто не почитает память своих предков и
не уважает старших, у тех нет будущего.

Семья составляет социальную и хозяйственную ячейку бурятского общества. Общество наших селян изначально было родовым, т.е. существовало деление на роды, родовые группы и племена. Каждый род вел свою родословную от одного предка (Удхур-Узуур). Люди рода были связаны тесными кровными узами.
Каждый улус состоял из нескольких улусов. Таких улусов у нас было очень много, но сейчас в некоторых местностях уже не живут. Основными занятиями была рыбалка, охота и скотоводство. И это форма ведения хозяйства дожила практически до начала ХХ века, передаваясь от одного поколения к другому. Прапрадед моей семьи с успехом охотился на нерпу, а сети плел из конского волоса. Нерпу в основном добывали в весеннее время (до апреля-мая). В этот период начинала подрастать вновь появившаяся особь, и она становилась главной добычей наших предков. Характерно то, что этот вид промысла, без каких-либо изменений, сохранился до сегодняшнего дня. Правда, вместо лука появилось огнестрельное оружие, а применение копья сохранилось до сих пор.
А моя бабушка Елена Степановна рассказывала, что начала работать с десяти лет. В 1940–1946 годах в Курме была в неводной бригаде. Всего в бригаде было 17 человек. С 1946–1950 годов работала в Улан-Харгане дояркой. Затем работала в сетевой бригаде, а в 1958 году рыболовецкая бригада распалась.

Легенды, предания и культовые обряды

История возникновения шаманизма до сих пор остается одной из главных для нашей семьи и рода. Мои предки во время молебна духам природы приносят мясо, молоко, архи (водка) и другие продукты.
У шамана Валентина Владимировича Хагдаева есть бубен и колотушка, этим он проводит молебен. В нашей деревне Тонта живут люди семи родов, и у каждого рода есть свой шаман. Я думаю, что шаман – это посредник между миром богов, духов и миром людей. Стать шаманом мог лишь тот, кто получал на это «соизволение свыше, человек, почувствовавший свое призвание».
Мой герб имеет в своей основе множество легенд и преданий, где первостепенное место занимает образ владыки Ольхона, который тесным образом связан с орлом и волком. В преданиях бурят орел выступает не только в качестве сына хозяина Ольхона, но и в роли первого шамана, передавшего людям свой сан для защиты от злых духов. 
Мои родители особо почитают обычаи и традиции семьи и рода. В правом верхнем углу я нарисовал Орла, а в левом – Олениху, внутри герба изображен головной убор. Во время молебна мужчины надевают изображенный мною головной убор, а женщины покрывают голову платком.


Свой герб я украсил орнаментом. Бурятский орнамент всегда обладал глубокой содержательностью, играл роль оберега, талисмана и благопожелания. В сложные или, наоборот, лаконичные узоры были включены пожелания здоровья, долгих лет жизни, многочисленного потомства, счастья и богатства. А вещи с такими узорами приносят в дом мир и удачу.
Чтобы украсить свой герб, я выбрал орнамент под названием «Узлы» - очень древний орнамент, символизирующий счастье, благополучие и долголетие. Этим благопожеланием украшают многие вещи, мебель, одежду. Это одно из буддийских жертвоприношений, которое означает непрерывные перевоплощения людей.
Герб включает пять цветов. Каждый цвет имеет свое значение.
Голубой цвет – отец цветов, вечное синее небо, верность, постоянство.
Желтый цвет имеет высшую ценность – это вечность, прочность, нетленность, величие, блеск, сияние. Солнце и власть приносит людям счастье и безопасность.
Красный цвет – радость, красота, огонь, тепло и свет, целительная сила, борьба и агрессивность.
Зеленый цвет – цвет травы и листьев, цвет земли. Это плодородие, бескорыстие, рост и неувядание.
Форма головного убора – похожа на небесный свод, поверхность юрты, очертания сопок и холмов.
Конусовидная форма напоминает контуры гор – обиталищ духов, хозяев божеств. Шапка наверху завершается серебряным навершием полусферической формы с красной бусиной, символизирующей солнце. Вниз струятся красные шелковые кисти. Это означает: «Пусть наша семья и род приумножаются, как лучи золотого солнца, пусть наша жизненная энергия не иссякает и развевается над нашей семьей».