а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш э ю я

Скиф
Владимир
Петрович
(р. 1945)

ИЗ АВТОБИОГРАФИИ

Я родился в год Победы в небольшом посёлке Куйтун Иркутской области 17 февраля 1945 года. В мире шла Великая Отечественная война, и наши войска уже подходили к Берлину. Мой отец Смирнов Пётр Алексеевич и дядя Пётр Прокопьевич Скоринкин воевали на фронте, защищая и спасая могучую русскую цивилизацию. Дядя погиб, а отец вернулся, и после нас, четверых детей – Клавы, Валентины, Виталия и меня, появились в семье ещё брат Анатолий и сёстры Галина, Ольга и Светлана. Всего нас у отца с матерью – восемь.

Мы, российские мальчишки, наверно, незримо присутствовали рядом со своими мужественными отцами на долгой, страшной, изнурительной войне, как об этом точно и пронзительно написал московский поэт Николай Дмитриев:

Я вместе с батькой выполз, выжил,
А то в каких бы был мирах,
Когда бы снайпер батьку выждал
В чехословацких клеверах.

То, что мой отец воевал, всё пережитое им: горечь поражений и радость выстраданной Победы – всё это в генах передалось и мне. Ведь не случайно в своих произведениях я много раз обращался и обращаюсь к кровоточащей и суровой теме войны:

Я наделён уменьем – успевать:
Была война, я вовремя родился,
В традиционной зыбке очутился,
Чтоб бессердечно к матери взывать.

Что было или не было со мной,
Не помню я, но знаю – это было!
Была война... Страну ещё знобило,
Но пахло невоенною весной.

(«Стихи, написанные в день тридцатилетия Победы»)

Или вот в другом стихотворении, посвящённом подвигу молодых лейтенантов Ивана и Петра, я снова всматриваюсь в те далёкие военные годы и пытаюсь правдиво, осязаемо рассказать о войне:

...Когда врасплох ударил пулемёт,
Отец мой из-за бруствера вгляделся
В зарытый, скрытый на высотке дот
И проворчал: – На Бога не надейся!

Со смертоносной связкою гранат
Отец пополз, испытывая долю.
И друг его – такой же лейтенант –
За ним, рискуя, двинулся по полю.

Они ползли к фашисту прямиком,
А ложка из отцовского кармана
Торчала и внимательным глазком
Смотрела на Петра и на Ивана.

(«Ложка»)

В послевоенное время мы жили сначала в Куйтуне, а затем переехали на станцию Харик, где отец был репрессирован, осуждён на 15 лет, но после смерти Сталина в 1954 году – освобождён. Моя мама Смирнова Надежда Прокопьевна воспитывала семерых, а когда вернулся отец, восьмерых детей и занималась домашним хозяйством. Отец Смирнов Пётр Алексеевич всю жизнь стряпал хлеб, кормил сельчан вкусными свежими калачами и булками. До сих пор в Куйтуне, Харике и посёлке Лермонтовском помнят отцовский хлеб:

Отец мой пекарь, а не пахарь,
Живёт в обители мучной,
Там загустевшим квасом пахнет
И в будний день и в выходной.

В большом ларе гудит опара,
Закваска млеет на печи.
Отец мой обладает даром
Печь булки, плюшки, калачи.

(«В пекарне»)

В 1959 году я закончил семь классов Лермонтовской, в то время семилетней, школы и поступил в Тулунское педагогическое училище. В жизни мне всегда везло на хороших людей и преподавателей в особенности. Классным руководителем у нас был замечательный художник, бывший фронтовик, разведчик Сергей Георгиевич Жигалин, которому я посвятил следующие строки:

Мы рисовали чучело бекаса,
Тяжёлую керамику и хлеб –
Художники графического класса,
Которым было по пятнадцать лет.

Мы постигали формы совершенство,
Искали блики и полутона...
Какое наслажденье и блаженство,
Когда рисуешь церковь из окна.

Учитель наш... Он радовался цвету,
Учил любить соборы, старину
И проводил внеклассную беседу
О «Галерее Дрездена» в войну.

Я помню ту пожухлую бумагу...
Стучит мелок и сапоги скрипят,
И на груди медали «За отвагу»
У нашего учителя звенят.

(«Уроки рисования»)

Несомненно, одним из моих любимых учителей, была преподаватель русского языка и литературы Галина Александровна Мизандронцева, которая бережно взращивала во мне поэтические ростки. И если вдруг на уроке я задумывался и отвечал невпопад, она меня прощала и понимала, что во мне «бродят стихи»:

Мой добрый свет Галина Александровна
Прощала мои юные грехи.
Не повышала голос, не досадовала,
Когда я весь урок писал стихи.

В ней было столько высоты и трепета
Душевного – из пушкинских времён,
Сжималось сердце золотыми скрепами
И с радостью спешило к ней в полон.

(«Голоса и свет из юности»)

Кроме Галины Александровны Мизандронцевой и Сергея Георгиевича Жигалина доброе влияние оказал на меня да и принял участие в моей судьбе директор педучилища Абрам Аронович Сорин, который вёл в нашей группе детскую литературу. Это как же надо любить своих студентов, чтобы сохранять их рукописи, а по истечении многих лет дарить эти пробы пера своим воспитанникам. Так случилось с моей сказкой в стихах, которую я написал в пятнадцатилетнем возрасте, и которую Абрам Аронович вручил мне, когда я уже стал писателем.

Педагогическое училище я закончил в 1963 году и был направлен учителем черчения, рисования, географии и физкультуры в родную школу, где работала директором Анна Викторовна Полякова (Ермолович). Учительствовал я недолго, но мне очень нравилось работать в школе:

Мне быть охота рядом с вами.
А я – учитель рисованья.
Бегу на срочные уроки,
Роняю книжки по дороге,
И вот уже спешу обратно,
Вся жизнь моя,
как лист тетрадный,
Вся жизнь в линеечку косую.
Вот я любовь свою рисую.

(«Стихи об учителе рисования»)

Год проработал я в деревенской школе и 17 июня 1964 года был призван в армию. Призван не куда-то, а на Тихоокеанский флот, в морскую авиацию. Служил я в отдельном Гвардейском дальнеразведывательном авиационном полку в Шкотовском районе, как раз между Находкой и Владивостоком, на берегу Муравьиного залива, который является частью залива Петра Великого.

Стихи писал со школьной скамьи, но это было не совсем осознанное творчество, а вот, поступив четырнадцатилетним подростком в Тулунское педучилище, я, наконец-то, осознал, что такое стихи, и в 1961 году впервые напечатался в тулунской городской газете со стихотворением «Мечта сбылась», посвящённым полёту Юрия Гагарина в космос.

Военная служба, новые впечатления, новые знакомства, смена географических широт благодатно повлияли на моё творчество, и уже на первом году службы я широко стал публиковаться в воинских и дальневосточных изданиях – это газеты «Боевая вахта», «Суворовский натиск», «Красное знамя», «Тихоокеанский комсомолец», «Магаданская правда», «На боевом посту», «Советский Сахалин», журналы «Советский воин», «Старшина-сержант», «Крылья Родины», «Дальний Восток», альманах «Далеко у Тихого». В 1967 году в конкурсе поэтов-дальневосточников, который проводила газета Тихоокеанского флота «Боевая вахта», я занял первое место.

Демобилизовался в Иркутск, куда из деревни переехали мои родители. После армии устроился на работу художником-оформителем на Иркутский авиационный завод. Стал посещать литературный клуб «Парус», действовавший при заводской газете под руководством радиожурналиста Аллы Алексеевны Чарковой.

Одним из первых иркутских писателей на меня обратил внимание поэт Пётр Иванович Реутский, он же познакомил меня с Александром Вампиловым, Валентином Распутиным, Глебом Пакуловым, Геннадием Машкиным, Евгением Суворовым.

В 1970 году я поступил в Иркутский государственный университет на филологический факультет, который уже имел к тому времени отделение журналистики. В этом же году выпустил свою первую книгу стихов «Зимняя мозаика». В 1975 году закончил университет и был принят на работу старшим инспектором Иркутского облкниготорга.

В 1979 году выпустил вторую книгу стихов «Журавлиная азбука». С 1974 года стал работать в жанре пародии и в 1982 году выпустил книгу пародий «Бой на рапирах», с которой был приглашён в Москву на Второй Всероссийский семинар молодых сатириков и юмористов, где стал одним из победителей семинара:

«Поэту Владимиру Скифу –
победителю конкурса юмористов в Малеевке –
на добрую память.
Георгий Ладонщиков.
Март 1982 г.»

(Автограф одного из руководителей семинара Г Ладонщикова на его книге «Шутки и кроме шуток» Библиотека «Крокодила» № 17, Москва, «Молодая гвардия», издательство «Правда», 1980 г.)

В 1980 году на остановке во 2-м Иркутске, после посещения родительского дома, замерзая в ожидании автобуса, написал первое детское стихотворение «Про крота»:

Как у дома взад-вперёд
Ходит-бродит дядя Крот.
Курит трубку. Трубка та –
Память дедушки-Крота.

Славный дом построил Крот,
Сделал окна, дымоход,
Чтоб кротятам в январе
Было весело в норе.

После этого написал детскую книгу стихов «Воздушный слон», рисунки к которой выполнил мой сын Игорь Смирнов, поэт и художник. Книга, возможно, в ближайшем будущем выйдет в свет. А пока детские стихи периодически публикуются в журнале «Сибирячок».

В 1983 году в Москве я выпустил в издательстве «Современник» книгу стихов «Грибной дождь», а в 1989 голу в Иркутске – книгу «Живу печалью и надеждой» и в этом же году был принят в члены Союза писателей СССР.

В дальнейшем выпустил в свет ещё пять книг стихов и пародий: «К сопернику имею интерес» (1993), «Галерея» (1993), «Копьё Пересвета» (1995), «Над русским перепутьем» (1996), «Себя не сознаваху» (2001).

Работаю в разных поэтических жанрах – это лирика, публицистика, литературные пародии, эпиграммы, иронические стихи, сонеты, верлибры (белые стихи), четверостишия, детские стихи, песни, поэмы, стихи-портреты.

Придумал свой поэтический жанр - стихотворение-портрет. Написал пять венков сонетов: «Родина», «Байкал», «Под знаком Водолея», «Деревня», «Меж звездой и елью».

Очень люблю в стихах цикличность. В последнее время написаны большие циклы стихов: «Письма современникам» (около 50 стихотворений), цикл «Имена» (40 стихотворений), «Цветов пыланье невозможное» (цикл стихов о травах, цветах, деревьях – более 50), «Пускай жучок живёт на свете» (цикл стихов о насекомых – около 20).

Публиковался на страницах центральной и региональной печати.

Среди изданий последних лет - книги: «Золотая пора», «Листопад» (Иркутск), «Вече» (Москва), «Русский крест» и «Новые стихи» - библиотека лирической поэзии «Золотой жираф» (Москва), книги стихов для детей «Зайчик» (Москва) и «Шла по улице корова» (Иркутск).

В 2009 году за книжку «Шла по улице корова» автор получил Всероссийскую литературную премию им. П. П. Ершова.

Владимир Скиф лауреат премий: губернатора Иркутской области за достижения в искусстве и культуре (2011) – за цикл телепередач «Как слово наше отзовётся…» (в составе творческого коллектива); губернатора Иркутской области за достижения в искусстве и культуре (2012) – за создание антологии «Иркутск. Бег времени» (в составе творческого коллектива); Имперская культура имени Эдуарда Володина по разряду Поэзия (2014); лауреат Всероссийской литературной премии имени Николая Клюева (2014).