а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш э ю я

Жилкина Е. В. / Литературные вечера

"Повинуясь только звуку..."

 Библиотекарю

Настоящий материал о творчестве иркутских поэтов и прозаика, давно утвердивших свои имена в сибирской литературе, - Елены Викторовны Жилкиной, Василия Васильевича Козлова, Владимира Борисовича Жемчужникова, творческому миру которых соответствует поразительной силы эпиграф: "Ведь это все русские поэты не на вчера, не на сегодня, а навсегда". 
Эти слова Осипа Мандельштама объясняют причину, по которой творчество писателей разного возраста, разных поколений мы объединили в одну беседу.
По творчеству этих  авторов предлагаем провести литературно-поэтический вечер для старшеклассников "Повинуясь только звуку". Оформление может быть следующим: столы - домашние, уютные, покрытые скатертями, приглушенный свет настольных ламп. На каждом столе - портрет писателя, поэта, томики его произведений. Настольная лампа освещает поочередно портрет того поэта или прозаика, о котором идет речь. Ведущая располагается в кресле, чтецы - за столиками.
Прилагаемые краткие биографии писателей могут быть использованы для дополнительных сведений в процессе подготовки к мероприятию.

КРАТКИЕ БИОГРАФИИ

Елена Викторовна Жилкина родилась 27 декабря 1902 года в Иркутске. В 1931 году окончила Иркутский университет и до 1943 года работала учителем. Позднее она - сотрудник областных газет "Восточно-Сибирская правда" и "Советская молодежь". Первые стихи опубликованы в 1925 году, а в 30-е годы поэтесса сотрудничала в журналах "Сибирские огни", "Будущая Сибирь" и альманахах "Переплав" и "Стремительные годы". Во время Отечественной войны Жилкина читала свои произведения в госпиталях, школах, колхозах, на шахтах.
Стихотворения разных лет вышли в сборниках: "Верность" (19431.), "Сердце не забывает" (1958), "Парус" (1963), "Сентябрь" (19661.), "Островки"( 1969г.), "Родные ветры" (1977г.) и "После вьюги" (1980г.). Эти сборники выпустило Восточно-Сибирское книжное издательство. В 1976 г. в издательстве "Современник" вышел сборник "Пора листопада".
Василий Васильевич Козлов родился 5 июля 1947 года в Читинской области на станции Оловянной. Затем переехал в Усолье-Сибирское. Отсюда он ушёл на солдатскую службу, где в армейской газете опубликовал свои первые стихи.
В 1970 году Василий Козлов поступил на филологический факультет ИГУ, работал корреспондентом газеты "Ангарские огни".
В 1975 году вышла первая книга стихов "Уроки доброты", через четыре года - сборник стихов "Есть у меня на свете брат".
С 1980 года Василий Козлов - член Союза писателей России. С 1982 по 1985 годы руководил областным литературным объединением. С 1986 года и по настоящее время Козлов является главным редактором печатного органа Иркутского отделения Союза писателей России альманаха "Сибирь". Помимо самого журнала издательство издает альманах "Иркутская старина" (Василий Козлов известен как один из защитников исчезающей иркутской старины). Общественная его активность, занятость работой с авторами при-вели к тому, что творчество отошло для него на второй план. Только спустя десятилетие после выхода последней книги В.В.Козлов подготовил новый сборник, который в настоящее время еще не вышел из печати.
Владимир Борисович Жемчужников родился 22 августа 1937 года на станции Кузино Свердловской области. В 1967 году, закончив философский факультет МГУ, по распределению как журналист приехал в Иркутск. Сна-чала работал на телевидении, затем перешёл в редакцию газеты "Советская молодежь", где его назначили сотрудником отдела комсомольской жизни, которым заведовал А.Вампилов. В качестве сценариста-документалиста со-трудничал с киностудиями Иркутска, Свердловска, Москвы.
В 60-е и 70-е годы Владимир Жемчужников выступает на страницах газет и журналов с очерками о строителях, геологах, охотниках. Он и сам пять месяцев работал проводником охотоведов, помогал ловить и кольцевать белок. В результате многолетних наблюдений и раздумий писателя о взаимоотношениях человека и природы появился большой сборник-эссе "Байкальская история"( 1995г.).
Его художественная проза вырастает из публицистики и сливается с ией. "0сень на двоих" (1967г.), "Мужчина в доме" (1972г.), "Чистые кедрачи" (1973г.) - первые книги прозаика. Не остались незамеченными московской критикой книги "Белая лайка"( 1980г.), "Нечаянный интерес" (19871.). В 1975г. В.Б.Жемчужников стал членом Союза писателей России. В 1984 г. был принят в Союз кинематографистов.

ПОВИНУЯСЬ ТОЛЬКО ЗВУКУ

Негромко звучит музыка.
Ведущий: 1997 год юбилейный для двух поэтов - Елены Жилкииой (95 лет), Василия Козлова (50 .лет) и прозаика Владимира Жемчужникова (60 лет).
Елене Викторовне Жилкиной в декабре исполнилось бы 95 лег. Она не дожила до своего юбилея всего два месяца...
Поэтесса была моложе уходящего 20 века всего на 2 года. Несмотря на то, что книг ее нет на прилавках магазинов, объяснять, кто такая Елена Жилкина, нет необходимости. Разве что юному поколению иркутян, мало знающему сибирскую поэзию. Читатели постарше помнят "иркутскую Ахматову". Это сейчас такое сравнение лестно, а в то время Елена Викторовна за сравнение с великой поэтессой осталась без работы и прак-тически без средств к существованию: ее уволили из газеты и отказали в квартире. Вспоминает дочь Елены Жилкиной - Татьяна.
Чтец: Помню, взяла меня мама за руку и мы пошли по набережной Ангары. Нашли маленькую комнату возле коммунальной кухни в бывшей прачечной генерал-губернаторского дома. Половину этой комнаты занимала русская печка, зимой на окнах нарастал куржак. В этой комнате бывали Булат Окуджава, Юрий Левитанский, Алексей Межиров и др.
Ведущий: Трудно было жить Елене Жилкиной, трудно было жить ее стихам - как бы сговорившись, от них отказались журналы,  газеты, радио... Может быть, тогда пришло доверие к деревьям, птицам. Может быть, тогда она научилась у них беззаботности, задумалась о всепрощении...
Чтец:  

Мне досталось немного,
Груз взяла по плечу –
Никакого итога 
Подводить не хочу... 
Не забуду лихого 
У прошедших годов, 
Не запомню плохого 
У друзей, 
У врагов.
Колесила по свету, 
Знала горечь и грусть. 
Никого я за это 
Винить не берусь.

Ведущий: И все же в те трудные времена были у позтессы и солнце, и радость, и часы вдохновения. И тянулась ее рука к перу именно в тот главный час вдохновения.
Чтец

О, как мы безоглядно тратим годы,
Разглядывая что-то впереди:
Как будто вот окончатся дожди
И мы дождемся солнечной погоды. 
А время будет также течь и течь, 
И так нужна нам будет счастья кроха, 
Мы часто расстается с ней без вздоха, 
Не научившись малое беречь.
Все мимо, мимо:
И дела и сны,
Нам недосуг в них разобраться толком. 
Но вот однажды в нашей жизни долгой 
Приходит час, 
И нет ему цены.

Ведущий: Здесь Елена Викторовна Жилкина говорит о бесценном часе вдохновения, о том счастливейшем мгновении жизни, когда, по точному замечанию Пушкина, душа расположена "к живейшему принятию впечатлений и соображений понятий, следственно, и объяснению оных".
Этот бесценный час зачеркивает все суетное, второстепенное: мелочи быта, ненужные споры, глупые обиды; это бесценное мгновение возвращает молодость, открывает истинное я, затягивает старые раны. Забыла ли Елена Викторовна незаслуженные обвинения?

Чтец

...Всю боль, притихшую пока,
Вернет, разбередит, поднимет 
Крутая, как прибой, строка. 
Она ударит в сердце прямо, 
И память поведет она... ... 
… Как пусто. 
Лишь растет упрямо 
Из отчуждения стена. 
Как холодно и безразлично 
Предательства замкнулся круг, 
И кто-то из друзей привычно 
Уж не протягивает рук.
Каким несправедливым ветром 
Нас разбросало всех тогда? 
Летят воспоминанья дымом 
По ветру времени скользя, 
Но горестно непоправимы 
Меня предавшие друзья.

Ведущий: Жилкиной хотелось бы многое исправить, но если возможно придумать солнце (помните ее строки: "Если не будет солнца - выдумаю его"?), устремиться вслед за поездом, самолетом, то никак не возможно исправить предавших - они "горестно непоправимы". Как много живет в том, единственном на всю строфу, эпитете - "горестно", как много здесь боли!...
Она долго и прекрасно жила своей выдумкой, в главные часы своей жизни верила, будто лучшие ее друзья - реки и деревья, дороги и птицы, но "беспощадный свет воспоминаний" возвращал на те улицы, где было одиноко, в те дома, где жили чужие, и бессилие перед этим светом стало человече-ским бессилием перед жизнью, окатило строки соленым раствором грусти:
Чтец

А я не ветер,  
Не река,  
Я - человек.
Наделена угрюмым постоянством,  
Мучениями,  
временем,
пространством, 
Любовью
Со смешным названием
"Навек",  
Привычками, 
Мне данными в наследство.

Ведущий: У любви Елены Жилкиной смешное название - "навек". Стилистически это звучит не столь благозвучно, как хотелось бы, но есть в нем ощущение правды.
Любовные строки Жилкиной - это записки красивому человеку, которые он не обязательно прочтет, а прочитав, ничем не ответит. Человек этот не только красив, но и добр. Добр не настолько, насколько бы это хотелось нам, но настолько, чтобы обрадовать ее: он дарил ей случайные встречи, а она, не-сказанно радуясь этой малости, отвечала ему стихами, а вместе с ними - единственным рассветом, незабываемым закатом, удивительным всепрощением.

Чтец:   

Не буду говорить о новой встрече
И ничего на память не возьму, 
Я руки положу тебе на плечи, 
По-женски на прощанье обниму. 
Я за тобою не закрою двери 
И не усядусь грустно у огня. 
Неизмеримо больше, чем потерн, 
Все то, что остается у меня.

Ведущий: В любовной лирике Жилкиной много тепла, веры в чудеса и ожидание чуда. Этой своей верой она поддержала многих в трудную минуту. Александр Вампилов величал ее своей литературной мамой. Ее учениками называли себя Валентин Распутин и Марк Сергеев, Владимир Жемчужников... И пусть в нашей памяти Елена Викторовна останется такой - "ожидающей чуда".
Ведущий: Пятидесятилетний юбилей летом 1997 года отметил поэт Василий Козлов.
Он родился в 1947 году, но тяжесть быта послевоенных лет сделала свое дело - оставила явный след в душе и потому со временем он  заявил: "На вопросы, когда я родился, отвечаю: родился в войну!!!".
Его не свойственная молодости сдержанность, скупость в подборе красок, стремление к афористической законченности подтверждали: да, он из войны - из вечеров, скупо освещенных керосиновой лампой.
Чтец

Мы приносили в кухню стулья У печки ужин подождать. 
А мама, над столом сутулясь, 
Хлеб начинала нарезать. 
Нож увязал, как в пластелнне, 
В непропеченном кирпиче, 
Да так, что вижу я доныне 
Усталость в мамином плече. 
Тот хлеб, нарезанный на доли, 
Мы молча брали со стола. 
Не помню, был ли сахар в доме, 
А соль, немного, но была. 
И я следил завороженно, 
Как сыплет братова рука 
Микроскопические зерна 
По кромке черного куска.

Ведущий: Он из войны, когда "донашивали старье",  когда чай "подслащивали" солью и он казался сладким...". Он весь пропитан бедой конца сороковых годов, которая пронзительно звучит в стихах.
Чтец:  

Тополя серебрились у дома,
Воробьи копошились вокруг... 
Я не знал, что звучит незнакомо 
Всем понятный за стенкою стук. 
Там сосед к костылю приникает, 
Как к прикладу, до боли в висках, 
Он к такому себе привыкает 
И не может привыкнуть никак. 
Я не знал, что жестокую жалость 
Убивает вчерашний солдат. 
Я не знал, что война продолжалась,
Отметелив два года назад...

Ведущий: И до сих пор "Память болью полна:
В каждом крохотном сердце
Полыхала война..."
Жизни Василий Козлов учился не по книжкам, а брал уроки у самой жизни. Со временем эти уроки он назвал "уроками доброты".
Чтец:  

В рудничной поселковой простоте,
Чтоб мне с дороги жизненной не сбиться, 
Меня учила мама доброте, 
Как ремеслу, что в жизни пригодится, 
Мне вечерами старшая сестра 
Некрасова и Пушкина читала. 
Из книг всходила радуга добра, 
Под потолком искрилась и сверкала.
Мой брат меня поступками учил:
Он первым понял мамины заботы 
И первую получку получил, 
Четырнадцати лет пойдя работать. 
Нет. Я не забывал уроки те. 
Не понимаю, как могло случиться, 
Что все меня учили доброте, 
А я у жизни злости научился. 
Я злой на книги - брат их мало знал. 
Злой на себя - и я виновен в этом. 
Я злой на то, что другом сволочь звал, 
А друга потерял и не заметил. 
Но, кажется, однажды я прочту 
Ту книгу, где откроется причина, 
Как мне вернуть былую доброту, 
Которой меня мама научила....

Ведущий: Первая книжка поэта так и называется "Уроки доброты".
Вышедшая спустя 5 лет новая книга "Есть у меня на свете брат..." в главном - продолжение предыдущей.
Василий Козлов отдает предпочтение детали - "я замечал, проходит долгий срок, но в памяти детали остаются". Нередко его детали чисто бытовые, они подобраны и расставлены предельно разумно, скорее по законам прозы, нежели поэзии.
В стихотворении "Зимний период" он подробно описывает и извилис-тый переулок к двухэтажному дому, и застольную беседу с Казимирычем - "о породе, о русском народе и о ценах на соболей". Но пересказать его стихи не-возможно. Как много они при этом теряют! Исчезает главное - интонация! А ведь она согревающая, доверительная.

Чтец

Стою к окну вполоборота.
Чуть раздражен исходом дня.
Смотрю в окно и вижу: кто-то 
Оттуда смотри на меня. 
Снежинок пестрое круженье, 
Возникшее в тени лица, 
Слегка туманит отражение, 
Не заслоняя до конца. 
Закрыл глаза - оно исчезло, 
Сгорело, выцвело, ушло. 
Глаза открыл - оно воскресло 
И вновь мерцает сквозь стекло...

Чтец: Стихи, написанные Василием Козловым в разное время, воспринимаются, прежде всего, как выражение прямоты и открытости позиций поэта. Он убеждает нас в том, что мир прекрасен явлениями малыми, но вечными, непреходящими - тем, что "возле сваленной осины комар, попавший в переплет, на грампластинке паутины прощальным дискантом поет", а "жаворонка высота притягивает, как магнит".
В бесхитростной прямоте и естественности поэтических строк автор признается:
Чтец

Ничего мне от жизни не надо. 
Ничего, кроме жизни самой. 
Кроме солнечных дней листопада, 
Кроме ливней над спящей землей, 
Кроме дымки над речкой предзимней, 
Кроме солнечной дали сквозной, 
Кроме вечной звезды над Россией 
И невечной звезды надо мной.

Ведущий: Спустя десятилетие после выхода последней книги Василий Васильевич Козлов подготовил новый сборник. Скоро он выйдет в печати. Муза поэта продолжает вести его к новым творческим высотам:
Чтец

Я шел извилистой тропою, 
Порой не знал, куда идти. 
Пока дорогой столбовою 
Не обернулись все пути.

Ведущий: Виктор Астафьев сказал о Владимире Жемчужникове - "... тонкий лирик..." Так сказать о прозаике, значит дать ему высокую оценку. Лиризм пронизывает все творчество Жемчужникова.
Чтец: "Дом мой байкальский стоит на юре, на высоте полета чаек. Каждое лето живу здесь у самого чистого моря. Живу и тихо радуюсь, что отыскал на большой земле свой уголок, пристанище души...".
Ведущий: Владимир Борисович Жемчужников родился 22 августа 1937 года в Свердловской области. По окончании МГУ, как журналист, приехал в Иркутск. Работал на телевидении, затем в редакции "Советской молодежи", где в то время работал Александр Вампилов. С драматургом Жемчужникова связывало многое:
Чтец: "Начать хотя бы с элементарной "биографической совместимос-ти": поселковое детство, трагическое отсутствие отца, трое детей на руках од-ной матери в военное время. Мы родились в один год, Саня был старше меня всего на три дня..."
Ведущий: Они дружили...
Накануне 60-летия писателя Иркутский ТЮЗ поставил его незабываемую историю про Александра Вампилова "Дорогой Саша", у которого тоже мог бы быть в этом году 60-летний юбилей.
Художественная проза Владимира Жемчужникова - "Осень на двоих", "Мужчина в доме", "Чистые кедрачи" - благодарно приняты читателями. Нравственный максимализм, чистота чувств, чистота отношений, свойствен-ные так называемой "молодежной" прозе 60-х годов - присутствуют в произ-ведениях Жемчужникова. Но, отдавая дань "канонам" молодежной прозы, автор ищет и свои пути.
Его художественная проза выросла из публицистики. Многие произведе-ния Владимира Жемчужникова посвящены проблеме "Человек – цивилизация - природа", ставшей в конце 20 века глобальной, жизненно важной для всего человечества.
Чтец: "Блудные сыновья природы, мы все больней и боязней ощущаем, сколь неосмотрительно отдалились от своей прародительницы...".
Ведущий: Сам же писатель наяву наблюдал взаимоотношения человека и природы, работая проводником охотоведов, кольцуя белок и занимаясь охот-ничьим промыслом.
Самые проникновенные слова - о тайге, о Байкале, об Ангаре.
Чтец: "Батюшка Байкал, как бог человека, сотворил Ангару по образу и подобию своему. Вне всякого сомнения, у лучшего на свете озера единствен-ная дочь была под стать ему - лучшая на свете река...
...Это и подарок судьбы, и лучшее украшение города - точно голубая лента через плечо..."
Ведущий: Вся жизнь и творчество Жемчужникова - это неравнодушие к проблемам Байкала, любовь к краю, где он прожил свою созидательную жизнь и настолько сроднился с ним, что роднее земли для него уже нет...
Чтец: "Бывает, сидишь над Байкалом - поденка-метлячок перед ликом вечности, - замрешь, весь зрение и слух, и твердишь про себя, как молитву: Продлитесь, годы мои, продлитесь. Чтобы я мог долго-долго и на рассвете, и в полдень, и на закате видеть эту нерукотворную, непреходящую красоту".
Ведущий: Нужно ли делать заключение?
На мой взгляд, оно ни к чему: стихи и проза, которые явились поводом для этой беседы, ожидают не заключения, а продолжения - они действительно могут быть в главном своем продолжены или неожиданно перечеркнуть но-выми открытиями их авторов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Произведения Елены Жилкиной

  1. Жилкина Е.В. Островок: стихи. - Иркутск: Вост.-Сиб.кн. изд-во, 1969. -63с.
  2. Жилкина Е.В. Пора листопада: Стихи.- М.Современник, 1976.- 82 с.
  3. Жилкина Е.В. После вьюги; стихи. - Иркутск: Восг.-Сиб-кн.изд-во, 1980.-77с.
  4. Жилкина Е.В. Земные дай: стихи. - Иркутск: Восг.-Сиб. кн. изд-во, 1982.-128с.

О ней

  1. Е.В.Жилкина. // Литературная Сибирь: биобиблиографический словарь пи-сателей Восточной Сибири. Вып.2. - Иркутск: Вост.-Сиб-кн.изд-во, 1988.-С.32-34.
  2. Иоффе С. Поэзии высокий ветер //Сов. молодежь. 1976. 2 июня.
  3. Кузнецова Л. Открытый разговор //Вост.-Сиб.правда. 1976. 18 июля.
  4. Поэт и его книга: о сб. "После вьюги" //Сов. молодежь. 1980. 24 апр.
  5. Я живу ожиданием чуда // Кобенков А. Путь неизбежный: книга литера-турных эссе. - Иркутск: Вост.-Сиб. кн.изд-во, 1983. - С.32-39.

Произведения В. Козлова

  1. Козлов В. Стихотворения. - Иркутск: Вост.-Сиб.кн.изд-во,1985. - 80с.
  2. Козлов В. Есть у меня на свете брат: Стихи. - Иркутск:Вост.-Сиб.кн.изд-во,1979.-80с.
  3. Козлов В. Уроки доброты: Стихи. -Иркутск: Вост.-Сиб-кн-изд-во, 1975.-33с.

О нем

  1. Житов К. Стихи не пишутся - случаются: к 50-летию В.Козлова // Восг.-Сиб.правда. 1997. 5 июля.
  2. Кобенков А. Путь неизбежный: кн-лит.эссе, посвященных творчеству сибир-ских поэтов. - Иркутск: Вост.-Сиб.кн. изд-во, 1983. - С. 153-155.
  3. Козлов В.В. (50 лет) //Приангарье: годы, события, люди. - Иркутск, 1996. -С.23-25.
  4. Тендитник Л. "Снега в России хороши..." / о поэтическом сборнике "Есть у меня на свете брат". - Иркутск: Вост.-Сиб.кн. изд-во, 1979/// Вост.-Сиб.правда.1979. 27сент.

Произведения В. Жемчужникова

  1. Байкальская история: книга-эссе.- Иркутск: Иэд-во "Папирус", 1995. -320с. илл.
  2. Печальный интерес: повести, очерки. - М.Современник, 1987. - 223с. -(Новинки "Современника").
  3. 3Белая лайка: Повести. - М.Современник, 1981 - 320с.
  4. Мужчина в доме: М.: Повесть. - Иркутск: Вост.-Сиб. кн.нзд-во, 1972.-136с.

О нем

  1. Жемчужников В.Б. // Писатели Восточной Сибири: биобнблиогр. указ. - Иркутск, 1983. С.68-69.
  2. Жемчужников В.Б. (60 лет со дня рождения) // Приангарье: годы, события, люди. - Иркутск, 1996.-С.29-32.
  3. Смирнов С. Чистые кедрачи Владимира Жемчужникова: / о прозе и публи-цистике иркутского писателя В. Жемчужникова //Сибирь. 1982. №3. С.87-93.
  4. Астафьев В. Белая тишина // Астафьев В. Посох памяти. - М., 1980.- С. 288-290.
  5. Шугаева Э. Вторая книга: (о повести В.Жемчужникова "Мужчина к до-ме")// Вост.- Сиб. правда. 1973. 29 марта.