Трофимов М. Е. / О жизни и творчестве
«В час ночной звезды...»
Впервые с творчеством одного из самых самобытных современных поэтов России Михаила Трофимова я познакомилась лет десять назад благодаря всероссийскому журналу «Наш Современник», на страницах которого была опубликована подборка поэтов Иркутской области. Особенно запомнились стихи одного автора, фамилия которого, впрочем, весьма смутно зафиксировалась в памяти. Фамилия была простая русская, а журнал надо было срочно вернуть в библиотеку. Наскоро переписав стихи, забыла об авторе. Потом на встречах с коллегами и читателями с удовольствием цитировала стихи в подтверждение того, что в русской глубинке живёт настоящая русская поэзия. «Тёща с чёрта лыко драла, а потом ко мне пристала...» и другие. Эти стихи, как правило, вызывали оживление публики, сразу ободрявшейся и откликавшейся на родное и созвучное душе. Цитируя стихи, я не утруждала себя озвучиванием фамилии автора, говоря лишь, что автор проживает в Сибири, в Иркутске... То «первое пришествие» стихов Трофимова пришлось на непростой период моей жизни. И я благодарна, что эти стихи очень помогли мне сознанием того, что поэтическое «безнадёжное» в современной России дело – не так уж безнадёжно, коли есть такие поэты и такие стихи!.. Потом, конечно, ко мне приходили другие талантливые стихи других талантливых поэтов, но неподражаемо самобытные строчки поэта-иркутянина глубоко поселились в душе, словно ждали следующей встречи...
И эта встреча случилась. Спустя почти десяток лет, когда я, приехав в Иркутск на прекрасный литературный праздник «Сияние России», познакомилась в числе других писателей с поэтом Михаилом Трофимовым. И всё бы ничего до тех пор, пока не услышала, как Трофимов читает свои стихи на одном из совместных выступлений в Иркутске. Холодок узнавания пробежал по душе... Ну наконец-то я сподобилась узнать, чтобы уже запомнить точно и навсегда, имя автора! Так вот ты какой, Михаил Трофимов! Простой на вид мужичок, похожий то ли на вещего волхва из Берендеева царства, то ли на доброго лешего. В общении скромный, даже застенчивый, но выходит читать свои стихи на сцену и – волшебным образом эта застенчивость превращается в такое обаяние, в такую поистине детскую непосредственность, что публика сразу впадает в восхищение. Да уж, выступать с Михаилом Трофимовым на одной сцене непросто! Непросто конкурировать с его простотой! Это я поняла тогда, в Иркутске. А ещё поняла: то, что я когда-то не удосужилась запомнить фамилию Трофимова, будучи захвачена его стихами, вовсе не досадное недоразумение, но – глубинная закономерность. Так мы не помним авторов истинно народных стихов. Словно это забвение авторского имени и есть высшая степень признания, когда мы почитаем стихи, написанные вполне определённым автором, народными. Второе, «иркутское пришествие» стихов Михаила Трофимова в мою жизнь было пронизано знобко согревающим душу октябрьским байкальским ветром.
«Я байкальску воду пил
Леденистую,
Я байкалку полюбил
Лебедистую.
А байкалка полюбила
Море-озеро,
Сердце парня признобила –
Заморозила.
Во кедровом во бору
Мы встречалися,
Во берёзовом лесу
Мы влюблялися.
Как в байкалочку влюбиться
Посмел я тогда,
Знает девка да брусница –
Крепка ягода.
Много ягодок опало –
Много вынесли,
Там, где ножками ступала,
Маки выросли.
А потом следочки скрылись
Под порошею –
Словно мне во сне приснилась
Расхорошая.
Я байкальску воду пил
Леденистую,
Я байкалку полюбил
Лебедистую».
А вот «третье пришествие» Михаила Трофимова в мою жизнь стало тобольско-омским. Главный редактор Антологии «Тобольск и Вся Сибирь» Фонда «Возрождение Тобольска», выдающийся поэт-сибиряк Юрий Перминов, проживающий в Омске, предложил мне стать редактором готовящегося Фондом издания избранных произведений Трофимова. Издания, которое, как я теперь уже могу сказать предметно и конкретно, будет прекрасным подарком читателям. Издания, которым прибудет настоящая литература России в тот непростой период, когда настоящему поэту, далёкому от коммерческих полиграфических перекрёстков, так трудно «попасть в переплёт». Зная уровень – художественный, полиграфический и т. д. – издаваемых Фондом «Возрождение Тобольска» книг, можно смело сказать, что «переплёт» будет достойный. «И золотое содержанье книг, // Нуждается в застёжках золотых», – сказал классик Средневековья во времена, когда книги ещё имели таковые застёжки. А содержание этой книги Трофимова – и есть золото, «золото народное».
О том, что Трофимов – самобытнейший талантливейший поэт, я знала давно. А вот о том, насколько он разножанровый автор, узнала благодаря редакторской работе с рукописью этой книги. Это издание, собственно, и призвано представить Михаила Трофимова во всём многообразии его литературной палитры – стихотворения, поэмы, детские стихи, пьесы, прозаические произведения, сказы о земле и природе сибирской... Уточнение, что речь в данном случае о палитре литературной, неслучайно! Потому что Михаил Трофимов не только выдающийся современный русский словотворец-словохранитель. Он ещё и самобытный народный мастер – творец глиняной игрушки. Этот талант у него, скажем так, попутный, но без него портрет Михаила Трофимова был бы, наверное, неполон. Вот как высказался в стихах по сему поводу поэт Евгений Семичев:
«Под церковной гулкой крышей,
Обустроясь на ночлег,
Спит поэт Трофимов Миша –
Кроткий Божий человек.
Он обрёл в церковной келье
Тёплый райский уголок.
А когда встаёт с постели –
Задевает потолок.
На башке отметин много
Потолочный свод творит.
“То отметины от Бога”, –
Миша скромно говорит.
Он о славе не мечтает.
Он с Рубцовым был знаком.
А когда стихи читает –
Подступает к горлу ком.
В приходской воскресной школе
Миша учит детвору
По небесной Божьей воле
Милосердью и добру.
Лепит Божий раб Трофимов,
Как Господь лепил людей,
Лучезарных херувимов
И крылатых лошадей.
А однажды утром рано,
Упрекая мою спесь,
Подарил он мне барана,
Чтобы знал я, кто я есть.
Тот баран из глины рыжей
На столе моём стоит.
И моим сознаньем движет –
Зазнаваться не велит».
Если бы спросили, а каков он, по-вашему, истинный народный русский поэт, я сразу бы вспомнила Михаила Трофимова. Такой вот – немного не от мира сего человек, открытый и в то же время настороженный. Не горлан-главарь! Не трибун-оппозиционер! Не путает сыновью любовь к России с публицистическим обличением несовершенной, по определению, земной власти, хотя уж кто-кто, а Михаил Трофимов власть предержащими не заласкан! Практически всё, что написано Трофимовым, настолько плоть от плоти и кровь от крови русского народа, русского духа, русской речи, что с полным на то основанием можно считать патриотическими и гражданскими любые его даже сугубо лирические стихотворения, поэмы, сказы. Даже те, где слово «Россия» и не упоминается в помине!
«У меня сидела на коленях,
А была ещё совсем ребенком.
Вечерами жгли в печи поленья,
И огонь плясал в её глазёнках.
А метель за окнами металась
И Ягою-ба-бой завывала...
Милая так крепко прижималась –
Сказок страшных насказал немало.
А теперь, наверно, всё забыла,
Выросла красавицей соседка,
И скажи ей, что такое было, –
Смехом брызнет, как росою с ветки».
Атмосферой русской сказки пронизано всё, что создано Трофимовым в литературе. Мы все, читатели и писатели России, так стосковались сегодня по нашим сказкам, так устали от навязываемых нам в подавляющем большинстве масс-медиа чужеземных фантосмагорий... Стосковались по «преданьям старины глубокой», которые на поверку оказываются современнее современности. Стосковались по родной, побеленной бабушкой, печи-матушке. По вкусу испечённых в этой печи пирогов. Вкус этих пирогов и тепло этой печи не забудет тот, у кого они были! Русская сказка живёт в творениях Трофимова – добрая, светлая, таинственная в своей непостижимой сакральности. За внешней пасторальностью нет-нет да и откроются такие космические бездны, что вся хвалёная античность с её бессмертными, пережившими тысячелетия, трагедиями кажется почти мелочью... Но порой, как в русской сказке: чем дальше – тем страшнее! Потому что это – сказка, где ещё и бабушка жива, и печь топится, и пироги пекутся, и сказки сказываются... А наяву бабушка давно умерла, печку сломали и растащили по кирпичику, а звучавшие на печке сказки неприкаянно разлетелись на все четыре стороны. И ты, изгнанный из этого русского рая, стоишь один-одинёшенек на ветрах не ласковой эпохи. Однако – нет, ты не один и ты не одинок! С тобою, русским человеком, стихи и сказы Михаила Трофимова.
«Остров был весною белый –
От берёзок в дым седой.
Он горел под осень спелый –
Весь червонно-золотой.
Плыли мы к нему, играя,
И по солнечной мели,
Как изгнанники из рая,
Взявшись за руки, брели.
Княженику брала милая
У берега речного:
Из горсти меня кормила,
Будто лебедя ручного.
Губы мазала мне соком,
А потом их целовала...
И над нами так высоко
Ночь ромашки колыхала.
Не взглянул, не догадался
Захмелела голова, –
А над нами наклонялся
Белокрыльник – змей-трава.
Светлый остров – яром глина,
Струй лучистых благодать...
Ой, дивчина Катерина,
Где теперь тебя искать?».
К моменту «третьего пришествия» Михаила Трофимова в мою жизнь пришёлся очередной мой творческий кризис, из которого я никак не могла выплыть... В том, видимо, и чудо животворящей русской речи, что после знакомства примерно с половиной довольно объёмистой рукописи Трофимова я вдруг ощутила, что в душе запульсировали смутные обрывки собственных строчек, ещё очень робкие, но уже имеющие шанс вырасти в стихи.
«Где встречался, где расстался,
Может, вербу мне обнять?
Только голос твой остался
В голых сучьях зимовать.
Вместе с ветром и со снегом,
Позвонцами изо льда,
Он смеётся синим смехом –
Вдруг заплачет иногда.
Рад услышать смех твой звонкий
Средь заснеженного дня...
Ненадёжная девчонка,
Вспоминаешь ли меня?..».
Строка, поэзия... Они и есть ненадёжные, по сути, «девчонки»! За то, наверное, и беззаветно любима поэтами поэзия, что в любой момент вольна бросить своего избранника на произвол судьбы. И что тогда делать, зачем и как тогда жить? Обращаясь к поэтам России, могу сказать: «Друзья, если вас вдруг покинуло вдохновение, почитайте Михаила Трофимова. Испейте родниковой воды его народной образной речи. И ваша душа оживёт и заговорит!»…
«Под заветною сосной
Скоро снег растает...
Повстречалися весной –
Осенью расстались.
Отпустили птиц моих
На четыре стороны:
Улетели – соловьи,
Налетели – вороны.
Торопливый первый снег
Позамёл следы...
Приходи ко мне во сне
В час ночной звезды».
В творчестве Михаила Трофимова есть столь редкое, буквально точечно встречаемое в современной литературе России, то самое «удесятерённое чувство жизни», о котором говорил ещё Блок. Говорил как о верной примете настоящей литературы, которая призвана помочь человеку совершить, говоря по-современному, «квантовый скачок» от тьмы уныния к свету надежды, веры и любви. Среди нынешнего моря разливанного «патриотических стихов» со стенаниями о «погибели земли русской», после которых (и так-то невесело на душе!) и вовсе порой хочется повеситься – по счастью, есть такие редкие поэты и писатели, как Михаил Трофимов. Он будит и укрепляет в душе читателя эту самую «жажду жизни», это самое «удесятерённое чувство» любви к жизни, к миру, к людям... Любви и веры, которые существуют вопреки неизбежным несовершенствам земного мироздания! В Писании уныние не зря названо едва ли не самым страшным грехом. Чтение Михаила Трофимова – отличное «противоядие» от греха уныния!
«А радости приходят сами.
Хлеб чёрный с молоком жую.
Под облаками, под лесами,
Под красным солнышком живу.
Пусть душу выстудили ветры
И псы облаяли меня –
Я буду юным, буду светлым,
Девчат улыбкою маня.
Ромашку росную пригубить:
Склоню колени – не сорву…
И землю жаворонок любит,
И с песней падает в траву».
Энергия молодости, доверчивость детства, свет и доброта просто лучатся из трофимовских строчек! Почитайте своим детям и внукам детские стихи Михаила Трофимова, чтобы наши русские дети с ранних лет прониклись красотой природной русской речи. Пусть наши дети растут, читая таких писателей, как Михаил Трофимов, у которого мы, читатели, в каждом возрасте найдём что-то очень важное для себя – нынешних, прошлых и будущих.