а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш э ю я

Бунтовская С. Н. / Литературные вечера

Инсценировка сказки Софьи Бунтовской
«Весенняя клумба»

Ведущий: Наконец-то кончилось время холодов и настало долгожданное тепло. Весело пели птицы, жизнерадостно жужжали мухи, а бабочки кружились в воздухе, точно ожившие сказочные цветки.

Каждое утро леший Кеша ходит на свой любимый лесной пригорок, потому что на нём раньше, чем в других местах леса, растаял снег, и первая зелень появилась раньше. Ещё с осени посеял Леший семена разных растений на своём пригорке, с нетерпеньем ждал весны, мечтая полюбоваться на первые яркие цветы.

Вот и сегодня Леший с первыми лучами солнца пришёл на свою клумбу, где среди молодой травки жёлтыми огоньками горели цветочки примулы, золотились цветочки адониса, раскрывались пушистые бутончики прострела.

Леший (ходит вокруг клумбы): Красота! Красотища! Дайте-ка я на вас полюбуюсь. Чудо-сад! Чудо!

Ведущий: Но долго наслаждаться прекрасным зрелищем ему не пришлось. Перед хозяином леса появилась вдруг делегация из нескольких муравьёв. Муравьи были изрядно разгневаны, и от них густо пахло муравьиной кислотой.

Леший: Что случилось, мои маленькие друзья?

Муравей (серьёзным голосом): Приветствуем тебя, Владыка леса! Мы просим тебя срочно принять меры. Медведь снова разрушил наш муравейник. Ты знаешь зловредный характер этого увальня. Уже сил никаких нет бороться с ним! Только ты, дедушка Леший, можешь повлиять. Поговори с ним, а мы уж в долгу не останемся.

Леший (вздыхает): Э-эх! Ну почему вас с косолапым мир никак не берёт? 

(Леший с сожалением оторвался от цветущей клумбы и отправился разыскивать в лесу Медведя.) 

Ведущий: Как всегда Леший выбрал правильное направление и отыскал косолапого быстро. Медведь разгребал огромный муравейник и не спеша лакомился его обитателями. Муравьи в панике метались, обрызгивая всё вокруг муравьиной кислотой.

Медведь (причмокивая): М-муравьиная кислота… вкусно, полезно… Мне нравится..

Леший (строго): Ты что это опять делаешь, паршивец?

Медведь (удивившись): Как что? Витаминизируюсь. После зимы силы восстанавливаю. Сам бы попробовал столько спать, – небось, не только муравьёв глотать бы начал. Что поделаешь – природа…

Леший (передразнивая): Природа… Погляди на муравейник, Михалыч! Ты ж его совсем разрушил! Как я тебя учил? Если уж совсем не можешь без муравьёв обойтись, так ты хотя бы с краешка разрой. Эх ты!

Медведь (разглядывая последствия своей деятельности): Да… немного перестарался. Извини, увлёкся…

Леший: Увлёкся… (покачал головой). И не стыдно?

Медведь: Стыдно. Ты прости, Леший. Я больше не буду. (Вздыхая, уходит в лес.)

Ведущий: Леший, как мог, успокоил муравьёв и побежал обратно к своему пригорку. Ему не терпелось понаблюдать за своими цветами, как они поворачивают свои головки вслед за солнцем… Каково же было его удивление, когда на пригорке он не увидел ни одного цветочка. Вся его клумба была вытоптана, точно по ней промчался табун лошадей. Леший потерянно разглядывал то, что осталось от его весёлых друзей. 
(Подошёл Медведь.) 

Медведь: Ух ты… Это не я, дедушка Леший…Здесь были люди… Небось ещё смеялись, какие у них красивые букеты получились. Вот намять бы им бока!

Леший: Зачем им красивые букеты? Чтобы они через несколько дней превратились в… никому не нужный мусор.

Медведь: Пойдём отсюда, дедушка Леший… Я тебе помогу новую клумбу посадить! (Уходят.)

Ведущий: Леший придумал заклинание. Он обошёл все цветы в лесу и каждому прочёл его. В этом заклинании нет никакого секрета. Даже наоборот. Придите в лес, склонитесь над любым понравившимся вам цветочком и очень внимательно прислушайтесь. Слышите?

Голос за сценой: Не губи меня, человек!
Ведь и так мой недолог век.
Без корней не прожить и дня…
Не срывай, пощади меня!

(Закончить мероприятие можно чтением стихов о цветах.) 

Стихи писателей Приангарья о цветах

Чтец (1):

Одуванчик, он какой?
Он, как солнышко, живой!
Хорошенько посмотри –
Он же светится внутри.
Весь из солнечных лучей,
Из малюсеньких свечей.
Жёлтый-жёлтый, как цыплёнок,
А доверчив как ребёнок.
Я его топтать не стану –
Обойду кругом поляну.

(Г. Байнякшина)

Чтец (2):

Посмотри, какое чудо!
– Чудо, чудо, ты откуда?
На зелёном стебельке,
С колокольчиком в руке?
Ты стоишь у кромки снежной,
Стебелёк прозрачный, нежный!
Снег лежит у самых ног –
Ты простудишь стебелёк!
– Нет, я снега не пугаюсь,
Я подснежник называюсь.
Из-под снега вышел я.
Колыбелька там моя.
Там я спал зимою белой,
Пока солнце не пригрело
Эти снежные края,
И от сна проснулся я.
Вот стою у кромки снежной,
Под лазурью безмятежной,
Колокольчиком звеню,
Лето красное маню.

(Т. Вершинина)

Чтец (3):

На солнечной полянке,
Как огоньки легки,
Костром пылают ярким
Волшебники жарки!
Они встречают лето,
Хвалу ему поют,
Своим горящим цветом
В честь лета залп дают:
– Салют тебе! Салют!

(Т. Вершинина)

Чтец (4):

Фиолетовым цветом подснежник цветёт,
Пух, как снег, на коротеньких ножках.
Удивительно просто: тепла он не ждёт,
Ему надо лишь солнца немножко.

Вызывает и радость и жалость
Этот первый весенний цветок.
Или это зима задержалась?
Иль весна наступила не в срок?

(А. Лисица)

Чтец (5):

Голубые незабудки
На полянке –
там и тут.
Их совсем не ради шутки
Незабудками зовут.

Потому их так назвали,
Чтоб от родины вдали
Мы с тобой не забывали
Красоту родной земли.

(Н. Ярославцев)

Чтец (6):

В берёзовой пыли
Клубками вьются мошки.
На славу расцвели
Кукушкины сапожки!

Цветам не долго жить –
Зной опалит их снова,
Кукушкам не носить
Волшебную обнову.

И так из года в год,
Из века в век ведётся:
Кто гнёзд своих не вьёт,
Тот босым остаётся.

Из радуг свит наш дом!
Отчизна в ясных росах!
Цветы, цветы кругом
И звень кукушек босых.

Ку-ку, ку-ку, ку-ку… 
Повсюду раздаётся,
И лето к роднику припало –
Не напьётся.

Счастливая идёшь
По солнечной дорожке
И бережно несёшь
Кукушкины сапожки.

(А. Горбунов)

Использованная литература

Бромлей, Н. Добрый день : рассказы сказки, стихи / Н. Бромлей. – Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во. – 1977. – 112 с.
Книга природы : рассказы. – М. : Дет. лит., 1990. – С. 137–139. – (Библ. сер.).
Самый большой сад ирисов // Иркутская область. Книга рекордов: ежегодное информ.-попул. издание. – Иркутск : Солярис, 2005. – 112 с. : цв. ил.
Симонова Л. П. Экологическое образование в начальной школе : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. П. Симонова. – М. : Академия, 2000. – 160 с.
Сказки народов Сибири / сост. Г. А. Смирнова. – Красноярск : Витал, 1992. – 208 с.
Агеева, С. Весенняя клумба : сказка / С. Агеева // Вост.-Сиб. путь. – 2004. – 28 мая. – С. 6.
Быченко, Т. М. Удивительные тайны байкальских орхидей / Т. М. Быченко // Волна. – 2000. – № 2. – С. 62–65.
Власова, Н. А. Красная книга растений / Н. А. Власова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2008. – № 7. – С. 63–65.
Пятунина, С. Ирис / С. Пятунина, Н. Ключникова // Свирель. – 2006. – С. 20-21.
Цветик-семицветик // Весёлые уроки. – 2004. – № 7. – С. 16–17.