Детские писатели: Байбородин Анатолий Григорьевич - биография
а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш э ю я

Байбородин
Анатолий
Григорьевич
(р. 1950)

О жизни  деревни писали многие писатели. Среди них Виктор Астафьев, Василий Белов, Валентин Распутин. Опыт этих писателей не ушел в прошлое, а продолжает питать творчество новых поколений. Живой пример тому – книги иркутского прозаика Анатолия Байбородина, детство которого прошло в деревне.
«Мне повезло, вырос я в глухомани, за триста верст от города и «чугунки», среди диких и вольных забайкальских степей, лесов, озер и рек. Отец мой несколько лет лесничил, и жили мы на таежном  кордоне, в вершине речки Уды, где я пас коров. Степи, озера, река и тайга развили мечтательность, напоили слово своими таинственными голосами, чудными красками, волнующими душу запахами», - так пишет о своем детстве Анатолий Байбородин.
Родился Анатолий Байбородин 24 марта 1950 года в забайкальском селе Сосновоозерск в большой крестьянской семье.
Мать - из семейских (старообрядцев) Забайкалья, отец – коренной сибиряк. Детей в семье было восемь. Анатолий был у матери поздним, и потому мать жалела его больше всех. Учился он в сельской школе. По вечерам при тихом, уютном и ласковом свете лампы слушал потешные байки (сказки, побасенки) и бывальщины про леших и водяных и просто житейские случаи, которые ведали отец и мужики. «А вокруг меня и во мне звучал живой, мудрый и украсный русский народный говор, который я уже как мог выражал в своих повестях и рассказах». После окончания сельской школы Анатолий работал в молодежных и районных газетах Восточной Сибири. В 1977 году окончил филологический факультет Иркутского государственного университета (отделение журналистики),  работал в областных газетах, преподавал русскую литературу в средних учебных заведениях. С начала девяностых годов – преподаватель Иркутского госуниверситета. 
Первый рассказ «Двое на озере» был опубликован в 1979 году в «Литературной России» с предисловием Валентина Распутина.
Для маленьких читателей им написана байка (сказка) «Косопят – борода до пят». Начинается, как все сказки: «В добром царстве, русском государстве, жили-были дед да баба у самого леса глухого. Деда звали Савраска, бабу – Малахайка. Жили они поживали и добра наживали. И нажили под старость лет двух чадушек – Оленушку да Машеньку…» Прочитайте сказку до конца. Очень интересно!
Для читателей постарше им написаны повести: «Синым-синё», «Воля», «Хлебушко», «Домовушечко» и другие. Повести объединяет образ Ванюшки Краснобаева – подростка, затем студента и журналиста. Имея живую душу, он не может приспособиться к казенщине редакционных буден, но не может и противостоять этой рутине. Сомнения, горечь, ощущение непоправимых утрат лежат у него в глубине сердца. Но, несмотря ни на что, в нем легко и незаметно берет верх внимание к людям, к их боли, к падениям и к их всетерпению. Рассказы у Байбородина нежные, искренние, родниковой чистоты.
В рассказах и повестях Анатолия Байбородина нет пустой породы, слова сверкают как золотники, промытые родниковой водой. Каждая прочитанная вещь врезается в память, его ни с кем не спутаешь. Вот отрывок из рассказа «Синым-синё».
«Мать весело подмигивает Ванюшке и присматривается к голубичнику, половчее, как будто с подойником к вымени коровы Майки, потом начинает брать, разгоняясь и разгоняясь руками, замысловато кружа ими, точно привораживая и, ластясь, приманивает ягоду к пальцам. Ванюшке, зачарованно следящему за материными руками, так и кажется, так и видится, что ягода голубыми струйками течет сквозь мельтешащие материны пальцы – течет и течет прямо в ведро, где уже бугрится у самых ведерных полосок; и вся она чистенькая, без единого листочка, голубенькая, в сизоватом туманце». 
Народные приметы, поговорки, пословицы щедро рассыпаны на страницах его произведений – хоть в горсть собирай!
Лирические рассказы о природе, сельской жизни, о любви печатались в коллективных сборниках, выходили в столичных и сибирских изданиях, за рубежом – Германии и Чехословакии.
Член Союза писателей России (1986),
Анатолий Байбородин один из самых глубоких сибирских писателей, тех, кто досконально знает деревню, её быт и духовную культуру.
Писателю удалось приблизить к нам прошлое сибирской деревни, правдиво и талантливо выписать ту эпоху, в которой росли и мужали его литературные герои.                             Пьеса «Косопят – борода до пят» была поставлена в Иркутском городском театре народной драмы в 2003 году, пьеса «Птицы черные, птицы белые» поставлена в Иркутском областном кукольном театре в 2005 году.                    

Анатолий Байбородин – лауреат Всероссийских литературных премий «Литературная Россия» (1979), «Традиция» (1995), «Отчий дом» (1999), Областной премии имени святителя Иннокентия Иркутского (1997), Всероссийского литературного конкурса имени В. Шукшина (1999). Лауреат премии губернатора Иркутской области (2002); Лауреат премии журнала «Сибирь» имени Зверева (2007); Лауреат Большой литературной премии России (2007); Лауреат премии губернатора Иркутской области за достижения в искусстве и культуре (2011) – за издание альманаха «Иркутский Кремль» (совместно с настоятелем Михаило-Архангельского Харлампиевского храма г. Иркутска Евгением Старцевым); Лауреат премии губернатора Иркутской области за достижения в искусстве и культуре (2012) – за создание цикла литературных произведений, посвящённых памяти поэта Геннадия Гайды (в составе творческого коллектива); Лауреат Международного литературного конкурса премии имени П. П. Ершова за книгу «Небесная тропа. Сибирские сказы» (2017). Награждён почётным дипломом III Международного конкурса детской и юношеской художественной и научно-популярной литературы имени Алексея Николаевича Толстого за повесть «Детство Ивана Краснобаева» (2009). Анатолий Байбородин стал победителем первой Национальной литературной премии имени В. Г. Распутина за создание сборника рассказов «Деревенский бунт» (2018).