Детские писатели: Гусенков Владимир Павлович - биография
а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш э ю я
Звукозапись
Экранизация
Литературные вечера
Автограф

Гусенков
Владимир
Павлович
(р. 1932)

Человеческие судьбы складываются по-разному, писательские - тоже. Иркутский прозаик Владимир Павлович Гусенков начинал свой путь в литературе как поэт.

Первые его стихи появились в молодежной и армейской газетах города Новосибирска. В 1961 году в Иркутске вышел первый сборник “Корабли выходят на орбиты”. И только через шесть лет вышла в свет вторая его книга, уже прозаическая,  “Между двумя рассветами”.
Кроме повести, которая  дала название сборнику, сюда вошли  рассказы: “Краб”, “Март - месяц счастливый” (позднее он “вырастет” в повесть для детей “Бесплатка”), “Горные яблоки” и другие.

В некоторые из них вошли эпизоды биографии самого автора.  Жизнь его была совсем не проста. Как и все его сверстники, он с лихвой познал все невзгоды военного времени.
Общие для всех, они многократно умножились для маленького Володи - перед самой войной  умерла его мать. Изрядно помыкавшись (отец был вечно занят на работе, и все хозяйственные и домашние дела легли на плечи сына), мальчик в конце концов поступил в школу военно-музыкантских воспитанников. Так что солдатская жизнь для Владимира Гусенкова началась, в сущности, с 12 лет. Потом была армия,  работа на стройках, учеба на филологическом факультете ИГУ...

Юным иркутянам Владимир Гусенков известен, в первую очередь, как автор повестей “Бесплатка” и “Мой бедный Артаньян”. Написаны они по воспоминаниям собственного детства. От этого, наверное, так тонко, так понятно осветил автор проблемы, беспокоившие мальчика Владика.

Хотя  над сибирской землей не рвались бомбы, не падали сраженные пулями солдаты, война добралась и сюда. Большинство семей лишилось кормильцев. Голод и холод стали постоянными спутниками ребятишек. “Думы о хлебе насущном... частенько мешали вникать нам в числа и постигать величие предков, завоевавших для своих потомков самую холодную часть света”. Когда умерла мать Владика,  все хозяйственные дела ложатся на плечи мальчика - отец, заводской кузнец, все время пропадает на работе. А тут еще несчастье: отцу сделали серьезную операцию, ему как никогда требовалось усиленное питание. Трудно поверить, но в маленьком человечке нашлось столько благородства и силы духа, чтобы вынести все тяготы,  свалившиеся на него. Питаясь одной картошкой, он не прикасается к хлебу со своей карточки, к “изысканным” продуктам: салу, яйцам и меду, - так необходимым сейчас отцу для выздоровления, находит в себе силы не жаловаться друзьям, не просить ничьей помощи.

“Спасение” приходит неожиданно. Вконец исхудавшего мальчика направляют в “Бесплатку” -  столовую, где подкармливают особо ослабленных детей. Детские воспоминания далеки от принятых в таких случаях розовых тонов. Но даже в военное время, когда общая беда, как никогда, объединяет людей, живет в мире ЗЛО.  Зло - это когда таинственная незнакомка крадет у ребенка хлебные карточки, зло - когда стяжатели, обитающие у столовой, отбирают у обездоленных детей последние крохи.

Почему же зло так живуче? Ведь, объединившись, люди могут вытеснить его, как ценой огромного риска сделали это ребята из “Бесплатки”. Ответ на этот вопрос испокон веков ищет человечество, ищут его и Владик, и его друзья из “Бесплатки” и “Моего бедного Артаньяна”.