а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш э ю я

Жилкина
Елена
Викторовна
(1902 — 1997)

Елена Викторовна Жилкина родилась 14 декабря 1902 г. в с. Лиственичное, на берегу Байкала. Отец ее служил там жандармом, а мать была гувернанткой в богатом доме, где молодая семья и квартировала. 
Девочка подрастала на берегах чудесного озера, где и формировалась ее поэтическая натура. Нередко она убегала в окружавшие село горы, «где цветет багул», а в хорошую погоду уплывала по светящимся водам озера на тяжелой байкальской лодке - «стружке», как нежно и ласково называла ее Елена Викторовна. 
А в конце декабря они всей семьей ездили на Рождество в Никольскую церковь. Нарядную лошадь запрягали в сани, детей - Леночку и брата - укутывали в меховую шубу и ехали вдоль вмерзшего в ночь Байкала на Всенощную. 
А под утро, под впечатлением рождественской ночи, изголодавшиеся в дни поста, возвращались домой, к столу с чудесными яствами... Разве можно забыть такое? Елена Викторовна не забывала никогда, и крестик свой православный не выбросила,  и иконка Богородицы всегда висела в изголовье...
Может ли быть детство счастливее, чем у нее?
Елене Викторовне предстояло стать не только свидетельницей, но и участницей многих событий и преобразований, происходивших в нашей стране. От первых потрясений послереволюционных лет девочку заслонили родители. Она росла и училась, как будто не замечая происходящих вокруг изменений,  разрушивших уклад и традиции жизни далекой сибирской глубинки. Повинуясь творческим порывам и восторгам юности,  Елена Викторовна начинает писать стихи, поначалу простые и незатейливые. Впервые они появились в печати в 1925 году. «А в них, - вспоминала она с улыбкой, - небо, чисто вымытое алым флагом!» Увлеченная энергией эпохи, она искренне принимала данное время.
Жизнь в те годы складывалась удачно. Елена поступила в Иркутский университет, по его окончании некоторое время работала в с. Хилок, Читинской области, а затем - в Иркутске. Но по-прежнему ее неуклонно влекло к творчеству. В 30-е годы молодая поэтесса активно сотрудничала с журналами «Будущая Сибирь» и «Сибирские огни», печаталась в альманахах «Переплав» и «Стремительные годы». В 1936 году ей вручили карточку кандидата в члены Союза советских писателей.
В годы Великой Отечественной войны Елена Викторовна работала в иркутских «Окнах ТАСС», выступала с другими писателями в школах, госпиталях, колхозах и публиковалась в периодических изданиях. В 1943 году в г. Улан-Удэ вышла ее первая книга стихов «Верность», ставшая значительным событием в жизни поэтессы. Окреп ее голос, шире стал охват явлений жизни, стихи зазвучали ярче, выразительней. Елена Викторовна, со свойственным ей лиризмом, проникновенно обращается к сверстникам - воинам, шагающим по дорогам войны, рисует образ самоотверженной девушки-санитарки. Эти стихи проникнуты искренним желанием поддержать людей в столь тяжкие дни.
За психологическую точность и лиризм, свойственные поэтической манере Жилкиной, она, видимо, и попала в иркутские «ахматовки». После выхода печально знаменитого постановления ЦК ВКП (б) 1946 г. «О журналах «Звезда» и «Ленинград» ахматовых  искали в каждом городе.
Елену Жилкину уволили из редакции газеты «Советская молодежь» и отказали в квартире. 
Но время шло - и жизнь менялась к лучшему. В 1958 году выходит ее книга «Сердце не забывает», где поэтесса впервые осторожно касается трагических событий своей судьбы, но больше ее взор обращен в милое сердцу прошлое, в этот «ладный» мир ее детских лет. Лучшие стихи посвящены теме материнства и труда. Негромкая и трепетная любовь к родному Прибайкалью звучит в каждой строчке («В Саянах», «Птенец» и др.).
В 1963 году в Иркутске вышел новый сборник стихов Жилкиной «Парус», где осмыслены, обобщены личные переживания («Принимаю шторм», «В пути», «Раздумье» и др.).
Особенно хорошо была встречена критиками книга «Сентябрь» (Иркутск, 1966). Поэтесса обрела самое трудное -  умение быть собой.  Достигнув мастерства, она говорила в полный голос:


Я все могу отныне.
Мне дух захватывает
От высоты.
Кружу во льдах,
Иду через пустыни,
Дотла сжигая
За собой мосты...
                       («Настроение»)

Будучи цельной личностью, сама она никого никогда не предала и ни с кем не сводила счеты. От душевной боли спасалась красотой сибирских лесов и дыханьем Байкала. И это подтверждает книга стихов «Островок» (Иркутск, 1969).

Но вот привлек
Мое вниманье
Цветок, растоптанный в пыли.
И в лепестках его лиловых
Мне шрамы чудятся...
                       («На самой глубине осядут...»)

А какое дивное, яркое стихотворение «Байкальская осень»! Прочтешь его и невольно повторяешь про себя поэтические строки, перебираешь слова, как россыпь самоцветов:

Ошеломит,
Закружит,
Уведет
В мерцающие тайны листопада,
У ног
Лисицей рыжей проползет,
Погонит туч
Оранжевое стадо...

А затем у Елены Викторовны издаются с 1972 по 1982-й год почти одна за другой книги стихов «Родные ветры» (Иркутск, 1972), «Пора  листопада» (Москва, 1976), «После вьюги» (Иркутск, 1980), «Земные дни» (Иркутск, 1982). 
Большинство стихотворений сборника «Земные дни» посвящены Александру Вампилову, Петру Реутскому, Сергею Иоффе, Валентину Распутину, так как она для них стала «крестной матерью». С каким удовольствием поэтесса вспоминала, как однажды Александр Вампилов сказал: «Елена Викторовна, мы все вылетели из вашего рукава». И как тяжело переживала она его гибель, до последнего дня не расставаясь с его портретами.

«Свежесть восприятия живой, многоголосой симфонии жизни» - так отзывался о творчестве Елены Жилкиной литературовед Василий Трушкин, отмечая особенности стиля поэтессы, сумевшей отразить в своих камерных, на первый взгляд, стихах целый мир, такой прекрасный и такой противоречивый. 
Постепенно жизнь у поэтессы наладилась, многое изменилось к лучшему - она даже стала депутатом горсовета. И Елена Викторовна стала помогать молодым писателям - не только в творческом, но и в жизненном плане.
В последние годы жизни Елена Жилкина жила в Москве. 
Книги Елены Викторовны были частично подарены Иркутскому гуманитарному центру, частично - с автографами иркутских писателей - переданы в музеи города Иркутска. Там же находятся некоторые ее личные вещи и письменный стол - классическое двухтумбовое чудо, за которым работала поэтесса.  А сама Елена Викторовна ушла, оставив нам сборники замечательных стихов, свою последнюю книгу «Берег мой», составленную иркутским поэтом Анатолием Кобенковым, и светлую память о себе.