а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш э ю я

Черных Ю. Е. / О жизни и творчестве

Непостижимая тайна таланта

Гулял молодой папа с дочкой где-то за городом. Благо, для Братска тех лет «за городом» – это было близко, рядом, пере¬шагнул железобетонный бордюр шоссе – вот и «за городом», в лесу, на поляне. Правда, на сей раз папа с дочкой ушли подаль¬ше и попали в район какой-то окрестной деревушки, ибо даль¬нейшая сцена не могла произойти в непосредственной близости от Братска, этой вечной строительной площадки.

А произошло вот что: папа увидел вдали, на лугу, пасущуюся живность. Сам удивлённый и обрадованный, отвыкший от таких видов, он подхватил дочку на руки, и состоялся примерно такой вот разговор:

— Дочка, смотри: кто там пасётся на лугу?

– Где?

— Во-он, подальше! Далеко-далеко!.. Ну, кто там пасётся? Подсказать?.. Ко...

– Козы?

– Нет, не козы! Ко…

– Кони?

– Нет, не кони!.. Ко…

– Коровы! 

– Правильно, коровы!

И молодой папа, а мы смеем уточнить – молодой поэт – понял, что не только наткнулся на тему для стихотворения, но и почти сочинил его. К вечеру нашлись и последние заключительные строчки...

В 1965 году стихотворение «Кто пасётся на лугу?» было опубликовано в многотиражке «Братскгэсстроя» «Огни Ангары». Спустя какие-то дни номер этот попал в Москву и каким-то чудом оказался на столе у Александры Пахмутовой, которую стихотворение вмиг очаровало. Вскоре родилась песенка, ставшая лауреатом международного конкурса детской песни в Софии, широко звучавшая по радио и послужившая основой для мультфильма. Так нежданно-негаданно родился детский поэт Юрий Черных. И с тех пор пошли, пошли стихи. С первых своих строк Черных оказался привязанным к миру детства, пошли стихи для всех детей, стихи всеобщего, так сказать, отцовства, ибо детский поэт – это всегда вселенский универсальный родитель-воспитатель...

С Юрием Черных произошла удивительная штука: у него не было периода ученичества, что так свойственно обычно начи¬нающим поэтам. Он сразу возник как уже сложившийся поэт. Поэт до сих пор помнит свои младенческие стихи:

По дороге быстро

Едет паровоз,

Он немецких фрицев

В армию повёз.

Это было летом

В самый жаркий день.

Паровоз нечаянно

Налетел на пень.

Паровоз подпрыгнул,

А потом упал.

Вывалились немцы,

За ними генерал.

Талант был, есть и вечно останется непостижимой тайной, ключом к которой владеет лишь сама природа. Поэт безупречно владеет стихотворной формой, и если уж наткнулся на удачную мысль, то, будьте уверены, стихи напишутся. Ему одинаково удачно удаются и короткие стихи, и подлиннее. Вот как он обыгрывает русскую народную поговорку «Без труда не вынешь и рыбку из пруда»:

Утка может без труда

Вынуть рыбку из пруда:

Шею в воду окунёт –

Вот тебе и окунёк!

Всего четыре строчки! А больше и не надо для этой крошеч¬ной мысли.

А вот целая поэма, с героями, с характерами, насквозь ска¬зочная и в то же время обыденно-реальная – «На Кудыкиной горе». На глазах маленького читателя развернулась целая драма, во всех деталях понятная ребёнку. Его рифмы всегда богато полнозвучны, что детям очень нравится. Своей чёткостью и ритмом стихи Юрия Черных напоминают ребячьи считалки, под них можно прыгать и маршировать.

У Черных нет пустых, описательных стихов, стихи его всегда конкретны. Есть живая сценка, сама по себе несущая чувство и мысль. Его стихи полны озорства, игры, забав. Это может быть игра ума, игра со словами родного языка. Вот, например, мини-атюрка «Колючая встреча»:

Ёжик ёжится у ёлки –

Укололся об иголки.

Ёлка ёжится, дрожа –

Укололась об ежа.

Вроде бы ничего особенного, пустячок, подумаешь – встреча двух колючих существ, но для ребёнка такие пустячки полны смысла и интереса, это расширяет его представление о мире, углубляет его. А вот игра с многозначностью слова «косой», целое стихотворение построено на одной рифме, но не кажется ни назойливым, ни скучным – «Встреча на косе»:

Шёл по берегу Косой

Травянистою косой.

Видит: девица с косой

Машет острою косой.

А в стихотворении «Волчьи пасти» не просто хи-хи да ха-ха, здесь сквозь непринуждённость и удальство так и брызжут искры мировой схватки добрых и злых сил, выраженных в понятных ребёнку обличьях. Это высокое искусство.

И ещё одно качество: его хочется без конца цитировать и цитировать. Это свойство большой поэзии. Ну просто невозможно не привести стихотворение «Хотите – проверьте», где в привычных, знакомых понятиях расширяются представления ребёнка о мире! Талант!

Хотите – поверьте,

Хотите – проверьте,

Но белки, однако, умеют летать.

Обычные белки летать не умеют,

Но белки-летяги умеют летать!

И, наконец, ещё одна миниатюра – «Встреча у катка»:

— Мужичок с ноготок,

Ты куда?

— На каток!

— А зачем?

— Покататься, вестимо!

— А на чём?

— На коньке.

На коньке-горбунке!

И степенно

Прошествовал мимо.

Очаровательная сценка, имеющая, кроме всего прочего, особый интерес. В ней поэт ненавязчиво подсказывает нам истоки своего творчества – русская классическая поэзия: Некрасов, Ершов – без прямого, разумеется, заимствования и подражания. Взят жизнеутверждающий дух нашей классики!

Красное знамя (г. Братск). – 1991. – 10 апр.