а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш э ю я
Звукозапись
Экранизация
Литературные вечера
Автограф

Стародумов В. П. / О жизни и творчестве

Василий Стародумов – поэт, сказочник, художник

Стародумов родился в 1908 г. в посёлке Иннокентьевском в семье слесаря-железнодорожника. Революцию переживал как праздник, потому что занятий в школе не было, ученики, сбросив портреты Романовых, украшавшие стены классных комнат, нацепили на себя красные банты и маршировали по улицам, пели «Варшавянку» и «Марсельезу». Именно тогда Вася написал своё первое стихотворение, за что получил от учителя русского языка и литературы награду — книжку Льва Толстого «Где любовь, там и Бог».

Железнодорожную школу-семилетку Василий окончил в 1925 году, поступил чернорабочим в вагонное депо, стал нештатным сотрудником газеты «Власть труда» (ныне «Восточно-Сибирская правда»). В 1929-1931 гг. служил в армии, в железнодорожном полку, печатал свои стихи в армейской газете «Тревога». Демобилизовавшись, работал актёром в иркутском ТРАМе, затем художником и руководителем драмкружка на строившемся авиационном заводе. С появлением на заводе газетымного­тиражки состоял ответственным секретарём этого печатного издания до ухода на пенсию в 1968 г.

Впервые Вася Стародумов обнародовал своё стихотворение в газете Новосибирска «Сибирский гудок» 24 января 1926 года. А потом печатался во всех местных литературных журналах: в «Новой Сибири», в «Будущей Сибири», в «Ударнике», в альманахе «Стремительные годы», в «Перевале», в областных и центральных газетах. В феврале 1935 г. он принимал участие как делегат в работе первой конференции советских писателей Восточной Сибири.

Стихи Василий Пантелеймонович писал легко, быстро, играючи, но на вполне профессиональном уровне. У меня на даче в беседке висит его экспромт по поводу нашего семейного торжества. Весьма художественное произведение с такой, например, строфой:

Здесь ветки кедров долу никнут,
а от рябин в глазах рябит,
и зреет бисером брусника,
лоснятся шляпками грибы.

Художественная проза давалась Пантелеймоновичу значительно труднее, сказывалась, по-видимому, спешная журналистская работа, которая приучает к обеднённому языку. 35 лет корпел Стародумов над историческим романом о революции в Сибири, но ни местное, ни новосибирское, ни одно из столичных издательств не соглашалось напечатать его. Предлагали услуги по доработке, напрашивались в соавторство, но Вася с гневом отверг такие предложения как оскорбительные.

В большую литературу Стародумов прорвался своими «байкальскими» сказками. Жанр этот весьма специфичен, сказочник должен быть по натуре своей взрослым ребёнком. Первая книжка с однойединственной сказкой «Омулёвая бочка» вышла в Новосибирске в 1968 году, когда автору исполнилось 60 лет. Вторая — в 1970 году в Улан-Удэ. И только в 1975 году была пробита брешь в родном Иркутске...

Материалом для сказок Стародумова послужили легенды из бурятского фольклора, а также причудливые собственные фантазии. Иллюстрации к изданным сказкам автор делал сам. Это ещё одна грань его талантливой натуры. Известный иркутский художник Конев писал 25 мая 1969 года в «Восточно-Сибирской правде»: «Своеобразно и интересно работает график Василий Стародумов».

Все стены стародумовской квартиры при его жизни были разрисованы картинами на сюжеты байкальс­ких сказок: горные винторогие козлы, олени, медведи, волшебные существа, духи гор — на сказочно-прекрасном фоне грозного Байкала, яркого щедрого солнца, грандиозных утёсов и деревьев-великанов. Приходишь, бывало, к нему в гости и сразу попадаешь в особенную благостную атмосферу, в храм искусства, где и книги со стеллажей, и картины со стен, и изящные статуэтки, эстампы на столах — всё говорит о красоте, о вечном, о нетленном...

С огромным запозданием Иркутское отделение Союза писателей признало, наконец, Стародумыча, как мы, друзья, его любовно называли, за своего коллегу и предложило членство в Союзе. Но Василий просто отмахнулся от такого лестного предложения: если вся жизнь позади, зачем эти корочки?

Изредка я встречал «партийного» Стародумова в Знаменском соборе, доводилось мне видеть его молящимся. А однажды, получив достопамятный ваучер от государства, Василий Пантелеймонович поручил мне передать его настоятелю Михаило-Архангельского храма отцу Каллинику в дар на нужды прихода.

Настоятель мне велел спросить у Стародумова, давно ли он исповедовался и причащался, и напомнить доброхоту об обязанностях христианина регулярно выполнять этот важный обряд. Пантелеймонович в ответ буднично пробормотал: «Да как-то при нэпе ещё».

— Вася опомнись! Ты что это такое говоришь? — возопил я. — Нэп-то был в 20-х годах, а сейчас девяностые!

— Вот-вот, правильно, в 20-х годах, — невозмутимо подтвердил Василий. — В тридцатом церкви закрыли, а потом как-то отошли мы от этого. Отлучили нас от Бога.

Вот так, в отлучении от Бога и от литературной славы прошла жизнь неординарного человека. Впрочем, Стародумов о славе и почестях не мечтал, они ему были не нужны, он просто хотел донести до читателя своё слово, веря, что оно принесёт пользу. Признание пришло. Детской библиотеке, что при заводском ДК, присвоили имя Василия Стародумова. Там же расположился попечением заведующей Р.К. Чувашовой му­зей Стародумова.

Василий Пантелеймонович умер 13 июля 1996 года, на 89-м году жизни. Смерть его была естественной, закономерной, как приход ночи после многотрудного дня. И нам остаётся только с благодарным чувством вспо­минать этого достойного человека, великого труженика, широкоталант­ливого самородка.

Василий ШЕЛЕХОВ

Прощай, Байкал!
Душа тобой полна.
На сердце след
от красоты суровой.
И знаю я, что мне
до встречи новой
Скучать придётся
по твоим волнам.

 

Прощай, Байкал!
Седеет голова,
Вдали белеет парус,
точно лебедь.
Неповторимы
вод лазурь и неба,
рёв сармы,
и баргузина вал.

Прощай, Байкал!
Печален чайки крик.
Оделись в синь
береговые дали.
Надолго ль их
я нынче покидаю,
вернусь ли к ним,
ведь я уже старик?

Прощай, Байкал!
Любимый мой, прощай!
Твои близки мне
беды и обида.
И то, что здесь
мне довелось увидеть
– Кипит во мне
и плещет через край!

Василий Стародумов