Детские писатели: Боровский Фёдор Моисеевич - биография
а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш э ю я
Звукозапись
Экранизация
Литературные вечера
Автограф

Боровский
Фёдор
Моисеевич
(1933 - 2013)

Знаете, что такое Триалеты? У мальчишек, живущих в Тбилиси, считалось честью побывать в этих горах, вернуться оттуда покрытыми пылью, голодными, смертельно уставшими, а еще прихватить с собой холодных толстых желтопузиков, охапки серебристого шуршащего ковыля и “бешеные” огурцы. Желтопузики обычно разбегались в тот же вечер, огурцы тратили на следующий день, чтобы перемазать друг друга с ног до головы, зато ковыль стоял дома всё лето, усиливая и без того непреодолимое желание побывать там  еще раз. Впрочем, повесть Ф. Боровского “Бунт в королевстве” не только о походах в горы. Основным занятием мальчишек в Тбилиси, где проходило детство автора повести, были игры. Одной из любимых, конечно, была игра в войну. Как будто специально для этого во дворе нарыли траншеи под строительство нового дома, но строительство не велось. Мальчишками двора верховодил Король (он был старше всех остальных), и никто не осмеливался перечить ему, все подчинялись  беспрекословно. Один Федя пытался восстанавливать справедливость, за что ему неоднократно попадало. И только поход на Триалеты помог мальчишке поверить в свои силы, почувствовать уверенность в себе. Он восстал против Короля и в неравной борьбе оказался победителем. Король бежал,  во дворе его больше не видели.

Автор повести Федор Моисеевич Боровский родился в Москве 31 октября 1933 года в семье военнослужащего. Семья часто переезжала с места на место, и мальчику приходилось расставаться с друзьями, обретая новых в другом месте. Воспоминания детства и послужили материалом для повестей и рассказов, которые написал для вас Федор Моисеевич.
В рассказе “Рыжий” главный герой - красивый, умный рыжий кот. Действительно, этот кот достоин того, чтобы о нем написали. Он был отменный крысолов, гроза всех бродячих собак.  

Рыжего мальчик нашел слабеньким,  маленьким котенком в голодное послевоенное время и делил с ним свою ежедневную норму молока. Мальчик и кот стали большими друзьями. Рыжий преданно следовал за хозяином, стоило только его позвать. Мальчишки совершали ночные вылазки в соседний сад, и кот постоянно сопровождал их. Одна из таких вылазок закончилась трагически для четвероногого друга: он спас своего хозяина от злой овчарки и за это поплатился жизнью.

Писать  свои произведения Федор Боровский начал уже после того, как окончил Московский геологоразведочный институт, провел 18  полевых сезонов в геологических экспедициях и начал работать преподавателем в Иркутском геологоразведочном техникуме. Воспоминания детства, все пережитое в трудное военное и послевоенное время бередили душу, не давали покоя, и Федор Боровский взялся за перо.

“Память что решето: дыра на дыре, прореха на прорехе, - пишет писатель. - Жизнь катится колесом, сверкая на солнце спицами. Оборот за оборотом - наматывает  годы как километры... В безостановочной суете проплывают, мелькают мимо события и люди, мысли и чувства - горе, радость...”

Повесть  Боровского “Здравствуйте, эй!..”- о мальчишках послевоенной поры, их увлечениях футболом, путешествиях по малоизвестным местам, нелегких жизненных испытаниях, которые становятся для каждого школой нравственности и чести. Одной из забав было лазание на заброшенную парашютную вышку. “Слава умельца и смельчака окупала любой риск. Когда на двадцатиметровой высоте ползешь на карачках по узкой перекладине, чтобы преодолеть пролет метра в три-четыре без единой ступеньки, опасность щекочет пятки, и каждая жилочка дрожит от сознания своей ловкости, смелости и удачи...” Но прежде необходимо было  обхитрить сторожа. Попадись под руку Горилле, так ребята прозвали сторожа, получишь кизиловым батогом по пяткам.

Так получилось, что главный герой повести упал на улице от приступа малярии и выхаживать его пришлось именно Горилле. Горилла приходит к мальчику домой, чтобы познакомиться с родителями, и мальчик становится свидетелем необычной сцены.
«- Кайхосро... - хрипло сказал отец. - Кайхосро... - 

- Това... - голос Гориллы был так же хрипл и нетверд, осевший, потерянный голос. Он громко сглотнул и снова открыл рот. - Това... - Товарищ старшина!..

Я никак не мог собрать мысли воедино и никак не мог  ничего понять. Чудеса!.. Отец бросился в обход стола, вокруг меня. Застучали, затопали неровно его поспешные шаги, грохнул отброшенный стул.  Отец споткнулся об него и чуть не упал. Горилла одним кошачьим быстрым легким прыжком очутился рядом с ним и бережно прихватил своими длинными сильными руками. Они обнялись и замерли, закрыв глаза. Кайхосро! Кайхосро Циклаури! Тот самый ординарец и друг. Он был засыпан, похоронен, раздавлен в окопе немецким танком и вот - снова воскрес!

...Они ходили друг за другом, словно боялись потерять: отец за Гориллой, Горилла за отцом. Они трогали, тормошили друг друга, словно хотели убедиться, что все это происходит на самом деле, а не во сне...».

Наде Рудик, ученице 6-го класса из города Усть-Кута, понравился рассказ  Боровского “Музыкальная история”. “Один мальчик  мечтал стать музыкантом, - пишет Надя. - Шелест деревьев, шум дождя, течение реки, звуки ночного города напоминали ему волшебную мелодию... Отец пообещал ему купить  скрипку. Но мечте не суждено было сбыться. Однажды утром началась война. Отец ушел на фронт. Мальчик не стал музыкантом, но мечта о музыке осталась с ним на всю жизнь. Мне очень хочется, чтобы мечты всех детей сбывались и чтобы не было войны”.

Произведения Федора Боровского во многом биографичны. Герои его произведений - дети разных национальностей, но общей судьбы. В этом мире все по-братски делилось, радость одного становилась радостью всех, здесь ковались характеры независимые, чистые, из мальчишеских компаний изгонялись вероломство и зависть, неверность и доносительство.
Федор Моисеевич пишет не только для детей. Вышедшая в 1999 году повесть “И ныне, и присно...” адресована взрослому читателю.